Рабочая программа по эрзянскому языку 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Зевайкина Нина Михайловна

Рабочая программа по эрзянскому языку для 5 класса русскоязычных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_pr_po_mordov_yaz_5_kl.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеберезниковская основная

 общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО

                     ________________

Протокол № ___ от «__»

_________________20_____г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Большеберезниковская ООШ»   ______________                    

Коробова Л.П.

 «__»_______________20_____г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Большеберезниковская ООШ»                  _____________Кротов И.В.

Приказ № ___ от «__»_______________20_____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по эрзянскому языку в 5 классе

Составитель

                                         Зевайкина Нина Михайловна,

                                         учитель русского языка,

                                      литературы, мордовского языка

2015 - 2016 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение диалогической речи.

      Диалогическая речь занимает и на этом этапе обучения ведущее место в процессе учебного общения, выступая как одно из важнейших средств и как одно из основных целевых умений. В форме беседы предъявляется и закрепляется новый учебный материал, активизируется его употребление. В форме беседы проверяется понимание прочитанного или прослушанного текста. Формирование у учащихся умения вести беседу обеспечивается всей организацией педагогического процесса на данном этапе.

      Как и ранее, весьма распространенным типом диалога является диалог-расспрос, направленный на односторонний запрос информации. Наряду с этим в большей мере используется диалог, предполагающий  ответную реплику: согласие/несогласие и др.

      К овладению данными типами диалога учащиеся идут двумя путями: с помощью так называемого управляемого диалога и на основе диалогов-образцов.  В первом случае учитель использует в виде подсказки побудительные реплики типа, с  которыми он попеременно может обращаться к каждому партнеру индивидуально (т. е. к одной паре учащихся У1 — У2) или к коллективному партнеру, когда для организации одновременной фронтальной беседы все учащиеся разбиваются на партнеров А и В (например, по рядам) и работа ведется вполголоса в парах.

      Во втором случае учащиеся идут к овладению диалогом от диалога-образца: как правило, от его воспроизведения к порождению диалога по аналогии. Чтобы облегчить составление диалога по аналогии, учащиеся учатся заменять (варьировать) реплики диалога-образца, используя сначала готовые предложения, а затем составленные самостоятельно.

                                  Обучение монологической речи

Во 2-4 классах учащиеся овладели главным образом умением описывать лица и предметы и делать связное сообщение о себе, о своём друге, погоде, т.е. осваивали умения пользоваться двумя речевыми формами (коммуникативными типами речи): описанием и сообщением (в настоящем времени). В 5-м классе работа над этими речевыми формами продолжается, но охватывает большее количество лексических единиц и грамматического материала, т. е. формируемые в этом русле навыки и умения усложняются. Так, учащиеся должны овладеть умениями описывать внешность человека, одежду, погоду, например погоду сегодня в сравнении с погодой вчера, используя степени сравнения прилагательных, и т. д. Они должны овладеть умениями делать краткие сообщения о действиях в прошлом, настоящем и будущем. Кроме того, объектом целенаправленного формирования становятся пересказ как специфическая речевая форма, направленная на передачу полученной информации, а также рассказ о действиях и событиях в настоящем, прошлом.

Таким образом, на данном этапе обучения предполагается значительное качественное развитие монологической речи учащихся и увеличение количества используемых ими речевых форм (коммуникативных типов речи), а также лексического и грамматического материала. Текущий контроль диалогической и монологической речи осуществляется при прослушивании высказываний учащихся, но целенаправленным он становится на уроках повторения и контроля.

Обучение аудированию

Аудирование занимает в 5классе весьма значительное место. Оно служит важным средством обучения, так как в процессе аудирования учащиеся часто знакомятся с новым лексическим и грамматическим материалом, тренируются в узнавании и припоминании уже известного, готовятся к ведению беседы по прослушанному и в связи с ним.

