Рабочая программа по эрзянскому языку. 4 класс
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по эрзянскому языку. 4 класс
Рабочая программа по эрзянскому языку в 4 классе разработана на основе авторской программы по изучению эрзянского языка в начальных классах русскоязычных школ или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения): Вальчук Е.В.,доцент кафедры дошкольного и начального образования МРИО; рецензенты: Рябов И.Н., доцент кафедры эрзянского языка МГУ им. Н.П.Огарёва. Ширманкина Р.С., доцент кафедры филологии МРИО, Кубасова О.В., учитель эрзянского языка МОУ «Лицей № 43 г. Саранска, рекомендованную к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия, 2006г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит изучать эрзянский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Цели и задачи обучения:
пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;
воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;
научить школьников воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух, говорить и читать по-эрзянски в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;
ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.
Программа опирается на принципы:
-коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общения на этом языке);
-переход от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научится понимаю речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму)
-комбинированного подхода к построению урока – слушание, чтение, письмо (дети на одном и том же уроке слушают, спрашивают, разговаривают, рассказывают, а также читают и пишут);
-синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики (лексика и грамматика, предусмотренные программой, усваиваются в большей степени, если при образовании новых слов и их форм учитель будет опираться на синтаксис);
-применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей (при обучении эрзянскому языку учитель прибегает к родному языку детей, обращает их внимание (в том или другом случае), как это можно выразить на родном языке)
Третийэтап (последний год обучения эрзянскому языку в начальных классах школ с полиэтническим составом обучающихся) является завершающим в обучении эрзянскому языку в начальной школе. Здесь осуществляется систематизация приобретённых знаний, умений и навыков, их дальнейшее совершенствование, в том числе совершенствование уменийшкольников самостоятельно решать коммуникативные задачи в различных ситуациях (в рамках программных требований),выражать на элементарном уровне личное отношение к воспринимаемой и передаваемой информации. Происходит усложнение устной и письменной речи по сравнению с первым и вторым годами обучения. Устные высказывания строятся как на основе прочитанного, так и на основе прослушанного текста. При этом более последовательно проводится работа по развитию у учащихся умений выражать личностное отношение к услышанному.
Значительно усиливается направление на чтение и письмо. Языковой материал доводится до понимания учеников через применение разговорных и произносительных упражнений. Характерными особенностями чтения являются прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и запоминание содержания для последующего пересказа. Необходимо соблюдать интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений. Задачи письма определяются выработкой таких умений и навыков, как
-списывание с печатного текста с дополнительными заданиями;
-выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений;
-письмо по памяти;
-письмо под диктовку;
-самостоятельное письменное высказывание (4-6 предложений)
Большое внимание нужно уделять лексике, лексической стороне речи. Предполагается ввести в объёме 300 лексических единиц для продуктивного усвоения и 200 лексических для рецептивного усвоения.
Место предмета в учебном плане:
Программа рассчитана на проведение занятий в 4 классе- 1 час в неделю(34 часов в год). Обучение начинается с устного курса, затем дети должны научиться читать по учебнику на эрзянском языке и выполнять различные грамматические устные и письменные задания, составлять и переводить тексты, задавать вопросы, вести беседу
Планируемые результаты изучения курса
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности
Тематическое планирование по учебному курсу
«Эрзянский язык»
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | |||||
1ч | 2ч | 3ч | 4ч | ||||
1 | Моя школа. | 2 | 2 | ||||
2 | Мир вокруг меня. | 6 | 6 | ||||
3 | Семья. | 3 | 1 | 2 | |||
4 | Правильное питание | 2 | 2 | ||||
5 | Профессии | 2 | 2 | ||||
6 | Зима | 3 | 1 | 2 | |||
7 | Мои друзья. | 2 | 2 | ||||
8 | Культурное наследие. | 3 | 3 | ||||
9 | Весенние праздники | 2 | 2 | ||||
10 | Моя малая Родина. | 4 | 1 | 3 | |||
11 | Весна | 5 | 5 | ||||
Всего: | 34 | 9 | 7 | 10 | 8 |
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Наименование тем, разделов | Вид занятия | Всего часов | Виды самостоятельных работ | Дата проведения | |||
Планируемая | Фактически | |||||||
1 | Моя школа | 2ч | ||||||
1.1 | Здравствуй, школа! | Комбинированный | Работа с текстом | |||||
1.2 | День знаний | Комбинированный | Перевод | |||||
2 | Мир вокруг меня | 6ч | ||||||
2.1 | Лето | Комбинированный | Работа с текстом | |||||
2.2 | Летом в лесу | Комбинированный | Перевод | |||||
2.3 | Жители леса | Комбинированный | Перевод | |||||
2.4 | Хлеб - наше богатство. | Комбинированный | Перевод | |||||
2.5 | Золотая осень | Комбинированный | Перевод | |||||
2.6 | Животные осенью | Объяснение | Работа с текстом | |||||
3 | Семья | 3ч | ||||||
3.1 | Наша дружная семья | Комбинированый | Выполнение упражнений | |||||
3.2 | Дома | Комбинированный | Перевод | |||||
3.3 | День рождения | Урок-игра | Работа с текстом | |||||
4 | Правильное питание | 2ч | ||||||
4.1 | Еда | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||||
4.2 | Приготовление пищи | Комбинированный | Перевод | |||||
5 | Профессии | 2ч | ||||||
5.1 | Работа | Комбинированный | Работа с текстом | |||||
5.2 | Трудолюбие | Урок-игра | Выполнение упражнений | |||||
6 | Зима | 3ч |
| |||||
6.1 | Зимние забавы | Комбинированный | Работа с текстом | |||||
6.2 | Животные зимой | Урок-игра | Выполнение упражнений | |||||
6.3 | Зимние праздники. | Комбинированный | Перевод | |||||
7 | Друзья | 2ч | ||||||
7.1 | Мои друзья | Комбинированный | Перевод | |||||
7.2 | Наши увлечения | Урок-игра | Выполнение упражнений | |||||
8 | Культурное наследие | 3ч |
| |||||
8.1 | С.Д. Эрьзя | Комбинированный | Работа с текстом | |||||
8.2 | Художники Мордовии Ф.В. Сычков | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||||
8.5 | Писатели Мордовии | Комбинированный | Перевод | |||||
9 | Весенние праздники | 2ч | ||||||
9.1 | День Защитника Отечества | Комбинированный | Работа с текстом | |||||
9.2 | Праздник мамы- 8 марта | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||||
10 | Моя малая Родина | 4ч | ||||||
10.1 | Историческое прошлое эрзи и мокши | Комбинированный | Работа с текстом | |||||
10.2 | Родная сторона | Урок-игра | Перевод | |||||
10.3 | Наши знаменитости Фёдор Фёдорович Ушаков | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||||
10.4 | Охрана природы | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||||
11 | Весна | 5ч | ||||||
11.1 | Приход весны Сад и огород | Комбинированный | Работа с текстом | |||||
11.2 | Наши крылатые друзья | Комбинированный | Перевод | |||||
11.3 | День Победы | Комбинированный | Перевод | |||||
11.4 | Хлеб – наше богатство | Комбинированный | Работа с текстом | |||||
11.5 | Домашнее хозяйство | Комбинированный | Перевод |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по эрзянскому языку для 8 класса
Рабочая программа по эрзянскому языку для 8 класса...
Рабочая программа по эрзянскому языку 5 класс
Рабочая программа по эрзянскому языку для 5 класса русскоязычных школ...
Рабочая программа по эрзянскому языку 6 класс
Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся....
Рабочая программа по эрзянскому языку. 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 6 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 7 класс
Рабочая программа...