Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 136 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_p_10_klass_2017.docx | 67.34 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 06 апреля 2015 года №68-ФЗ, в ред. 19 декабря 2016 года);
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 года №Пр-271);
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 5 марта 2004 года №1089 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №1576);
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 года №1312 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 01 февраля 2012 года №74 с изм., вступившими в силу с 01 сентября 2012 года);
- Приказа Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года);
- Письма Минобрнауки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Историко-культурного стандарта, утвержденного протоколом заседания Совета Российского исторического общества от 30 октября 2013 года;
- регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования Саратовской области от 06 декабря 2004 года №1089 (в ред. приказа Минобразования Саратовской области от 06 апреля 2012 года №1139);
- Учебного плана МОУ «СОШ №24» Кировского района г. Саратова;
- программ по всеобщей истории О.В. Волобуева, А.А. Митрофанова, М.В. Пономарева, В.А. Рогожкина и по истории России Н.И. Павленко для учащихся 10-11 классов.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих цели и задач:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Особенности курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне состоят в том, что основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их интегрированное изучение, на основе проблемно-хронологического подхода. Приоритет отдается учебному материалу, связанному с воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков, а также более глубокое осмысление проблем исторического развития в зарубежных странах.
Сроки реализации данной программы: 2016-2017 учебный год
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение истории в 10-11 классах на углубленном уровне в целом выделяет 280 ч. В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 24» на изучение истории в 10 классе отводится 4 часа в неделю.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля.
II. Содержание учебного предмета
Интегрированный курс
Древнейшая и древняя история человечества
Начальные этапы становления человеческого общества. От человека умелого к человеку разумному. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Эволюция древнего человека. Антропология как наука о происхождении и эволюции человека. Археологические источники эволюции древнего человека: австралопитек, питекантроп. Человек разумный: неандерталец и кроманьонец. Становление родового общества. Родоплеменные отношения. Формирование духовной культуры первобытных людей. Магические обряды и первобытные верования. Зарождение первобытного искусства. Расселение человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Хозяйственно-культурные типы. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Переход от использования каменных орудий к металлическим. Достижения людей эпохи неолита.
Цивилизации Древнего Востока. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Города-государства шумеров. Достижения древних шумеров. Вавилонское царство. Материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества древнейших цивилизаций Междуречья. Восточная деспотия Древнего Египта. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные группы и сословия в древних обществах. Религиозно-философские учения: буддизм, конфуцианство. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Культурное наследие древних цивилизаций.
Античное Средиземноморье. Полисная политико-правовая организация и социальная структура Древней Греции. Демократическое и олигархическое устройство полисов. Особенности политического устройства спартанского государства. Афинская демократия при Перикле. Образование империи Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства. Эллинизм как синтез древнегреческих и восточных цивилизационных элементов. Достижения древнегреческой культуры. Древний Рим. Возникновение Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Патриции и плебеи. Римская армия. Римская империя в I-III вв. Принципат Августа. Политический, экономический и социальный кризис Римской империи. Римское культурное наследие. Влияние древнегреческих образцов на культуру Рима. Особенности древнеримской культуры. Античный мир — колыбель европейской цивилизации. Наследие Древней Греции и Древнего Рима в современном мире.
Античная цивилизация и варварский мир. Древнегреческая колонизация. Античные города Северного Причерноморья: политическое устройство, хозяйство. Кочевые общества: скифы, сарматы, хунну. Кочевой образ жизни. Поздняя Римская империя и варвары. Жизнь и быт германских племен. «Военная демократия». Реформы Диоклетиана. Доминат. Реформы Константина. Раздел Римской империи на Восточную и Западную. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. Взаимодействие древних цивилизаций и мира варваров. Романизация населения Северной Италии, Галлии и Испании.
Первые века христианства. Возникновение христианства. Монотеистическая религия. Нравственные и социальные идеалы христианства. Создание христианской церкви. Деятельность апостолов. Организация христианской церкви в первые века ее существования. Преследования христиан императорской властью. Распространение христианства в Римской империи и за ее пределами. Миланский эдикт императора Константина. Превращение христианства в господствующую религию Римской империи. Борьба церкви с ересями. Вселенские соборы.
