Рабочая программа по истории (профильный уровень) для 10 класса
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «История России» под редакцией А.Н. Сахарова, С.И. Козленко и «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.» под редакцией В.И. Уколовой, А.В. Ревякина, М.Л. Несмеловой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_10_klass_profil_2012-2013.doc | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Солнцевская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
методическим советом Директор школы ________
В.М. Сушко
Протокол № ______ «____» _________ 20___ г.
От «____» _________ 20 ___ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ______
Е.Л. Пирогова
«_____» __________ 20___ г.
Рабочая программа
по предмету «История»
для 10 класса (профильный уровень)
на 2012 – 2013 учебный год
Составитель:
Прилип Елена Анатольевна
учитель истории
Солнцевка – 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории (профильный уровень) для 10 класса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, рассчитана на 140 часов.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «История России» под редакцией А.Н. Сахарова, С.И. Козленко и «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.» под редакцией В.И. Уколовой, А.В. Ревякина, М.Л. Несмеловой.
Основные содержательные линии профильного уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов истории – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих куров основывается на проблемно – хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами.
Программа построена на основе концентрической концепции школьного исторического образования, соответствует обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования и требований к уровню подготовки выпускников, рекомендована.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Изучение истории на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
· овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Задачи курса:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами;
- раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества;
- раскрытие специфики власти;
- знакомство с выдающимися деятелями Отечественной и Всеобщей истории;
- раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
- подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать
· факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
· принципы периодизации всемирной истории;
· важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
· особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
· историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
· взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и локальной истории;
уметь
· проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
· осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
· классифицировать исторические источники по типу информации;
· использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
· различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
· использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
· систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
· формировать собственный алгоритм решения историко-поз-навательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
· участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
· представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
· учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
· осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу
Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории с древнейших времен до конца XIX века.
В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:
класс | Объем учебного материала | История России | Всеобщая история |
10 класс | 136 часов | 97 ч. | 39 ч. |
С целью углубления знаний школьников по Отечественной истории в основу взято соотношение: 102:34, где на курс «Всеобщей истории» выделено минимальное количество часов по Госстандарту.
Технологии обучения:
Технология изучения исторического материала блоками на основе опорных схем Шаталова В.В., игровые технологии, технологии проблемного обучения: исследовательский метод, метод проектов; технологии кооперативного обучения, обучение в сотрудничестве.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Данные технологии позволяют решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:
- учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);
- коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);
- информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);
- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).
На различных этапах занятия, ученики являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания.
Виды контроля:
Рабочей программой предусмотрен входной, текущий, итоговый контроль.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, хронологический диктант, понятийный диктант, работа с контурной картой, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, словарная работа, решение познавательных задач, работа с документами и др.
Система оценки достижений учащихся.
Инструментарий для оценивания результатов
Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как фронтальный, так и индивидуальный), исторические диктанты тестирование, в том числе и электронное, работа с таблицей, составление конспекта текста и т.д.
Задачи школьной отметки:
• Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
• Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родите-лем.
Принципы выставления школьной отметки:
• Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
• Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанали-зировать результаты и сделать соответствующие выводы;
• Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомне-нию каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
• Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по обществознанию:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, прак-тическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение использовать обществоведческие понятия и термины. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, прак-тическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, прак-тическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям програм-мы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Уча-щийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, прак-тическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Календарно-тематическое планирование
по курсу «История России с древнейших времен до середины XIXв.
(А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, П.Н. Зырянов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основное содержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Форма работы, контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Введение 2ч | |||||||||
1 | Место России в мировой истории | 1 | УОНМ | Место России в европейской и мировой истории. Проявление общих закономерностей развития стран и народов в истории России. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. | Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории; важнейшие методологические концепции исторического процесса, взаимосвязь и особенности истории России и мира | Лекция | Записи в тетради | 05.09 | |
