Рабочая программа факультатива «Основы русской словесности» для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы под редакцией Альбетковой Р.И. «Основы русской словесности для 5-9 классов» (Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005) и адаптированной программы спецкурса «Основы русской словесности для 5-11 классов», составленной авторским коллективом МОУ гимназии №44 г.Иркутска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_russkoy_slovesnosti_9_kl.docx | 46.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель СП «Русский язык и литература» МАОУ г. Иркутска гимназия №2 ____________________ Протокол №___ от ________ | «Согласовано» Зам.директора по НМР МАОУ г. Иркутска гимназия №2 _________________________ «___»____________2014 г | «Утверждено» Директор МАОУ г. Иркутска гимназия №2 ________________________ |
Рабочая программа факультатива
«Основы русской словесности» для 9 А класса
базовый уровень
Учитель: Наумова Ирина Александровна
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы под редакцией Альбетковой Р.И. «Основы русской словесности для 5-9 классов» (Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005) и адаптированной программы спецкурса «Основы русской словесности для 5-11 классов», составленной авторским коллективом МОУ гимназии №44 г.Иркутска.
2014-2015 учебный год
Рабочая программа факультатива
Предмет: Основы русской словесности
Учитель: Наумова Ирина Александровна
Класс: 9А
Количество часов всего 34, в неделю 1
Планирование составлено на основе программы под редакцией Альбетковой Р.И. «Основы русской словесности для 5-9 классов» (Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005) и адаптированной программы спецкурса «Основы русской словесности для 5-11 классов», составленной авторским коллективом МОУ гимназии №44 г.Иркутска.
Пояснительная записка
Программа курса на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.
Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:
- изучение законов употребления языка;
- овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
- овладение умением творческого употребления родного языка.
В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5).
Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005), Изменения, внесённые в программу Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов).
Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова. Преподавание ведётся по учебнику Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. – М., 2010.)
Учебно-тематический план
№ п. п. | Разделы программы | Количество часов |
1 | Средства художественной изобразительности | 9 |
2 | Жизненный факт и поэтическое слово | 12 |
3 | Художественный образ в произведении словесности | 9 |
4 | Литературное редактирование | 2 |
5 | Нормы правильной речи | 2 |
ИТОГО | 34 | |
Требования к уровню подготовки учащихся в конце 9 класса
В результате изучения русской словесности ученик должен
знать/понимать
важнейшие термины словесности
- смысл понятий: речь устная и письменная; прямое и поэтическое значение слова;
- основные признаки текста, идею произведения;
выражение точки зрения автора;
уметь
средства художественной выразительности
что такое художественный образ, выделять проблему художественного образа
значение типических образов
главное значение искусства слова
Перечень учебно-методического обеспечения
- Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год
- Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).
- С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Техническое сопровождение | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Дата | Примечание | |||||||||||||||
Средства художественной изобразительности | |||||||||||||||||||||||
1. | Вводное занятие | 1 |
| Знакомство с программой | Знать, что такое словесность | Беседа | |||||||||||||||||
2 | Сравнение. Способы выражения сравнения | 1 | Презентация | Сравнение, способы выражения сравнения | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | |||||||||||||||||
3 | Параллелизм | 1 | Таблица | Параллелизм | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | |||||||||||||||||
4 | Символ. Слова-символы в поэтическом тексте | 1 | Презентация | Символ | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | |||||||||||||||||
5 | Гипербола. Литота | 1 | Гипербола. Литота | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | ||||||||||||||||||
6 | Парадокс и алогизм | 1 | Таблица | Парадокс и алогизм. Виды алогизма | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | |||||||||||||||||
7 | Гротеск | 1 | Презентация | Гротеск | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Беседа, индивидуальный, фронтальный опрос. | |||||||||||||||||
8 | Этимологизация | 1 | Этимологизация. Народная, ложная этимологизация. | Знать, что такое этимологизация, ее виды | Индивидуальный, фронтальный опрос. | ||||||||||||||||||
9 | Ассоциативность | 1 | Понятие об ассоциативности | Знать, что такое ассоциативность и реминисценция | Индивидуальный, фронтальный опрос. | ||||||||||||||||||
Жизненный факт и поэтическое слово | |||||||||||||||||||||||
10 | Прямое и поэтическое значение слова | 1 | Поэтическое слово, его отличие от слова в жизни | Понимать поэтическое значение словесного выражения. | Фронтальный опрос | ||||||||||||||||||
11 | Предмет изображения (тема), идея произведения | 1 | Презентация | Различие понятий «объект» и «предмет» изображения. Идея | Уметь определять тему и идею произведения. | Сочинение | |||||||||||||||||
12 | Способы выражения идеи в различных родах словесности | 1 | Выражение точки зрения писателя в произведениях | Уметь определять точку зрения автора | Проверка самостоятельно выполненных заданий. | ||||||||||||||||||
13 | Художественная правда | 1 | Презентация | Правдоподобное и условное изображение | Уметь сопоставлять изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | |||||||||||||||||
14-15 | Язык древнерусской словесности | 2 | Таблица | Литературные языки: древнерусский, церковнославянский | Знакомство с древнерусским и церковнославянским языками | Проверка самостоятельно выполненных заданий. | |||||||||||||||||
16 | Язык словесности XVIIIв | 1 | Таблица | Система жанров и особенности языка произведений классицизма. Теория трех штилей | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности. | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||
17 | Язык произведений сентиментализма | 1 | Презентация | Сентиментализм. Новаторство сентименталистов | Знать, что такое сентиментализм, его особенности, новаторство сентименталистов | Тест | |||||||||||||||||
18 | Изображение жизни и слово в искусстве романтизма | 1 | Поэтические открытия В. А. Жуковского, романтический стиль А. С. Пушкина | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности | Проверка самостоятельно выполненных заданий. | ||||||||||||||||||
19 | Язык произведений реализма | 1 | Слово в реалистическом произведении. | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности | Индивидуальный, фронтальный опрос. | ||||||||||||||||||
20 | Полифония | 1 | Полифония как способ выражения позиции автора | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности | Индивидуальный, фронтальный опрос. | ||||||||||||||||||
21 | Авторская индивидуальность | 1 | Образ автора | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности | Индивидуальный, фронтальный опрос. | ||||||||||||||||||
Художественный образ в произведении словесности | |||||||||||||||||||||||
22 | Произведение словесности как явление искусства | 1 | Эстетическая оценка. Эстетический идеал | Уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. ть роль указанных средстве характеристике героя. | Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||
23 | Художественный образ | 1 | Презентация | Виды худ. образа | Понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. | Сочинение | |||||||||||||||||
24 | «Приращение смысла» слова как способ превращения слова в образ | 1 | Как происходит приращение смысла слова в произведении | Знать, каким задачам подчинены отбор и организация материала в произведении | Индивидуальные карточки | ||||||||||||||||||
25 | Время и пространство как художественные образы. Хронотоп | 1 | Презентация | Понятие о хронотопе | Умение при чтении произведения идти от слова к идее | Индивидуальный, фронтальный опрос. | |||||||||||||||||
26 | Хронотоп в произведениях разных родов словесности как выражение художественного содержания | 1 | Роль хронотопа в создании образа-переживания в лирике | Умение при чтении произведения идти от слова к идее | Индивидуальный, фронтальный опрос. | ||||||||||||||||||
27 | Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания | 1 | Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом, драматическом произведениях средствами языка | Знать своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом, драматическом произведениях средствами языка | Взаимопроверка по образцу | ||||||||||||||||||
28 | «Вечные» образы и мотивы | 1 | Какие образы относим в «вечным» | Уметь различать виды придаточных. В тексте находить придаточные места и времени. | Индивидуальные карточки | ||||||||||||||||||
29 | Новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху | 1 | Презентация | Онегин в 60-е гг XIXв и в XXв. Чичиков в нэпманской Москве | Онегин в 60-е гг XIXв и в XXв. Чичиков в нэпманской Москве | Индивидуальный, фронтальный опрос. | |||||||||||||||||
30 | Значение художественной словесности в развитии литературного языка. Главное значение искусства слова | 1 | В чем состоит главное назначение искусства слова |
Знать, в чем состоит главное назначение искусства слова | Индивидуальный, фронтальный опрос. | ||||||||||||||||||
Литературное редактирование | |||||||||||||||||||||||
31 | Союзы и союзные слова в сложных предложениях | 1 | Схема | Союзы. Союзные слова | Уметь разграничивать синонимичные союзные слова какой и который | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||
32 | Параллельные синтаксические конструкции | 1 | Причастный оборот, использование его для замены синонимичным придаточным определительным. Деепричастный оборот, правильное его использование в письменной речи | Знать, как использовать причастный оборот для замены синонимичным придаточным определительным. Знать правильное использование деепричастного оборота в письменной речи | Тест | ||||||||||||||||||
Нормы правильной речи | |||||||||||||||||||||||
33 | Ошибки в построении сложных предложений. | 1 | Таблица | Загромождение сложных предложений придаточными | Знать разнотипность частей сложного предложения | Индивидуальные карточки | |||||||||||||||||
34 | Смешение прямой и косвенной речи | 1 | Смешение прямой и косвенной речи. Работа над ошибками в построении предложений | Уметь видеть ошибки в построении предложений | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива «Основы традиционной русской культуры»
Программа факультативного курса "Основы традиционной (православной) русской культуры" рассчитана на учащихся 5,6 классов, количество часов в каждом классе – 34. Данная программа - один из ...
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010. Общее количество часов — 34, в неделю ...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающих...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
рабочая программа факультатива "Основы музеведения"
рабочая программа факультатива...
Рабочая программа факультатива «Основы робототехники», 5-6 класс
Рабочая программа факультатива «Основы робототехники», 5-6 класс...