Рабочая программа по эрзянскому языку. 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по эрзянскому языку. 7 класс
Рабочая программа по эрзянскому языку в 7 классе разработана на основе авторской программы по изучению эрзянского языка в начальных классах русскоязычных школ или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения): Вальчук Е.В.,доцент кафедры дошкольного и начального образования МРИО; рецензенты: Рябов И.Н., доцент кафедры эрзянского языка МГУ им. Н.П.Огарёва. Ширманкина Р.С., доцент кафедры филологии МРИО, Кубасова О.В., учитель эрзянского языка МОУ «Лицей № 43 г. Саранска, рекомендованную к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия, 2006г
Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.
Языковая, а значит, и культурная интеграция — путь единения российского общества на основе единого самосознания с сохранением культур и языков.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных утверждает 3 языка: русский, мокшанский, эрзянский.
Многоязычное образование — реальный инструмент интеграции.
В развитых странах мира такое образование признано важным инструментом многостороннего развития личности. Международные исследования показывают: качественное овладение языками обогащает человека знаниями и навыками, необходимыми для существования в современном мире, дает ему неоспоримые преимущества в познании и развитии. Внедрение качественного многоязычного образования в Республике Мордовия даст эти преимущества и нашим детям.
Изучение национального языка, культуры должно стать личностно значимым для ученика. Задача учителя — помочь ученику понять уникальность, достоинства и преимущества национально-русского двуязычия. Именно такой тип билингвизма исторически сложился во многих национальных территориях России. Язык и культура являются посредниками между человеком и окружающей действительностью и играют огромную роль в формировании субъективной картины мира. Чем больше культур человек усвоил, чем больше языков он знает, совершенно независимо от статуса языка, тем шире диапазон его мироощущения.
Поочередность прохождения тем, а также задачи обучения предлагаемой программы не означают строгую последовательность их решения в учебном процессе. Учитель может предпринимать собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения, взяв за основу определнную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения. Предложенная структура программы — результат многолетних наблюдений за особенностями освоения школьниками лексики и грамматики эрзянского языка и за развитием их речи.
При начальной трехлетней (и даже четырехлетней) школе не удается в массе сформировать у детей навыки чтения и понимания, навыку грамотного письма. Это закономерно: данные навыки при целенаправленной работе ставятся за 6-7 лет. Поэтому существует необходимость закрепить и развить в 7 классе те знания и умения в области языка и речи, которые учащиеся приобрели в начальных классах, а также в 5-6 классах и которые важны как база для дальнейшего успешного продвижения по предмету. При наличии сравнительного небольшого объема нового для детей материала 7 класс в целом ориентирован на отработку ведущих, базовых умений в области языка и речи. Семиклассники должны будут определять части речи, опознавать их морфологические признаки, разбирать слова по составу на основе элементарного словообразовательного анализа, грамотно оформлять письменную речь в рамках изученного материала.
Цели и задачи учебного предмета
В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражают специфику национального менталитета, что возможно лишь при условии обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей. Обучение эрзянскому языку имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.
Основные цели дисциплины:
— соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве;
— владение разговорной речью в разных ситуациях общения;
— формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
— обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.
Основные задачи дисциплины:
— познакомить учащихся с эрзянским языком как частью финно-угорской системы языков;
— расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;
— показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;
— сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;
— научить связно излагать свои мысли на эрзянском языке на региональные темы (природа, культура, экономика и т.д.)
Общая характеристика учебного предмета
Фонетика и орфография
Учащиеся должны:
— знать основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия;
— владеть основными правилами эрзянской офографмм.
Лексическая сторона речи
Учащиеся должны:
— овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 500 лексических единиц (с учетом словарного минимума начального звена обучения);
— знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами — суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов).
Морфология
Изучение имени существительного:
— лексическое значение;
— одушевленные и неодушевленные;
— падежи;
— склонение (определенное, неопределенное, притяжательное);
— число;
— образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ине\-ыне.
Изучение имени прилагательного:
— лексическое значение;
— разряды (качественные и относительные);
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами — -ине\-ыне. Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов: -в\-й (качественных),-нь (относительных).
Изучение послелога:
— значение послелогов;
— использование послелога в словосочетаниях и предложениях.
Изучение глагола:
— время;
— лицо (первое, второе, третье);
— число (единственное, множественное). Образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов: -мс, -ма, -мо\-ме;
— вид (однократный, многократный).
Местоимение
Разряды местоимений. Словосочетание «глагол + местоимение».
Числительное
Разряды числительных.
Синтаксис
Словосочетания:
— «прилагательное + существительное»;
— «глагол + существительное»;
— «глагол + местоимение»;
Простое предложение.
Обучение диалогической речи
Учащиеся должны уметь:
— утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
— возражать, используя отрицательные предложения;
— выражать предположение, сомнение, используя вопросительные предложения бес вопросительного слова.
Монологическая речь
— описание иллюстрации, собственного рисунка;
— краткое сообщение о себе и своей семье.
Письмо
Учащиеся должны уметь:
— письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т.д.;
— вести эрзянско-русский словарик;
— составлять письма по образцу.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ «Большеелховская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Эрзянский язык» в 7 классе отводится 34 часов (1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Сохранение национального языка, культуры, словарного запаса детей с русским языком обучения.
Минимальные требования к уровню подготовки
выпускников начальной школы.
В результате изучения эрзянского языка в начальной школе учащиеся должны знать/понимать:
В области говорения:
- уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
- уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
- кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;
- воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.
В области аудирования:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.
В области чтения:
- овладеть техникой чтения вслух;
- читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
В области письма:
- писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец).
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета, курса
Освоение курса «Эрзянский язык» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов основного образования, а именно:
— формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознаний своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразвие современного мира.
— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
— развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
— формирование умения объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории мордовского края, достижениям отечественной и мировой культуры.
— объяснения исторических сложившихся норм социального поведения.
— использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Изучение курса «Эрзянский язык» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов:
Регулятивные УУД
Уметь:
- Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Уметь:
- Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, мотивировать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.
- Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Осознавать познавательную задачу, воспринимать ее на слух, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно).
- Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты).
- Ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника).
- Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.
- Осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях.
- Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач.
- Осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного).
- Составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст).
- Составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку.
- Анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности).
- Осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя).
- Ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы ее решения.
- Находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные УУД
Уметь:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Тематическое планирование по учебному курсу
«Эрзянский язык»
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | |||||
1ч | 2ч | 3ч | 4ч | ||||
1 | Воспоминания о летних каникулах | 1 | 1 | ||||
2 | Учёба – наша главная задача | 1 | 1 | ||||
3 | Разговор о профессии учителя | 1 | 1 | ||||
4 | Любимый учитель | 1 | 1 | ||||
5 | Профессии | 2 | 2 | ||||
6 | Любовь к чтению | 1 | 1 | ||||
7 | Черты характера человека | 1 | 1 | ||||
8 | Я и моё здоровье | 2 | 1 | 1 | |||
9 | Спорт | 1 | 1 | ||||
