Приобщение студентов к национальным культурным традициям как средство формирования духовно-нравственной личности
проект
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Наша программа призвана развивать личность студента путем активизации его познавательных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._pedsovet.docx | 51.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение студентов к национальным культурным традициям как средство формирования духовно-нравственной личности
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Наша программа призвана развивать личность студента путем активизации его познавательных способностей.
Социальная значимость приобщения учащихся к национальным культурным традициям обусловлена велением времени, поскольку от духовности общества зависит его будущее. Поэтому нужно находиться в непрерывном диалоге с народной культурой, искусством, музыкой и находить эффективные пути и способы духовно-нравственного воспитания школьников.
Гипотеза. Актуальность.
Если знакомство с национальными традициями будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности старшего школьника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
Цель: формирование нравственных основ личности у студентов через привитие любви к родному краю, навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий, развитие толерантности.
Задачи:
- расширить представления детей о родном крае, культуре и традициях
- познакомить с обычаями и бытом
- закрепить нормы нравственного поведения, т. е. такие качества личности как доброжелательность, отзывчивость, справедливость, честность, щедрость и др.
- воспитывать уважение к людям разных национальностей
- проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса
- разработать план мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством людей разной национальности
- организовать партнерские отношения между колледжем и семьями студентов по вопросу толерантного воспитания детей
- обобщить и распространить опыта работы в колледже
Основные формы и методы работы:
«Духовно-нравственное воспитание молодёжи и толерантность» мы видим в реализации цикла:
- мероприятий на темы: «Чти всегда следы прошлого», «Оазис милосердия», «Наша Родина - Россия»; «Арзамас– наш дом», «Край, где я родился», «Что может рассказать карта о России»; «Красная горка»(знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе), «Быт и традиции русского народа», «История русского быта»…
- встреч с жителями
- оформление выставок и экспозиций
- проведение экскурсий («Путешествие в прошлое и настоящее родного города», экскурсия в исторический музей, музей патриаршества, Центр ремёсел и др.)
- поисково-исследовательская деятельность
- составление летописи города
- проведения викторин, внеклассных мероприятий
- составления родословной своей семьи
- целевых прогулок, экскурсий
- выставки постеров «Это - Родина моя» (беседа о людях разных национальностей, их быте, традициях)
- презентаций отчетов, демонстраций своих достижений - работ, альбомов, газет, фотографий, подготовки номеров художественной самодеятельности и т.д.
- проектов: «Родословное древо семьи», «Бессмертный полк», «Знаменитые горожане».
Пути реализации проекта:
- Проведение анкетирования родителей
- Беседа о национальностях нашего края и их обычаях
- Консультация для родителей: «Народные традиции и их роль в семейном воспитании»
- Заслушивание песен, стихов, чтение художественной литературы; фольклора народов нашего края
- Презентация: « Что мы знаем о своих предках?» (генеалогическое древо семьи)
- Посещение краеведческого музея, ЦГБ им.М.Горького, известных памятных мест
- Беседа о своём родном городе - «Знаешь ли ты свой город?», «Достопримечательности родного города»
- Встреча с известными людьми города (знакомство с легендами)
Изучение традиций народного семейного воспитания
Цель: вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа.
- Анкетирование родителей на тему: Роль семьи в приобщении детей к русской народной культуре
- Оформление наглядной информации для родителей
- Проведение родительских собраний на тему: «Особенности нравственного воспитания подростка»
- Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре»
- Проведение консультаций для родителей
- Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества
- Развитие собственных семейных традиций в совместной творческой деятельности («Я-семья-род-народ»)
- Проведение родительских собраний: «Особенности нравственного воспитания подростков»
- «Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании толерантности», «Формирование нравственных основ личности подростка», «Права и обязанности взрослых и детей»
- Тематическая выставка: «Родословное древо моей семьи»
Анкетирование родителей на тему:
«Приобщение студентов к истокам русской культуры».
1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:
a) как жили наши предки?
b) какими занимались ремёслами?
в) как сеяли хлеб?
г) какую на Руси носили одежду?
2. Знаете ли Вы русские праздники?
3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?
4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
6. Надо ли знать народные сказки и былины?
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?
9. Какие народные игры Вам известны?
10. Играете ли Вы в них с ребёнком?
11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?
12. Что Вы знаете о музеях? 13. Часто ли вы посещаете музеи и какие?
Перспективы проекта:
Мы, преподаватели, часто общаясь с детьми, имеем уникальную возможность объяснить им, что прежде всего объединяет, а не разобщает людей, учит детей уважать свою культуру и разные культуры и людей, не похожую на нашу. Ведь толерантность- это не только уважение к людям других национальностей, но и терпимость к другому образу жизни, поведению, иным обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, принадлежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное образование и находиться на разных ступенях социальной лестницы, но все они одинаковые. Все они люди, которых надо любить и которым надо помогать, если они нуждаются в вашей помощи.
Завершить позвольте словами Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи».
В литературе есть понятие «кубик толерантности». Как у всех кубиков у него 6 граней: ПОГОВОРИ, ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ОБЪЯСНИ, ПРОСТИ, УЛЫБНИСЬ.
Поверти его в руках, брось, посмотри, что выпало, задумайся. На гранях кубика простые и доступные каждому человеку действия и как бы хотелось, чтобы такие действия стали для нас и наших детей привычными и нормой нашей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент по литературе как средство формирования духовно – нравственной личности на примере творчества В. Потанина
Герои Потанина пришли в его рассказы и повести из той жизни, которой живет сам писатель. В своих произведениях он рассказывает историю одной человеческой души. Любовь и ...
Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям
Выступление на районных педагогических чтениях "Современные ценности и традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков"...
Из опыта работы. Организация семейной досуговой деятельности в дополнительном образовании как средство формирования духовно-нравственной основы личности дошкольника.
В статье раскрывается воспитательный потенциал семьи....
Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...