2 | Российская цивилизация: особенности становления и развития | 1 | УОНМ | Исторические темпы развития России. Многофакторный подход к истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологического факторов на судьбу России. Эпохи в развитии страны. | Основные особенности истории народов и государств в целом выявлять главные факторы развития России, выделять своеобразие истории России в сравнении ее с мировой и европейской историей; определять причины отличий исторического пути России. Особенности исторического развития народов зависят не от одной причины или события, а от комплекса, совокупности факторов. | Лекция, презентация | С.5-15, изучить введение, выполнить задания и ответить на вопросы | 05.09 | |
Тема 1. Предыстория народов Руси. Начало Руси (9ч) | |||||||||
3 | Освоение Евразии. Неолитическая революция | 1 | УОНМ | Предыстория. Начало истории. Человек и ледник. Люди во времена палеолита. Послеледниковый период. Мезолит. Неолитическая революция. | Знать понятия: «человек», «гомо сапиенс», матриархат, патриархат, родовая община. Уметь объяснять: факторы, определявшие развитие человека и общества в период предыстории; основные периоды истории и их основу; характерные черты развития человека и общества в каждый период; суть неолитической революции. | Работа с текстом, составление схем, таблиц, тезисных планов | § 1, с. 22-23, задания 1-8 | 08.09 | |
4 | Формирование этносов. Индоевропейцы. Появление славян | 1 | УОНМ | «Великое переселение народов» и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Появление неравенства. Складывание народов. Индоевропейцы. Расселение европейцев. Место предков славян среди индоевропейцев. Греческие колонии и скифы. Великое переселение народов и Восточная Европа. | Основные группы населения Евразии, сформировавшиеся в период неолита, основные точки зрения ученых о месторасположении прародины индоевропейцев; определение географических районов раннего развития этих групп. | Лекция учителя с элементами беседы, работа с картой. | §2-3, с. 28, 34 - вопросы | 08.09 | |
5 | Славяне в V-VII вв. Религия древних славян | 1 | УОНМ | Первое восточнославянское государство. Славянский вождь Кий. Славяне на берегах реки Волхов. Борьба с аварами и печенегами. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды. | Характеристика перемен в жизни славян в VI-VII вв. Определение связи религиозных верований славян и их занятий и общественной жизни. Подготовка тезисов ответа на вопрос о сохранении элементов верований древних славян в современной жизни (суеверия, обычаи, традиции). | Работа с картой и документами к параграфу. | §4, с. 41, вопросы и задания | 12.09 | |
6 7 | Восточно-славянские племена в VIII-IXвв. Появление государства у восточных славян | 2 | УОНМ | Нестор «Повесть временных лет». Развитие хозяйства. Развитие городов и торговли. «Путь из варяг в греки». Зарождение признаков государственности. Усложнение структуры общества. Государство Русь на Днепре. Варяги. Дискуссия о происхождении слова «Русь». Приход Рюрика в Новгород. Создание единого государства Русь, его развитие в X в. | Характеристика хозяйства и социальных отношений восточных славян VIII-IX вв. Обсуждение вопроса о роли особенностей географического положения территории племенных союзов на темпы развития их хозяйства и уровня общественных отношений. Определение фактов, доказывающих появления государства у восточных славян в изучаемый период. Сравнительная характеристика географического положения и природных условий Киева и Новгорода, определение их влияния на особенности развития этих государственных центров. | Схема «Структура общества и восточных славян в VIII-IX вв.», работа с картой и документами к параграфу. | §5,6 | 12.0919.09 | |
8 9 | Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава | 2 | УОНМ | Княжение Игоря. Полюдье и гибель князя. Правление княгини Ольги. Крещение Ольги. Правление Святослава. Военные походы князя. | Характеристика реформы взимания дани. Сравнительная характеристика Игоря, Ольги и Святослава как правителей Древней Руси. | Работа с документами к параграфу и картой, составление сравнительной таблицы | §7 | 19.0922.09 | |
10 | Русь во времена Владимира Святославича | 1 | УОНМ | Первая усобица на Руси. Начало правления Владимира. Создание оборонительной системы на юге. Крещение Руси в годы правления Владимира. | Сравнительная характеристика личности и правления Святослава и Владимира. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русь в годы правления Владимира Святославича». Дискуссия о причинах и значении религиозных реформ Владимира. Подготовка тезисов ответа на вопрос о значении принятия христианства на Руси. | Работа с документом к параграфу. | §8 | 22.09 | |
11 | Обобщение по теме «Предыстория народов Руси. Начало Руси» | 1 | УОиСЗ | Обобщающий тест | 26.09 | ||||
Тема 2. Русь в XI-XIIвв. (11ч) | |||||||||
12 | Правление Ярослава Мудрого | Вторая усобица на Руси. Борьба Ярослава Мудрого за власть. Ярослав Мудрый во главе Руси. Внешняя политика Ярослава Мудрого. | Сравнительная характеристика причин, сущности и результатов первой и второй усобиц на Руси. Сравнение личности и деятельности князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Русь Ярослава Мудрого – европейская держава». | §9 | 26.09 | ||||
13 14 | Русское общество в XIв. | Государственное управление. Возникновение феодальной собственности. Феодально-зависимое население. Русское общество: а) города, торговля; б) армия; в) церковь; монастыри. Общественные потрясения. Русская Правда Ярославичей. | Сравнительная характеристика управления Руси в IX и в X в. Подготовка развернутого плана ответа о развитии феодальной системы на Руси в изучаемый период. Характеристика русского общества в XI в. Работа с отрывками из Русской Правды по вопросам, данным в параграфе. | §10-11 | 03.1003.10 | ||||
15 | Время новых усобиц | Междоусобица сыновей и внуков Ярослава Мудрого. Борьба с половцами и усобица князей. Любечский съезд. | Характеристика усобиц второй половины XI в. Обсуждение вопроса о влиянии половцев на жизнь Руси. Дискуссия о характере и значении Любечского съезда в истории Руси. | §12 | 06.10 | ||||
16 | Владимир Мономах – великий киевский князь | Объединенный поход русских войск под руководством Владимира Мономаха против половцев. Восстание 1113 г. в Киеве. Правление Владимира Мономаха. Мстислав Великий. Начало новой усобицы. | Сравнительная характеристика личности и правления Владимира Мономаха, Владимира Станиславича и Ярослава Мудрого. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Устав Владимира Вселодовича как дальнейшее развитие Русской Правды в новых исторических условиях». Работа с отрывком из «Поучения Владимира Мономаха своим детям» по вопросам, данным в учебнике. | §13 | 06,10 | ||||
17 18 | Политическая раздробленность Руси. Развитие основных русских земель | Причины распада единого государства. Результат политического дробления Руси. Киевское княжество. Чернигово-Северское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Северо-Восточная Русь в XII-начале XIII в. | Определение причин политической раздробленности Руси. Сравнительный анализ причин политической раздробленности Руси и стран Западной Европы. Выявление следствий политической раздробленности Руси, их влияния на развитие страны. Сравнение усобиц периода политической раздробленности и предшествующего периода истории Древней Руси. Работа с картой. Раскрытие особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры и системы управления в отдельных землях Руси. Оформление результатов ответа в таблице, составленной учащимися. | §14-16 | 10,10 10,10 | ||||
