Тема: Cарматы Цель: Закрепление и повторение по теме « Сарматы». План урока: 1. Мозговая атака 2. Работа в тетради, у доски 3. Черный ящик 4. Исторический диктант 5. Хотим стать археологами 6. Кроссворд-закрепление 7. Работа по новой теме 8. Итог урока. Выставление оценок
Ход урока: I.Орг.момент IIМозговая атака ( Задаю вопросы, учащиеся отвечают, кто ответит правильно получает 1 ум) Если в течение урока учащийся набрал 6 умов получает пятерку за урок. Начали! Итак первый вопрос 1. на территории Казахстана встречаются памятники сарматов. Где?(западн.Казахстан) 2. В 1 веке до н.э. – 1 тыс н.э. было резкое сокращение численности населения сарматов. С чем это было связано?( В зап Каз-не нескольколет была засуха) 3. Делали ли сарматы посуду из стекла? ( нет.она попала кним с востока) 4. Назовите причину перехода сарматов от кочевого образа жизни к оседлому.( из-за засухи и падежа скота ) III. Самостоятельная работа в тетради (слабый ученик работает у доски . На доске запись 1 схема: Скотоводство
Задание: Написать виды скота, разводимые сарматами Все в тетради делают запись самостоятельно. 2 схема :Приведите в соответствие численность сарматов 6-4век.до н.э 5-7 тыс. человек 3-2 в. до н.э. около 20 тыс человек 1 век до н. Э. –1 тыс. н.э около 10 тыс человек IV. Черный ящик . «Подумай и ответь» ( Ящик передается по кругу всем ученикам .Каждый ученик достает билет с вопросом и передает ящик следующему ученику. Пока другой достает билет , первый ученик готовится к ответу.и т. д. пока ящик не обойдет всех учащихся. А теперь можно отвечать.У вас было время полумать.) 1. Чем приимущественно занимались сарматы? ( кочевым скотоводсвтвом) 2. Черта отличия захоронения племени роксоланов от сарматов. ( Умершего стали класть в четырехугольную могилу не по длине, а по диагонали). 3. Какая посуда использовалась у кочевников –сарматов? ( Кожанная) 4. Чем кроме скотоводства занимались сарматы? ( земледелием и охотой) 5. Какое искусство было широко развито у сарматов? ( ювелирное) 6. Традиция захоронения потомков одного рода, фамильные кладбища у казахов сохранились до наших дней .Во что верили сарматы? ( Считалось, что родственники помогавшие при этой жизни не должны отдаляться друг от друга в загробном мире.) 7. Выбери правильный ответ: Памятники сарматов в основном встречаются на территории : Южного Каз-на, Северного, западного, восточного 8. Выбери правильный ответ 9. Виды посуды , которую использовали сарматы: Керамическая, -фарфоровая, металлическая, глиняная 10. В трудах каких древних ученых встечается слово « Сарматы» ( геродот, Плиний старший) 11. Найди лишнее 12. В одежду сарматов- мужчин входили: короткий полушубок, чапан, пояс, сапоги с короткими голенищами, металлические бляхи и застежки V. Исторический диктант ( Записываем только последнее недостающее слово) 1. в савроматском обществе положение мужчин и женщин было … (равноправное) 2. сарматы в основном изготавливали ювелирные изделия из …(золота) 3. Бусы изготовлялииз…( Сердолика, агата, горного хрусталя, халцедона) 4. Посуда при раскопках найдена только из… ( глины и металла) 5. У сарматов, живших по течению рек Илек и Урал, в погредбениях часто находят красную краску. У сарматов это был символ…( огня и солнца) VIХотим стать археологами Класс делится на 3 группы 1 группа археологов савромато-сарматских памятников 2 группа археологов сарматских памятников. Две группы отстаивают свою точку зрения о том, что эти памятники относятся именно к их группе. 3 группа экспертов –они оценивают работу обеих групп. Вопрос зрителям гостям Сравните обе группы памятников и найдите сходство и отличия между ними. (сходство—ложили в погребения много украшений и предметов быта. Оружие; отличия- в савромато- сарматских памятниках людей захоранивали по несколько сразу а в сарматских по одному) VII.Кроссворд на закрепление темы 1. Из чего делали посуду? 2. Один из видов деятельности сарматов 3. Причина перехода к оседлому образу жизни 4. Одна вещь из одежды сарматов-мужчин 5. Один из видов прикладного искусства 6. одежда женщины 7. Из чего делали украшения сарматы. Выписываем буквы в выделенных клетках и составим слово а ,м ,а ,с ,р ,ы ,т VIII. Работа по новой теме. .Самостоятельно читать, делать пометки в тетради IX. Итог урока Выставление оценок за урок. Домашнее задание повторить тему «сарматы» |
|