Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность(5-11 классы)"
проект по теме
Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин является приоритетным направлением в развитии и воспитании школьников в отечественной педагогике. Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования, ключевое требование ФГОС.
В проекте раскрыты содержание и назначение интеграционной модели формирования духовно-нравственной личности школьников в деятельности образовательного учреждения посредством православного компонента.
Проект содержит технологию, включающую подходы, принципы, методы, приемы, ориентированные на поиск путей повышения эффективности духовно-нравственного воспитания и развития школьника.
В работе обоснована необходимость изучения церковно-славянской грамоты с целью постижения духовного смысла русского языка, рассмотрены методические проблемы изучения литературы (выявление подходов и способов прочтения, толкования и интерпретации текстов литературы в контексте православной культуры).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogich._proekt.pptx | 121.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий уроков литературы и русского языка. Ильин Е.А.
Аннотация проекта Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин является приоритетным направлением в развитии и воспитании школьников в отечественной педагогике. Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования, ключевое требование ФГОС. В проекте раскрыты содержание и назначение интеграционной модели формирования духовно-нравственной личности школьников в деятельности образовательного учреждения посредством православного компонента. Проект содержит технологию, включающую подходы, принципы, методы, приемы, ориентированные на поиск путей повышения эффективности духовно-нравственного воспитания и развития школьника. В работе обоснована необходимость изучения церковно-славянской грамоты с целью постижения духовного смысла русского языка, рассмотрены методические проблемы изучения литературы (выявление подходов и способов прочтения, толкования и интерпретации текстов литературы в контексте православной культуры).
Цель Повысить эффективность формирования духовно-нравственных качеств обучающихся, основанных на традиционных отечественных культурных ценностях православия. Возрастная категория, на которую рассчитана цель проекта - 5-11 классы
Задачи Рассмотреть теоретические основы изучения литературы, русского языка в контексте традиционной религиозной культуры православия; р азработать технологию внедрения православного компонента в уроки русского языка, литературы и внеурочную деятельность, направленную на повышение воспитательных возможностей урока; о беспечить реальные условия для формирования духовно-нравственных качеств учащихся, ценностно-смысловых жизненных установок и навыка рефлексии; п роанализировать эффективность собственной деятельности с точки зрения полученных результатов.
Предметные области , в рамках которых проводится проект Русский язык, литература, МХК, элективный курс «Основы православной культуры» (в перспективе)
Ведущая идея проекта Разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию русского языка и литературы позволит осуществить целенаправленное формирование духовно-нравственного развития учащихся, повысить качество знаний по предмету и создать условия для воспитательной среды.
Способы интеграции православного компонента в уроки русского языка и литературы введение языкового материала духовно-нравственной тематики; использование отрывков из литературных произведений, стихотворений православного миросозерцания; анализ пословиц, поговорок, притч; обращение к Священному писанию; включение сведений из истории языка; изучение этимологии слова; изучение церковнославянского языка.
Применяемые технологии технология РКМЧП(Темпл Ч., Уолтер ) технология проектной и исследовательской деятельности личностно-ориентированные технологии проблемное обучение информационно-компьютерные технологии
Материальные объекты
Интеграционная модель Результат апробации – положительная динамика познавательных мотивов учащихся 11 класса (психологические исследования по методикам «Шкала социально-ситуационной тревоги автора О. Кондаша , «Характерологический опросник » К. Леонгарда ). Снижение уровня личностной тревожности у 75 % учащихся (2012- 2013 учебный год). По экспертной оценке классных руководителей и педагогов (анкета М.В. Бодунова ) у большинства учащихся отмечается повышение уровней: активности(90%), доброжелательности (85%), добросовестности и ответственности(90%), настойчивости(78%)
Этапы Теоретический этап: (2011-2012гг) – углубленное изучение теоретико-методических основ проблемы, определение форм и методов деятельности, способов диагностирования уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся в ходе урочной и внеурочной деятельности. Практический этап: (2012-2013гг) – реализация проекта в режиме развития (проведение открытых уроков на уровне школы, выступление с докладами на ШПОУ, ГПОУ, городских семинарах). 2013-2014гг – реализация в режиме функционирования.
Партнеры
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Перспективы дальнейшего развития проекта Данный проект является адаптированным для введения в средние общеобразовательные школы. Может быть использован в любом общеобразовательном учреждении. В настоящее время разрабатывается программа факультатива «Духовно-нравственная православная культура» для 10-11 классов.
Информационные источники 1. Аксиомы религиозного опыта // Журнал Московской патриархии. 2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1997. 3 Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990. 4. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. – М.: Флинта, 1999. 5. Берхин Н. Б. Обучение и развитие на уроках литературы / Н. Б. Берхин . // Советская педагогика. – 1989.- № 3. 6. Дунаев М. М. Православие и русская литература в 6 частях. – М.: Христианская литература, 2001. 7. Ильин И. А. Основы христианской культуры. / И. А. Ильин – СПб., 2004. 8. Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России 21 века. – М.: Наука, 1999. 9. http://www/proshkolu.ru 10. http:// numi.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...
Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.
Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...
Технологическая карта открытого урока на английском языке по внеурочной деятельности в 8 классе по теме «Особенности семейных отношений в разных странах».
Урок является заключительным в разделе "Модели поведения в разных социокультурных системах " в рамках программы внеурочной деятельности «Теоретические и практические основы межкул...
Из опыта работы «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия на уроках литературы»
В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школ...
Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».
Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....
Секреты русского языка. Программа внеурочной деятельности в 3 классе
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основ...