Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс
Рабочая программа по эрзянскому языку в 3 классе разработана на основе авторской программы по изучению эрзянского языка в начальных классах русскоязычных школ или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения): Вальчук Е.В.,доцент кафедры дошкольного и начального образования МРИО; рецензенты: Рябов И.Н., доцент кафедры эрзянского языка МГУ им. Н.П.Огарёва. Ширманкина Р.С., доцент кафедры филологии МРИО, Кубасова О.В., учитель эрзянского языка МОУ «Лицей № 43 г. Саранска, рекомендованную к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия, 2006г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родного (эрзянского) языка и литературы, которые определены стандартом.
С целью расширения литературоведческой составляющей в данную программу вводится работа с произведениями мордовского народного фольклора. Произведения фольклора является сокровищницей народной педагогики. В традиционных социумах использование колоссального потенциала произведений фольклора позволяло реализовывать программу развития, обучения, воспитания подрастающего поколения.
Основной целью обучения эрзянскому языку в начальной школе является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.
Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Воспитательный компонент предусматривает формирование у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре мордовского народа, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям.
Развивающий компонент предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно-поисковому творчеству. Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на проведение занятий в 3 классе -1 час в неделю (34 часов в год)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности учащихся, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, поставленных перед учебным предметом «Эрзянский язык».
В процессе ознакомления с новым средством общения у школьников формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.
На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.
Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности, как
- аудирование
- говорение
- чтение
- письмо.
В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, восприятие всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико-грамматическом материале.
Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи происходит параллельно.
Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.
Письмо. На начальном этапе связная письменная речь не является целью обучения. Ее задачи ограничены выработкой следующих умений:
- списывание исходного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам, изменение формы слова по образцу);
- выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений;
- письмо по памяти;
- письмо под диктовку;
- самостоятельное письменное высказывание (1-5 предложений).
Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи. Основными составляющими языковой компетенции являются:
Произносительная сторона речи. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного, вопросительного, побудительного, восклицательного.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые сочетания, оценочная лексика, реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования: словосложение и аффиксация. Заимствования из русского и других языков.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.
Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе. Указательная и притяжательная форма имен существительных.
Имя прилагательное. Прилагательное в сравнительной и превосходной степени.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные до 10.
Местоимения: личные, притяжательные, указательные.
Послелоги места, направления
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами освоения учащимися программы по эрзянскому языку и литературе являются:
- понимание эрзянского языка как одного из основных национально-культурных ценностей мордовского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре, мордовскому народу, гордость за него;
- потребность сохранить эрзянский язык как язык предков;
- освоение национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- овладение наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа;
- освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения учащимися программы по эрзянскому языку и литературе.
- В области говорения:
- уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
- уметь задать вопрос общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
- кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;
- воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.
- В области аудирования:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов, построенных на знакомом материале, с опорой на зрительную наглядность;
- В области чтения:
- овладеть техникой чтения вслух;
- читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
- В области письма:
- писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец).
