Программа интегрированного курса "Основы русской словесности"
элективный курс по французскому языку (11 класс) по теме
Цель программы курса «Основы русской словесности» - изучение единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания, подготовка к экзамену в форме и по материалам ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnost.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к интегрированному курсу «Основы русской словесности»
Цель программы курса «Основы русской словесности» - изучение единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания.
Задачи:
- сблизить преподавание русского языка и литературы;
- показать литературное произведение как творение словесного искусства;
- научить видеть и раскрывать богатейшее содержание и художественное
совершенство текста посредством тщательного анализа самой ткани
литературного произведения;
- научить понимать и усваивать истинное содержание произведения, его
идею, идя от его словесной организации;
- вооружить учащихся знаниями необходимыми для самостоятельного
толкования текста и эстетических качеств художественного текста.
Программа интегрированного курса «Основы русской словесности» (11класс) составлена на основе государственной программы «От слова к словесности» для 10-11 классов под редакцией А.И.Горшкова.
Содержание и структура данного курса строится на основе сближения преподавания языка и литературы. Программа рассчитана на 2 года и состоит из введения и 2-х частей («Материал словесности». «Произведение словесности»).
Актуальность курса заключается в том, что предлагаемый для изучения материал является важной составной частью учебного процесса, так как способствует развитию умений и навыков самостоятельного стилистического анализа текста, его эстетических качеств, которые необходимы при выполнении задания части С на экзамене в форме и по материалам ЕГЭ. Задания, предусмотренные данной программой, носят комплексный характер и призваны сформировать языковую и коммуникативную компетенцию. В 10 классе (34 часа) изучается 1-й раздел программы, описывающий различные элементы языка, виды и способы их соединения, а в 11 классе (34 часа) - 2-й раздел, рассматривающий произведение словесности как словесно-художественное единство, в котором отдельные элементы языка организуются «в одно и качественно новое целое».
Особое внимание уделяю на выработку умения работать с содержанием, планом, литературной формой, основной идеей и языком читаемого и разбираемого произведения, самостоятельно выполнять грамматический, стилистический и литературный его разбор, грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой речи.
Сохраняя все темы и разделы программы, на практические работы отвожу 6 часов и 1 час на итоговое повторение.
Тематическое распределение часов
№ п/п |
Разделы, темы | Кол-во часов | |
34 | |||
1 | Введение | 2 | |
2 | Произведение словесности | 32 | |
Роды и виды словесности | 8+1 | ||
Понятие о тексте и его строении | 4+1 | ||
Возможность различного словесного выражения одной темы | 5+1 | ||
Композиция словесного выражения | 3 | ||
Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении | 2 | ||
Формы субъективизации авторского повествования | 4 | ||
Некоторые особенности словесной организации драматических и стихотворных произведений | 2+1 |
Перечень практических работ
Литературный разбор текста 1
Стилистический анализ текста 1
Сочинение – рассуждение 1
Анализ прозаического отрывка 1
Анализ лирического стихотворения 1
Требования к подготовке учащихся по предмету
Программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
- владение умениями выразительного чтения
- умение работать с содержанием, планом, литературной формой, основной
идеей и языком читаемого и разбираемого произведения
- умение самостоятельно выполнять грамматический, стилистический и
литературный разбор произведения
- грамотно строить монологические высказывания различных форм и
жанров,
- владеть культурой речи
- умение выполнять письменные работы различных форм и жанров
Литература
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1975
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. Уч. пособие
для уч-ся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. 1-е изд. М. 1996
Лотман Ю М. Анализ поэтического текста. Л. 1972
Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. Кн. для
учителя. М. 2002
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст.
Стили речи. М. 2004
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-пратикум для
старших классов. М. Вербум –М. 2005
№ | ТЕМА | К-о ч-в |
| Производные словесности |
|
1 | Роды и виды произведения словесности | 1 |
2 | Нехудожественные и художественные произведения словесности | 1 |
3 | Роды и виды художественной словесности | |
4 | Литературные и эпические жанры | 1 |
5 | Лирика, её отличительные черты. Народная лирика. | 1 |
6 | Лирика литературная | 1 |
7 | Драма, её отличительные черты | 1 |
8 | Отсутствие чётких границ между родами и видами художественной словесности | 1 |
9 | Практическая работа | 1 |
Понятие о тексте и его строении | ||
10 | Понятие о тексте и его строении. Признаки текста | 1 |
11 | Тема и содержание | 1 |
12 | Тема и идея | 1 |
13 | Упорядоченность словесного материала в тексте | 1 |
14 | Практическая работа. | 1 |
Возможность различного словесного выражения одной темы |
| |
15 | Различное выражение одной темы | 1 |
16 | Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в русской литературе. Классицизм и теория трёх стилей | 1 |
17 | Сентиментализм и «новый слог» | 1 |
18 | Романтизм и проблема народности русской литературы и русского народного языка | 1 |
19 | Реализм и формирование русского народного языка | 1 |
20 | Самостоятельная работа. | 1 |
Композиция словесного произведения | ||
21 | Общее понятие композиции и сюжета | 1 |
22 | Учение о композиции, как системе динамического развёртывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве |
1 |
23 | Композиционные функции «детали» словесного произведения | 1 |
Образ автора и образ рассказчика в произведении | ||
24 | Понятие образа автора | 1 |
25 | Образ рассказчика и его отношение к образу автора | 1 |
Формы субъективации авторского повествования | ||
26 | Понятие об авторском повествовании и его субъективации | |
27 | Словесные и композиционные формы субъективации | 1 |
28 | Особые приёмы построения словесных художественных произведений | 1 |
29 | Юмор и сатира в словесных произведениях | 1 |
Эстетические функции языка в произведениях художественной словесности | ||
30 | Вопрос о сущности эстетической функции языка | 1 |
31 | Образность произведений художественной словесности | 1 |
Некоторые особенности словесной организации языка драматических и стихотворных произведений | ||
32 | Виды диалога и полилога в драматургии | 1 |
33 | Ограничение, накладываемое на выбор слов и синтаксических конструкций требованиями стхосложения | 1 |
34 | Итоговая работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
Программа элективного курса "Русская словесность" в 9 классе
Цель курса - подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче ГИА по русскому языку. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план и требования к...
Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование»
Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе....
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010. Общее количество часов — 34, в неделю ...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающих...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа факультатива «Основы русской словесности» для 9 класса
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы под редакцией Альбетковой Р.И. «Основы русской словесности для 5-9 классов» (Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий...