Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"
статья на тему

Подройкина Лидия Владимировна
      Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
       Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
      Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
      Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_podroykinoy.rar11.32 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)

ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ

 

        Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

 Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

        В последние годы в нашей стране успешно развивается сеть специальных школьных учреждений, где обучаются дети с нарушенным интеллектом. Эти учреждения призваны обеспечить максимальное развитие школьников с нарушенным интеллектом и подготовить их к дальнейшему жизненному пути. Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы заключаются в проведении комплекса мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики школьников с нарушенным интеллектом, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность.

        В настоящий момент проблема духовно-нравственного возрождения общества стала жизненно необходимой. В этом свете исключительно важным в образовательном процессе, строящемся на началах гуманно-личностного подхода, является развитие духовной жизни ребёнка, воспитание его нравственных качеств.

         Проблема эмоционально-нравственного развития и воспитания детей с нарушенным интеллектом нашла отражение в работах Л.Б. Баряевой, А.Г. Селюкова, С.А. Зыкова, Р.А. Афанасьевой, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипициной и др . Нарушение интеллекта уже в младенческом возрасте вызывает дефицит эмоционального общения, который со временем нарастает и отрицательно сказывается на развитии эмоционально-нравственной сферы детей. Исследователи выявляли возможности использования разнообразных средств эмоционально-нравственного воспитания: общения, игры, чтения, устного народного творчества, музыки, компьютерных технологий.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в  зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

*        усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

*        общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;

*        содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для   становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные  социальные, профессиональные и этноконфессиональные  группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

*        семейной жизни;

*        культурно-регионального сообщества;

*       культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

*        российской гражданской нации;

*        мирового сообщества.

       Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

*        патриотизм –  любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

*        социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

*       гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

*       семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

*        труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

*        наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

*        традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

*       искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

*       природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

*        человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

     Наше ближайшее будущее станет таким, какие ценности сегодня впитают наши дети. Ценности человека, здоровья, семьи, общения, окружающей природы становятся приоритетными. К подобным ценностям надо подтолкнуть учащихся с ограниченными возможностями и подтолкнуть  не формально.

     Формирование у детей с умственной отсталостью сложных и абстрактных категорий, к которым относятся духовно-нравственные понятия, задача трудная, но необходимая.

     Для ее решения совершенно не подходит скучная, поучающая интонация. Чтобы учащиеся действительно усвоили содержание духовно-нравственных тем, урок должен быть построен не обычно, а с активным диалогическим участием самих школьников.

     На моих уроках истории, наглядные и практические методы обучения сочетаются со словесными методами. Это позволяет мне достаточно быстро передавать учащимся большую по объему информацию, ставить перед ними определенные проблемы и находить пути их решения.

     Именно с помощью слова можно вызвать в сознании ученика яркие картины прошлого, настоящего и будущего исторического развития  человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства, нравственно-этические представления учащихся.

     К словесным методам обучения, которые я использую в ходе уроков истории можно отнести такие методы, как дискуссия и беседа.

     Между ними есть определенные различия:

  • Беседа – это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
  • Дискуссия основана на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают собственное мнение участников образовательного процесса или опираются на  мнение других лиц.

     Мой личный опыт работы показывает: если метод беседы применяется довольно часто, то метод дискуссии целесообразно использовать только в том случае, когда учащиеся обладают достаточно большой степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют обосновывать свою точку зрения.

     Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность. Она способствует более глубокому пониманию проблемы, учит отстаивать свои позиции, считаясь при этом с мнением других.

     Чтобы объединить эти  два метода, с учетом контингента наших обучающихся воспитанников, необходимо, чтобы сам учитель управлял развитием беседы с элементами дискуссии и в тоже время являлся ее участником. Главная задача – подвести учащихся  с нарушением интеллекта к решению собственных проблем посредством обсуждения на уроке духовно-нравственных тем.

     Такое занятие, на котором ученики вступают в живое обсуждение, даже если разговор при этом отходит от первоначальной темы, получается более интересным для ребят и, поэтому, наиболее успешным.     

      Именно такие дискуссии обычно запоминаются учащимися, в частности потому, что учитель не поучает, не навязывает свое мнение, а лишь корректирует проводимую дискуссию, выступая как собеседник.

      Если учитель выражает заинтересованность в прояснении различий между теми или иными взглядами, в пересечениях и противоречиях отдельных мнений, то ученики приобретают способность сопоставлять различные высказывания, сравнивать опыт других ребят или учителя со своим собственным. Они начинают понимать, насколько важными являются уяснение точки зрения другого человека и аргументированное отстаивание собственной позиции.  Задача учителя заключается в том, чтобы содержание нравственно-этических тем усваивалось учащимися, а этому, несомненно способствует метод дискуссии.

