Статья "развитие познавательных способностей учащихся и формирование духовно-нравственной личности на уроках литературы»
статья на тему

Харченко Нина Ивановна

Пути анализа художественного произведения, фотрмирование познавательных способностей,которые неразрывно связаны с формированием нравственных идеалов,на примере художественных произведений. Внеклассная работа по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavat.sposobnostey.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Статья

«Развитие познавательных способностей учащихся и формирование духовно-нравственной личности на уроках литературы»

                                         Оглавление

                    Введение.

  1. Развитие познавательных способностей учащихся.

         1.Формы работы с книгой, с текстом художественного произведения.

         2.Пути анализа художественного произведения и этапы работы над ним.

  1. Формирование духовно-нравственной личности.

         1.Хорошая книга воспитывает хороший вкус.

         2.Произведения мировой литературы и их влияние на современного

            читателя.

         3.Крымскотатарская литература как средство познания истории, жизни крымскотатарского народа.

  1. Внекласная работа – необходимое звено в формировании познавательных способностей учащихся.

              Заключение.

Список литературы.

                                                                Введение

       В современном мире нет, пожалуй, человека, так или иначе не причастного с искусству. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь. Среди различных видов искусства неоценима по своему влиянию художественная литература. Как тут не вспомнить слова французского философа, просветителя Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Поэтому и уроки литературы в школе носят особый характер. Если содержанием большинства других предметов являются основы наук, то на уроках литературы организуется  само восприятие слова. Задачи преподавания литературы носят двоякий характер: с одной стороны, происходит формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих освоение художественных ценностей готовящих учащихся к самостоятельным встречам с искусством слова в школе и за ее пределами; с другой стороны, уроки литературы призваны приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, воспитать потребность в чтении, привить интерес к художественному слову, формировать эстетические вкусы, высокую общую и читательскую культуру.

      Решить эти задачи сейчас учителю-словеснику очень сложно, так как из года в год снижается общий уровень образованности. Дети утрачивают интерес к чтению. А виной здесь и всеобщая компьютеризация, и издающиеся огромными тиражами совершенно ненужные пособия, типа «Ответы на вопросы по литературе» или «250 золотых сочинений». Эти пособия только мешают учащимся самостоятельно мыслить, находить в произведении то, что соответствует их взглядам,  высказывать свое отношение к прочитанному. Да и на экранах телевидения зачастую показывают низкопробные американские боевики или «мыльные оперы». Поэтому идет кризис духовно-нравственных ценностей, что приводит к культурному оскудению поколения.

                                 Развитие познавательных способностей учащихся

         Несмотря на сложности, на уроках и внеклассных мероприятиях стараюсь развивать познавательные способности учащихся, приобщая их к искусству слова и формируя активное, действенное отношение к жизни. Ведь главная задача учителя – не просто дать ученикам знания, а научить их самостоятельности, то есть выработать в них постоянную потребность и навыки познавательного труда. Все это должно идти от художественного текста, от первоисточника. Прочитали учащиеся текст на уроке – будет откровенный разговор, обмен мнениями.      Проникновение в суть художественного произведения всегда требовало значительных умственных усилий, умения работать с книгой. К формам работы с книгой можно отнести следующие:

  1. выделение непонятных мест в тексте;
  2. постановка вопросов к тексту и ответы на них;
  3. соотнесение новых знаний со старыми;
  4. выделение существенного, главного.

       Приступая к работе над новым произведением, каждый раз думаю, как сделать так, чтобы ребята поняли, что хотел донести до нас писатель, поэт, какие идеалы добра, гуманизма он проповедует. Чтобы ребята не были пассивными слушателями, почти всегда даю опережающие задания, много внимания уделяю работе с деталью, поэтому очень часто на уроке звучат вопросы: почему? а как вы думаете? найдите в тексте…          

Пути анализа художественного произведения и этапы работы над ним

         Изучая любое произведение, ученики с помощью учителя должны увидеть его общечеловеческий смысл, потому что литература дает ключ к пониманию жизни, познанию истории и сегодняшнего дня. Этому способствуют уроки анализа художественного произведения. Они учат выделять, видеть составляющие части текста, обращать внимание на детали, а также синтезировать выделенные части, чтобы увидеть произведение в целом, понять его содержание и дать                самостоятельно обоснованную критическую оценку. Этапами работы над художественным произведением могут быть следующие:

  1. подготовка к восприятию текста;
  2. идентификация с текстом;
  3. собственно анализ текста;
  4. дистанцирование текста.

        Подготовка к восприятию текста складывается из следующего:

  1. дать несколько ярких эпизодов из произведения или жизни автора;
  2. использовать произведения других видов искусства;
  3. прочитать наиболее яркие отрывки из сочинений, написанных в предыдущие годы.

         Если раньше я читала ребятам отрывки из сочинений, то вот уже десять лет этого не делаю, так как находятся учащиеся, и их немало, которые стараются воспроизвести прочитанное, ничего не добавляя своего. А вот наиболее интересные эпизоды из произведений или иллюстрации с картин художников к ним использую. Это пробуждает желание прочитать книгу, а затем поделиться с другими, что запомнилось или какие мысли вызвало произведение.

         Идентификация с текстом – это чтение текста и умение дать всему объяснение, то есть это работа с деталью, это обучение самостоятельно формулировать вопросы. Сюда же мы отнесем иллюстрирование или устное рисование. Иллюстрирование широко использую в 5-х и 6-х классах, особенно при изучении сказок и мифов. Иллюстрирование способствует закреплению в памяти созданного учащимися образа.

