Региональный компонент по литературе как средство формирования духовно – нравственной личности на примере творчества В. Потанина
статья по краеведению по теме
Герои Потанина пришли в его рассказы и повести из той жизни, которой живет сам писатель. В своих произведениях он рассказывает историю одной человеческой души. Любовь и сострадание к ближнему становятся составной частью человека и его судьбы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
potanin.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный компонент по литературе как средство формирования духовно – нравственной личности на примере творчества В. Потанина
В.Г. Васильченко, учитель
МОУ Журавлевская СОШ
Каргапольского района
В полной и здоровой натуре лежат на сердце судьбы родины…, всякая благодарная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
В.Г. Белинский.
В жизнь современной школы все активнее входит краеведение. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края способствует нравственно – эстетическому воспитанию учащихся, активной жизненной позиции.
Литература - особый предмет в школьной программе. Влияние ее на развитие личности ребенка огромно. Наряду с музыкой, живописью, историей она срослась с красотой русской земли. Писатель своими творениями воздействует на духовную жизнь человека. Слово писателя помогает учителю литературы формировать общечеловеческие ценности: сострадание, доброту, память, любовь к родному краю. В этом отношении показательны рассказы Виктора Федоровича Потанина, обладающие нравственным потенциалом.
Герои Потанина пришли в его рассказы и повести из той жизни, которой живет сам писатель. В своих произведениях он рассказывает историю одной человеческой души. Любовь и сострадание к ближнему становятся составной частью человека и его судьбы. Любимым жанром В.Ф.Потанина является рассказ. Семен Расторгуев из рассказа «Огорчение» находится на пороге ухода. Старику не хочется быть обузой младшему сыну, а рассудок и цепкая память остаются с Семеном. Но когда сноха отвела его в новую баню, проснулось желание жить. Ведь еще надо рассказать о старшем сыне его брату, который того почти не знал. Надо, чтобы внук Колька помнил о деде. Надо передать семейную память о корнях своих. Да и просто «пожить сдумал» старик. Однако гармонию человека и природы разрушают отношения людей.
Тема одиночества звучит в рассказе «Девочка хочет к морю». Читатель проникается чувством жалости к маленькой девочке Вере. Её мама уехала к морю, оставив девочку с ненавистным отчимом Григорием. Самым близким для Веры оказывается собака Дозор. И ещё Вера постоянно смотрит на портрет отца, погибшего в аварии на заводе. Так и не дождавшись мамы, она отправляется на почту, чтобы дать ей телеграмму: «Вера заболела. Приезжай скорей. Григорий». Женщина на почте помогает девочке отправить телеграмму, проникшись каким- то женским чутьем. Вера ждет. Герои повестей, очерков, рассказов – наши земляки-уральцы.
Так легко узнаваемы близкие сердцу пейзажные картины Зауралья. Виктор Федорович всем своим творчеством признается в любви Родине: «Что скрывать, если я с детства люблю все наши сельские дела и заботы, люблю сельскую природу - наши невообразимые по своей красоте леса и озёрные плёсы…» Он убежден, что для каждого Родина начинается с запаха парного молока, хлеба, тепла материнских рук. С какой болью вспоминает о матери герой рассказа «Успех»: «Я её очень любил, но она об этом никогда не слышала от меня. Не слышала, и это большое горе». Какие простые и вечные истины открываются для читателя: память родных людей, отчего дома, ощущение своих корней на земле-кормилице. А ведь это сама жизнь.
Идеалом для Потанина являются люди, живущие сердцем, созидатели, творящие добро по духовной природе своей. Они связаны с родной землёй, крышей дома, семьёй, языком, культурой. Любовь и сострадание к ближнему является составной частью человека и его судьбы.
Нравственные ценности у Виктора Потанина предельно конкретны. Такие понятия, как «нравственность» и «духовность», привитые с самого детства, не оставляют его на протяжении всего жизненного пути.
