Модель формирования духовно-нравственной личности учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности
учебно-методический материал по краеведению

Чесноков Дмитрий Владимирович

Особое место в многообразии форм воспитательной работы, видов деятельности школьников, направленных на всестороннее и гармоничное развитие личности, занимает туристско-краеведческая деятельность. Практика показывает, что здесь могут быть успешно реализованы все основные принципы воспитания. Туристско-краеведческая деятельность позволяет избежать однобокости, перекоса и осуществить комплексный, целостный подход к воспитанию и развитию личности ребенка, в том числе и способствовать выявлению одаренных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель формирования духовно-нравственной личности учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности

Особое место в многообразии форм воспитательной работы, видов деятельности школьников, направленных на всестороннее и гармоничное развитие личности, занимает туристско-краеведческая деятельность. Практика показывает, что здесь могут быть успешно реализованы все основные принципы воспитания. Туристско-краеведческая деятельность позволяет избежать однобокости, перекоса и осуществить комплексный, целостный подход к воспитанию и развитию личности ребенка, в том числе и способствовать выявлению одаренных детей.

Место формирования духовно-нравственной личности учащихся в современных условиях социально-экономического развития находится в ряде общественных предпосылок деформации межличностных отношений. Поведение детей и подростков в современном обществе вызывает потребность в исследованиях данного направления. Угроза возникновения безнравственного поколения, не обладающего принципами гуманного общения, приводит к необходимости переоценки взглядов на систему воспитания с позиций нового общественного устройства.

Современная модель формирования личности включает разработку ведущих положений и понятий, которые охарактеризованы и сформулированы теоретическим развитием педагогики. Она должна учитывать новую концепцию развития и выполнять задачу воспитания подрастающего поколения и использовать возможности туризма и краеведения. Поэтому целью воспитания подростков должно стать формирование такой личности, которая умеет разумно строить отношения с окружающим миром, обществом и самим собой на основе духовно-нравственных, национальных, общечеловеческих ценностей.

 В данном виде деятельности накоплен и отработан многолетний, практический, конструктивный опыт, выработана система познавательной деятельности подростков в туристских походах и других формах. Работа с подростками приучает не только наблюдать, смотреть, или знать, но и видеть и понимать происходящие явления и события.

Анализ современного состояния процесса формирования нравственной личности, позволил сделать заключение по целесообразности использования туристско-краеведческой деятельности в образовательном процессе. Её применение вызвано следующими причинами:

- слабостью методических и методологических оснований проектирования дидактических и воспитательных процессов в образовании;

- недостаточной эффективностью традиционных методов, форм и средств обучения и воспитания;

- недостаточным развитием личностных характеристик учащихся в традиционном образовательном процессе;

- недостаточным развитием и реализацией творческого потенциала учащихся в традиционном процессе обучения и воспитания.

Таким образом, в целях совершенствования процесса формирования духовно-нравственной личности возникла необходимость использования модели туристско-краеведческой деятельности в образовательном и воспитательном процессе.

Данная модель показывает духовно-нравственно-личностное развитие учащихся средствами использования туристско-краеведческой деятельности.

Системная модель формирования

духовно-нравственной личности учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности

При этом преобразование качеств личности, представлены в виде развивающейся «спирали», имеющей цикличный характер, исходящий из особенностей социального ввода учащихся в окружающую среду. Здесь следует подчеркнуть, выраженную в полной мере, гносеологическую спираль освоения окружающего мира, углубляющейся от созерцания к изучению, изучению с элементами исследования, исследованию, научному исследованию в многолетнем процессе непрерывного образовательного процесса средствами туристско-краеведческой деятельности. Активное включение каждого воспитанника в туристско-краеведческую деятельность, как ее субъекта, через систему усложняющихся, меняющихся туристско-краеведческих должностей, ставящих ребенка в различные позиции (исполнителя, творца, организатора, инициатора, наблюдателя, исследователя), позволяющих каждому освоить жизненно важные знания, умения, навыки, формирующих ценные качества личности, раскрывающих и развивающих индивидуальные способности, опыт коллективизма, содружества, сотрудничества.

Многолетний опыт работы в области туризма показал, что при использовании принципа расширяющей спирали в цикличности модели, происходит очень значительное эмоциональное, сознательное воспитание живого материала, чтобы воспитанники прочувствовали его, чтобы они ощутимо вошли в их сознание, вызвали практический отклик в форме общественного труда или подражания в жизни, в характере, в учебе.