19 20 21 | Культура Руси X-начала XIII в. | Условия зарождения культуры Руси. Письменность, грамотность, школы. Летописи. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура, музыка. Фольклор. Быт народа. | Первый урок – лекция учителя. Второй урок – работа учащихся по группам по тексту учебника (выполнение групповых заданий) с последующим обсуждением итогов. Третий урок - заслушивание и обсуждение докладов учащихся. Заключение учителя по теме. | §17-18 | 17,10 17,10 20,10 | ||||
22 | Обобщение по теме «Русь в XI-XII вв.» | Обощающий тест в формате ЕГЭ | 20,10 | ||||||
Тема 3. Русь в XIII-XV вв. (7 ч) | |||||||||
23 | Начало монголо-татарского вторжения на Русь | Рождение Монгольской империи. Чингисхан. Завоевания монголов. Трагедия на Калке. | Сравнительный анализ процессов рождения Древнерусского и Монгольского государств. Характеристика природных условий жизни монголов в период появления у них государственности. Выявление причин побед монголов в период их завоевательных до прихода на Русь. | §19 | 24.10 | ||||
24 | Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский | Монголо-татарское вторжение на Русь. Натиск с северо-запада. Александр Невский. Ордынское владычество на Руси. Восстания на Руси. . | Характеристика иноземных сил, представлявших опасность для Руси в XIII в. Работа с картой. Определение причин поражения русских княжеств в борьбе с монголо-татарами. Работа с документами к параграфу. Подготовка тезисов к рассказу о полководческом таланте Александра Невского. Дискуссия: «Было ли на Руси монголо-татарское иго?» | §20 | 24.10 | ||||
25 | Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XVвв. | Хозяйство Руси в XIV-XV вв. Положение различных групп общества | Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Подъем хозяйства Руси в XIV-XV вв. | §21 | 31.10 | ||||
26 | Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской | Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за первенство. Иван Калита. От Калиты до Дмитрия Донского. Начало открытой борьбы против Золотой Орды. Куликовская битва. Митрополит Алексей и Сергей Радонежский. | Характеристика причин объединительного процесса русских земель. Дискуссия о закономерности победы Москвы в борьбе за лидерство в объединительном процессе. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Причины победы в Куликовской битве и ее значение в развитии Руси». Сравнительная характеристика личности Сергия Радонежского и митрополита Алексея. | §22 | 31.10 | ||||
27 | Образование единого государства России. Иван III | Наследники Дмитрия Донского. Феодальная война второй четверти XV в. Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы. Судебник 1497 г. Свержение ига Орды. Войны с Литвой и Ливонским орденом. Начало складывания великорусской народности. Русское многонациональное государство. | Работа с картой и документами параграфа. Выявление причин феодальной войны второй четверти XV в. Характеристика ее результатов и их влияния на дальнейшей судьбы страны. Определение признаков централизованного государства на основе анализа развития России в XV в. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Образование единого государства Россия в XV в.». Раскрытие связи содержания Судебника 1497 г. и характера общественных отношений в российском обществе изучаемого периода. | §23 | 03.11 | ||||
28 | Культура и быт XIV-XV вв. | Фольклор. Литература. Историческая мысль. Зодчество, живопись. Быт. | Защита творческих работ учащихся. Обсуждение следующих вопросов: Связь развития культуры и быта изучаемого периода с важнейшими событиями XIV-XV вв. Преемственность культуры XIV-XV вв. с предшествующим периодом развития культуры Отечества. | §24 | 03.11 | ||||
29 | Обобщение по теме «Русь в XIII-XV вв.» | Обобщающий тест в формате ЕГЭ | 14.11 | ||||||
Тема 4. Россия в XVIв. (6 ч) | |||||||||
30 | Реформы Ивана Грозного | Начало правления Ивана IV. Венчание на царство. Реформы Избранной рады. Россия к середине XVI в. | Раскрытие вопроса об укреплении центральной власти во времена Ивана IV. Подготовка схемы «Структура власти при Иване IV». Формулирование тезисов ответа на вопрос: «Личность Ивана IV, ее влияние на политику реформ». Подготовка таблицы «Реформы Ивана IV» (графы: название реформы; ее основные мероприятия; результаты). | §25 | 14.11 | ||||
31 | Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство | Восточная политика. Поход Ермака и покорение Сибирского ханства. Ливонская война. Нерусские народы в составе России. | Раскрытие связи внутренней и внешней политики на примере России Ивана IV. Подготовка таблицы «Внешняя политика Ивана IV» (графы: цели внешней политики; направления внешней политики; результаты). Выявление причин успехов и неудач внешней политики Ивана IV. | §26 | 21.11 | ||||
32 | В преддверии Смуты | Накануне опричнины. Введение опричнины. Опричный террор. Последние годы правления Ивана Грозного. Правление Федора Ивановича. | Продолжение раскрытия связи внутренней и внешней политики на примере России Ивана IV. Работа над понятием «опричнина». Подготовка тезисов ответа на вопрос о сущности опричнины (можно ли назвать эту политику реформой?). Работа с документом к параграфу. Выявление сущности и причин несоответствия между реформаторской политикой Ивана IV , направленной на усиление государства и плачевным его состоянием к концу правления царя. | §27 | 21.11 | ||||
33 34 | Культура и быт конца XV-XVI в. | Фольклор. Просвещение. Научные знания. Литература. Историческая и политическая мысль. Архитектура. Живопись. Прикладное искусство. Быт. | Урок 1. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся. Урок 2. Работа с текстом учебника и обсуждение вопросов: влияние образование единого государства на развитие культуры конца XV-XVI в.; отражение основных исторических событий изучаемого периода в фольклоре; новое в культуре и быте конца XV-XVI в. по сравнению с предшествующим периодом развития; сущность научных знаний конца XV-XVI в. | §28-29 | 24.1124.11 | ||||
35 | Обобщение по теме «Россия в XVI в.» | Обобщающий тест в фомате ЕГЭ | 28.11 | ||||||
Тема 5. Россия в XVIIв. (12 ч) | |||||||||
36 37 | Смутное время | Борис Годунов. «Голодные бунты». Первый самозванец. Восстание Болотникова. Второй самозванец. Открытая интервенция Польши и Швеции. Первое ополчение. Второе ополчение. Освобождение России. Конец Смуты. | Характеристика сущности Смутного времени. Дискуссия о его закономерности. Определение сущности самозванчества. Выявление причин его появления. Работа над понятиями «гражданская война» и «интервенция» в контексте изучаемых событий. Подготовка тезисов ответа на вопрос о подъеме национального самосознания русского народа и других народов России в начале XVII в. Работа над документом. | §30-31 | 28.11 05.12 | ||||
38 | Первые Романовы | Царь Михаил Федорович. Царь Алексей Михайлович. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Центральное управление. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. | Характеристика государственного строя России в XVII в. Сравнительный анализ изменений в государственном строе России XVII в. по сравнению с предшествующим периодом истории России. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Укрепление центральной власти в России XVII в.». Дискуссия о возможности характеризовать государственный строй России XVII в. в качестве самодержавного. Работа с документом. | §32 | 05.12 | ||||
