Рабочая программа по эрзянскому языку. 2 класс
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по эрзянскому языку. 2 класс
Рабочая программа по эрзянскому языку в 2 классе разработана на основе авторской программы по изучению эрзянского языка в начальных классах русскоязычных школ или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения): Вальчук Е.В.,доцент кафедры дошкольного и начального образования МРИО; рецензенты: Рябов И.Н., доцент кафедры эрзянского языка МГУ им. Н.П.Огарёва. Ширманкина Р.С., доцент кафедры филологии МРИО, Кубасова О.В., учитель эрзянского языка МОУ «Лицей № 43 г. Саранска, рекомендованную к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия, 2006г.
Цели обучения:
развитие интереса и стремления изучать свой родной ( эрзянский ) язык , стремления общаться на эрзянском языке .
Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного развивающего и практического.
Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.
Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.
Содержание программы обучения ориентировано на решение следующих задач:
- развивать все виды речевой деятельности школьников: умения писать и читать, слушать и говорить, пользоваться эрзянским языком в различных ситуациях общения;
- ознакомление учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, народным декоративно-прикладным искусством, культурой.
Принципы обучения:
-приобучению эрзянскому языку реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Место учебного курса в учебном плане.
На изучении эрзянского языка отводится 34 часов в год, один час в неделю.
Общая характеристика.
Многоязычное образование в российской школе рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям. Дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские языки.
В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.
Изучение эрзянского языка должно предоставить учащимся возможность:
-правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения;
-овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа;
-получить представление об основных грамматических категориях эрзянского языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении ;
-понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание текстов;
- участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог ;
-кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить
наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
-овладеть техникой чтения вслух, читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;
-писать краткое поздравление и личное письмо, заполнить простую анкету о себе.
Предлагаемая программа по изучению эрзянского языка в начальных классах рассчитана на детей мордвы-эрзи, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Занятия проводятся два раза в неделю.
Настоящая программа призвана оказать помощь в организации процесса изучения эрзянского языка в начальном звене школы. В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются положительный эмоциональный настрой.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения эрзянского языка является его направленность на формирование учащихся умения учиться. У учащихся должны быть сформированы: достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, высокий уровень активности и инициативности, проявление самостоятельности в работе, умение оценить правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.
Еще одним ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения эрзянского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма.
В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно-образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или уже представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей. При этом дети учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время самостоятельное построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности — контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т.е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области эрзянского языка.
Все знания, которые дети получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.
Важнейшим ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Это достигается тем, что каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников это же задание выполняет самостоятельно, а учащиеся, наиболее успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований Федерального государственного образовательного стандарта
Результатом обучения должны явиться такие качества личности учащегося, как инициативность, раскованность, умение работать в коллективе, устойчивый интерес к изучению предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Эрзянский язык»
В процессе обучения закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как
·любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
. способность к организации собственной деятельности;
. доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Направленность обучения грамоте на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:
. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
В процессе обучения чтению текстов учащимся задаются вопросы, которые не имеют однозначного ответа, они предполагают серьезное обдумывание, размышление, умение четко сформулировать свою точку зрения и отстоять ее, приводя доказательства из текста. Таким образом, реализуются такие требования Федерального Государственного образовательного стандарта к личностным результатам, как.формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Тематический план
№ п/п | Название разделов | Количество часов | 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. |
1 | Моя школа | 5 | 5 | |||
2 | Мир вокруг меня | 11 | 4 | 7 | ||
3 | Домашние животные | 2 | 2 | |||
4 | Моя семья | 3 | 3 | |||
5 | Весенние праздники | 2 | 2 | |||
6 | Весна | 3 | 3 | |||
7 | Моё здоровье | 3 | 3 | |||
8 | Мои друзья | 3 | 3 | |||
9 | Лето | 1 | 1 | |||
10 | Повторение пройденного материала | 1 | 1 | |||
Итого: | 34 | 9 | 7 | 10 | 8 |
Тематическое планирование по дисциплине «Эрзянский язык» 2«А» класс, 2 «Б» класс
№ п\п | Наименование тем разделов | Вид занятия | Всего часов | Виды самостоятельных работ | Дата проведения | |
Планируемая | Фактически | |||||
1 | Моя школа | 5ч | ||||
1.1 | День знаний | Комбинированный | Работа с текстом | |||
1.2 | Приветствие | Комбинированный | Перевод | |||
1.3 | Вежливые слова | Комбинированный | Работа с карточками | |||
1.4 | Счёт | Перевод | ||||
1.5 | Наш класс | Комбинированный | Работа с текстом | |||
2 | Мир вокруг меня | 11ч | ||||
2.1 | Времена года | Комбинированный | Перевод | |||
2.2 | Сад | Комбинированный | Работа с текстом | |||
2.3 | Овощи | Объяснение | Работа с текстом | |||
2.4 | Продукты | Комбинированный | Работа с текстом | |||
2.5 | Осень | Комбинированный | Работа с текстом | |||
2.6 | В осеннем лесу | Урок-игра | Работа с текстом | |||
2.7 | Дикие животные | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||
2.8 | Ждём зиму | Комбинированный | Перевод | |||
2.9 | Зимние забавы | Комбинированный | Работа с текстом | |||
2.10 | Новый год | Комбинированный | Работа с текстом | |||
2.11 | Новогодний праздник | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||
3 | Домашние животные | 2ч | ||||
3.1 | Описание домашних животных | Комбинированный | Работа с текстом | |||
3.2 | Моё любимое домашнее животное | Комбинированный | Работа с текстом | |||
4 | Моя семья | 3ч | ||||
4.1 | Члены семьи | Комбинированный | Работа с текстом | |||
4.2 | Помощь по дому | Урок-игра | Выполнение упражнений | |||
4.3 | Взаимоотношения в семье | Комбинированный | Работа с текстом | |||
5 | Весенние праздники | 2ч | ||||
5.1 | День защитника Отечества | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||
5.3 | Мамин праздник | Урок-игра | Перевод | |||
6 | Весна | 3ч | ||||
6.1 | Описание весны | Комбинированный | Работа с текстом | |||
6.2 | Птицы - наши друзья | Комбинированный | Перевод | |||
6.3 | Родная сторонушка | Комбинированный | Перевод | |||
7 | Моё здоровье | 3ч | ||||
7.1 | Части тела | Комбинированный | Работа с текстом | |||
7.2 | Чистота-залог здоровья | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||
7.3 | Здоровье | Комбинированный | Работа с текстом | |||
8 | Мои друзья | 3ч | ||||
8.1 | Дружба | Комбинированный | Перевод | |||
8.2 | Игры | Комбинированный | Работа с текстом | |||
8.3 | Жить в согласии | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||
9 | Лето | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом | ||
10 | Повторение пройденного материала | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по эрзянскому языку для 8 класса
Рабочая программа по эрзянскому языку для 8 класса...
Рабочая программа по эрзянскому языку 5 класс
Рабочая программа по эрзянскому языку для 5 класса русскоязычных школ...
Рабочая программа по эрзянскому языку 6 класс
Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся....
Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 6 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 7 класс
Рабочая программа...