Также туристско-краеведческая деятельность имеет интегративный характер,где воспитательная, социальная, природная, творческо-преобразующая функции нравственного формирования личности подростков реализуется в своей целостной совокупности.

Удовлетворяя естественную потребность человека в перемещении с целью познания окружающей действительности, смене сферы труда и среды, туристско-краеведческая деятельность является важным средством активного отдыха, оздоровления и воспитания. Духовно -нравственное воспитание затрагивает все возрастные группы и требует учета возрастных особенностей. В модели туристско-краеведческой деятельности учитывается возрастная психологическая специфика, исходящая из критерия бережного отношения и уважения к личности. Ключевым и исходным моментом является принцип не нанесения вреда формирующейся личности. В выборе инструментария и методов воспитания используется принцип уважения к действиям подростка, возможности положительного влияния, но не давления на его выбор, уважения к выбору модели поведения. Однако, оставляется право воспитательного воздействия на процессы, имеющие негативное проявление, и отрицательное воздействие других подростков.

Туристско-краеведческая деятельность представляет возможности перехода от репродуктивного вида деятельности к активно-познавательной деятельности и осуществлению сознательного выбора призвания. Туризм, как никакая другая форма воспитательной работы, позволяет эффективно решать все эти задачи через подлинное самоуправление и самообслуживание детей. Именно в походах создаются уникальные условия почти полной обособленности детей от опеки школы, семьи и общественности – полной автономности жизнедеятельности коллектива детей-туристов, которые ставят коллектив и его отдельных членов перед неизбежностью самостоятельно оценивать, принимать решения и самостоятельно действовать. Причем эти оценки, решения и действия охватывают самый широчайший диапазон явлений.

В походе, экспедиции, на соревнованиях объективные условия действительности создают реальные возможности для формирования сознательного поведения чувства ответственности  и долга. Объективные условия позволяют формировать нравственные убеждения в их высшем проявлении – единстве интеллекта, эмоций, чувств, поведения и деятельности.

Когда детская походная группа удаляется от цивилизации. К участникам похода очень быстро приходит понимание, что теперь можно рассчитывать только на свои силы и помощь товарищей, и их  детскую беззаботность как рукой снимает. Каждый из ребят понимает, что от действий каждого из них зависит благополучие всей группы, и каждого в отдельности. В автономных условиях сотрудничество становится необходимым средством выживания. Дисциплина в походе – это не слепое послушание, а сознательное, активное стремление каждого участника к  выполнению своего  долга перед коллективом. Общественная значимость, единые цели и задачи коллектива цементируют отношения в группе. Туристско-краеведческая деятельность служит основой для закрепления нравственных отношений в поступках. В походе раскрывается основной нравственный аспект подрастающего человека – сочетание личного и коллективного. Здесь проходят испытание такие морально-волевые качества, как честность, смелость, решительность, дисциплинированность, организованность, принципиальность, доброта, отзывчивость и товарищество.

Изучение родного края, краеведческие наблюдения и исследования,   воспитывают любовь к Родине. Не потому ли,  многие наши соотечественники стремятся покинуть Родину, что они ее не знают. Правильно организованный туризм, позволяет развивать эстетические вкусы школьников, их ощущение и понимание прекрасного, способствует формированию патриотизма, высокого чувства гражданственности.

Таким образом работа по модели-матрице туристско-краеведческого цикла дает возможность составить совместно с учащимися реально действующую программу по духовно- нравственному формированию личности средствами туристско-краеведческой деятельности.          

Литература:

1. Ивлева Н.В. -Учебное пособие «Туристско-краеведческая работа в школе» Алматы 2010

2. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития творческой личности ребенка Казурова О. А., Россия, Владимир, 2010

3. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М: «Просвещение», 2011

4. Ананьева М.С., Баранова Ю.С., Губаненков С.М., Ниренбург Т.Л. Модель оценивания уровня развития навыков функционально-ролевого и общегражданского межличностного взаимодействия обучающихся – участников активных форм туристско-краеведческой деятельности // Балтийский берег: методическое сопровождение развития образовательной системы. Выпуск II: Сборник научно-методических статей и материалов./ Под научн. ред. А. О. Кравцова – СПб.: НОУ «Экспресс», 2013, стр. 77-91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания

Статья посвящена формированию духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания. Анализируются понятия духовность, нравственные качества личности, ...