Урок по истории Казахстана на тему "Народное образование и литература Казахстана во второй половине XIX века"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Интегрированный урок (история Казахстана и казахская литература) с применением технологии развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 21.87 КБ |
otkrytyy_urok_2.pptx | 295.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Народное образование и литература Казахстана во второй
половине ХІХ века
Цель урока: Сформировать целостное представление у учащихся знаний о
развитии народного образования и литературы в Казахстане во
второй половине XIX века
Задачи урока:
Образовательная – способствовать освоению знаний об основных направлениях
развития народного образования, системе просвещения и
развития литературы
Развивающая - способствовать развитию аналитического мышления, навыков
сравнения, сопоставления
Воспитательная – способствовать воспитанию патриотических чувств, интереса
к образовательному процессу
Тип урока: Интегрированный (история Казахстана, казахская литература)
Технология: Развивающее обучение
Оборудование: Таблица, слайды, даты, портреты писателей, кластер.
План урока:
- Система образования
- Казахская литература
Ход урока:
- Организационный момент.
Отметить, что тема урока «Народное образование и литература Казахстана во второй половине ХІХ века», но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте, ребята, определим с вами наши цели и задачи. Учащиеся дают свои версии, из которых выбираются самые лучшие и которые вместе с учителем корректируются и заносятся в тетради и записываются на доске.
Приблизительные варианты:
- Вспомнить развитие образования в первой половине XIX века.
- Выявить причины изменений в развитии образования во второй половине XIX века, если они есть.
- Изучить систему народного образования во второй половине XIX века, сравнивая с образованием в первой половине XIX века.
- Выявить трудности и проблемы развития образования во второй половине XIX века.
- Показать вклад казахских деятелей в развитие образования и литературы во второй половине XIX века.
- Опрос домашнего задания (по теме «Развитие просвещения в первой половине XIX века»).
Тогда давайте для начала вспомним развитие образования в первой половине XIX века.
Фронтальный опрос (вопросы в слайдах)
Вопросы по истории Казахстана:
- В чем причина развития просвещения в первой половине XIX века?
- Какого типа стали открывать в это время учебные заведения?
- Какие были трудности, и какие существовали проблемы в развитии образования в первой половине XIX века?
- Что можно выделить положительного во вмешательстве Российской империи в сферу образования в первой половине XIX века?
Вопросы по казахской литературе:
- Каких казахских поэтов первой половины XIX века вы знаете?
- Какая тема была основной в их произведениях?
- Какие их произведения вам знакомы?
Тест на узнавание. История Казахстана.
Учащимся на слайдовой доске предлагается цифровая сетка, в которой зашифрованы даты. Задача учащихся в каждой строке найти подходящую дату и дать ей соответствующее историческое значение.
А | 0 | 1 | 2 | 5 | 1 | 8 | 3 | 6 | 4 | 1 | 7 | 5 | 2 | 8 | 9 |
Б | 4 | 7 | 1 | 8 | 0 | 2 | 5 | 1 | 8 | 2 | 5 | 6 | 1 | 1 | 2 |
В | 6 | 5 | 1 | 3 | 4 | 7 | 1 | 6 | 2 | 7 | 3 | 1 | 8 | 3 | 1 |
Г | 4 | 2 | 5 | 7 | 6 | 2 | 7 | 1 | 8 | 1 | 1 | 8 | 5 | 0 | 6 |
Д | 0 | 2 | 6 | 1 | 8 | 4 | 1 | 5 | 1 | 7 | 4 | 8 | 3 | 2 | 1 |
Выделенные жирным цветом и есть зашифрованные даты, но для учащихся они не будут выделены. После каждого ответа проверять правильность, используя слайд.
А) 1836г. – Открыт интернат для казахов в Усть-Каменогорске
Б) 1825г. – военные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации
В) 1831г. – открытие училищ с русским языком обучения в Омской области, организовано одно из первых училищ в Семипалатинске
Г) 1850г. – открытие школ при Оренбургской комиссии, в которых для казахов велось преподавание на русском языке.