Обучение аудированию является также одной из основных целей обучения. В 6 классе развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения этого вида речевой деятельности. В каждом параграфе имеется специальный блок работы над аудированием. Тексты несколько усложняются за счет включения нового лексического и грамматического материала, а также за счет некоторого увеличения длительности их звучания1. Кроме того, в большинство текстов для аудирования включены специальные языковые явления для развития языковой догадки (заимствования из русского языка, сложные и производные слова от знакомых корней). Помимо текстов, содержащих только знакомый материал или явления, о значении которых можно догадаться, ученикам предлагаются тексты, содержащие незнакомые слова. Обучение аудированию строится как реализация определенной программы действий с воспринимаемым на слух текстом.

Задание к каждому упражнению дано в учебнике, чтобы лучше ориентировать учащихся в последовательности действий, которые необходимо осуществлять в процессе прослушивания и после него, и чтобы таким образом заранее нацелить на предполагаемые формы контроля понимания. Это позволяет сделать процесс восприятия на слух более целенаправленным и управляемым.

Подготовка к этой работе обеспечивается выполнением многочисленных упражнений на слух. Упражнения направлены на восприятие материала, на отработку произношения, на расширение объема кратковременной памяти, на развитие механизма прогнозирования и т. д. Длительность звучания текста, как правило, до 1 минуты.

Контроль понимания осуществляется двумя путями: невербально (с помощью тестов на множественный выбор, сигнальных карт: зеленая — понял(а), красная — не понял(а) и вербально (ответы на вопросы по содержанию прослушанного и т. п.).

                            Обучение чтению

В 5 классе продолжается обучение технике чтения как вслух, так и про себя. При чтении вслух имеет большое значение умение быстро узнавать и правильно озвучивать известный материал или материал, который может быть узнан, бегло (без лишних пауз и в нормальном темпе) его читать и понимать на уровне значений и смысла. При чтении про себя также обращается внимание на темп чтения и адекватность понимания. Скорость чтения вслух и про себя определяется обычно в 250—300 печатных знаков в минуту. Большое значение имеет чтение с опорой на догадку. В связи с этим тексты для чтения включают, как и в предыдущих классах, интернационализмы, производные слова от знакомых корней, сложные слова, прилагательные в атрибутивной форме, понимание значения которых требует активной мыслительной деятельности: установления ассоциативных связей, переноса, осмысления.

В некоторых текстах имеются также отдельные незнакомые слова и реалии, значение которых раскрывается с помощью комментария, а также перевода, синонимов и других объяснений, данных на плашках.

Целенаправленно ведется работа по обучению чтению со словарем.

Наряду с учебными текстами в учебнике даются и облегченные оригинальные тексты: несколько мордовских народных сказок, несколько  статей из журнала «Чилисема», стихи мордовских поэтов и др.

В целом, в 5 классе осуществляется дальнейшее развитие чтения с полным пониманием текстов, построенных на полностью знакомом материале или с предварительно снятыми трудностями, и текстов, включающих незнакомый, поддающийся самостоятельному осмыслению материал, а также материал, для понимания которого требуется обращение к словарю.

Кроме того, ведется работа над чтением с пониманием основного содержания, которое в дальнейшем должно стать ведущим.

Часто школьникам предлагается чтение разных текстов на выбор. В этом случае при проверке понимания содержания желательно так посадить учащихся в классе, чтобы один прочитал другому незнакомый для последнего текст либо кратко изложил его содержание, либо ответил на вопросы партнера по его содержанию и т. д. По сути, речь идет об использовании технологии «обучение в сотрудничестве».

Обучение письму

Обучение письму нацелено в 5 классе на поддержание навыков письма путем списывания и выполнения других письменных упражнений. Их количество  увеличено. С другой стороны, в учебнике имеется некоторое количество творческих письменных заданий, например написание письма, заполнение анкеты, составление подписей к рисункам и т. п. Они выполняются частично по опорам, частично по аналогии, а потому посильны для учащихся.

Контроль навыков письма осуществляется на предварительно отработанном материале. Для этого используются упражнения с пропусками букв или небольшие диктанты.

 Эти упражнения используются для фронтальной, самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.

Система упражнений для данного года обучения складывается, как и раньше, из упражнений по обучению: а) диалогической речи,б) монологической речи; в) аудированию; г) чтению; д) письму.

В 5 классе продолжается формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Самое главное на занятиях,  и по эрзянскому языку в том числе, способствовать   формированию основ учебной деятельности ребёнка — системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В состав основных видов УУД входят 4 блока:
1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Действия в личностном самоопределении (описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников).

  Действия смыслообразования (объяснить, для чего я изучаю эрзянский  язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке).

Действия нравственно-этического оценивания материала (заполнить языковой портфель (портфолио).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

 • целеполагание (определить цель урока с опорой на наглядность: иллюстрация, слайд,  и т.д.).

 • планирование (заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др.).

 • прогнозирование (предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы).

 • контроль (самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале).

 • коррекция (выполнить работу над ошибками).

 • оценка (сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения).

 • саморегуляция (поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы).

Познавательные универсальные учебные действия

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели («Как спросить по-эрзянски, например, который час?», «Как сравнивать предметы на эрзянском  языке?»).
  • Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании,  найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
  • Осознанное построение речевого высказывания (самостоятельно описать друга/подругу с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план).
  • Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
  • Рефлексия деятельности по овладению эрзянским  языком (обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д.).
  • Построение логической цепи суждений (сказать, какое у меня любимое время года и почему).
  • Установление причинно-следственных связей (прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков).
  • Синтез – составление целого из частей (составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов).

                 Коммуникативные универсальные учебные действия

                                   К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем).

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.).

Управление поведением партнера (контролировать партнера при составлении диалога; проверить и оценить работу соседа).

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.).

Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия  с полиэтническим контингентом учащихся является  воспитание и развитие качеств  личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам  построения  демократического  гражданского общества на основе толерантности, диалога   культур и уважения многонационального, поликультурного состава  российского общества.

 Изучение эрзянского  языка в 5 классе (четвертый  год обучения)  направлено на достижение цели

                      развития  коммуникативной компетенции

 в совокупности ее составляющих:

- речевой,

 - языковой

 - социокультурной

- компенсаторной

 -учебно-познавательной.

Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).

Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами

(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для среднего школьного возраста; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках.

 Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям мордовского народа.

 Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и

специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Задачи данного курса:

  • познакомить учащихся с эрзянским языком как частью финно-угорской системы языков;
  • расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях жителей Республики Мордовия на основе погружения в язык;
  • показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;
  • сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;
  • научить связно излагать свои мысли на эрзянском языке на региональные темы (природа, культура, экономика и т.д.).

Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в к и обучающихся  в 5 классе

В результате изучения  языка ученик должен

знать/понимать:

– основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);

– особенности структуры  предложений изучаемого языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

– признаки изученных ( существительных, прилагательных, глаголов, послелогов)

– основные нормы речевого этикета

– роль владения  языками в современном мире; особенности

образа жизни, быта, культуры   мордовского народа.

уметь:

говорение

– начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях

общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая,

уточняя;

– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое

мнение, просьбу, отвечать на предложение согласием/отказом, опираясь на

изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

– рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на

будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе,

– делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных

тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или

услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать оценку

аудирование

– понимать основное содержание кратких, несложных текстов

 и выделять значимую информацию;

– понимать основное содержание небольших текстов, относящихся

к разным коммуникативным типам речи (сообщение,  описание, рассказ); уметь определятьтему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные.

Чтение

– ориентироваться в  тексте; прогнозировать его содержание по названию;

– читать небольшие  тексты разных жанров с пониманием основного

содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опускаявторостепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактовтекста);

– читать несложные  тексты разных стилей с точнымпониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста

(языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную

информацию, выражать свое мнение;

– читать текст с выборочным пониманием нужной  информации;

письменная речь

– писать поздравления, личные письма с опорой на образец – расспрашивать

адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу.