         Собственно анализ текста складывается из постановки проблемного вопроса, закрепления теоретического материала, классификаторской работы.

          И, наконец, дистанцирование текста. Здесь важно собрать результаты анализа воедино, сделать текст результатом осмысленной деятельности учащихся.

          Работать над текстом художественного произведения нужно систематически, и тогда учащиеся смогут давать отзыв самостоятельно прочитанному произведению, просмотренному спектаклю, кинофильму. Поэтому на уроках литературы обязательно даю урок анализа произведения, сначала идейного, а затем и идейно-художественного.

          Принципиально важным условием познавательной деятельности учащихся является развитие самостоятельного мышления, в основе которого постоянный поиск, аналитическая деятельность мозга. Поэтому на уроках развития речи учащиеся пишут сочинение на тему: «Какой урок внеклассного чтения тебе больше всего запомнился и почему?» После знакомства с поэмой М.Ю. Лермонтова  «Мцыри» даю такие темы, как «Что такое настоящая дружба?» или «Что значит быть счастливым человеком?». Учащиеся 6 класса, познакомившись с отрывками из автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство», пишут сочинение, состоящее из двух глав: одна – описательного характера, другая – рассуждение, - о своей семье.

                                Формирование духовно – нравственной личности

           Формирование познавательных способностей учащихся неотделимо от формирования эстетических и нравственных идеалов. Ведь литература и язык – это предмет предметов и основа всего: здесь учатся читать и писать, здесь создается, по Сухомлинскому, своеобразный интеллектуальный фон для других дисциплин, здесь формируется эмоциональное состояние, которое во многом и определяет работу самого интеллекта, потому что вначале всегда бывает слово. Литература – предмет исключительный, формирующий духовный мир человека. И вряд ли удастся сказать о литературе лучше, чем это сделал Гегель, заявивший, что литература «была самой универсальной и всеобъемлющей наставницей рода человеческого и еще продолжает быть ею». Но всегда ли задумывается школьник над тем, что культура – создание всего человечества, а не одной нации. А значит, и наша русская литература лишь одна ветвь мировой культуры, и ее надо изучать в тесной связи с зарубежной литературой. Справедливы слова Д.С. Лихачева, что «агрессивная нетерпимость к другим народам свойственна полуинтеллигенции. Во всяком национализме есть отсутствие самоуважения, ведь великий народ, уважая себя, должен уважать и другие народы». Поэтому  немаловажное место должно отводиться произведениям из мировой литературы. И нужно сказать, что учащиеся проявляют большой интерес к мировой литературе. Правда, здесь вызывает трудность то, что в наших условиях очень трудно найти тексты художественных произведений, особенно это относится к курсу 11 класса. Поэтому уроки по мировой литературе – это либо уроки-лекции (Франц Кафка «Превращение»), либо уроки- семинары, и тогда два-три произведения объединяются тематически (Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» и Джек Лондон «Мартин Иден»), или урок – концерт (Шарль Бодлер и его творчество), правда, на этом уроке немаловажную роль играет и учитель, делающий обобщения и выводы.

            Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманитарными дисциплинами,например история, знакомит учащихся с культурой другого народа. Задача учителя-словесника – научить уважать человека. А это невозможно, если мы не будем обращаться как к произведениям мировой, так и крымскотатарской литературы. (Мы живем в Крыму, и поэтому знать литературу крымскотатарского народа должны). Читателям, выросшим и воспитанным на лучших образцах русской и западноевропейской литературы, возможно, нелегко будет оценить красоту и глубину крымскотатарской литературы, она покажется им заурядной и, может быть, даже «слишком простой». Но сравнивать достоинства разных литератур нельзя. Поэтому задача учителя – донести до учащихся через литературные произведения культурные ценности крымскотатарского народа, его обычаи. Это знание необходимо, так как сегодня, как никогда прежде, важно понять, что граница между «своим» и «чужим» должна совпадать с гранью между добром и злом, истинным и ложным, прекрасным и бездуховным.

                  Не могу не сказать и несколько слов о внеклассной работе по предмету. Внеклассная работа – одно из необходимых условий формирования у учащихся интереса к литературе как учебному предмету. Она способствует развитию творческих способностей, поисковой деятельности учащихся, так как они должны самостоятельно читать, уметь отбирать главное.

                К массовым формам работы с книгой относятся читательские конференции, встречи с писателями, олимпиады, недели книги и чтения. В рамках недели русского языка и литературы проводятся конкурсы на лучшее чтение стихотворений, «Кто самый грамотный?», выставки газет, рисунков к прочитанным произведениям.

              Нерешенных проблем много. Работа учителя-словесника крайне сложна, но необходима, так как она способствует развитию познавательных способностей учащихся и формированию их духовно-нравственного облика.

                                                           Литература

               1.И.С.Збарский, В. П. Полухина «Внеклассное чтение по литературе», М.: «Просвещение»,

                   1980г.

               2.А.М.Докусов «Восприятие учащимися литературного произведения и методика школь-

                  ного анализа», М.: «Просвещение», 1974г.

               3.О.В.Резник «Пути анализа художественного произведения в современной школе». Лек-

                  ция на курсах учителей русского языка и литературы, июнь, 2001г.  

           

     

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках

Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию....

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории.

От нравственного воспитания детей зависит благосостояние всего народа (Дж. Локк)....

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...

Современная методика преподавания. Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроке литературы.

Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя... В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью матери...

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....

Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на уроках литературы

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры....