Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_podroykinoy.rar | 11.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В последние годы в нашей стране успешно развивается сеть специальных школьных учреждений, где обучаются дети с нарушенным интеллектом. Эти учреждения призваны обеспечить максимальное развитие школьников с нарушенным интеллектом и подготовить их к дальнейшему жизненному пути. Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы заключаются в проведении комплекса мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики школьников с нарушенным интеллектом, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность.
В настоящий момент проблема духовно-нравственного возрождения общества стала жизненно необходимой. В этом свете исключительно важным в образовательном процессе, строящемся на началах гуманно-личностного подхода, является развитие духовной жизни ребёнка, воспитание его нравственных качеств.
Проблема эмоционально-нравственного развития и воспитания детей с нарушенным интеллектом нашла отражение в работах Л.Б. Баряевой, А.Г. Селюкова, С.А. Зыкова, Р.А. Афанасьевой, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипициной и др . Нарушение интеллекта уже в младенческом возрасте вызывает дефицит эмоционального общения, который со временем нарастает и отрицательно сказывается на развитии эмоционально-нравственной сферы детей. Исследователи выявляли возможности использования разнообразных средств эмоционально-нравственного воспитания: общения, игры, чтения, устного народного творчества, музыки, компьютерных технологий.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
* усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
* общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
* содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
* семейной жизни;
* культурно-регионального сообщества;
* культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;
* российской гражданской нации;
* мирового сообщества.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
* патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
* социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
* гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
* семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
* труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
* наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
* традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
* искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
* природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
* человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Наше ближайшее будущее станет таким, какие ценности сегодня впитают наши дети. Ценности человека, здоровья, семьи, общения, окружающей природы становятся приоритетными. К подобным ценностям надо подтолкнуть учащихся с ограниченными возможностями и подтолкнуть не формально.
Формирование у детей с умственной отсталостью сложных и абстрактных категорий, к которым относятся духовно-нравственные понятия, задача трудная, но необходимая.
Для ее решения совершенно не подходит скучная, поучающая интонация. Чтобы учащиеся действительно усвоили содержание духовно-нравственных тем, урок должен быть построен не обычно, а с активным диалогическим участием самих школьников.
На моих уроках истории, наглядные и практические методы обучения сочетаются со словесными методами. Это позволяет мне достаточно быстро передавать учащимся большую по объему информацию, ставить перед ними определенные проблемы и находить пути их решения.
Именно с помощью слова можно вызвать в сознании ученика яркие картины прошлого, настоящего и будущего исторического развития человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства, нравственно-этические представления учащихся.
К словесным методам обучения, которые я использую в ходе уроков истории можно отнести такие методы, как дискуссия и беседа.
Между ними есть определенные различия:
- Беседа – это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
- Дискуссия основана на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают собственное мнение участников образовательного процесса или опираются на мнение других лиц.
Мой личный опыт работы показывает: если метод беседы применяется довольно часто, то метод дискуссии целесообразно использовать только в том случае, когда учащиеся обладают достаточно большой степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют обосновывать свою точку зрения.
Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность. Она способствует более глубокому пониманию проблемы, учит отстаивать свои позиции, считаясь при этом с мнением других.
Чтобы объединить эти два метода, с учетом контингента наших обучающихся воспитанников, необходимо, чтобы сам учитель управлял развитием беседы с элементами дискуссии и в тоже время являлся ее участником. Главная задача – подвести учащихся с нарушением интеллекта к решению собственных проблем посредством обсуждения на уроке духовно-нравственных тем.
Такое занятие, на котором ученики вступают в живое обсуждение, даже если разговор при этом отходит от первоначальной темы, получается более интересным для ребят и, поэтому, наиболее успешным.
Именно такие дискуссии обычно запоминаются учащимися, в частности потому, что учитель не поучает, не навязывает свое мнение, а лишь корректирует проводимую дискуссию, выступая как собеседник.
Если учитель выражает заинтересованность в прояснении различий между теми или иными взглядами, в пересечениях и противоречиях отдельных мнений, то ученики приобретают способность сопоставлять различные высказывания, сравнивать опыт других ребят или учителя со своим собственным. Они начинают понимать, насколько важными являются уяснение точки зрения другого человека и аргументированное отстаивание собственной позиции. Задача учителя заключается в том, чтобы содержание нравственно-этических тем усваивалось учащимися, а этому, несомненно способствует метод дискуссии.
Учителю следует побуждать учащихся искать новые подходы и объяснения, которые дополняют и развивают друг- друга.
В компетенцию учителя не должна входить критика убеждений учащихся или попытка повлиять на их суждения, так как наши дети всегда убеждены в своей правоте и быстро теряют интерес к дискуссии при вторжении в их личный мир. Здесь важно не подвергать убеждения учеников сомнению, а подводить их к позитивным итогам обсуждаемой темы с помощью альтернативных идей и примеров.
Беседа с элементами дискуссии демократична, так как в ней может принять участие каждый. Но беседа в нашем случае не обязательно должна вовлекать всех присутствующих учащихся. Некоторые из них больше узнают, когда слушают, чем когда пытаются высказаться сами. Они мысленно включаются в диалог, хотя и не вступают в него.
Чтобы управлять дискуссией, важно отслеживать ее ход, не оставляя без внимания реплики и замечания учащихся. Все они требуют уточнения и развития по ходу дискуссии, например: «С какими из взглядов ты согласен, а с какими – нет?», «Тебе приходилось встречаться с подобными случаями?» и т.п.
Часто необходимо помочь ученику высказать свою мысль: «Ты говорил, что…», «Поправь, если я не права, но ты сказал…» и т.п.
Подведению итогов проведенной беседы с элементами дискуссии способствуют следующие вопросы: « Вот как я понимаю смысл сказанного тобой…», «Итак, ты считаешь, что…» и т.п.
В беседе с элементами дискуссии необходим последовательный поиск оснований: «Как вы думаете, вы говорите одно и то же, только разными словами или нет?», «Мог бы ты сказать то же самое, если бы не верил в то, что…» и т.п.
Каждый вопрос учителя должен соответствовать сложившейся ситуации. Умение понять, когда следует задавать вопрос, содействующий обсуждению темы, и каким именно он должен быть, является признаком учительского мастерства. У учителя не должен складываться определенный набор вопросов, который используется от темы к теме. Учащиеся на привычный набор фраз будут давать стереотипные ответы.
Учитель должен уметь импровизировать, а иногда косвенно провоцировать высказывания учащихся, поощряя их участие в дискуссии, указывая на неоднозначность нравственно-этических проблем.
Беседа с элементами дискуссии для учащихся с нарушениями интеллекта может сопровождаться игровыми моментами, рисованием, чтением, просмотром тематических фильмов и т.п.
Естественно, что организация беседы с элементами дискуссии по формированию нравственно-этических представлений для наших учащихся процесс сложный, так как они зачастую не могут самостоятельно правильно сформулировать мысль, выразить словами свои эмоции, но она необходима. Ведь именно благодаря общению и диалогу, учащиеся из пассивных слушателей превращаются в активных «мыслителей».
Беседа с элементами дискуссии способствует развитию речи, внимания, произвольности и осознанности нравственно-этических представлений.
Знакомство с проблемами жизни и мира проводится не ради учебной цели усвоения знаний или умений, а ради развития личностной, эмоционально-волевой сферы, для того, чтобы каждый учащийся умел понимать себя и окружающих на основе общечеловеческих ценностных ориентиров.
И в этом смысле по отношению к другим предметам учебного плана «История» выступает как дисциплина человековедческая, дающая одновременно навыки общения, повышающая активизацию познавательных мотивов учащихся к восприятию и изучению традиций духовной культуры , обогащающая содержание воспитания образцами духовной культуры, формирующая духовно- нравственной среду, ориентирующая ученика на духовно- нравственное самовоспитание и организацию жизнедеятельности, обеспечение эффективности и повышение качества духовно- нравственного воспитания учащихся на основе приобщения к русским культурным и христианским традициям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...
Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Разработаны для учебника "История России" для 7 кл. специальных (коррекцио...
Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Тесты и задания для проверки знаний по истории Отечества учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Разработаны для учебника "История России" для 7 кл. специальных (коррекцио...
Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""
Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""...
Тема: «Совершенствование вычислительных навыков у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно влечёт за собой пересмотр задач специальной школы, требует усиления подготовки учащихся к новым условиям в быту и на производстве....
Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Статья(курсовая работа). Материал подойдет для выступления на педсовете или для курсовой работы студентам...
Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В данном реферате обобщен опыт работы Лепшаковой Валентины Федоровны по формированию компанентов чтения у учащихся специальной коррекционной школы.В плане по самообразованию намечены направления, инте...