Программа элективного курса "Русская словесность" в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Цель курса - подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче ГИА по русскому языку. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план и требования к уровню подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса в 9 классе | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Биазинская общеобразовательная школа-интернат»
Северного района Новосибирской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор школы-интернат
________________________ _________________________
« ___ » августа 2012 года « ___ » августа 2012 года
Рабочая программа
элективного курса
«Русская словесность»
в 9 классе
Учитель русского языка
и литературы: Смирнова
Татьяна Валериевна
Биаза
2012 год
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа…»
К. Паустовский
Пояснительная записка
Итоговый письменный экзамен по русскому языку за курс основной школы сдают все учащиеся 9-х классов.
С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена ГИА. Особенности такого экзамена:
- состоит из трех частей:
- первая часть экзаменационной работы (С1) – сжатое изложение;
- вторая часть (А1-А7; (В1-В9) – задания с выбором ответа и задания с кратким ответом;
- третья часть (С2) – задания открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющие умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста;
- на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
- оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов.
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
- Повторить и обобщить знания по русскому языку за курс основной общеобразовательной школы;
- Расширить знания по отдельным темам курса русского языка в 5-9 классах;
- Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
- Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
- Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Основные методические особенности курса:
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий повышенной сложности.
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Структура курса
Курс рассчитан на 17 занятий.
Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов русского языка:
- Фонетика
- Лексика и фразеология
- Морфемика и словообразование
- Грамматика. Морфология
- Грамматика. Синтаксис
- Правописание. Орфография
- Правописание. Пунктуация
- Речь
- Языковые нормы
- Выразительность русской речи
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.
В конце курса будут проведены:
– зачет по проверке умения ориентироваться в заданиях второй части и выполнять их за минимальное время;
–тестирование по проверке умения работать с полным объемом теста ГИА.
Содержание программы
Тема 1. Пунктуационные нормы современного русского языка
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании и диалоге. Знаки препинания в сложном предложении.
Тема 2. Фонетика
Гласные и согласные звуки. Соотношение звука и буквы. Фонетический анализ слова.
Тема 3. Лексика и фразеология
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ слова.
Тема 4. Морфемика и словообразование
Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ.
Тема 5. Грамматика. Морфология
Самостоятельные части речи. Служебные части речи и междометия. Морфологический анализ слова.
Тема 6. Грамматика. Синтаксис
Словосочетание. Предложение. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.
Тема 7. Правописание. Орфография
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Тема 8. Речь. Языковые нормы
Текст как продукт речевой деятельности. Адекватное понимание устной и письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (изложение). Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи (С2.1; С2.2).
Тема 9. Выразительность русской речи
Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики (морфологические и синтаксические).
Тема 10. Итоговое повторение
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Повторение и разбор заданий ГИА | Формы проведения | Образователь-ный продукт |
1-2 | Пунктуацион-ные нормы современного русского языка | 2 | В5, В7 | Мини-лекция, работа в парах | Соблюдение в практике письма основных пра-вил пунктуации | |
3 | Фонетика | 1 | А4 | Групповая работа, тестирование | Опознавать язы-ковые единицы, проводить фоне-тический анализ слова | |
4-5 | Лексика и фразеология | 2 | А2, А3, В1 | Комбинирован-ный урок, групповая работа | Объяснять лек-сическое значе-ние слова. Опоз-навать синони-мы, фразеологи-ческие обороты. Знать группы слов по проис-хождению | |
6 | Морфемика и словообразова-ние | 1 | А5, А6, А7 | Мини-лекция, работа в парах | Выполнять мор-фемный и сло-вообразователь-ный анализ сло-ва | |
7 | Грамматика. Морфология | 1 | А7 | Комбинирован-ный урок, урок-практикум, тестирование | Опознавать раз-личные части речи. Выпол-нять морфологи-ческий разбор слова | |
8 | Грамматика. Синтаксис | 1 | В2, В3, В4, В6, В8 | Мини-лекция, лабораторная работа | Опознавать сло-восочетание, вид подчини-тельной связи в словосочетании. Выполнять син-таксический разбор предложения | |
9-10 | Правописание. Орфография | 2 | А5, А6, А7 | Групповая работа, тестирование | Соблюдать ос-новные правила орфографии в практике письма | |
11-14 | Речь. Языковые нормы | 4 | А1, А2, С1, С2 | Комбинирован-ный урок, | Определять те-му, основную мысль текста, функционально- смысловой тип текста или его фрагмента. Вос-производить текст с заданной степенью свер-нутости. Созда-вать текст. Осу-ществлять рече-вой самоконт-роль | |
15 | Выразитель-ность русской речи | 1 | А3 | Мини-лекция, работа в парах | Знать вырази-тельные средст-ва лексики и фразеологии. Уметь их анали-зировать | |
16-17 | Итоговое повторение | 2 | А1-А7; В1-В9; С1; С2 | Выполнение полного объема теста ГИА | Умение рабо-тать с полным объемом теста ГИА |
Требования к уровню подготовки Учащихся
к окончанию 9 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
- стили речи, их признаки и жанры;
- функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-9 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
- создавать тексты различных стилей и жанров;
- владеть различными видами монолога и диалога;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
- развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
Список используемой литературы
- Баронова М.М. Русский язык: Полный справочник для подготовки к ГИА /М.М. Баронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
- Баронова М.М. Русский язык: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней А, В, С для подготовки к ГИА: 9-й кл. /М.М. Баронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
- Бисеров А.Ю. ЕГЭ 2013. Русский язык: ГИА. ЕГЭ: нормы оценки заданий /А.Ю. Бисоров. – М.: Эксмо, 2012.
- Кадашникова Н.Ю. Русский язык. 5-9 классы: правила орфографии в таблицах и схемах. Упражнения, практические задания /авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Козулина М.В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2008.
- Мизинина И. Трудности русского языка. Орфография. Пунктуация. Грамматика. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
- Нелюбова Н.Я. Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактический материал, образцы сочинений) /авт.-сост. Н.Я. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Сенина Н.А. Русский язык. 9-й класс. Готовимся к ГИА на урокеи дома. Тренировочная тетрадь: учебно-методическое пособие /Н.А. Сенина. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
- Симакова Е.С. Русский язык: 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА, 9 кл. /Е.С. Симакова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
- Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса 9 класса
Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс
Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Программа элективного курса 9 класса. Химические вещества в повседневной жизни.
Химические вещества в повседневной жизни...
Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"
Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...
Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».
Курс «Графические редакторы» является предметным элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...