Учащиеся в результате изучения эрзянского языка ( начиная со 2 класса в начальной школе) должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для  взаимопонимания в процессе устного иписьменного общения с носителями эрзянского  языка, установления в доступныхпределах межличностных и межкультурных контактов;

– создания целостной картины  поликультурного мира, осознания

места и роли родного языка и изучаемого  языка в этом мире;

– приобщения к ценностям  культуры  другого народа.

Изменения, внесенные в примерную   учебную программу

Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме  групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся. При этом акцент делается на парную и групповую формы организации занятий.

 Предполагается выполнение проектных занятий в конце работы над темой, а также выполнение мини-проектов.

 Место в учебном базисном плане – 68 часов в год ( 2 часа в неделю).

Учебное пособие:

Эрзянский язык

 5 класс: четвертый  год обучения: учебное пособие для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина.- Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2010

Применяемые технологии:

  • Игровые
  • Проблемного обучения
  • Проектные технологии
  • Технология коллективных творческих дел
  • Сказкотерапия
  • Технология встречных усилий
  • «Диалог культур»
  • ИКТ – технологии

Формы организации образовательного процесса:

  • творческая деятельность;
  • самостоятельная деятельность;
  • практическая деятельность (выполнение упражнений).

Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:

  1. разноуровневые тесты,
  2.   комплекты заданий;

Раздел II. Учебно-тематический план.

Разделы, темы

Кол-во часов

1.

Летние каникулы.

2

2.

Времена года. Дары осени.

2

3.

Школьные принадлежности.

2

4.

Путешествие и виды транспорта.

2

5.

Словари, разговорники эрзянского языка.

3

6.

Празднование дня рождения, семейные традиции.

2

7.

Мой город, мое село.

2

8.

Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт.

3

9.

Повторение материала, пройденного в первой четверти (Мон ды пертьпельксэм) (Я и моё окружение).

2

10.

Портрет друга, подруги.

2

11.

Работа с детским журналом «Чилисема».

2

12.

Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия.

2

13.

Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники).

2

14.

Зимние забавы. Приметы зимы.

3

15.

Костюм национальный (женский, мужской).

2

16.

Повторение материала, пройденного во второй четверти.

1

17.

Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у финно-угорских народов.

3

18.

Колядки.

2

19.

23 февраля - День мужества.

2

20.

Распорядок дня.

2

21.

8 Марта - Международный женский день.

2

22.

Приметы весны.

2

23.

Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки).

2

24.

Еда, напитки (национальные).

2

25.

Мой воскресный день.

2

26.

Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож».

2

27.

Повторение материала, пройденного в третьей четверти.

1

28.

Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха.

2

29.

Знакомство с журналом

«Сятко».

1

30.

Одежда, обувь (весенняя, летняя).

2

31.

Экскурсии по родному городу.

2

32.

Мордовские народные игры.

2

33.

Здоровье. Гигиена. Части тела.

2

34.

Мы собираемся на каникулы: планы на лето.

1

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

                               

Летние каникулы. Повторение.( 2часа)

Наступила осень.( 2 часа)

Знать: лексику  по теме; имя существительное.

Уметь: использовать в речи данное грамматическое явление.

Школьные принадлежности.( 2 часа)

Знать: лексику  по теме; имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Уметь: различать имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Путешествие. Виды транспорта. (2 часа)

Знать: лексику  по теме.

Уметь: использовать в речи  имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Словари и разговорники эрзянского языка.( 2часа)

Знать: существительные собственные и нарицательные.

Уметь: работать со словарем, использовать в речи существительные собственные и нарицательные.

Семейные традиции. Празднование дня рождения. (2 часа)

Знать: лексику  по теме, категорию числа существительных, склонение существительных.

Уметь:  образовывать форму  множественного  числа существительных,

 употреблять существительные в основном, указательном, притяжательном склонениях.

Мой город, мое село. (2 часа)

Знать: лексику  по теме, систему падежей.

Уметь: склонять имена существительные.

Писатели и поэты Мордовии. (1 час)

Знать: имена писателей и поэтов Мордовии, иметь представление об их творчестве.

Уметь: по опорной записи определять падежи имен существительных.

Повторение и обобщение темы «Существительное».

Мой друг (моя подруга) (2 часа)

Знать: лексику  по теме, дательный и отложительный падежи.

Уметь: употреблять существительные в дательном и отложительном  падежах, составлять текст по теме «Мой друг (моя подруга)».

Встреча с журналом «Чилисема». Работас журналом «Чилисема». (2 часа)

Знать: местный и исходный падежи.

Уметь: определять форму изученных падежей, составлять текст письма.

Профессии в нашей семье. Мне нравится эта профессия. (2 часа)

Знать: лексику  по теме, направительный и вносительный падежи.

Уметь : употреблять существительные  в направительном и вносительном падежах, составлять диалог по теме.

Мой класс. (2 часа)

Знать: лексику  по теме, переместительный и превратительныйпадежи.Уметь : употреблять существительные  впереместительном и превратительном падежах, составлять связный текст по теме.

Приметы зимы. Зимние забавы. (3 часа)

Знать: лексику  по теме, сравнительный и изъятельный падежи.

Уметь: составлять связный текст по теме, употребляя существительные в формах разных падежей.

Мордовская национальная одежда. (2 часа)

Знать : лексику по теме, суффиксы субъективной оценки.

Уметь: понимать текст-описание, употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Повторение и обобщение темы «Имя существительное». (1 час)

Зимние праздники. Новый год и Рождество.  (6 часов)

Знать: о традициях и обычаях мордвы, имя прилагательное и его признаки.

Уметь: составить текст-описание, употреблять в речи прилагательные, различать качественные и относительные прилагательные.

Распорядок дня.  (2 часа)

Знать: лексику  по теме.

Уметь: составлять диалог,  связный текст по заданной теме.

8 Марта – Международный женский день.  (2 часа)

Знать: лексику  по теме, способы образования прилагательных.

Уметь: составлять текст поздравления.

Птицы. Повадки птиц. (2 часа)

Знать: лексику  по теме. Послелоги и их значения.

Уметь: понимать текст по теме, отвечать на вопросы, писать послелоги со словами.

Национальные еда и напитки. (2 часа)

Знать: лексику  по теме. Глагол и его признаки.

Уметь: составлять рассказ по плану, употреблять глаголы в речи.

Мой воскресный день.  (2 часа)

Знать: лексику  по теме. Глагол, его времена.

Уметь: составлять текст-описание действия.

Знакомство с мордовскими народными сказками.  (2 часа)

Повторение и обобщение темы «Имя прилагательное».  (1 час)

Весенние праздники. Вербное воскресенье. Пасха.  (2 часа)

Знать: о традициях и обычаях мордвы. Времена глагола.

Уметь: строить высказывания о событиях в прошедшем, настоящем, будущем времени.

Знакомство с журналом «Сятко».  (2 часа).

 Знакомство с произведениями современных мордовских писателей

Одежда и обувь.(2 часа)

Знать: лексику  по теме. Глагол, его времена.

Уметь: употреблять глаголы в форме настоящего, прошедшего, будущего времени.

Экскурсии по родному городу.  (2 часа)

Мордовские народные игры.   (2 часа)

Знать: лексику  по теме. Типы предложений по цели высказывания.

Уметь: составлять диалог, участвовать в диалоге.

Здоровье. Гигиена. Части тела.  (2 часа)

Знать: лексику  по теме. Типы предложений по интонации.

Уметь: составлять рассказ по теме, употребляя в речи разные по цели высказывания и по эмоционально окраске предложения.

Повторение и обобщение темы «Глагол».( 1 час)

Повторение и обобщение пройденного материала за весь год.( 1час)

РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-

во часов

Примерное содержание деятельности

Дата проведения

занятия

Планируемая

Фактическая

1.

Летние каникулы.

Беседа.

1

Описать по рисунку праздничный день 1 сентября.

2.

Летние каникулы.

Урок развития речи.

1

Составить рассказ по рисунку.

3.

Времена года. Дары осени.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Составить рассказ «Как меняется природа осненью».

4.

Времена года. Дары осени.

Практикум.

1

Перевести стихотворение – упр. 4, стр. 9

5.

