Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_b_10_klass_2017.docx | 49.13 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 06 апреля 2015 года №68-ФЗ, в ред. 19 декабря 2016 года);
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 года №Пр-271);
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 5 марта 2004 года №1089 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №1576);
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 года №1312 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 01 февраля 2012 года №74 с изм., вступившими в силу с 01 сентября 2012 года);
- Приказа Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года);
- Письма Минобрнауки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Историко-культурного стандарта, утвержденного протоколом заседания Совета Российского исторического общества от 30 октября 2013 года;
- регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования Саратовской области от 06 декабря 2004 года №1089 (в ред. приказа Минобразования Саратовской области от 06 апреля 2012 года №1139);
- Учебного плана МОУ «СОШ №24» Кировского района г. Саратова;
- программ по всеобщей истории О.В. Волобуева, А.А. Митрофанова, М.В. Пономарева, В.А. Рогожкина и по истории России Н.И. Павленко для учащихся 10-11 классов.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих цели и задач:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Особенности курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне состоят в том, что основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их интегрированное изучение, на основе проблемно-хронологического подхода. Приоритет отдается учебному материалу, связанному с воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков.
Сроки реализации данной программы: 2016-2017 учебный год
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение истории в 10-11 классах в целом выделяет 140 ч. В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 24» на изучение истории в 10 классе отводится 2 часа в неделю.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля.
II. Содержание учебного предмета
Интегрированный курс
Древнейшая и древняя история человечества
Начальные этапы становления человеческого общества. От человека умелого к человеку разумному. Цивилизации Древнего Востока. Государства в Междуречье. Египетская цивилизация. Древняя Индия и Древний Китай.
Античное Средиземноморье. Политико-правовые особенности построения греческих и римских государств. Культура Древней Греции и Древнего Рима. Античная цивилизация и варварский мир. Великое переселение народов. Первые века христианства.
Средние века
Европа в ранее Средневековье. Периодизация европейской средневековой истории. Западная Римская империя. Франкское государство. Империя Карла Великого. Сословные особенности средневекового общества.
Средневековая Европа в XI-XV вв. Внутренняя колонизация. Цеха и гильдии. Парламентские практики в европейских государствах. Католическая церковь, власть и общество. Попытки завоеваний и их итоги. Сословно-представительная монархия как основная форма правления.
Искусство и литература Западной Европы в V-XIII вв. Роль христианства в развитии культуры раннего Средневековья.
Византийская империя и восточнохристианский мир. Арабские завоевания и создание Арабского халифата. Страны Ближнего, Среднего Востока и Балкан в X-XV вв. Мусульманские государства в X-XIII вв. Причины и хронология Крестовых походов. Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века.
Народы и древнейшие государства на территории России
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводцы и землевладельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование православного этноса. Место славян среди индоевропейцев. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Русь в IX-начале XII вв.
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданства. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII-середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII-начале XIII вв. Монархии и республики. Православная церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII-середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Российское государство во второй половине XV-XVII вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России.
Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространения грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Новое время: эпоха модернизации в странах Запада
Европа в начале Нового времени. Хронологические рамки и содержание Нового времени. Экономика Европы в начале Нового времени. Утверждение капиталистических отношений.
Великие географические открытия. Реформация и контрреформация в Европе. Революционные потрясения в Голландии, Англии, Франции. Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны.
Государство и общество стран Западной Европы в XVI-XVII вв. Эпоха Просвещения. Революция в естествознании. Научные открытия Нового времени. Научная картина мира. Общественные идеи века Просвещения.
Тенденции развития европейской культуры XIV-XVIII вв. Культура Возрождения. Философия гуманизма.
Россия в XVIII-середине XIX вв.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII-первой половине XIX вв. Зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII-середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII-первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
Рождение современной Западной цивилизации
Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Предпосылки промышленного переворота в Англии. Промышленный переворот. Технические изобретения. Новые источники энергии. Новый этап промышленного переворота в XIX в.
Революции и реформы в XIX в. Июльская революция во Франции 1830 г. Революция середины XIX в. во Франции. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III. Революционное движение в странах Европы. Исторические особенности революций 1848-1849 гг.
Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в XVI-XIX вв. Создание колониальных империй.
Идейные течения и политические партии стран Запада в XIX в. Страны Запада во второй половине XIX в. Европейская культура XIX в.
Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Реформы 1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступление разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
Формы организации учебных занятий и видов учебной деятельности: урок, урок-лекция, урок-практикум, урок-диалог, работа с учебником, картой и дополнительной литературой, работа с раздаточным материалом.
III. Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию отечественной и всемирной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути развития России, её роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности;
- критического восприятия получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
Древнейшая и древняя история человечества (5 ч.) | |||
1 | Начальные этапы становления человеческого общества | 08.09.16 | |
2 | Цивилизации Древнего Востока | 08.09.16 | |
3 | Античное Средиземноморье | 15.09.16 | |
4 | Античная цивилизация и варварский мир | 15.09.16 | |
5 | Первые века христианства | 22.09.16 | |
Средние века (7 ч.) | |||
6 | Европа в раннее Средневековье (V-X вв.) | 22.09.16 | |
7 | Средневековая Европа в XI-XV вв. | 29.09.16 | |
8 | Искусство и литература Западной Европы в V-XIII вв. | 29.09.16 | |
9 | Византийская империя и восточнохристианский мир | 06.10.16 | |
10 | Арабские завоевания и создание Арабского халифата | 06.10.16 | |
11 | Страны Ближнего и Среднего Востока и Балкан в X-XV вв. | 13.10.16 | |
12 | Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века | 13.10.16 | |
Народы и древнейшие государства на территории России (1 ч.) | |||
13 | Предыстория народов России | 20.10.16 | |
Русь в IX-начале XII вв. (2 ч.) | |||
14 | Русь в IX - первой половине XII вв. | 20.10.16 | |
15 | Расцвет и упадок Древней Руси. | 27.10.16 | |
Русские земли и княжества в XII-середине XV вв. (4 ч.) | |||
16 | Русские земли в начале удельного периода | 27.10.16 | |
17 | Русь и Орда | 10.11.16 | |
18 | Возвышение Москвы | 10.11.16 | |
19 | Усиление власти московских князей | 17.11.16 | |
Российское государство во второй половине XV-XVII вв. (11 ч.) | |||
20 | Создание державы | 17.11.16 | |
21 | Иван III – «Государь всея Руси» | 24.11.16 | |
22 | Политическая борьба в правление Ивана IV | 24.11.16 | |
23 | Ливонская война и опричнина Ивана Грозного | 01.12.16 | |
24 | Россия в конце XVI века | 01.12.16 | |
25 | Смутное время в Московском государстве | 08.12.16 | |
26 | Контрольная работа «Россия в XVI веке» | 08.12.16 | |
27 | Внутренняя политика России в XVII веке | 15.12.16 | |
28 | Внешняя политика России в XVII веке | 15.12.16 | |
29 | Социальные конфликты | 22.12.16 | |
30 | Культура и быт в XVII веке | 22.12.16 | |
Новое время: эпоха модернизации в странах Запада (6 ч.) | |||
31 | Европа в начале Нового времени | ||
32 | Государство и общество стран Западной Европы в XVI-XVII вв. | ||
33 | Эпоха Просвещения | ||
34 | Революции XVIII столетия | ||
35 | Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны | ||
36 | Тенденции развития европейской культуры | ||
Россия в XVIII-середине XIX вв. (17 ч.) | |||
37 | Предпосылки преобразований | ||
38 | Северная война и реформы | ||
39 | Обновленная Россия | ||
40 | Россия после Петра I (1725-1761 гг.) | ||
41 | Общая характеристика Российской империи во второй половине XVIII в. | ||
42 | Внутренняя политика правительств в 1761-1801 гг. | ||
43 | Внешняя политика России в 1761-1801 гг. | ||
44 | Основные черты социально-экономического развития России в 1725-1801 гг. | ||
45 | Массовое движение и зарождение общественного движения в России в XVIII в. | ||
46 | Основные направления развития культуры России в 1725-1801 гг. | ||
47 | Общая характеристика России в первой половине XIX в. | ||
48 | Основные внутриполитические мероприятия правительств Александра I и Николая I | ||
49 | Внешняя политика России в 1801-1855 гг. | ||
50 | Общественное движение России в первой половине XIX в. | ||
51 | Основные направления социально-экономического развития империи в первой половине XIX в. | ||
52 | Просвещение, наука, журналистика в первой половине XIX в. | ||
53 | Основные направления развития российского искусства | ||
54 | Промышленный переворот и становление индустриального Запада | ||
55 | Революции и реформы в XIX в. | ||
56 | Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в XVI-XIX вв. | ||
57 | Идейные течения и политические партии стран Запада в XIX в. | ||
58 | Страны Запада во второй половине XIX в. | ||
59 | Европейская культура XIX в. | ||
Россия во второй половине XIX в. (9 ч.) | |||
60 | Общая характеристика России во второй половине XIX в. | ||
61 | Великие реформы: их значение и судьба | ||
62 | Внешняя политика России в 1860-1880-е гг. | ||
63 | Общественное движение России в 1860-1880-е гг. | ||
64 | Основные тенденции социально-экономического развития пореформенной России | ||
65 | Быт и повседневная жизнь различных слоев населения России в XIX в. | ||
66 | Просвещение и наука. Культура XIX в. | ||
67 | Повторение материала, изученного в 10 классе | ||
68 | Повторение материала, изученного в 10 классе |
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение
- Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко; под ред. А.Ф. Киселева, Н.И. Павленко. М.: Дрофа, 2014. – 335 с.
- Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углубленный уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2014. – 224 с.
- Алексашкина Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории. М.: Просвещение, 2008.
- Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2009.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 10 кл. М.: «ТЦ Сфера», 2007.
- Чернова М.Н. Работа с документами на уроках истории. 10 класс (Серия «Подготовка к ЕГЭ. Домашний репетитор»). М.: Айрис-пресс, 2008.
- Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 9-11 классы. М.: «Владос», 2003.
- Учебные задачи по истории России и зарубежных стран. 10-11 классы / Н.А. Григорьева, А.В. Хорошенкова. Волгоград: Учитель, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 136 часов....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 5-х классов
Рабочая программа по истории древнего мира с календарно-тематическим планированием и пояснительной запиской....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 6-х классов
Рабочая программа по истории для 6 класса, включающая календарно-тематическое планирование и пояснительную записку. В программу входит история Средних веков и история Отечества....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 7-х классов
Рабочая программа по Новой истории и истории Отечества с календарно-тематическим планированием и пояснительной запиской....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (базовый уровень) для курса 10 -11 классы (134 часа)
Данная рабочая программа по истории России с древнейших времен до начала XXI века и Всеобщей истории с древнейших времен до – начала XXI составлена на основе федерального компонента государствен...
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.
Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (базовый уровень) 7 «С» класс
Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета история для 7 «С» класса. Рабочая программа и тематическое планирование учебного ...