открытый урок по истории Казахстана 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Елеусизова Дана Калиаскаровна

разработка урока по теме "Завоевание монголами земель Казахстана", презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mongoly.doc41 КБ
Office presentation icon zavoevatelnye_pohody_mongolov.ppt1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история Казахстана 

Тема: Завоевание монголами земель Казахстана

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока

  Образовательная: Ознакомиться с историей создания империи Чингисхана, об общественном строе, завоевании казахских земель, гибели Отрара и создании улусов. Закрепить знания о ВШП

  Воспитательная: Воспитывать патриотизм, а также отрицательное отношение к войнам и военным конфликтам.

  Развивающая: Развивать монологическую речь учащихся в ходе выступлений, развитие памяти, внимательности, исторического мировоззрения.

   Метод: Объяснительно-иллюстративный 

   Оборудование: Портрет Чингисхана, ноутбук,  карта РК, рисунок «Дерево с плодами», контурные карты, А3, иллюстрации и рисунки.

Ход урока:

Орг.момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Психологический настрой к уроку:

 Блок № 1.  Постановка темы и целей урока

 Блок № 2. Актуализация опорных знаний

     «Дерево познания» (дерево, а на дереве плоды с вопросами). Задаются вопросы по прошлому материалу.

Вопросы:

  1. Почему ВШП назван Великим шелковым путем?
  2. С какого века начинает функционировать, и  с какого государства начинает путь?
  3. Перечислите города, через которые проходил ВШП?
  4. Какие товары привозили по ВШП?
  5. С какими странами велась торговля?
  6. Что привозилось из Индии, Китая, Средней Азии?
  7. Этот путь называют «дорогой жизни», соединяет север и юг.
  8. Что означает «Жетысу», в какой части Казахстана он находится?
  9. Из скольки частей состоял средневековый город? Перечислите их.
  10. Раньше этот город именовался Яссы. А сейчас он означает «страна, место проживания тюрков»
  11.  Когда перестал существовать ВШП? И почему?

Вывод: ВШП имел огромное значение для экономики, для развития городов, часть населения перешла к оседлому образу жизни, обмен культурами.         

 Блок № 3.  Изучение новой темы:    

Вступительное слово.

     В древние времена был создан такой литературный памятник, как «Сокровенное сказание монголов». В отличие от других летописей того времени в нем говорится не о предках и расшифровке родословной, а в основном, о жизни и делах Чингисхана. Мы начинаем изучение новой темы с рассказа о Темучине, будущего Чингисхана. Послушаем рассказ.  (Катя)

После гибели Есугей-батыра, маленький Темучин остался один, был в плену. Став юношей, он сумел объединить вокруг себя верных товарищей. И начал борьбу с племенами за территории……

3. Рассказ о войске монголов, одновременно демонстрация иллюстраций. (Мейрам)

-схемы об административном устройстве империи.                              

                                                                                                             

Основной закон- Яса Чингисхана

I часть- слова назидания, условия по управлению  

II часть- общие законы по военным и гражданским делам, правила, наказания.(Даша)

4. Работа в группах.

Монгольская империя 1 группа

95 административных туменов

3 военно-административных улусов

Правое крыло (Барунгар)       Центральное крыло (Кул)          Левое крыло(Жонгар 

Высший орган- Курултай- учредительное собрание – 2 группа

Один раз в год в летнее время

Планы предстоящей войны, сбор войск, сроки войны,

внутренние вопросы жизни империи.

 Хронологическая лента «Завоевания монголов»

    На хронологической ленте с датами отмечаются завоеванные территории.

1 группа – Причины завоевательной политики монголов, города перечислить;

2 группа – соотнести даты и события.

5. Гибель Отрара.

   К 1218-1249 гг. монголы подчинили себе многие народы, енисейских кыргызов, бурят. Поводом вторжения в Казахстан послужила «Отрарская катастрофа» в 1218 году.

Показ видеоролика «Отрарская катастрофа»

     А  вы как относитесь к такому явлению, как предательство? На месте Отрара остались лишь развалины. Почему именно Отрар – город-герой?

6. Последствия завоеваний.

    Через пять лет весь Казахстан и Средняя Азия после упорного сопротивления вошли в состав монгольской империи. Монгольское нашествие оставило неизгладимые последствия.

Схема «Последствия монгольских завоеваний»

    Арабский историк Ибн-аль-Асир писал об этом: «Монголы ни кого не жалели, убивали же=щин, мужчин, детей,раскрывали утробы беременным а умертвляли младенцев. Немало представителей плембн, НАселявшШх Казахстан, окРзались из-за монгольского завоевания в Венгрии, на Балканах, Индии, Египте, Китае».

   Завоеванные территории  Чингисхан разделил между своими 4 сыновьями. Земли Казахстана полностью перешли в руки 3-х старших сыновей. Розданные земли стали называться улусами.

Работа по карте:

    Рассказ о разделении империи, с применением карты.

7. Смерть Чингисхана

     В 1224 году Чингисхан возвращается в Монголию. Умер Чингисхан в возрасте 72 лет в год «таха», в год кабана (в 1227 г.), случайно упав с лошади. Похоронен на горе Бурхан-Калдан в месте, которое избрал еще при жизни. Покорил «Сотрясатель Вселенной» 4/5 территории Старого света  с населением свыше одного миллиарда человек.