10 | Знаменитые люди Мордовии | 1 | 1 | ||||
11 | Женская красота в художественных произведениях и на картинах | 1 | 1 | ||||
12 | Известные учёные – фольклористы | 1 | 1 | ||||
13 | Устное народное творчество | 2 | 2 | ||||
14 | Домашние дела | 1 | 1 | ||||
15 | Известные художники | 1 | 1 | ||||
16 | Красота эрзянского языка | 1 | 1 | ||||
17 | Природа Мордовии | 1 | 1 | ||||
18 | Путешествия по картинам известных мордовских художников | 1 | 1 | ||||
19 | Картины художников о природе | 1 | 1 | ||||
20 | Известные певцы | 2 | 2 | ||||
21 | Символы Мордовии | 1 | 1 | ||||
22 | 1000-летие единения мордовского народа с народами российского государства | 1 | 1 | ||||
23 | Достопримечательности Саранска | 3 | 3 | ||||
24 | Бескрайние просторы Родины | 1 | 1 | ||||
25 | Москва-столица Мордовии | 1 | 1 | ||||
26 | Богатство природы Мордовии | 1 | 1 | ||||
27 | Охрана природы Мордовии | 1 | 1 | ||||
28 | Лето | 1 | 1 | ||||
34 | 9 | 7 | 10 | 8 |
Календарно – тематическое планирование по дисциплине «Эрзянский язык» 7 «А» класс, 7 «Б» класс, 7 «В» класс
Наименование тем разделов | Вид занятия | Всего часов | Виды самостоятельных работ | Дата проведения | ||
Планируемая | Фактически | |||||
1 | Воспоминания о летних каникулах | Комбинированный | 1ч | Перевод | ||
2 | Учёба-наша главная задача | 1ч | ||||
3 | Разговор о профессии учителя | Комбинированный | 1ч | Перевод | ||
4 | Любимый учитель | Объяснение | 1ч | Работа с текстом | ||
5 | Профессии | 2ч | ||||
5.1 | Подготовка к взрослой жизни | Комбинированный | Перевод | |||
5.2 | Профессия родителей. | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||
6 | Любовь к чтению | Комбинированный | 1ч | Выполнение упражнений | ||
7 | Черты характера человека | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом | ||
8 | Я и моё здоровье | 2ч | ||||
8.1 | Правила личной гигиены человека | Объяснение | Выполнение упражнений | |||
8.2 | Разговор о хороших и вредных привычках | Комбинированный | Перевод | |||
9 | Спорт | 2ч | ||||
10 | Знаменитые люди Мордовии | 2ч | ||||
11 | Женская красота в художественных произведениях и на картинах | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом | ||
12 | Разговор о женщине | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом | ||
13 | Известные учёные- фольклористы | 2ч | ||||
13.1 | Самородов Кирилл Тимофеевич Макар Евсевьевич Евсевьев | Комбинированный | Работа с текстом | |||
13.2 | Фёкла Игнатьевна Беззубова Ефимия Петровна Кривошеева | Комбинированный | Работа с текстом | |||
14 | Устное народное творчество | 2ч | ||||
15 | Пословицы Считалки | Комбинированный | 1ч | Перевод | ||
16 | Загадки Частушки | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом | ||
17 | Домашние дела | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом | ||
18 | Известные художники | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом | ||
19 | Красота эрзянского языка | Комбинированный | 1ч | Выполнение упражнений | ||
20 | Природа Мордовии | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом | ||
21 | Путешествия по картинам известных мордовских художников | Комбинированный | 1ч |
| ||
22 | Картины художников о природе | Комбинированный | 1ч | |||
23 | Известные певцы | 2ч | ||||
23.1 | Яушев Илларион Максимович | Комбинированный | Работа с текстом | |||
23.2 | Мордовский ансамбль «Торама» | Комбинированный | Работа с текстом | |||
24 | Символы Мордовии | Комбинированный | 1ч | |||
25 | 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом | ||
26 | Достопримечательности Саранска | 3ч | ||||
26.1 | Музеи Мордовии | Комбинированный | Работа с текстом | |||
26.2 | Мордовский национальный драматический театр | Комбинированный | Перевод | |||
26.3 | Собор имени Ф.Ф. Ушакова | Комбинированный | Перевод | |||
32 | Бескрайние просторы Родины | Комбинированный | 1ч | Выполнение упражнений | ||
35 | Москва – столица Мордовии | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом | ||
36 | Богатство природы Мордовии | Комбинированный | 1ч | Перевод | ||
37 | Охрана природы Мордовии | Комбинированный | 1ч | Перевод | ||
39 | Лето | Комбинированный | 1ч | Перевод |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по эрзянскому языку для 8 класса
Рабочая программа по эрзянскому языку для 8 класса...
Рабочая программа по эрзянскому языку 5 класс
Рабочая программа по эрзянскому языку для 5 класса русскоязычных школ...
Рабочая программа по эрзянскому языку 6 класс
Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся....
Рабочая программа по эрзянскому языку. 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 6 класс
Рабочая программа...