Средние века
Европа в раннее Средневековье (V-X вв.). Зарождение средневековой цивилизации. Периодизация европейской средневековой истории. Влияние античной цивилизации на средневековое общество. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Завоевания франков в Галлии и рождение Франкского королевства. Усиление королевской власти при Хлодвиге. Принятие франками христианства. «Ленивые короли» и усиление власти майордомов. Основание династии Каролингов. Создание Папского государства. Империя Карла Великого. Принятие императорского титула Карлом Великим и его значение. Управление империей. Верденский раздел и распад империи Карла Великого. Западная Европа в период сеньориального порядка и политической раздробленности. Основные черты сеньориального порядка. Сословное деление средневекового общества.
Средневековая Европа в XI-XV вв. Внутренняя колонизация. Успехи в земледелии, ремесленном производстве и торговле средневековой Европы в XI-XIV вв. Средневековые города. Коммунальное движение XI-XIII вв. Цеха и гильдии. От раздробленности к централизованным монархиям. Объединение Франции. Столетняя война (1337-1453). Формирование централизованного государства и сословно-представительной монархии во Франции. Генеральные штаты. Последствия нормандского завоевания Англии. Королевская власть в Англии при Генрихе II Плантагенете. Великая хартия вольностей. Парламент - сословно-представительный орган Англии. Войны Алой и Белой розы и завершение формирования централизованного государства. Реконкиста и формирование централизованной сословно-представительной монархии в Испании. Священная Римская империя. Борьба германских императоров с папством. Католическая церковь, власть и общество. «Авиньонское пленение пап». Ослабление власти пап над светскими монархами.
Искусство и литература Западной Европы в V-XIII вв. Роль христианства в развитии культуры раннего Средневековья. Основные цели средневекового искусства и литературы. «Каролингское возрождение». Романский стиль в архитектуре и скульптуре. Готическая архитектура. Средневековая литература. Средневековое образование и наука. Возникновение университетов. Алхимия. Пьер Абеляр и Роджер Бэкон.
Византийская империя и восточнохристианский мир. Византия в VI в.: территория, население, хозяйство. «Страна городов» и «мастерская Вселенной». Константинополь - «Второй Рим». Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Крестово-купольный тип церкви. Образование в Византийской империи. Государственная власть в Византийской империи. Крестьянская община. Возникновение двух христианских миров – православного и католического. Византийская империя: между Европой и Азией. Реформы Юстиниана. IV Крестовый поход и взятие Константинополя крестоносцами. Распад и восстановление Византийской империи в XIII в. Византия и славяне. Византийское наследие в истории и культуре Европы.
Арабские завоевания и создание Арабского халифата. Арабы в древности. Возникновение ислама. Догматика ислама. Коран. Образование исламского теократического государства. Арабские завоевания в Иране, Средней Азии, Северной Африке, Индии, на Пиренейском полуострове. Раскол мусульманской общины: шииты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII-X в. Распад Арабского халифата. Культура мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока.
Страны Ближнего, Среднего Востока и Балкан в X-XV вв. Мусульманские государства в X-XIII вв. Причины Крестовых походов. Хронология событий Крестовых походов. Упадок крестоносного движения. Историческое значение Крестовых походов. Возникновение Османской державы. Завоевания турок-османов в XIV-XV вв. Флорентийская уния между Православной и Католической церквами. Падение Константинополя в 1453 г. и образование Османской империи. Политика османских султанов в отношении христианского населения империи.
Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века. Общие черты цивилизаций Востока. Индия в эпоху Средневековья. Кастовое деление индийцев. Делийский султанат. Империя Великих Моголов. Ислам и индуизм. Средневековый Китай. Идеология конфуцианства государственной власти. Власть и общество в средневековом Китае. Влияние китайской культуры на соседние народы. Создание Монгольского государства. Завоевательные походы Чингисхана и образование Монгольской державы. Причины распада Монгольской державы. Средняя Азия в эпоху Средневековья. Держава Тимура.
