Программа элективного курса "Русская словесность" в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Цель курса - подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче ГИА по русскому языку. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план и требования к уровню подготовки учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Биазинская общеобразовательная школа-интернат»

Северного района Новосибирской области

                                                                           

«Согласовано»                                                                           «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                                         Директор школы-интернат

________________________                                   _________________________

« ___ » августа  2012 года                                  « ___ » августа  2012 года

 

               Рабочая программа

элективного курса

«Русская словесность»

 в  9 классе

                                                                       Учитель русского языка

                                                                            и литературы: Смирнова

                                                                   Татьяна Валериевна

        

Биаза

 2012 год

     «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа…»

                       К. Паустовский

Пояснительная записка

     Итоговый письменный экзамен по русскому языку за курс основной школы сдают все учащиеся 9-х классов.

     С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена ГИА. Особенности такого экзамена:

  1. состоит из трех частей:
  1. первая часть экзаменационной работы (С1) – сжатое изложение;  
  2. вторая часть (А1-А7; (В1-В9) – задания с выбором ответа и задания с кратким ответом;
  3. третья часть (С2) – задания открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющие умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста;
  1. на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
  2. оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

     Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

     В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.

    Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов.

     Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

     Задачи:

  1. Повторить и обобщить знания по русскому языку за курс основной общеобразовательной школы;
  2. Расширить знания  по отдельным темам курса русского языка в 5-9 классах;
  3. Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

     Ожидаемые результаты:

     На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  1. Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  2. Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

     Основные методические особенности курса:

      Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий повышенной сложности.

     Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

     Структура курса

     Курс рассчитан на 17 занятий.

     Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов русского языка:

  1. Фонетика
  2. Лексика и фразеология
  3. Морфемика и словообразование
  4. Грамматика. Морфология
  5. Грамматика. Синтаксис
  6. Правописание. Орфография
  7. Правописание. Пунктуация
  8. Речь
  9. Языковые нормы
  10. Выразительность русской речи

     Формы организации учебных занятий

     Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини -  лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для  закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами.

     Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

     Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

     Контроль и система оценивания

     Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.

    В конце курса будут проведены:

– зачет по проверке умения ориентироваться  в  заданиях второй части и выполнять их за минимальное время;

–тестирование по проверке умения работать с полным объемом теста ГИА.

Содержание программы

     Тема 1.  Пунктуационные нормы современного русского языка

     Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании и диалоге. Знаки препинания в сложном предложении.

     Тема 2.  Фонетика

     Гласные и согласные звуки. Соотношение звука и буквы. Фонетический анализ слова.

     Тема 3. Лексика и фразеология

     Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ слова.


     Тема 4. Морфемика и словообразование

     Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ.

     Тема 5. Грамматика. Морфология

     Самостоятельные части речи. Служебные части речи и междометия. Морфологический анализ слова.

     Тема 6. Грамматика. Синтаксис

     Словосочетание. Предложение. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.

     Тема 7. Правописание. Орфография

     Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

     Тема 8. Речь. Языковые нормы

     Текст как продукт речевой деятельности. Адекватное понимание устной и письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (изложение). Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи (С2.1; С2.2).

     Тема 9. Выразительность русской речи

     Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики (морфологические и синтаксические).

     Тема 10. Итоговое повторение

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Повторение и разбор заданий ГИА

Формы проведения

Образователь-ный продукт

1-2

Пунктуацион-ные нормы современного русского языка

2

В5, В7

Мини-лекция, работа в парах

Соблюдение в практике письма основных пра-вил пунктуации

3

Фонетика

1

А4

Групповая работа, тестирование

Опознавать язы-ковые единицы, проводить фоне-тический анализ слова

4-5

 Лексика и фразеология

2

А2, А3, В1

Комбинирован-ный урок, групповая работа

Объяснять лек-сическое значе-ние слова. Опоз-навать синони-мы, фразеологи-ческие обороты. Знать группы слов по проис-хождению  

6

Морфемика и словообразова-ние

1

А5, А6, А7

Мини-лекция, работа в парах

Выполнять мор-фемный и сло-вообразователь-ный анализ сло-ва

7

Грамматика. Морфология

1

А7

Комбинирован-ный урок, урок-практикум, тестирование

Опознавать раз-личные части речи. Выпол-нять морфологи-ческий разбор слова

8

Грамматика. Синтаксис

1

В2, В3, В4, В6, В8

Мини-лекция, лабораторная работа

Опознавать сло-восочетание, вид подчини-тельной связи в словосочетании. Выполнять син-таксический разбор предложения

9-10

Правописание. Орфография

2

А5, А6, А7

Групповая работа, тестирование

Соблюдать ос-новные правила орфографии в практике письма

11-14

Речь. Языковые нормы

4


А1, А2, С1, С2

Комбинирован-ный урок,
урок-практикум

Определять те-му, основную мысль текста, функционально- смысловой тип текста или его фрагмента. Вос-производить текст с заданной степенью свер-нутости. Созда-вать текст. Осу-ществлять рече-вой самоконт-роль

15

Выразитель-ность русской речи

1

А3

Мини-лекция, работа в парах

Знать вырази-тельные средст-ва лексики и фразеологии. Уметь их анали-зировать

16-17

Итоговое повторение

2

А1-А7; В1-В9; С1; С2

Выполнение полного объема теста ГИА

Умение рабо-тать с полным объемом теста ГИА

        

Требования к уровню подготовки Учащихся

к окончанию 9 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

  1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  2. изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
  3. основные единицы языка, их признаки;
  4. смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  5. признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
  6. стили речи, их признаки и жанры;
  7. функционально-смысловые типы речи, их признаки;
  8. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-9 классах; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

  1. различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  2. определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

  1. адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
  2. владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  3. извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  1. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
  2. создавать тексты различных стилей и жанров;
  3. владеть различными видами монолога и диалога;
  4. свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  5. соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
  6. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  7. соблюдать нормы русского речевого этикета;
  8. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
  2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
  3. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
  5. развития способности к самооценке;
  6. получения знаний по другим учебным предметам.

Список используемой литературы

  1. Баронова М.М. Русский язык: Полный справочник для подготовки к ГИА /М.М. Баронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
  2. Баронова М.М. Русский язык: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней А, В, С для подготовки к ГИА: 9-й кл. /М.М. Баронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
  3. Бисеров А.Ю. ЕГЭ 2013. Русский язык: ГИА. ЕГЭ: нормы оценки заданий /А.Ю. Бисоров. – М.: Эксмо, 2012.
  4. Кадашникова Н.Ю. Русский язык. 5-9 классы: правила орфографии в таблицах и схемах. Упражнения, практические задания /авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Козулина М.В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2008.
  6. Мизинина И. Трудности русского языка. Орфография. Пунктуация. Грамматика. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  7. Нелюбова Н.Я. Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактический материал, образцы сочинений)  /авт.-сост. Н.Я. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2010.
  8. Сенина Н.А. Русский язык. 9-й класс. Готовимся к ГИА на урокеи дома. Тренировочная тетрадь: учебно-методическое пособие /Н.А. Сенина. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
  9. Симакова Е.С. Русский язык: 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА, 9 кл. /Е.С. Симакова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
  10. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПб.:  Издательский Дом «Литера», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс

Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"

Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...

Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».

Курс «Графические редакторы» является предметным  элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...