Д) 1841г. – В Ханской ставке в Букеевской Орде Жангир организовал школу на русском и татарском языках
- Новая тема
Как и на прошлом уроке, учащиеся работают над заполнением следующей таблицы:
№ | Вопросы | Пер. пол. ХІХ века | Втор. пол. ХІХ века |
1 | Влияющие факторы на развитие образования | Присоединение Казахстана к России, «Уставы» 1822г., 1824г. | Реформы 1867-1868гг., общественный прогресс, общественное движение. |
2 | Система народного образования | Мектебы, медресе, школы с русским языком обучения, специальные учебные заведения | Начальные учебные заведения, средние учебные заведения, учебные заведения со специальной подготовкой. |
3 | Проблемы, трудности в развитии народного образования | Игнорирование потребностей населения в светском образовании на родном языке, слабая материальная база | Слабая материальная база, нехватка профессиональных учителей |
4 | Положительные стороны в развитии народного образования | Обогащение культурного процесса, упрочение казахско-русских связей | Русско-казахские школы, небольшая плата за образование детей казахских шаруа |
5 | Казахская литература | Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай Аронулы | Абай Кунанбаев, Ыбырай Алтынсарин |
Средний столбец учащиеся выполняли на предыдущем уроке, поэтому работа ведется над заполнением последнего столбца таблицы. Каждый вопрос учащиеся разбирают самостоятельно, используя текст учебника. Дается время ознакомиться с текстом учебника §27 на стр.186. Т.к. эта форма работы уже знакома ребятам и они способны сосредоточиться на необходимой информации, то и времени, соответственно, дается немного. После знакомства с текстом ребятам предлагается дать ответы на все вопросы. Учащиеся по очереди высказывают свои мнения, затем правильные ответы записываются каждым учащимся в соответствующие ячейки своей таблицы. Тем временем на доске появляется слайд с готовым текстом в ячейке. Заполненные ячейки показываются после ответов на каждый вопрос.
Далее слово предоставляется учителю казахской литературы Бекмолдаевой А.Б.
IV. Закрепление темы.
В закреплении можно поработать над запоминанием дат, т.к. очень важно в историческом образовании. Учащимся показываются даты, события к которым они должны найти в учебнике.
Далее задание на логическое мышление – найти ошибку.
Система просвещения
во второй половине XIX века
- Начальные учебные заведения: школы грамотности, прогимназии, женские и мужские гимназии
- Средние учебные заведения: реальные училища, учительские семинарии
- Средне специальные учебные заведения: учительские школы, сельскохозяйственные, ремесленные школы
- Высшие учебные заведения: учительские институты, военные училища
Правильный вариант
- Начальные учебные заведения: школы грамотности, прогимназии
- Средние учебные заведения: реальные училища, учительские семинарии, учительские институты
- Учебные заведения со специальной подготовкой: учительские школы, сельскохозяйственные, ремесленные школы
V. Итог урока. Рефлексия и оценки за урок.
VI. Домашнее задание. §27 прочитать, выучить все даты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы по истории Казахстана В чем причина развития просвещения в первой половине XIX века? Какого типа стали открывать в это время учебные заведения? Какие были трудности, и какие существовали проблемы в развитии образования в первой половине XIX века? Что можно выделить положительного во вмешательстве Российской империи в сферу образования в первой половине XIX века?
Вопросы по казахской литературе: Каких казахских поэтов первой половины XIX века вы знаете? Какая тема была основной в их произведениях? Какие их произведения вам знакомы?
Найдите в каждой строке одну дату и укажите к ней соответствующее событие А 0 1 2 5 1 8 3 6 4 1 7 5 2 8 9 Б 4 7 1 8 0 2 5 1 8 2 5 6 1 1 2 В 6 5 1 3 4 7 1 6 2 7 3 1 8 3 1 Г 4 2 5 7 6 2 7 1 8 1 1 8 5 0 6 Д 0 2 6 1 8 4 1 5 1 7 4 8 3 2 1
Правильные варианты А) 1836г. – Открыт интернат для казахов в Усть-Каменогорске Б) 1825г. – военные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации В) 1831г. – открытие училищ с русским языком обучения в Омской области, организовано одно из первых училищ в Семипалатинске Г) 1850г. – открытие школ при Оренбургской комиссии, в которых для казахов велось преподавание на русском языке. Д) 1841г. – В Ханской ставке в Букеевской Орде Жангир организовал школу на русском и татарском языках
№ Вопросы Пер.пол.Х ІХ века Втор. пол. ХІХ века Нач. ХХ века Сер.ХХ века Кон. ХХ века Нач. ХХІ века 1 Влияющие факторы на развитие образования Присоединение Казахстана к России, «Уставы» 1822г., 1824г. 2 Система народного образования Мектебы, медресе, школы с русским языком обучения, специальные учебные заведения 3 Проблемы, трудности в развитии народного образования Игнорирование потребностей населения в светском образовании на родном языке, слабая материальная база 4 Положительные стороны в развитии народного образования Обогащение культурного процесса, упрочение казахско-русских связейбаза 5 Казахская литература Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай Аронулы
№ Вопросы Пер.пол.Х ІХ века Втор. пол. ХІХ века 1 Влияющие факторы на развитие образования Присоединение Казахстана к России, «Уставы» 1822г., 1824г. Реформы 1867-1868гг., общественный прогресс, общественное движение 2 Система народного образования Мектебы, медресе, школы с русским языком обучения, специальные учебные заведения 3 Проблемы, трудности в развитии народного образования Игнорирование потребностей населения в светском образовании на родном языке, слабая материальная база 4 Положительные стороны в развитии народного образования Обогащение культурного процесса, упрочение казахско-русских связейбаза 5 Казахская литература Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай Аронулы
