Рабочая программа факультатива «Основы русской словесности» для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Наумова Ирина Александровна

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы под редакцией Альбетковой Р.И. «Основы русской словесности для 5-9 классов» (Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005) и адаптированной программы спецкурса «Основы русской словесности для 5-11 классов», составленной авторским коллективом МОУ гимназии №44 г.Иркутска. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_russkoy_slovesnosti_9_kl.docx46.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель СП «Русский язык и литература»

МАОУ г. Иркутска гимназия №2

____________________

Протокол №___  от ________

«Согласовано»

Зам.директора по НМР

МАОУ г. Иркутска гимназия №2

_________________________

 «___»____________2014 г

«Утверждено»

Директор

МАОУ г. Иркутска гимназия №2

________________________

 «___»____________2014 г

Рабочая программа факультатива

 «Основы русской словесности» для 9 А класса

базовый уровень

Учитель: Наумова Ирина Александровна

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы под редакцией Альбетковой Р.И. «Основы русской словесности для 5-9 классов» (Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005) и адаптированной программы спецкурса «Основы русской словесности для 5-11 классов», составленной авторским коллективом МОУ гимназии №44 г.Иркутска.

                                                                                 2014-2015 учебный год

Рабочая программа факультатива

Предмет: Основы русской словесности

Учитель: Наумова Ирина Александровна

Класс: 9А

Количество часов всего 34, в неделю 1

Планирование составлено на основе программы под редакцией Альбетковой Р.И. «Основы русской словесности для 5-9 классов» (Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005) и адаптированной программы спецкурса «Основы русской словесности для 5-11 классов», составленной авторским коллективом МОУ гимназии №44 г.Иркутска.

Пояснительная записка

Программа курса на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.

Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:

  • изучение законов употребления языка;
  • овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
  • овладение умением творческого употребления родного языка.

В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта  основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5).

Данная рабочая программа разработана на основе программы  Р.И.Альбетковой  (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005),  Изменения, внесённые в программу  Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов).

Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова. Преподавание ведётся по учебнику Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. – М., 2010.)

Учебно-тематический план

№ п. п.

                                Разделы программы

                       Количество часов

1

Средства художественной изобразительности

9

2

Жизненный факт и поэтическое слово

12

3

Художественный образ в произведении словесности

9

4

Литературное редактирование 

2

5

Нормы правильной речи

2

ИТОГО

34

Требования к уровню подготовки учащихся в конце 9 класса

В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

важнейшие термины словесности

  • смысл понятий: речь устная и письменная; прямое и поэтическое значение слова;
  • основные признаки текста, идею произведения;

выражение точки зрения автора;

уметь

средства художественной выразительности

что такое художественный образ, выделять проблему художественного образа

значение типических образов

главное значение искусства слова

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Учебник  Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник  для 9 кл. общеобразовательных  учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год
  2. Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).
  3. С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема учебного

занятия

Кол-во часов

Техническое сопровождение

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата

Примечание

Средства художественной изобразительности

1.

Вводное занятие

1

 

Знакомство с программой

Знать, что

такое

словесность

Беседа

2

Сравнение. Способы выражения сравнения

1

Презентация

Сравнение, способы выражения сравнения

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

3

Параллелизм

1

Таблица

Параллелизм

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

 Индивидуальный, фронтальный опрос.

4

Символ. Слова-символы в поэтическом тексте

1

Презентация

Символ

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

 Индивидуальный, фронтальный опрос.

5

Гипербола. Литота

1

Гипербола. Литота

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

6

Парадокс и алогизм

1

Таблица

Парадокс и алогизм. Виды алогизма

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

7

Гротеск

1

Презентация

Гротеск

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Беседа, индивидуальный, фронтальный опрос.

8

Этимологизация

1

Этимологизация. Народная, ложная этимологизация.

Знать, что такое этимологизация, ее виды

Индивидуальный, фронтальный опрос.

9

Ассоциативность

1

Понятие об ассоциативности

Знать, что такое  ассоциативность и реминисценция

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Жизненный факт и поэтическое слово

10

Прямое и поэтическое значение слова

1

Поэтическое слово, его отличие от слова в жизни

Понимать поэтическое значение словесного выражения.

Фронтальный опрос

11

Предмет изображения (тема), идея произведения

1

Презентация

Различие понятий «объект» и «предмет» изображения. Идея

Уметь определять тему и идею произведения.

Сочинение

12

Способы выражения идеи в различных родах словесности

1

Выражение точки зрения писателя в произведениях

Уметь определять точку зрения автора

Проверка самостоятельно выполненных заданий.

13

Художественная правда

1

Презентация

Правдоподобное и условное изображение

Уметь сопоставлять изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

14-15

Язык древнерусской словесности

2

Таблица

Литературные языки: древнерусский, церковнославянский

Знакомство с древнерусским и церковнославянским языками

Проверка самостоятельно выполненных заданий.

16

Язык словесности

XVIIIв

1

Таблица

Система жанров и особенности языка произведений классицизма. Теория трех штилей

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

Самостоятельная работа

17

Язык произведений сентиментализма

1

Презентация

Сентиментализм. Новаторство сентименталистов

Знать, что такое сентиментализм, его особенности, новаторство сентименталистов

Тест

18

Изображение жизни и слово в искусстве романтизма

1

Поэтические открытия В. А. Жуковского, романтический стиль А. С. Пушкина

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности

Проверка самостоятельно выполненных заданий.

19

Язык произведений реализма

1

Слово в реалистическом произведении.

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности

Индивидуальный, фронтальный опрос.

20

Полифония

1

Полифония  как способ выражения позиции автора

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности

Индивидуальный, фронтальный опрос.

21

Авторская индивидуальность

1

Образ автора

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Художественный образ в произведении словесности

22

Произведение словесности как явление искусства

1

Эстетическая оценка. Эстетический идеал

Уметь воспринимать произведение словесности как целостного  явления, как формы эстетического освоения действительности. ть роль

указанных

средстве

характеристике героя.

Самостоятельная работа

23

Художественный образ

1

Презентация

Виды худ. образа

Понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.

Сочинение

24

«Приращение смысла» слова как способ превращения слова в образ

1

Как происходит приращение смысла слова в произведении

Знать, каким задачам подчинены отбор и организация материала в произведении

Индивидуальные карточки

25

Время и пространство как художественные образы. Хронотоп

1

Презентация

Понятие о хронотопе

Умение при чтении произведения идти от слова к идее

Индивидуальный, фронтальный опрос.

26

Хронотоп в произведениях разных родов словесности как выражение художественного содержания

1

Роль хронотопа в создании образа-переживания в лирике

Умение при чтении произведения идти от слова к идее

Индивидуальный, фронтальный опрос.

27

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания

1

Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом, драматическом произведениях средствами языка

Знать своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом, драматическом произведениях средствами языка

Взаимопроверка по образцу

28

«Вечные» образы и мотивы

1

Какие образы относим в «вечным»

Уметь различать виды придаточных. В тексте находить придаточные места и времени.

Индивидуальные карточки

29

Новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху

1

Презентация

Онегин в 60-е гг XIXв и в XXв. Чичиков в нэпманской Москве

Онегин в 60-е гг XIXв и в XXв. Чичиков в нэпманской Москве

Индивидуальный, фронтальный опрос.

30

Значение художественной словесности в развитии литературного языка. Главное значение искусства слова

1

В чем состоит главное назначение искусства слова

        

Знать, в чем состоит главное назначение искусства слова

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Литературное редактирование

31

Союзы и союзные слова в сложных предложениях

1

Схема

Союзы. Союзные слова

Уметь разграничивать синонимичные союзные слова какой и который

Самостоятельная работа

32

Параллельные синтаксические конструкции

1

Причастный оборот, использование его для замены синонимичным придаточным определительным. Деепричастный оборот, правильное его использование в письменной речи

Знать, как использовать причастный оборот для  замены синонимичным придаточным определительным. Знать правильное использование деепричастного оборота в письменной речи

Тест

Нормы правильной речи

33

Ошибки в построении сложных предложений.

1

Таблица

Загромождение сложных предложений придаточными

Знать разнотипность частей сложного предложения

Индивидуальные  карточки

34

Смешение прямой и косвенной речи

1

Смешение прямой и косвенной речи. Работа над ошибками в построении предложений

Уметь видеть ошибки в построении предложений

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива «Основы традиционной русской культуры»

Программа факультативного курса "Основы  традиционной (православной) русской  культуры" рассчитана на учащихся 5,6 классов, количество часов в каждом классе – 34. Данная программа - один из ...

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.

Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.  Общее количество часов — 34, в неделю ...

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы  «Русская словесность. От слова к словесности»  для обучающих...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа факультатива «Основы робототехники», 5-6 класс

Рабочая программа факультатива «Основы робототехники», 5-6 класс...