Народы и древнейшие государства на территории России
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводцы и землевладельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование православного этноса. Место славян среди индоевропейцев. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Русь в IX-начале XII вв.
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданства. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII-середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII-начале XIII вв. Монархии и республики. Православная церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII-середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Российское государство во второй половине XV-XVII вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России.
Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространения грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Новое время: эпоха модернизации в странах Запада
Европа в начале Нового времени. Хронологические рамки и содержание Нового времени. Экономика Европы в начале Нового времени. Утверждение капиталистических отношений. Предпосылки и начало эпохи Великих географических открытий. Важнейшие экспедиции. Христофор Колумб и открытие Америки. Васко да Гама. Начало колонизации Индии. Первое кругосветное путешествие Магеллана. Конкиста испанцев Южной и Центральной Америки. Географические открытия XVI-XVII вв. Английские морские экспедиции к берегам Северной Америки. Открытие Австралии. Складывание колониальных империй. Итоги и значение Великих географических открытий для Европы. «Революция цен», перемещение торговых путей, формирование мирового рынка. Последствия колониальных захватов для народов Америки, Азии и Африки. Реформация и Контрреформация в Европе. Социально-политические и идейные истоки Реформации. Идеи Мартина Лютера. Реформация в Швейцарии. Кальвинизм. Контрреформация и конфликт между протестантами и католиками. Орден иезуитов. Революция в Нидерландах и образование Республики Соединенных провинций (Голландии). Тридцатилетняя война (1618-1648). Изменения в жизни западноевропейского общества. Протестантская этика как основа буржуазного общества.
Государство и общество стран Западной Европы в XVI-XVII вв. Предпосылки развития капитализма. Огораживания в Англии. Социальные последствия кризиса традиционного общества в Западной Европе. Абсолютизм. Предпосылки утверждения абсолютизма. Не ограниченная власть короля, бюрократический аппарат, постоянные налоги, регулярная армия. Французский абсолютизм Людовика XIV. Меркантилизм. Абсолютная монархия в Англии XVI-XVII вв. Генрих VIII и становление абсолютизма. Елизавета I. Английская революция XVII в. Пуританизм, пресвитерианство и индепендентство. Гражданская война короля и парламента. Диктатура Оливера Кромвеля. Славная революция и Билль о правах. Историческое значение Английской революции.
Эпоха Просвещения. Революция в естествознании. Научные открытия Нового времени. Научная картина мира. Общественные идеи века Просвещения. Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, Ж. Ж. Руссо. Экономическая теория Адама Смита. «Просвещенный абсолютизм».
Революции XVIII столетия. Англия и ее североамериканские колонии в XVIII в. Политическое, экономическое и правовое развитие Англии в XVIII в. Переселенческие колонии Англии на Атлантическом побережье Северной Америки. Причины конфликта между североамериканскими колониями и метрополией. «Бостонское чаепитие». Война за независимость северо-американских колоний и Американская революция. Джордж Вашингтон. Декларация независимости Соединенных Штатов Америки. Конституция США 1787 г. и Билль о правах. Политические и социально-экономические предпосылки Французской революции XVIII в. Начало и основные этапы революции. Свержение королевской власти во Франции и провозглашение республики. Декларация прав человека и гражданина. Якобинская диктатура. М. Робеспьер, Ж. Дантон, Ж.П. Марат. Революционный террор и термидорианский переворот.
Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны. Подавление термидорианцами выступлений сторонников якобинцев и монархистов. Политика Директории. Приход к власти Наполеона Бонапарта. Нашествие Наполеона I на Россию. Победа России в Отечественной войне 1812 г. Крах наполеоновской империи. Венский конгресс и Священный союз.
Тенденции развития европейской культуры XIV-XVIII вв. Культура Возрождения. Философия гуманизма. Идейные основы: античные идеалы, индивидуализм, новый взгляд на место человека в мире. Гуманизм и религиозная этика. Возрождение в Италии. Данте Алигьери, Франческо Петрарка. Творчество архитекторов, скульпторов и художников Возрождения. Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Искусство барокко. Особенности нового стиля. Архитектура, живопись, литература, музыка барокко. Творчество крупнейших представителей барокко: Бернини, Рубенс, Рембрандт, Шекспир, Бах. Основные черты классицизма. Классицизм XVIII в. Эстетические идеалы европейского абсолютизма. Рококо.
Россия в XVIII-середине XIX вв.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII-первой половине XIX вв. Зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII-середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII-первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
Рождение современной Западной цивилизации
Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Предпосылки промышленного переворота в Англии. Промышленный переворот. Технические изобретения. Новые источники энергии. Новый этап промышленного переворота в XIX в. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Достижения в области коммуникаций, транспорта, энергетики. Ускорение темпов роста промышленного производства. Индустриализация. Индустриальное общество. Социальные последствия промышленного переворота. Буржуазия, наемные рабочие, средний класс. Урбанизация.
Революции и реформы в XIX в. Июльская революция во Франции 1830 г. Революция середины XIX в. во Франции. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III. Революционное движение в странах Европы. Исторические особенности революций 1848-1849 гг. в Германии, Австрийской империи, Италии. Реформы в Великобритании. Чартистское движение. Борьба против рабства в США. Авраам Линкольн. Гражданская война Севера и Юга (1861-1865) и ее итоги. Расовая сегрегация и дискриминация. Причины быстрого развития капитализма в США.
Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в XVI-XIX вв. Создание колониальных империй. «Старые» колониальные империи – Испания и Португалия. «Борьба за моря» в XVI в. Колониальная экспансия Нидерландов, Англии и Франции в XVII-XVIII вв. Колонизация Индии английской Ост-Индской компанией. Колонизация Австралии. «Новые» колониальные империи – Нидерланды, Франция и Англия. Проникновение европейцев в Китай и Японию. «Опиумные войны». «Открытие» Японии и реформы Мэйдзи. Национально-освободительное движение в Америке. Образование независимых государств в Латинской Америке.
Идейные течения и политические партии стран Запада в XIX в. Либерализм. Основные либеральные идеи. Плюрализм. Государство и общество в либеральной традиции. Консерватизм XIX в. Идеи консерватизма. Ф. Шатобриан, Ж. де Местр. Идеология социализма. Учения социальных утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Критика утопистами капиталистического общества. Анархизм П. Ж. Прудона. Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в «Манифесте коммунистической партии». Международное товарищество рабочих (I Интернационал). Идеи национализма на Западе.
Страны Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в Европе. Объединение Италии. Франко-прусская война и создание единой Германской империи. Независимость народов Балканского полуострова от Османской империи. Балканы - «пороховая бочка» Европы. Новые лидеры мировой экономики. Причины экономического подъема Германии, США и Японии. Новые явления в экономике стран Запада. Концентрация производства и процесс монополизации в промышленности. Образование финансовой олигархии. Империализм. Колониальные захваты и создание колониальных империй в XIX в. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIX в. Социальные реформы в Германии. «Новый либерализм» на рубеже XIX-XX вв. Либерально-реформистские идеи Э. Бернштейна.
Европейская культура XIX в. Литература первой половины XIX в. Художественная культура первой половины XIX в. Ампир в архитектуре. Академизм в европейской живописи. Основные принципы романтического искусства. Реализм – основное направление в художественной литературе и изобразительном искусстве XIX в. Театральное искусство и музыка. Литература второй половины XIX в. Научно-фантастическая литература. Детективный литературный жанр. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Художественная культура второй половины XIX в. Основные черты импрессионизма и символизма.
Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Реформы 1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступление разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
Формы организации учебных занятий и видов учебной деятельности: урок, урок-лекция, урок-практикум, урок-диалог, работа с учебником, картой и дополнительной литературой, работа с раздаточным материалом, проектные формы уроков.
III. Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию отечественной и всемирной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути развития России, её роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности;
- критического восприятия получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
Древнейшая и древняя история человечества (14 ч.) | |||
1 | Человек разумный. Становление человеческого общества | 06.09.16 | |
2 | Расселение человечества. Неолитическая революция | 06.09.16 | |
3 | Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока | 09.09.16 | |
4 | Древний Египет | 09.09.16 | |
5 | Цивилизации Древней Месопотамии | 13.09.16 | |
6 | Древние цивилизации Южной и Восточной Азии | 13.09.16 | |
7 | Древняя Греция: от классового общества к новым политическим формам устройства | 16.09.16 | |
8 | Походы Александра Македонского. Эпоха эллинизма | 16.09.16 | |
9 | Греческая культура | 20.09.16 | |
10 | Древний Рим: от города к республике | 20.09.16 | |
11 | Древний Рим в I в. до н.э. | 23.09.16 | |
12 | Римская империя | 23.09.16 | |
13 | Античная цивилизация и варварский мир | 27.09.16 | |
14 | Первые века христианства | 27.09.16 | |
Средние века (18 ч.) | |||
15 | Варварские королевства Галлии и Италии | 30.09.16 | |
16 | Средневековая Франция | 30.09.16 | |
17 | Средневековая Англия | 04.10.16 | |
18 | Средневековая Европа в XI-XV вв. | 04.10.16 | |
19 | Средневековая европейская культура | 07.10.16 | |
20 | Наука в Средние века | 07.10.16 | |
21 | Образование в Средние века | 11.10.16 | |
22 | Византийская империя | 11.10.16 | |
23 | Развитие восточнохристианского мира | 14.10.16 | |
24 | Арабский мир в Средние века | 14.10.16 | |
25 | Арабы и мусульманский мир | 18.10.16 | |
26 | Крестовые походы | 18.10.16 | |
27 | Формирование Османской империи | 21.10.16 | |
28 | Средневековая Индия | 21.10.16 | |
29 | Средневековый Китай | 25.10.16 | |
30 | Монгольские завоевания в XIII-XV вв. | 25.10.16 | |
31 | Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии | 28.10.16 | |
32 | Маньчжурское завоевание Китая | 28.10.16 | |
Народы и древнейшие государства на территории России (2 ч.) | |||
33 | Восточная Европа в доисторический период | 11.11.16 | |
34 | Восточные славяне в древности | 11.11.16 | |
Русь в IX-начале XII вв. (6 ч.) | |||
35 | Рождение Древнерусского государства | 15.11.16 | |
36 | Первые древнерусские князья и их деятельность | 15.11.16 | |
37 | Крещение Руси и его международное значение | 18.11.16 | |
38 | Древняя Русь при Ярославе Мудром и ярославичах | 18.11.16 | |
39 | Характерные черты Древнерусского государства | 22.11.16 | |
40 | Культура Древней Руси | 22.11.16 | |
Русские земли и княжества в XII-середине XV вв. (8 ч.) | |||
41 | Русская земля в XII – первой трети XIII вв. | 25.11.16 | |
42 | Формы организации государственной власти в эпоху раздробленности | 25.11.16 | |
43 | Северо-Восточная Русь | 29.11.16 | |
44 | Новгородская республика | 29.11.16 | |
45 | Монгольское нашествие и образование Золотой Орды | 02.12.16 | |
46 | Борьба с экспансией с Запада. Роль Александра Невского в спасении русской земли | 02.12.16 | |
47 | Борьба Москвы за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Великое княжество Литовское и Русское | 06.12.16 | |
48 | Основные направления политики первых московских князей | 06.12.16 | |
Российское государство во второй половине XV-XVII вв. (19 ч.) | |||
49 | Завершение объединения земель вокруг Москвы | 09.12.16 | |
50 | Освобождение от ордынской зависимости | 09.12.16 | |
51 | Формирование самодержавной идеологии | 13.12.16 | |
52 | Власть и церковь в эпоху формирования Русского государства | 13.12.16 | |
53 | Русское государство периода Ивана III | 16.12.16 | |
54 | Культура Руси в XIV-XV вв. | 16.12.16 | |
55 | Русское государство и общество в первой половине XVI в. | 20.12.16 | |
56 | От боярского правления к эпохе реформ. Иван IV | 20.12.16 | |
57 | Ливонская война в период правления Ивана IV | 23.12.16 | |
58 | Политика «опричного террора» | 23.12.16 | |
59 | Россия в конце XVI в. | 27.12.16 | |
60 | Истоки и начало Смуты | 27.12.16 | |
61 | Апогей Смутного времени | ||
62 | Завершение и итоги Смуты | ||
63 | Внутренняя политика первых Романовых | ||
64 | Основные направления внешней политики: Запад, Восток и Юг | ||
65 | Социальные конфликты середины-второй половины XVII в. | ||
66 | Раскол в православной церкви | ||
67 | Культура и быт России в XVII в. | ||
Новое время: эпоха модернизации в странах Запада (15 ч.) | |||
68 | Эпоха Великих географических открытий | ||
69 | Распространение Реформации в Европе | ||
70 | Основные тенденции социально-экономического развития европейского общества | ||
71 | Религиозные войны и укрепление монархии во Франции | ||
72 | Реформация и королевская власть в Англии XVI в. | ||
73 | Англия накануне революции: социально-экономическое развитие | ||
74 | Английская буржуазная революция и ее итоги | ||
75 | Эпоха Просвещения в Европе | ||
76 | Североамериканские колонии в борьбе за независимость | ||
77 | Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества | ||
78 | Франция в XVIII в. Начало Великой Французской революции | ||
79 | Свержение монархии и начало революционных войн | ||
80 | От якобинской диктатуры до империи Наполеона | ||
81 | Наполеоновские войны. Венский конгресс | ||
82 | Тенденции развития европейской культуры XIV-XVIII вв. | ||
Россия в XVIII-середине XIX вв. (27 ч.) | |||
83 | Правления Федора Алексеевича и Софьи | ||
84 | Борьба за власть в конце XVII в. Петр I | ||
85 | Внутренние предпосылки петровских преобразований | ||
86 | Северная война. Катастрофа под Нарвой | ||
87 | От Полтавской баталии до подписания Ништадтского договора | ||
88 | Идеологическое обоснование реформ первой четверти XVIII в. | ||
89 | Реформы административного характера | ||
90 | Реформы в сфере духовной и социальной жизни | ||
91 | Культура и просвещение допетровского и петровского периодов | ||
92 | Итоги реформ: противоречивость принятия | ||
93 | Внутренняя политика правительств эпохи дворцовых переворотов | ||
94 | Внешняя политика России в 1725-1761 гг. | ||
95 | Власть и общество во второй половине XVIII в. | ||
96 | Правительственная идеология второй половины XVIII в. | ||
97 | Социально-политические преобразования Екатерины II | ||
98 | Социально-экономическое развитие страны в 1761-1801 гг. | ||
99 | Основные направления внешней политики второй половины XVIII в. Первые русско-турецкие войны | ||
100 | Массовые движения. Зарождение общественного движения в России | ||
101 | Векторы развития культуры второй половины XVIII в. | ||
102 | Исторические портреты Александра I и Николая I | ||
103 | Идеологическая компонента в политике первой половины XIX в. «Николаевский режим» | ||
104 | Проекты реформ и реальные политические практики первой четверти XIX в. | ||
105 | Отечественная война 1812 г.: предпосылки, причины, ход событий, итоги | ||
106 | Россия: «венская система» и «восточный вопрос» | ||
107 | Общественное движение России первой половины XIX в. Движение декабристов | ||
108 | Направления социально-экономического развития страны первой половины XIX в. | ||
109 | Просвещение, наука, журналистика, искусство в 1801-1855 гг. | ||
Рождение современной Западной цивилизации (9 ч.) | |||
110 | Промышленный переворот на рубеже веков | ||
111 | Становление индустриального Запада | ||
112 | Революции и реформы в XIX в. | ||
113 | Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в XVI-XIX вв. | ||
114 | Идейные течения и политические партии стран Запада в XIX в.: либерализм и консерватизм | ||
115 | Идейные течения и политические партии стран Запада в XIX в.: социализм и национализм | ||
116 | Страны Запада во второй половине XIX в. | ||
117 | Европейская литература XIX в. | ||
118 | Европейская художественная культура XIX в. | ||
Россия во второй половине XIX в. (17 ч.) | |||
119 | Исторические портреты Александра II и Александра III | ||
120 | «Великие реформы»: предпосылки и значение | ||
121 | Отмена крепостного права как переломный этап в модернизации страны | ||
122 | Основные направления внутренней политики Александра III | ||
123 | Власть и конфессиональные объединения в XIX в. | ||
124 | Отношения России со странами Европы | ||
125 | Россия, США и страны Востока | ||
126 | «Внутренние» внешние проблемы | ||
127 | Либералы во второй половине XIX в. | ||
128 | Нигилизм и народническое движение в 1860-1870-е гг. | ||
129 | Положение основных сословных групп в России второй половины XIX в. | ||
130 | Массовые движения во второй половине XIX в. | ||
131 | Быт и повседневная жизнь российских обывателей в конце XIX в. | ||
132 | Просвещение в России второй половины XIX в. | ||
133 | Наука в России второй половины XIX в. | ||
134 | Основные направления развития художественной культуры середины-конца XIX в. | ||
135 | Итоговое повторение «Россия и мир до конца XIX в.» | ||
136 | Итоговое повторение «Россия и мир до конца XIX в.» |
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение
- Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко; под ред. А.Ф. Киселева, Н.И. Павленко. М.: Дрофа, 2014. – 335 с.
- Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углубленный уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2014. – 224 с.
- Алексашкина Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории. М.: Просвещение, 2008.
- Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). Т. 1-3. М., 1991.
- Бестужев-Рюмин К. Русская история. Т. 1-2. СПб., 1872-1885.
- Военная история Отечества с древнейших времен до наших дней. М., 1995.
- Гумилев Л. Н., Этногенез и биосфера земли. М., 1989.
- Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2009.
- Ерошкин М.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1-12. СПб., 1842-1843.
- Ключевский В.О. Сочинения. Т. 1-9. М., 1987-1990.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т. 1-4. М., 1998.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1-3. М., 1993-1995.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 10 кл. М.: «ТЦ Сфера», 2007.
- Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1994.
- Соловьев С.М. Сочинения. М., 1988-1998.
- Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 9-11 классы. М.: «Владос», 2003.
- Татищев В.Н. История Российская. М.-Л., 1962-1968.
- Учебные задачи по истории России и зарубежных стран. 10-11 классы / Н.А. Григорьева, А.В. Хорошенкова. Волгоград: Учитель, 2004.
- Чернова М.Н. Работа с документами на уроках истории. 10 класс (Серия «Подготовка к ЕГЭ. Домашний репетитор»). М.: Айрис-пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории (профильный уровень) для 10 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «История России» под редакцией А.Н. Сахарова, С.И. Козленко и «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.» под редакцией В....
Рабочая программа по истории в 10 классе, профильный уровень
Это программа к учебникам «История России» под редакцией А.Н. Сахарова, С.И. Козленко и «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.» под редакцией В.И. Уколовой, А.В. Ревякина, М.Л. Н...
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 11 класс Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX века – начало XXI века. 11 класс» Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20 Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего(полного) о...
Рабочая программа по истории для 11 класса ( учебник "Всемирная история. Россия и мир"» базовый уровень,Волобуев О.В., Клоков ,В.А., Понамарев М.В.. )
Данная программа для учителей , работающих в 10-11 классах по учебнику О.В.Волобуева, ОВ.Клокова, М.В.Понамарева "Всемирная история.Россия и мир".Программа отвечает основным требованиям предъявляемых ...
Рабочая программа по истории. 10-11 класс. Профильный уровень. УМК А.Н.Сахаров и Н.В.Загладин
ССЫЛКА для скачивания программы277 страницВ Структуру программы включены следующие разделы: Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета...
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа по истории для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа по истории для 10 класса (профильный уровень) включает в себя программу по Всеобщей истории и истории России с древнейших времен до конца XIX века....