    Все родственные отношения между сыновьями были прекращены. Все чаще стали происходить междоусобные распри за власть и захват территории. После смерти в 1259 г. Великого хана Монке междоусобная борьба между потомками Чингисхана еще более обострилась.

   

Блок № 4. Закрепление -  работа учащихся в группах:

   Каждая группа учеников получает определенное задание на карточках.

1 группа

1. Предатель, открывший ворота Отрара.

2. В каком году родился Чингисхан?

3. Младший сын Чингисхана.

4. Какое важное событие произошло в 1206 году?

2 группа

1. Последствия монгольских завоеваний

2. Что означает слово «курултай»?

3. Имя отца Чингисхана.

4. Что такое «Яса»?

Блок № 5. Д/З:§ 11, подготовить. Составить рассказ о мужестве защитников Отрара, если не успели отметить на карте улусы, дома сделать.

Блок № 6. Итоги урока, рефлексия, оценки.

ГУ «Амангельдинская средняя школа»

Открытый урок в 5 классе

«Завоевание монголами земель Казахстана»

Учитель истории: Елеусизова Д.К.

Декабрь 2015 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Завоевательные походы монголов

Слайд 2

Чингиз хан(1155-1227) «тот кто ушел в небо» Основатель империи монголов . Потряситель Вселенной

Слайд 3

Баты́й ( Бату-хан , 1205 — 1255 ) — монгольский полководец и государственный лидер, чингизид , хан Золотой Орды , сын Джучи и внук Чингисхана . Поднявшись по Волге , Батый разгромил Волжскую Булгарию , затем свернул на запад, разорил Рязань (декабрь 1237 года), Москву , Владимир-на-Клязьме (февраль 1238 года), В 1239 году Батый покорил Переяславль , Чернигов , разорил Киев ( 6 декабря 1240 года), Каменец , Владимир-Волынский , Галич и Лодыжин (декабрь 1240 года). Крайним западным пунктом этого движения оказался Майсен . Европа была захвачена врасплох и не оказала дружного и организованного сопротивления. В марте 1242 года началось обратное, не менее опустошительное, движение монголов через Боснию , Сербию и Болгарию .

Слайд 4

Поднявшись по Волге , Батый разгромил Волжскую Булгарию , затем свернул на запад, разорил Рязань (декабрь 1237 года), Москву , Владимир-на-Клязьме (февраль 1238 года), двинулся было на Новгород, но от весенней распутицы ушёл в Половецкие степи

Слайд 5

Угэдэй-хан (Угедей-хан), (другие вариации - Ögädäi , Ögedäi , Ogotai , Ogtai , Oktay , кит. 窝阔台 ) (1186—11 декабря 1241), третий сын Чингисхана и второй Великий хан Монгольской империи, преемник своего отца. Он продолжил экспансивную политику,которую начал его отец. Подобно другим сыновьям Чингисхана, он участвовал в походах на Западный Китай и Центральную Азию

Слайд 6

Джучи (ок. 1185—1227) — старший сын Чингисхана; во время похода последнего на запад командовал самостоятельным отрядом в низовьях Сырдарьи. С отцом не ладил; не дожив до раздела завоёванных земель, умер в 1226 (по другим источникам в 1227). Его многочисленное потомство получило в удел Хорезм, Дешт-и-Кипчак, Кавказ и страны к северу от Каспийского и Чёрного морей, ещё не завоёванные. Дирхем улуса Джучи

Слайд 8

Чагатай (Джагатай) (1186—1242) — монгольский хан, второй сын Чингисхана. Отличался крутым и строгим характером. Отец назначил его великим хранителем Ясы Средней Азии. Чагатай участвовал в покорении, которая была ему выделена во владение. Потомки Чагатая правили Средней Азией в XIII—XIV веках. Именем Чагатая называют средневековый тюркский язык Средней Азии.

Слайд 9

Мунке (Мункэ, Менгу) (1208—11 августа 1259, Хэчжоу) — чингизид, четвёртый Великий хан (с июля 1251 года) Монгольской империи, внук Чингисхана, сын Толуя и Соркактани-беги, брат Хубилая, Хулагу и Ариг-буги. Завоевал Иран и начал покорение Южного Китая.

Слайд 10

Памятная стелла в Каракоруме

Слайд 11

Каракорум-столица Монгольской империи

Слайд 12

Карты Дешт-и-Кипчак Улуг Улус и сопредельные государства Территориальное деление Монгольской империи Рост империи и деление на улусы Нападение на Русь Монгольские государства в начале XIV века Улуг Улус и Европа

Слайд 13

Дешт-и-Кипчак

Слайд 14

Реконструкция в начало

Слайд 17

Монгольский всадник

Слайд 20

Вооружение война

Слайд 21

Оружие монгольских воинов: 1, 2 — стрелы; 3 — лук; 4 — кинжал; 5 — сабля; 6, 7 — шлемы; 8 — копье; 9 — кольчуга; 10–14 — наконечники стрел; 15 — наручье; 16 — колчан.

Слайд 22

Ручная ракета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА В 6 КЛАССЕ "САРМАТЫ"

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА В 6 КЛАССЕ "САРМАТЫ"...

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей Рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Разработка открытого урока по истории Казахстана «Культура саков»

Тема урока: «Культура саков» Цель урока: Обучающая:- создать условия для усвоениия знаний о культуре сакских племен;- проследить взаимосвязь культуры саков и современного казахского народа;-...

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....