Предметными результатами освоения учащимися программы по эрзянскому языку и литературе является распознавание и употребление в речи:
- существительных в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, существительных в родительном, дательном, местном, исходном падеже;
- глаголов в 1, 2 и 3 лице единственного и множественного числа, настоящего, прошедшего, будущего времени; повелительной и побудительной формы глаголов;
- местоимений притяжательных, вопросительных, указательных, личных в единственном и множественном числе, личных местоимений – вежливой формы;
- числительных количественных и порядковых от 1 до 100;
- наречий места (тесэ, тосо), времени, качества;
- послелогов места, направления (трокс, пачк, пельде, икеле, ало);
- простых повествовательных предложений со знаменательным глаголом в 1 и 3 лице единственного числа настоящего времени;
- простых предложений, распространённых за счёт однородных членов предложения и/или второстепенных членов предложения;
- вопросительных предложений с вопросительным словом;
- побудительных предложений;
- утвердительных, отрицательных предложений;
- текста, как речевого произведения;
- сложносочинённых предложений с союзами и/или (ды, эли)
Тематический план
№ п/п | Название разделов | Количество часов | 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. |
1 | Моя школа | 4 | 4 | |||
2 | Осень | 1 | 1 | |||
3 | Дикие животные | 1 | 1 | |||
3 | Домашние животные | 1 | 1 | |||
4 | Домашние птицы | 1 | 1 | |||
5 | Мой дом | 2 | 1 | 1 | ||
4 | Моя семья | 3 | 3 | |||
5 | Зима | 5 | 3 | 2 | ||
6 | Одежда и обувь | 2 | 2 | |||
7 | Я и моё здоровье | 3 | 3 | |||
8 | Моя малая Родина | 3 | 3 | |||
5 | Весенние праздники | 2 | 2 | |||
6 | Весна | 2 | 2 | |||
7 | Обычаи и традиции мордовского народа | 1 | 1 | |||
8 | Мои друзья | 1 | 1 | |||
9 | День Победы | 1 | 1 | |||
10 | Лето | 1 | 1 | |||
Итого: | 34 | 9 | 7 | 10 | 8 |
Календарно - тематическое планирование по дисциплине «Эрзянский язык» 3 «А» класс, 3 «Б» класс
№ п\п | Наименование тем разделов | Вид занятия | Всего часов | Виды самостоятельных работ | Дата проведения | |
Планируемая | Фактически | |||||
1 | Моя школа | 4ч | ||||
1.1 | Здравствуй, школа | Комбинированный | Работа с текстом | |||
1.2 | Дни недели | Комбинированный | Перевод | |||
1.3 | Я ученик | Комбинированный | Перевод | |||
1.4 | Счёт | Комбинированный | Перевод | |||
2 | Осень | 1ч | ||||
3 | Дикие животные | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом | ||
4 | Домашние животные | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом | ||
5 | Домашние птицы | Комбинированный | 1ч | Работа с текстом | ||
6 | Мой дом | 2ч | ||||
6.1 | Встреча гостей | Комбинированный | Перевод | |||
6.2 | Угощение гостей | Урок-игра | Работа с текстом | |||
7 | Моя семья | 3ч | ||||
7.1 | Члены семьи | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||
7.2 | Помощники Добрые дела | Комбинированный | Перевод | |||
7.3 | Приготовление пищи | Урок-игра | Выполнение упражнений | |||
8 | Зима | 4ч | ||||
8.1 | Пришла зима | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||
8.2 | Зимние забавы | Урок-игра | Выполнение упражнений | |||
8.3 | Поздравительные открытки | Комбинированный | Работа с текстом | |||
8.4 | Новогодний праздник | Комбинированный | Перевод | |||
9 | Одежда и обувь | 2ч | ||||
9.1 | Предметы одежды | Урок-игра | Выполнение упражнений | |||
9.2 | Одежда, обувь и уход за ними. | Комбинированный | Работа с текстом | |||
10 | Я и моё здоровье | 3ч | ||||
10.1 | Береги здоровье | Комбинированный | Работа с текстом | |||
10.2 | Виды спорта | Комбинированный | Перевод | |||
10.3 | Мордовские народные игры | Урок-игра | Перевод | |||
11 | Моя малая Родина | 3ч | ||||
11.1 | Родная земля | Объяснение | Перевод | |||
11.2 | Саранск-столица Мордовии | Комбинированный | Перевод | |||
11.3 | Знаменитые люди Мордовии | Комбинированный | Работа с текстом | |||
12 | Весенние праздники | 2ч | ||||
12.1 | Наша армия | Комбинированный | Перевод | |||
12.2 | Мамин праздник | Комбинированный | Работа с текстом | |||
13 | Весна | 2ч | ||||
13.1 | Весна пришла | Комбинированный | Работа с текстом | |||
13.2 | В огороде | Комбинированный | Перевод | |||
15 | Обычаи и традиции мордовского народа | Комбинированный | 1ч | Перевод | ||
19 | Мои друзья | 1ч | ||||
19.1 | Рассказ о друге (подруге) Домашние животные-наши друзья | Комбинированный | Выполнение упражнений | |||
18 | День Победы | Комбинированный | 1ч | Перевод | ||
19 | Лето | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по эрзянскому языку для 8 класса
Рабочая программа по эрзянскому языку для 8 класса...
Рабочая программа по эрзянскому языку 5 класс
Рабочая программа по эрзянскому языку для 5 класса русскоязычных школ...
Рабочая программа по эрзянскому языку 6 класс
Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся....
Рабочая программа по эрзянскому языку. 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 6 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 7 класс
Рабочая программа...