         Учителю следует побуждать учащихся искать новые подходы и объяснения, которые дополняют и развивают друг- друга.

       В компетенцию учителя не должна входить критика убеждений учащихся или попытка повлиять на их суждения, так как наши дети всегда убеждены в своей правоте и быстро теряют интерес к дискуссии при вторжении в их личный мир. Здесь важно не подвергать убеждения учеников сомнению, а подводить их к позитивным итогам обсуждаемой темы с помощью альтернативных идей и примеров.

        Беседа с элементами дискуссии демократична, так как в ней может принять участие каждый. Но беседа в нашем случае не обязательно должна вовлекать всех присутствующих учащихся. Некоторые из них больше узнают, когда слушают, чем когда пытаются высказаться сами. Они мысленно включаются в диалог, хотя и не вступают в него.

          Чтобы управлять дискуссией, важно отслеживать ее ход, не оставляя без внимания реплики и замечания учащихся. Все они требуют уточнения и развития по ходу дискуссии, например: «С какими из взглядов ты согласен, а с какими – нет?», «Тебе приходилось встречаться с подобными случаями?» и т.п.

     Часто необходимо помочь ученику высказать свою мысль: «Ты говорил, что…», «Поправь, если я не права, но ты сказал…» и т.п.

     Подведению итогов проведенной беседы с элементами дискуссии способствуют следующие вопросы: « Вот как я понимаю смысл сказанного тобой…», «Итак, ты считаешь, что…» и т.п.

     В беседе с элементами дискуссии необходим последовательный поиск оснований: «Как вы думаете, вы говорите одно и то же, только разными словами или нет?», «Мог бы ты сказать то же самое, если бы не верил в то, что…» и т.п.

     Каждый вопрос учителя должен соответствовать сложившейся ситуации. Умение понять, когда следует задавать вопрос, содействующий обсуждению темы, и каким именно он должен быть, является признаком учительского мастерства. У учителя не должен складываться определенный набор вопросов, который используется от темы к теме. Учащиеся на привычный набор фраз будут давать стереотипные ответы.

     Учитель должен уметь импровизировать, а иногда косвенно провоцировать высказывания учащихся, поощряя их участие в дискуссии, указывая на неоднозначность нравственно-этических проблем.

     Беседа с элементами дискуссии для учащихся с нарушениями интеллекта может сопровождаться игровыми моментами, рисованием, чтением, просмотром тематических фильмов и т.п.

     Естественно, что организация беседы с элементами дискуссии по формированию нравственно-этических представлений для наших учащихся процесс сложный, так как они зачастую не могут самостоятельно правильно сформулировать мысль, выразить словами свои эмоции, но она необходима. Ведь именно благодаря общению и диалогу, учащиеся из пассивных слушателей превращаются в активных «мыслителей».

     Беседа с элементами дискуссии способствует развитию речи, внимания, произвольности и осознанности нравственно-этических  представлений.

     Знакомство с проблемами жизни и мира проводится не ради учебной цели усвоения знаний или умений, а ради развития личностной, эмоционально-волевой сферы, для того, чтобы каждый учащийся умел понимать себя и окружающих на основе общечеловеческих ценностных ориентиров.

     И в этом смысле по отношению к другим предметам учебного плана «История» выступает как дисциплина человековедческая, дающая одновременно навыки общения, повышающая активизацию познавательных мотивов учащихся к восприятию  и изучению традиций духовной культуры , обогащающая содержание воспитания образцами духовной культуры, формирующая духовно- нравственной среду, ориентирующая ученика на духовно- нравственное самовоспитание и организацию жизнедеятельности, обеспечение эффективности и повышение качества духовно- нравственного воспитания учащихся на основе приобщения к русским культурным и христианским традициям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Разработаны для  учебника "История России" для 7 кл. специальных (коррекцио...

Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Разработаны для  учебника "История России" для 7 кл. специальных (коррекцио...

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""...

Тема: «Совершенствование вычислительных навыков у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно влечёт за собой пересмотр задач специальной школы, требует усиления подготовки учащихся к новым условиям в быту и на производстве....

Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья(курсовая работа). Материал подойдет для выступления на педсовете или для курсовой работы студентам...

Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В данном реферате обобщен опыт работы Лепшаковой Валентины Федоровны по формированию компанентов чтения у учащихся специальной коррекционной школы.В плане по самообразованию намечены направления, инте...