Формирование духовно нравственной личности средствами уроков истории
статья (история) по теме

Заворницына Ольга Васильевна

в данном материале представлены средства формирования духовно нравственной личности средствами уроков истории , а именно: использование материалов школьного музея, внеурочная деятельность по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно нравственной личности средствами уроков истории

Заворницына О.В.

МКОУ «Любимовская ООШ»

Далматовского района

учитель истории

       Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Если сегодня наша страна провозглашает курс на стабильное политическое и социально-экономическое развитие, то необходимо понимать, что оно невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. В системе образования должны присутствовать учебные дисциплины (в основном это гуманитарные дисциплины), программа которых и учебные материалы по которым будут формировать личность человека и гражданина, любящего свою Родину, знающего и ценящего ее культуру и историю. Такой широкий подход к образованию всегда составлял славу российской образовательной традиции.

Я убеждена, что на уроках истории можно прививать школьникам духовно-нравственные ценности, воспитывать патриотические чувства, формировать устойчивую гражданскую позицию. Для этого на своих уроках я создаю условия, которые позволяют учащимся в полной мере проявлять свои способности, развивать самостоятельность, познавательную активность, творческий потенциал. Огромную помощь в воспитании духовно-нравственной личности на уроке истории мне помогает наш школьный краеведческий музей. Один из лучших школьных музеев Далматовского района. Когда урок проходит в музее, ребята напрямую соприкасаются с историей края в прошлом. Каждый  предмет в музее буквально согрет руками учащихся. Есть экспонаты, к которым  у ребят отношение особое. Взять простые фотографии. Это старые фотографии наших односельчан. Знакомясь с этими  снимками, ребята проникаются любовью к ближним, к Отечеству.   Проводя уроки в музее, учащиеся сравнивают прошлое с современностью, сопереживают людям прошлого, находят много общего, что имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании. Такая работа выходит за рамки урока. Ценность краеведческой  работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, мы видим, что краеведение является  важным средством духовно-нравственного воспитания.

Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Урок организую таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом ученик проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности. В ходе занятия ставлю цель выработать умение использовать  при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик стоит  перед выбором с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом у ребёнка должен  возникнуть личный интерес. Так, прежде чем изучать эпоху Ивана 4 или Петра I, мы с учащимися обсуждаем  вопросы. Как вы относитесь к исторической личности, которая  имела благие цели, проводя реформы в стране, подвела эту страну к Смуте, или как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами. Мой опыт показывает, что дети по-разному  отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у детей происходит формирование духовных ценностей. 

Работа по воспитанию духовно нравственной личности продолжается и во внеурочной деятельности: при проведении классных часов, посвящённых героям прошлых лет, праздников вручения паспортов, информационных часов о памятных датах истории, проектной деятельности, посвящённой изучению родословной своей семьи и  др.

И ещё один штрих к духовно-нравственному воспитанию через урок – это личность учителя, его человеческая самоценность. Учитель должен  вызывать у учащихся те чувства, которые есть у него, свои идеалы он должен передать своим ученикам. Но не навязывать готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению, тогда не будет  фальши и лжи, и воспитывая милосердие, мы не получим  цинизм. У ученика есть право на собственное мнение, оценку, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем. Мы беседуем, спорим, в том числе и о былой русской жизни, о Родине, о  том, что мы имели, да не сберегли, бездумно отвергли, потеряли  или растратили, а  теперь прозревая, ищем, мучаемся, только обрести ни как не можем. О русских людях. Эти люди – лучшие люди, служили не только  ради жалованья, и служба их на любом  поприще была стремлением к воплощению в жизни высоких, завещанных  предками идеалов. Эти люди, эти труженики «числились по России», берегли и  умножали  её святые ценности, складывали за родную землю свои буйные головы,  кто на Куликовом поле, кто на Бородинском и Прохоровском  полях, иные же в горах всегда неспокойного Кавказа. Это ли не личности? Это ли не образцы для подражания?

Воспитать нравственного человека - сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент по литературе как средство формирования духовно – нравственной личности на примере творчества В. Потанина

Герои Потанина пришли в его рассказы и повести из той жизни, которой живет сам писатель. В своих произведениях он рассказывает историю одной человеческой души.  Любовь и ...

Формирование духовно-нравственной личности школьника средствами предмета «Иностранный язык».

В работе представлен опыт работы учителей иностранных языков в школе №54 по духовно-нравственному воспитанию...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...

Статья "развитие познавательных способностей учащихся и формирование духовно-нравственной личности на уроках литературы»

Пути анализа художественного произведения, фотрмирование познавательных способностей,которые неразрывно связаны с формированием нравственных идеалов,на примере художественных произведений. Внеклассная...

Модель формирования духовно-нравственной личности учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности

Особое место в многообразии форм воспитательной работы, видов деятельности школьников, направленных на всестороннее и гармоничное развитие личности, занимает туристско-краеведческая деятельность. Прак...

Приобщение студентов к национальным культурным традициям как средство формирования духовно-нравственной личности

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...