39 | «Священство» и «царство» | Патриарх Филарет. Церковная реформа. Никон и Аввакум. Падение Никона. Преследование раскольников. Соловецкое восстание. | Характеристика роли Русской православной церкви в различных сферах жизни страны в изучаемый период. Сравнительная характеристика личности Никона и Аввакума. Выявление предпосылок проведения церковной реформы. Характеристика сущности церковной реформы, ее сторонников и противников. Работа с документом. | §33 | 12.12 | ||||
40 | Хозяйство и сословия | Сельское хозяйство. Промышленность, мануфактура. Торговля. Феодалы. Крестьяне и холопы. Посадские люди. | Работа с документами. Раскрытие влияния политических процессов в России XVII в. на хозяйство страны. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Новые явления в хозяйственной жизни России в XVII в.». Характеристика мануфактур России изучаемого периода. | §34 | 12.12 | ||||
41 | «Бунташный» век | Соляной бунт. Медный бунт. Накануне разинщины. Восстание под предводительством Степана Разина. | Обсуждение вопросов: сравнительная характеристика городских и крестьянских восстаний середины и второй половины XVII в.; влияние восстаний середины и второй половины XVII в. на жизнь страны; характеристика состава восставших и их требований. | §35 | 15.12 | ||||
42 43 | Внешняя политика России в XVII в. | Русско-польская (Смоленская) война. Русско-польская война 1654-1687 гг. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. «Вечный мир» России с Польшей. Присоединение Сибири. Нерусские народы России | Характеристика задач России во внешней политике после Смутного времени. Показ связи внутренней и внешней политики России в XVII в. Работа с картой и документами к параграфу. Сравнительная характеристика внешней политики времен Ивана IV и периода 30-80-х гг. XVII в. | §36-37 | 15.12 19.12 | ||||
44 | Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны | Царь Федор Алексеевич. Восстание 1682 г. в Москве. Князь Василий Голицын. «Потехи» Петра. Внешняя политика Софьи. Падение Софьи. | Сравнительная характеристика личности и правления Федора Алексеевича и Софьи. Раскрытие причин реформаторской деятельности в допетровское время. | §38 | 19.12 | ||||
45 46 | Культура и быт XVII в. | Обучение грамоте. Школы и академии. Научные знания. Фольклор. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Быт. | Раскрытие связи развития культуры изучаемого периода и событий внутренней и внешней политики. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Новые идеи и стремления XVII в.». Дискуссия о зарубежном влиянии на русскую культуру XVII в. | §39-40 | 26.12 26.12 | ||||
47 | Обобщение по теме «Россия в XVII в.» | Обобщающий тест в формате ЕГЭ | 16.01 | ||||||
Тема 6. Россия в конце XVII-XVIII вв. (14 +1 ч) | |||||||||
48 | Начало славных дел Петра | Петр и его «кумпания». Потешные игры и серьезные дела. Азовские походы. Великое посольство. Возвращение в Москву. Первые новшества. | Характеристика начального этапа правления Петра I, определение целей его политики в это время. Раскрытие необычности преобразований, осуществляемых Петром в это время. Показ взаимосвязи преобразований Петра в начале своего правления с политикой непосредственно предшествовавших ему правителей. | §41 | 16.01 | ||||
49 50 | Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования | Начало Северной войны. Битва под Нарвой. Новые преобразования и первые победы. Полтавская битва. Новые победы. Прутский поход. Битва у мыса Гангут. | Характеристика международной обстановки накануне Северной войны. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Нарва – причины поражения и уроки» и плана «Полтавская битва – генеральное сражение Северной войны». Работа с картой и документами к параграфу. Заполнение таблицы «Ход Северной войны». | §42-43 | 19.01 19.01 | ||||
51 | Реформы Петра Великого | Экономическое развитие. Изменения в сословиях. Реформы государственного управления. | Работа с документами к параграфу. Определение причин проведения реформ, их направленности и методов проведения. Сравнительная характеристика системы государственного управления, созданной при Петре Великом, от старой. Подготовка схемы «Государственное управление при Петре Великом». | §44 | 23.01 | ||||
52 | Окончание Северной войны. Конец правления Петра Великого | Конец Северной войны. Последние заботы Петра Великого. Личность Петра Великого. | Завершение заполнения таблицы «Ход Северной войны». Определение причин победы России и итогов Северной войны. Дискуссия о личности Петра Великого, его влиянии на судьбы России. Работа с документом к параграфу и с картой. | §45 | 23.01 | ||||
53 | Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война | Екатерина I и Верховный тайный совет. Императрица Анна Ивановна. Бироновщина. Императрица Елизавета Петровна. Внешняя политика. Семилетняя война. Император Петр III Федорович. | Работа с картой и документом к параграфу. Характеристика «эпохи дворцовых переворотов». Определение причин и следствий этих переворотов. Сравнительный анализ политики Петра I и политиков эпохи дворцовых переворотов. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Россия в Семилетней войне». | §46 | |||||
54 | Золотой век Екатерины II | Личность Екатерины. Власть. Уложенная комиссия. Дальнейшие реформы Екатерины II. Конец эпохи «просвещенного абсолютизма». | Сравнительная характеристика политики Екатерины II с политикой Петра Великого и непосредственно предшествовавших Екатерине II политиков. Дискуссия о сущности и роли Уложенной комиссии Екатерины в истории России. Работа с документами к параграфу. Сравнение личности Екатерины и Петра Великого. | §47 | |||||
55 56 | Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Великие русские полководцы и флотоводцы | Войны с Турцией, Речью Посполитой и Швецией. Великие военачальники: П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков | Характеристика целей, направлений и результатов внешней политики России в годы правления Екатерины II. Работа с картой. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся, посвященным великим военачальникам России екатерининского времени. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Русская военная школа второй половины XIX в.» | §48-49 | |||||
57 | Русская церковь в XVIII в. | Начало синодального периода в Русской православной церкви. Феофан Прокопович. Преследование вольнодумцев, раскольников, сектантов. Решение вопроса о церковном имуществе. | Характеристика сущности синодального периода в истории Русской православной церкви. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русская православная церковь и петровские преобразования». Прослушивание и обсуждение доклада учащегося на тему: «Феофан Прокопович – типичный и нетипичный представитель петровской эпохи». | §50 | |||||
58 | Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы. Народы России | Город и промышленность. Сельское хозяйство. Крестьяне и дворяне. Торговля. Другие народы России в XVIII в. | Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Успехи развития хозяйства России в XVIII в.». Характеристика развития крепостного права в XVIII в. Определение процессов в хозяйстве России XVIII в., характеризующих начало разложения крепостничества и развитие капитализма. Выявление влияния процессов, характерных для жизни России изучаемого периода, на жизнь нерусских народов страны. | §51 | |||||