№ Вопросы Пер.пол.Х ІХ века Втор. пол. ХІХ века 1 Влияющие факторы на развитие образования Присоединение Казахстана к России, «Уставы» 1822г., 1824г. Реформы 1867-1868гг., общественный прогресс, общественное движение 2 Система народного образования Мектебы, медресе, школы с русским языком обучения, специальные учебные заведения Начальные учебные заведения, средние учебные заведения, учебные заведения со специальной подготовкой 3 Проблемы, трудности в развитии народного образования Игнорирование потребностей населения в светском образовании на родном языке, слабая материальная база 4 Положительные стороны в развитии народного образования Обогащение культурного процесса, упрочение казахско-русских связейбаза 5 Казахская литература Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай Аронулы
№ Вопросы Пер.пол.Х ІХ века Втор. пол. ХІХ века 1 Влияющие факторы на развитие образования Присоединение Казахстана к России, «Уставы» 1822г., 1824г. Реформы 1867-1868гг., общественный прогресс, общественное движение 2 Система народного образования Мектебы, медресе, школы с русским языком обучения, специальные учебные заведения Начальные учебные заведения, средние учебные заведения, учебные заведения со специальной подготовкой 3 Проблемы, трудности в развитии народного образования Игнорирование потребностей населения в светском образовании на родном языке, слабая материальная база Слабая материальная база, нехватка профессиональных учителей 4 Положительные стороны в развитии народного образования Обогащение культурного процесса, упрочение казахско-русских связейбаза 5 Казахская литература Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай Аронулы
№ Вопросы Пер.пол.Х ІХ века Втор. пол. ХІХ века 1 Влияющие факторы на развитие образования Присоединение Казахстана к России, «Уставы» 1822г., 1824г. Реформы 1867-1868гг., общественный прогресс, общественное движение 2 Система народного образования Мектебы, медресе, школы с русским языком обучения, специальные учебные заведения Начальные учебные заведения, средние учебные заведения, учебные заведения со специальной подготовкой 3 Проблемы, трудности в развитии народного образования Игнорирование потребностей населения в светском образовании на родном языке, слабая материальная база Слабая материальная база, нехватка профессиональных учителей 4 Положительные стороны в развитии народного образования Обогащение культурного процесса, упрочение казахско-русских связейбаза Русско-казахские школы, небольшая плата за образование детей казахских шаруа 5 Казахская литература Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай Аронулы
№ Вопросы Пер.пол.Х ІХ века Втор. пол. ХІХ века 1 Влияющие факторы на развитие образования Присоединение Казахстана к России, «Уставы» 1822г., 1824г. Реформы 1867-1868гг., общественный прогресс, общественное движение 2 Система народного образования Мектебы, медресе, школы с русским языком обучения, специальные учебные заведения Начальные учебные заведения, средние учебные заведения, учебные заведения со специальной подготовкой 3 Проблемы, трудности в развитии народного образования Игнорирование потребностей населения в светском образовании на родном языке, слабая материальная база Слабая материальная база, нехватка профессиональных учителей 4 Положительные стороны в развитии народного образования Обогащение культурного процесса, упрочение казахско-русских связейбаза Русско-казахские школы, небольшая плата за образование детей казахских шаруа 5 Казахская литература Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай Аронулы Абай Кунанбаев , Ыбырай Алтынсарин
Система просвещения во второй половине XIX века Начальные учебные заведения: школы грамотности, прогимназии, женские и мужские гимназии Средние учебные заведения: реальные училища, учительские семинарии Средне специальные учебные заведения: учительские школы, сельскохозяйственные, ремесленные школы Высшие учебные заведения: учительские институты, военные училища
Правильный вариант Начальные учебные заведения: школы грамотности, прогимназии Средние учебные заведения: реальные училища, учительские семинарии, учительские институты Учебные заведения со специальной подготовкой: учительские школы, сельскохозяйственные, ремесленные школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории
Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории и во всех классах...
Литература и искусство второй половины 19 века
В материале представлен иллюстративный материал для анализирования учащимися....
«Русская история и русская литература второй половины XIX века».
«Русская история и русская литература второй половины XIX века». Тип ...
Урок истории 6 класс Московское государство и его соседи во второй половине XV века
Урок истории к учебнику под ред. Торкунова...
История русской литературы второй половины XIX века на тему: Анализ стихотворения А. Блока «Ты — как отзвук забытого гимна»
В статье дан полный анализ стихотворения А. Блока «Ты — как отзвук забытого гимна», которое относится к циклу «Кармен». Цикл «Кармен» - одна из глав в сюжетно...
Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"
Презентация к 2 урокам истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"....
Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения науки и образования (История России. 9 класс)
Тема: Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения науки и образования (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я.Параграф 30 &laq...
Комментарии
спасибо за действительно
спасибо за действительно полезный урок