Формирование духовно-нравственной личности школьника средствами предмета «Иностранный язык».
статья по французскому языку по теме
В работе представлен опыт работы учителей иностранных языков в школе №54 по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_dukhovno.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственной личности школьника средствами
предмета «Иностранный язык».
На протяжении нескольких лет целью МБОУ СОШ №54 «Воскресение» г.о. Самара является организация образовательного процесса, ориентированного на обеспечение высококачественного образования, укрепление здоровья учащихся, формирование духовно-нравственной личности школьника в условиях интеграции светской и православной культуры.
Приобщение детей к истокам русской духовности, к национальной культуре, её традициям невозможно без включения учащихся в диалог культур. Перед учителями кафедры стоит задача - дать детям представление о национальной российской духовной культуре со всеми её многовековыми традициями, воспитать патриота и гражданина, глубоко знающего культуру, традиции, историю своего Отечества, осознающего собственную ответственность за его будущее.
Мы считаем, что важно не только погружать ребенка в иностранную культуру, но и давать расширенные познания в области своей российской культуры. Только когда ребенок поймет, примет культуру своего народа, он познает и оценит культуру других стран.
Несколько лет учителя - исследователи работали над выделением содержательного ядра национального компонента в базовых программах, что позволило провести линии интеграции внутри предмета, между предметами и блоком основного и дополнительного образования.
В работе учителей кафедры иностранных языков на уроках присутствуют все 3 компонента содержательного ядра: духовно - нравственный, этнический и мировой культурный компонент.
Из духовно-нравственного компонента учителя используют следующие направления:
-православный календарь;
-персоналии (жития святых);
-русская православная архитектура;
-православное краеведение;
-православная кулинария;
из мирового культурного компонента следующие направления:
-язык как средство межкультурного общения;
-культура речевого общения на иностранном языке;
-страноведение на иностранном языке
-краеведение на иностранном языке;
-мировая художественная культура;
-христианство и религии мира;
-персоналии;
-игры народов мира;
из этнического компонента следующие направления:
-народный календарь;
-русские народные праздники;
-персоналии;
-русская символика;
-краеведение.
На уроках иностранного языка большое внимание уделяется не только изучению своего Отечества, но и малой родины. Дети знакомятся с природно-климатическими особенностями нашей области, её городами, историческими достопримечательностями, подвижниками Самарской земли, памятниками старины, в том числе культовыми. Учителями кафедры накоплен богатый учебно-дидактический материал по краеведению на 3 языках, который содержит тематические тексты:
-Самарская область;
-Самарская Лука и Жигули;
-Путешествие по Волге;
-Из истории Самары;
-Самара;
с системой упражнений.
Учащиеся также выполняют творческие проекты, готовят материалы на иностранных языках по темам: «Заповедник «Самарская Лука», «Театры и музеи Самары», «Площади и памятники Самары» и др.
Данные направления находят свое логическое продолжение во внеклассной деятельности учащихся. С целью формирования первичных навыков научно-исследовательской деятельности учащихся в школе организована работа детского научного общества. Учащиеся принимают участие, занимая призовые места в Кирилло-Мефодиевских чтениях, Иоанновских чтениях, научно-творческих конференциях. Учащиеся под руководством педагогов готовят и защищают рефераты и проектные работы по краеведческой и православной тематике;
-Семейный альбом Николая II;
-Кирилл и Мефодий;
-Самарская Лука и Жигули;
-Марина Цветаева;
-Русская православная церковь в Самаре;
-Мост Александра III в Париже;
-Православие во Франции;
-Архитектура православных храмов;
–Рождество Христово;
-Православные церкви, храмы и соборы города Самара; -А.С. Пушкин;
-Художники на Волге;
-Сотрудничество Самары и Франции;
-Иверский монастырь и др.
Поскольку при школе действует домовая церковь в честь царственных мучеников, учащиеся разработали культурологическую экскурсию на французском языке, освещающую жизнь и деятельность царя Николая II и его царственной семьи.
Традиционным стало проведение недели иностранного языка в школе. Учащиеся с удовольствием участвуют в праздновании Рождества. Внеклассные мероприятия проходят в форме утренников, викторин, конкурсов, защиты проектов, виртуальных экскурсий, театральных постановок.
Иностранный язык является уникальным учебным предметом, так как он обладает большим воспитательным потенциалом и помогает воспитывать в школьниках такие качества как патриотизм, умение оценивать своеобразие своей культуры в контексте мировой культуры, толерантность, трудолюбие, активную жизненную позицию и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...