59 | От Булавина до Пугачева | Астраханское восстание. Восстание К.А. Булавина. Движение работных людей. Восстание Е.И. Пугачева. | Определение общих причин восстаний XVIII в., сходных причин их поражения. Сравнительная характеристика восстаний XVIII в. и народных выступлений XVII в. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Восстание Е.И. Пугачева как наиболее организованное и значительное движение эпохи феодализма в России». | §52 | |||||
60 61 | Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в. | Черты развития русской культуры в XVIII в. Просвещение. Наука. Общественно-политическая мысль. Литература. Архитектура. Живопись. Скульптура. Театр. Быт. | Урок 1. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся по изучаемой теме. Урок 2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и обсуждение вопросов: лучшие достижения русской культуры XVIII в.; отражение процессов и событий истории России XVIII в. в судьбах крупнейших деятелей культуры изучаемого периода; сравнительная характеристика быта русских людей в XVIII в. с бытом XVII в. | §53-54 | |||||
62 | Обобщение по теме «Россия в конце XVII-XVIIIвв» | Обобщающий тест в формате ЕГЭ | |||||||
Тема 7. Россия в ½ XIXв. (14 ч) | |||||||||
63 | Россия в начале XIX в. | Страны и народы. Сословия и классы. Пути сообщения и торговля. Города и промышленность. Политический строй России. | Характеристика территории и населения России в начале XIX в. Определение особенностей территории и демографических характеристик России в сравнении с другими странами в изучаемый период. Выделение факторов замедлявших экономическое развитие страны и способствовавших положительным изменениям в экономике. Характеристика сословного строя России. Работа над понятием «самодержавно-бюрократический строй». Работа с документом. | §55 | |||||
64 | Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I | Император Павел I. «Дней Александровых прекрасное начало…» Деятельность М.М. Сперанского Присоединение Закавказья к России. | Работа с документом к параграфу. Характеристика личности Павла I и его политики. Сравнительная характеристика личности Александра I и Павла I. Анализ сущности проекта М.М. Сперанского. | §56 | |||||
65 66 | Отечественная война 1812 г. | Вторжение в Россию наполеоновских войск. Бородинское сражение и московский пожар. Противостояние двух армий. Партизанская война. Отступление Наполеона из Москвы и гибель его армии. Историческое значение победы в Отечественной войне. Заграничный поход русской армии. | Работа с картой и документами к параграфу. Дискуссия о стратегии ведения войны, избранной М.Б. Барклаем де Толли. Подготовка рассказа о Бородинском сражении с выделением вопроса об исходе битвы. Выделение причин победы России в войне. Дискуссия о решении продолжения войны с Наполеоном после его изгнания из России. Оценка решений Венского конгресса. | §57-58 | |||||
67 | Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступление декабристов | Вопрос об отмене крепостного права. Вопрос о конституции. Военные поселения. Александр I в последние годы царствования. Тайные организации. Смерть Александра I. Междуцарствие. | Выявление причинно-следственных связей между событиями 1812 г. и постановкой вопросов об отмене крепостного права и принятии конституции. Сравнительный анализ проектов реформ М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева – П.А. Вяземского, «Конституции» Н.М. Муравьева и «Русской Правды» П.И. Пестеля. Дискуссия о сущности событий 14 декабря 1825 г. (восстание или акт гражданского неповиновения?). | §59 | |||||
68 | Начало правления Николая I | Николай I и декабристы. Общественные настроения в начале царствования Николая I. Создание третьего отделения, усиление цензуры. Теория «официальной народности». Разрастание бюрократического аппарата. Сущность бюрократического управления. | Определение сущности и причин различных взглядов в обществе на декабристов. Работа с документом к параграфу. Сравнительная характеристика личности и взглядов Николая I и Александра I. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Охранительные тенденции и перемены в политике Николая I». Характеристика теории «официальной народности», ее истоков и роли в период правления Николая I. | §60 | |||||
69 | Попытки укрепления империи | Кодификация законов. Крестьянский вопрос при Николае I. Е.Ф. Канкрин и денежная реформа. Кавказская война. Начало кризиса николаевской империи. | Сравнительный анализ проектов перемен в России, подготовленных правительственными чиновниками при Александре I и при Николае I с выделением причин сходства и различий. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Кавказская война». | §61 | |||||
70 | Общественная жизнь России при Николае I | Кружки 20-30-х гг. XIX в. Славянофилы и западники. Белинский в «Отечественных записках». Споры западников и славянофилов. Кружок Петрашевского. Русский социализм Герцена | Сравнительный анализ состава участников, основных идей и представлений о способах достижения целей основных направлений общественных движений в период правления Николая I. Подготовка таблицы на основе проделанной работы. Характеристика факторов, определявших общественные движения изучаемого периода. Сравнение взглядов сторонников идей западников, славянофилов и теории «официальной народности». Характеристика «утопического социализма». Определение его корней в российской действительности изучаемого времени. | §62 | |||||
71 | Крымская война | Восточный вопрос. Спор из-за палестинских святынь. Начало войны. Слава и горечь Севастополя. Парижский мир. | Определение причин Крымской войны. Подготовка таблицы «Основные события Крымской войны». Характеристика действий защитников Севастополя. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Крымская война». Формулирование тезисов по теме: «Причины поражения России в Крымской войне». Работа с документом. | §63 | |||||
72 | Образование и наука в первой половине XIX в. | Университеты, гимназии, школы. Русская наука. Русские путешественники. | Выявление причин культурного подъема начала XIX в. Раскрытие связи культурного подъема начала XIX в. с предшествующим культурным развитием России. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Политика «просвещенного абсолютизма» в области культуры. | §64 | |||||
73 74 | Золотой век русской культуры | Архитектура и скульптура. Русская живопись. Театр и музыка. Русская журналистика. | Раскрытие связи достижений русской архитектуры, живописи, музыки и театра первой половины XIX в. с историческими событиями того времени. Подготовка мини-сочинения на тему: «Выдающееся архитектурное произведение первой половины XIX в.» (по выбору учащегося). Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русская журналистика первой половины XIX в.». | §65-66 | |||||
75 | Русская православная церковь в первой половине XIX в. | Положение православной церкви в России. Филарет, митрополит московский. Преследование старообрядцев. | Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Место православной религии и церкви в жизни России первой половины XIX в.». Составление схемы «Структура Русской православной церкви в первой половине XIX в.». Характеристика внутренних противоречий союза церкви и государства. Сравнительный анализ церковной политики Александра I и Николая I. Характеристика положения старообрядцев в изучаемый период. | §67 | |||||
76 | Обобщение по теме: «Россия в первой половине XIX в.» | Обобщающий тест в формате ЕГЭ | |||||||
Тема 8. Россия во 2/2 XIX в. (18 ч) | |||||||||
77 | Накануне отмены крепостного права | Историческая необходимость отмены крепостного права. «Колокол» и «Современник» накануне крестьянской реформы. | Анализ причин отмены крепостного права. Сравнительный анализ точек зрения на освобождение крестьян. Подготовка таблицы, отражающей результаты проведенного анализа. | §68 | |||||
78 | Отмена крепостного права в России | Первые шаги на пути к крестьянской реформе. Деятельность редакционных комиссия. Манифест 19 февраля 1861 г. | Характеристика этапов разработки крестьянской реформы. Анализ сути и причин противоречий в высших слоях общества, появившихся в ходе подготовки отмены крепостного права. | §69 | |||||
79 | Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. | Личное освобождение крестьян. Образование сельских обществ. Учреждение мировых посредников. Введение «временнобязанных» отношений. Выкупные сделки и выкупные платежи. Крестьянские волнения. Историческое значение освобождения крестьян. | Анализ положений реформы 1861 г. с позиций его соответствия условиям развития капиталистических отношений. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Пережитки старого в реформе 1861 г.». Заполнение таблицы (задание №4 – с. 215). | §70 | |||||
80 | Государственные преобразования 60-70-х гг. XIX в. | Земская и городская реформы. Военные реформы. | Характеристика реформ 60-70-х гг. Продолжение таблицы по итогам реформ 60-70-х гг. XIX в. (задание №4 – с. 215). | §71 | |||||
81 | Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в. | Международное положения России после Крымской войны. Айгунский и Пекинский договоры с Китаем. Присоединение Средней Азии. Россия и освободительная борьба славянских народов. | Характеристика задач внешней политики России во второй половине XIX в. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Основные события внешней политики России во второй половине XIX в. и их влияние на международное положение страны». | §72 | |||||
82 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Начало военных действия. Контрнаступление турецких войск. Бои на Шипке и под Плевной. Падение Плевны и перелом в ходе войны. Военные действия в Закавказье. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. | Определение причин и характера войны русско-турецкой 1877-1878 гг. Подготовка таблицы «Ход русско-турецкой войны 1877-1878 гг.». Характеристика итогов русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Сравнительный анализ международного положения России после Крымской войны и к 80-м гг. XIX в.». | §73 | |||||
83 | Промышленность и транспорта в пореформенной России | Полвека русских железных дорог. Промышленное развитие в 60-70-е гг. XIX в. Промышленный переворот. Города в пореформенной России. | Анализ развития промышленности пореформенной России. Выявление ее особенностей. Сравнительная характеристика ступеней развития промышленности России. Сопоставление процессов развития промышленности пореформенной России с аналогичными процессами в странах Западной Европы и США. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Промышленный переворот в России». Перечисление важнейших следствий влияния промышленного развития на жизнь российских городов. | §74 | |||||
84 | Сельское хозяйство после отмены крепостного права | Помещичье хозяйство после реформы 1861 г. Расслоение крестьянства. Крестьянская община. | Анализ процесса перестройки помещичьего хозяйства на рыночные отношения в пореформенной России. Сравнительная характеристика двух путей эволюции аграрного строя России. Определение изменений, происшедших в положении и социальном составе крестьян в пореформенной России. | §75 | |||||
85 86 | Общественное движение 69-70- гг. XIX в. Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. XIX в. | Движение за конституцию. Радикалы и правительство в 60-е гг. Народничество. Три течения в народничестве. Народнические кружки в начале 70-х гг. | Характеристика общественных движений 60-70-х гг. XIX в. Подготовка таблицы «Три течения в народническом движении». Анализ сущности экстремизма в российском обществе изучаемого периода. Сравнительный анализ взглядов членов «Черного передела» и «Народной воли». Работа с документом к параграфу. Дискуссия: «Счастливых реформаторов нет? Судьба Александр II». | §76-77 | |||||
87 | Россия в конце XIX в. | Первая всеобщая перепись населения. Русская деревня. Александр III. Контрреформы. Внешняя политика России в конце XIX в. | Сравнительный анализ данных о населении России начала XIX в. и данных переписи населения 1897 г. Характеристика личности и деятельности Александра III. Сравнительный анализ деятельности Александра III и Александра II. Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Внешняя политика России в конце XIX в.: задачи, направления, результаты». | §78 | |||||
88 | Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. | Правительственная политика в области промышленности. Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. Рабочий класс и рабочее движение. | Определение причин промышленного подъема 90-х гг. XIX в. Характеристика взглядов С.Ю. Витте на экономическое развития России. Подготовка таблицы «Положительные и отрицательные стороны промышленного подъема 90х гг. XIX в.». Сравнительный анализ положения рабочего класса и крестьянства России конца XIX в. | §79 | |||||
89 | Россия в первые годы правления Николая II | Вступление Николая II на престол. Либеральное движение в конце XIX в. Либеральное народничество. Проникновение в Россию марксизма. Начало революционной деятельности В.И. Ульянова (Ленина). | Характеристика личности Николая II. Сравнение взглядов либеральных народников конца XIX в. со взглядами народников предыдущих лет. Анализ сущности марксизма, его сильных и слабых сторон, причин проникновения в Россию. Характеристика взглядов В.И. Ульянова (Ленина) в начальный период его революционной деятельности. | §80 | |||||
90 91 92 | Культура России во второй половине XIX в. | Развитие образования. Наука. Русские путешественники. Архитектура периода эклектики. Скульптура. Живопись эпохи передвижников. Драматический театр. Русская музыка. Печать и книгоиздательское дело. | Уроки 1-2. Ученическая конференция «Вклад культуры России второй половины XIX в. в мировую и отечественную культуры». Урок 3. Обсуждение изучаемой теме по следующим вопросам: влияние эпохи Великих реформ на развитие культуры России; дискуссия о сущности и причинах сочетания высокое уровня российской науки и низкого образовательного уровня населения страны; новые задачи и новые подходы в архитектуре России второй половины XIX в.; феномен движения передвижников; превращение театра в центр культуры жизни провинции; вопрос о создании национальной русской музыки. | §81-83 | |||||
93 | Русская православная церковь во второй половине XIX в. | Церковь и освобождение крестьян. Обер-прокурор К.П. Победоносцев. Старец Амвросий из Оптиной пустыни. Кризис православной церкви в конце XIX в. | Характеристика отношения православной церкви к реформам 60-70 гг. XIX в. Анализ взглядов и политики К.П. Победоносцева, его влияния на развитие государства. Подготовка тезисов к ответу на вопрос: «Православная церковь и общество в конце XIX в.». | §84 | |||||
94 | Обобщение по теме «Россия во 2/2 XIX в.» | Обобщающий тест в формате ЕГЭ | |||||||
Резерв (3 ч) | |||||||||
95-97 |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIXв.»