Я ,как читатель и учитель рада, что мне удаётся читать и учить детей понимать произведения В.Ф. Потанина, который создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. На уроках литературы, опираясь на рассказы Виктора Федоровича, пытаюсь у детей найти отклик на вопрос: что значит жить честно, по совести?
Анализируя повесть «Доченька», задаю учащимся вопросы: 1. Почему произошло разрушение крепкого круга – Семьи, в которой были любимая жена и обожаемая дочка Леночка? Осмысление текста. Краткая запись.
- Время повлияло, когда одежда, деньги, косметика стали для Леночки критерием оценки социальной и личностной.
- На всю зарплату жены купили дочери золотое колечко.
- На последние сбережения приобрели ей магнитофон.
- Пренебрежительность, снисходительное отношение дочери к родителям.
- Бабушка раздражает – плохо слышит, «по-колхозному» подвязан платок, руки всё время тёмные и опухшие.
- Кричит на отца и высмеивает отсталость.
- Колечко Леночка отдаёт подруге, так как камни в Новый год «модные».
- Когда на Олю напал хулиган, и она попала в больницу, не о подруге подумала доченька, о кольце, как быстрее снять это кольцо. И ушла с Сашей.
- Презрение к родителям «чокнутым».
- Николай Петрович, терпимый и мягкий человек, не в состоянии принять этот поступок, являющийся предательством подруги, всей его жизни, посвящённой дочери.
Задаю вопрос учащимся:
- Почему Леночка из милого ребёнка превратилась в монстра?
- Кто в этом виноват? Стечение обстоятельств, время, человек?
- Виноваты обстоятельства, время?
Размышления учеников.
Показ слайда.
- Нет в ней стержня.
- Не научили её любить, заботиться о других.
- Привыкла брать, но не отдавать.
- Поколение Леночки - это не все «нравственные калеки», для которых украшения и наряды важнее родных людей, семьи.
- Отсутствие совести, цинизм, «духовная ржавчина» - то, что разрушает всё живое, семейные связи.
- Как вы понимаете слова героя повести «Доченька»: «Что будет со мною завтра? А после завтра? А через год?... Неужели я проживу ещё целый год?»
Рефлексия:
Как писатель повлиял на ваши взгляды?
Итог урока.
Произведения Потанина - уроки нравственности. Учение помогает понять глубину авторского замысла. Подрастающий человек нуждается в осмыслении назначения жизни, роли семьи. Произведения помогают в этом, утверждая нравственность, духовность, совестливость, правду – то, что всегда было присуще русскому человеку. На таком уроке, я уверена, в руках учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу ребят учение о доброте к ближнему, о непреходящих ценностях в человеческом обществе, ведь перед родителями мы все в неоплатном долгу. Главный предмет литературы как искусства - человек, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу и природе, и задача, стоящая перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей- предметников. По большому счёту наша главная цель- это душа ребёнка, это проблемы нравственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно нравственной личности средствами уроков истории
в данном материале представлены средства формирования духовно нравственной личности средствами уроков истории , а именно: использование материалов школьного музея, внеурочная деятельность по предмету...
Формирование духовно-нравственной личности школьника средствами предмета «Иностранный язык».
В работе представлен опыт работы учителей иностранных языков в школе №54 по духовно-нравственному воспитанию...
Из опыта работы. Организация семейной досуговой деятельности в дополнительном образовании как средство формирования духовно-нравственной основы личности дошкольника.
В статье раскрывается воспитательный потенциал семьи....
Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...
Проектный метод обучения на уроках технологи как средство формирования духовно-нравственной компоненты в рамках реализации ФГОС.
Обращение к фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяющим раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический...
Модель формирования духовно-нравственной личности учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности
Особое место в многообразии форм воспитательной работы, видов деятельности школьников, направленных на всестороннее и гармоничное развитие личности, занимает туристско-краеведческая деятельность. Прак...
Приобщение студентов к национальным культурным традициям как средство формирования духовно-нравственной личности
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...