(В.И. Уколова, А.В. Ревякин, М.Л. Несмелова)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основное содержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Форма работы, контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Введение (2 ч) | |||||||||
1 | Введение. Историческое познание сегодня | 1 | УОНМ | Историческое познание сегодня. Сущность, формы и функции исторического познания. Предмет исторической науки, особенности исторического факта. | Знать особенности истории как науки. Понимать взаимосвязь и особенности истории России и мира. Характеризовать различные виды исторических источников. Уметь их классифицировать. | Работа с источником, решение познавательных заданий | С. 3-7, вопросы и задания | 01.09 | |
2 | Современные концепции исторического развития | 1 | УОНМ | Понятие «всеобщая история». История в системе гуманитарных наук. Вспомогательные исторические дисциплины. Периодизация истории, историческая хронология. | Знать и сопоставлять различные концепции исторического развития. Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории | Работа с источником, решение познавательных заданий | С. 7-13, выучить записи, термины и понятия | 01.09 | |
Раздел 1. Истоки формирования человеческой цивилизации. Первобытность (2 ч) | |||||||||
3 | Предыстория | 1 | УОНМ | Понятия «предыстория человечества» и «первобытное общество». Периодизация первобытности. Проблема происхождения человека: современные дискуссии. Расселение первобытного человека. Появление человека современного типа. Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза | Характеризовать человека и человеческое сообщество первобытной эпохи. | Работа с источниками | § 1 | 15.09 | |
4 | Древнейшие формы социальной жизни. Неолитическая революция | 1 | УОНМ | Первичные формы социального объединения. Род и община. Присваивающее и производящее хозяйство. Разделение труда. неолитическая революция. Власть и управление в догосударственный период. Возникновение частной собственности. Духовный мир первобытного человека. Возникновение религии, морали, искусства. Архаический человек и мифологическое сознание. Система ценностей древних людей. Предпосылки перехода к цивилизации. Особенности хозяйственного устройства в эпоху неолита, «престижная экономика». Племя и вождество. | Выявлять причины изменений форм социальных связей и их особенности. Выявлять причины, сущность и результаты неолитической революции. | решение познавательных заданий | § 1 | 15.09 | |
Раздел 2. Древний мир (7 ч) Тема 1. Древний Восток (2 ч) | |||||||||
5 | Ближний Восток. | 1 | УОНМ | Дискуссия о происхождении государства и права. Восточная деспотия. Возникновение письменности и накопление знаний. Цивилизации Древнего Востока. Ментальные особенности цивилизаций древности | Знать и сравнивать точки зрения на происхождение государств аи права | Решение проблемных задач, работа с источниками | § 2 | 29.09 | |
6 | Индия и Китай в древности | 1 | УОНМ | Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизации: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. | Анализировать происхождение и развитие индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций | Решение проблемных задач | § 3 | 29.09 | |
Тема 2. Мир Античности (4 ч) | |||||||||
7 | Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса | 1 | УОНМ | Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Ментальные особенности античного общества. | Определить специфику географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций | Работа с источниками, картой | § 4 | 13.10 | |
8 | Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру | 1 | УОНМ | Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры | Характеризовать полисную политико-правовую организацию | Решение проблемных задач | § 5 | 13.10 | |
9 | Древний Рим. От возникновения города до падения республики | 1 | УОНМ | Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право | Сравнивать демократию и тиранию. Характеризовать особенности римского права. | Составление схемы. Индивидуальные задания | § 6 | 27.10 | |
10 | Древний Рим. Римская республика | 1 | УОНМ | Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Распространение христианства. Ранняя христианская церковь | Выявлять причины появления и особенности христианства | Работа с источником | § 7 | 27.10 | |
11 | Обобщение по теме «Древний мир» | 1 | УСиОЗ | «Великие переселения народов», войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары) | Сравнивать цивилизации Древнего мира, выявляя общее и отличия | Решение познавательных заданий, тестирование | 17.11 | ||
Раздел 3. Средневековье (7 ч) | |||||||||
12 | Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы | 1 | УОНМ | Формирование средневековой христианской цивилизации. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах. Возрождение имперской идеи в Западной Европе. Принципы периодизации средневековья. Историческая карта средневекового мира. Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Феномен крестовых походов – столкновение и взаимовлияние цивилизаций. Характер международных отношений в Средние века. Европа и нормандские завоеватели. | Определять характерные черты христианской средневековой цивилизации. Сравнивать их с цивилизациями Древнего мира. Выявлять признаки принципы феодальной системы. Характеризовать сословно-корпоративный строй. | Работа с картой, схемами, источниками | § 8 | 17.11 | |
13 | Расцвет западно-европейского христианского мира | 1 | УОНМ | Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Борьба императорской и папской власти, распространение еретичества. Столетняя война, крестьянские и городские восстания, демографический спад. Культурное наследие средневековья. Изменения в мировоззрении средневекового человека. | Выделять причины изменения и особенности западноевропейского христианского мира. Сравнивать европейскую правовую традицию и римское право. Систематизировать и представлять материал, характеризующий развитие культуры в Средние века | Решение проблемных задач, составление таблицы | § 9 | 01.12 | |
14 | Византийское Средневековье | 1 | УОНМ | Социокультурное политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традиции | Определять роль влияния Византии. Различать социокультурное и политическое влияние, мировоззренческие особенности католицизма и православия | Выполнение проблемных заданий, работа с картой, заполнение таблицы | § 10 | 01.12 | |
15 | Исламский мир в Средние века | 1 | УОНМ | Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху средневековья. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Арабские, монгольские и тюркские завоевания. | Анализировать и выделять особенности исламской цивилизации. | Работа с картой, источниками | § 11 | 15.12 | |
16 | Индия, Китай, Япония в Средние века | 1 | УОНМ | Традиционное аграрное общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Цивилизация Востока в эпоху Средневековья | Сопоставлять традиционные общества на Западе и Востоке. Выявлять причины отличий | Решение познавательных заданий, работа с картой, источниками | §§ 12-13 | 15.12 | |
17 18 | Обобщение по теме «Средневековье» | 2 | УОиСЗ | Дискуссия об уникальности европейской средневековой цивилизации. Динамика развития европейского общества | Выявлять характерные черты, сравнивать между собой и с древними цивилизациями цивилизации средневековья | Решение индивидуальных проблемных заданий, тестирование | 29.12 29.12 | ||
Раздел 4. Возрождение (2 ч) | |||||||||
19 20 | Возрождение как культурно-историческая эпоха | 1 | УОНМ | Возрождение как эпоха коренного историко-культурного перелома, новый период развития Средневековья. Предпосылки Возрождения. Исторический фон культуры. Симбиоз античности и христианской традиции в памятниках эпохи Возрождения. Гуманизм как идейная основа Возрождения. Гуманистическая культурная среда. Социально-политическая мысль в эпоху Возрождения. Философия природы и рождение науки. Искусство Возрождения. | Выявлять предпосылки Возрождения в античной и средневековой культуре. Систематизировать и представлять материал, характеризующий эпоху Возрождения | Составление таблицу, работа с источником и иллюстративным материалом. Сообщения, доклады, презентации | § 14 | ||
Раздел 5. Новое время (18 ч) Тема 1. Экономика и общество (5 ч) | |||||||||
21 | Возникновение мирового рынка | 1 | УОНМ | Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние великих географических открытий на развитие европейского общества. | Знать принципы периодизации истории. Выявлять причины и признаки модернизации. сопоставлять причины и результаты Великих географических открытий. Характеризовать изменения пространственного восприятия мира | Работа с источниками, схемами, диаграммами | § 15 | ||
22 | Общество и экономика «старого порядка» | 1 | УОНМ | Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма. социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации | Выявлять основные признаки торгового и мануфактурного капитализма | Работа с источником, анализ, выводы, аргументация | § 16 | ||
23 | Промышленная революция | 1 | УОНМ | Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Внутренняя колонизация. | Определять значение технического прогресса, причины и последствия циклического характера развития рыночной экономики | Работа с таблицами, схемами | § 17 | ||
24 | Индустриальное общество | 1 | УОНМ | Классовая социальная структура общества в XIXв. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографических процессов. | Называть причины и результат эволюции социальных групп в индустриальном обществе. Характеризовать социальную структуру общества в XIX в. | Работа с источниками | § 18 | ||
25 | Обобщение по теме «Экономика и общество» | 1 | УОиСЗ | Характеристика изменений в обществе и экономике европейских стран | Тестирование, решение проблемных заданий | ||||
Тема 2. Духовная жизнь общества (4 ч) | |||||||||
26 | Религия и церковь в начале Нового времени | 1 | УОНМ | Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества | Выявлять причины и последствия Реформации и Контрреформации. Сравнивать изменения в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации со средневековьем | Решение познавательных заданий | § 19 | ||
27 | Наука и общественно-политическая мысль | Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. | Сопоставлять мировосприятия человека традиционного и индустриального обществ. Характеризовать особенности классической научной картины мира в XVII-XIXвв. | Составление таблицы | § 20 | ||||
28 | Художественная культура | 1 | УОНМ | Культурное и философское наследие Нового времени | Систематизировать и представлять материал, характеризующий культурное и философское наследие Нового времени | Презентации учащихся | § 21 | ||
29 | Обобщение по теме «Духовная жизнь общества» | 1 | УОиСЗ | Тестирование | |||||
Тема 3. Политические отношения (5 ч) | |||||||||
30 | Государство на Западе и Востоке | 1 | УОНМ | От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Кризис сословного мышления. Формы абсолютизма. Складывание романо-германской и англо-саксонской правовых семей. | Определять взаимосвязь социально-экономических и социально-политических изменений, их причины и последствия. Характеризовать теорию естественного права и концепцию государственного суверенитета | Решение проблемных индивидуальных заданий | § 22 | ||
31 32 | Политические революции XVII-XVIIIвв. | 2 | УОНМ | Буржуазные революции XVII-XIXвв.: исторические предпосылки, значение. Идеология социальных и политических движений. Формирование основ гражданского, национального самосознания | Характеризовать исторические предпосылки, значение революций XVII-XIXвв. Анализировать идеологии социальных и политических движений. | Составление сравнительной таблицы | § 23-24 | ||
33 | Становление либеральной демократии | 1 | УОНМ | Становление гражданского общества. Философско-мировоззренческие основы идеологии просвещения. Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы. Конституционализм. Рабочее революционное движение | Знать признаки гражданского общества. Характеризовать идеологию Просвещения. Характеризовать и сравнивать идеологические течения. | Составление сравнительной таблицы, работа со схемами, источниками | § 25 | ||
34 | Обобщение по теме «Политические отношения» | 1 | УОиСЗ | Тестирование | |||||
Тема 4. Международные отношения (4 ч) | |||||||||
35 | Встреча миров: Запад и Восток в Новое время | 1 | УОНМ | Особенности динамики развития стран «Старого капитализма». Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. «Периферия» евро-атлантического мира. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах | Выявлять последствия влияния европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. сопоставлять темпы развития стран «старого» и «нового» капитализма | Задания проблемного характера | § 26 | ||
36 37 | «Европейское равновесие». XVII-XVIIIвв. Конфликты и противоречия. XIXв. | 1 | УОНМ | Эволюция системы международных отношений в конце XV- середине XIX вв. Венская система. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Зарождение международного права. Политика «баланса сил». Первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях нового времени. Колониальный раздел мира | Знать особенности системы международных отношений в конце XV- середине XIX вв. и сравнивать их с характером международных отношений в Средние века. Определять последствия решений Венского конгресса | Работа с картой, источниками | § 27-28 | ||
38 | Обобщение по теме «Международные отношения» | 1 | УОиСЗ | Знать основные факты, явления и понятия, характеризующие эпоху Нового времени. систематизировать знания об основных исторических процессах. Понимать обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения. | Тестирование | ||||
39 | Основные итоги всеобщей истории к концу XIXв. | 1 | УКЗ | Дискуссия о различных моделях перехода от традиционного к индустриальному обществу («эшелонах модернизации») | Конференция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (профильный уровень) 10 класс
Настоящая программа по математике для 10 класса (профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования (сборник нормативных документов ...
Рабочая программа по географии (профильный уровень) 11 класс
Программа содержит: статут документа, изменения в программе для 11 класса (профильный уровень), региональный компонент, межпредметные связи, содержание учебного материала, развернутое учебно-тематичес...
Рабочая программа по физике профильный уровень 11 класс
Рабочая программа курса «Физика» для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного об...
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс к учебнику Боголюбова Л.Н....
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 11 класс Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX века – начало XXI века. 11 класс» Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20 Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего(полного) о...
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 136 часов....