Школьные принадлежности.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Составить диалог.

6.

Школьные принадлежности.

Урок совершенствования ЗУН

1

Перевести текст упр. 3, стр. 12

7.

Путешествие и виды транспорта.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Составить предложения.

8.

Путешествие и виды транспорта.

Урок совершенствования ЗУН

1

Составить предложения по рисунку.

9.

Словари, разговорники эрзянского языка.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа со словарями.

10.

Словари, разговорники эрзянского языка.

Практикум.

1

Работа со словарями.

11.

Словари, разговорники эрзянского языка.

Практикум.

1

Работа со словарями.

12.

Празднование дня рождения, семейные традиции

Рассказ учителя. Беседа.

1

Образовать формы множественного числа – упр.3,стр. 20

13.

Празднование дня рождения, семейные традиции

Урок совершенствования ЗУН

1

Упр. 4, стр. 23

14.

Мой город, мое село.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Перевести пословицы, объяснить их значения.

15.

Мой город, мое село.

Урок-экскурсия.

1

Составить из данных слов новые слова.

16.

Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа с текстом.

17.

Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Составление таблицы.

18.

Писатели и поэты Мордовии. Мой любимый писатель, поэт.

Урок совершенствования ЗУН

1

Перевести пословицы, объяснить их значения.

19.

Повторение материала, пройденного в первой четверти (Мон ды  пертьпельксэм) (Я и моё окружение).

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Перевести народные приметы.

20.

Повторение материала, пройденного в первой четверти (Мон ды  пертьпельксэм) (Я и моё окружение).

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Работа с текстом.

21.

Портрет друга, подруги.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Перевести сказку.

22.

Портрет друга, подруги.

Урок развития речи.

1

Написать сочинение «Мой друг».

23.

Работа с детским журналом «Чилисема».

Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа с детским журналом «Чилисема».

24.

Работа с детским журналом «Чилисема».

Комбинированный

1

Работа с детским журналом «Чилисема».

25.

Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия

Рассказ учителя. Беседа.

1

Составление рассказа по рисунку.

26.

Профессия родителей, сестры, брата. Моя любимая профессия

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Работа с текстом.

27.

Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники).

Рассказ учителя. Беседа.

1

Составить предложения.

28.

Характеристика класса (состав, пол, возраст, успеваемость класса, увлечения, совместные праздники).

Урок развития речи.

1

Продолжить рассказ по рисунку.

29.

Зимние забавы. Приметы зимы

Рассказ учителя. Беседа.

1

Составить рассказ по картине Ф. Сычкова «С гор».

30.

Зимние забавы. Приметы зимы

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Составить рассказ «Приметы зимы».

31.

Зимние забавы. Приметы зимы

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Составить рассказ по рисунку.

32.

Костюм национальный (женский, мужской).

Рассказ учителя. Беседа.

1

Составить кроссворд.

33.

Костюм национальный (женский, мужской).

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Разгадать кроссворд.

34.

Повторение материала, пройденного во второй четверти.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Работа с текстом.

35.

Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у финно

Рассказ учителя. Беседа.

1

Придумать заголовок к тексту.

36.

Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у финноугорского народа.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Перевести народные приметы.

37.

Подготовка к празднованию Нового года и Рождества. Празднование Нового года у финноугорского народа.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Ответить на вопросы.

38.

Колядки.

Рассказ учителя. Беседа.

1

По признаку определить предмет.

39.

Колядки.

1

Работа с иллюстрациями.

40.

23 февраля – день Мужества.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Перевести текст.

41.

23 февраля – день Мужества.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Составить кроссворд.

42.

Распорядок дня.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Составить рассказ «Распорядок дня».

43.

Распорядок дня.

Урок развития речи.

1

Продолжить диалог – упр. 6, стр 76

44.

8 Марта

1

Перевести пословицы на русский язык-  упр. 3, стр 78

45.

8 Марта

Урок-кошцерт.

1

Написать поздравление маме.

46.

Приметы весны.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

Составить предложения по сюжетным картинкам.

47.

Приметы весны.

Урок-игра

1

Составить кроссворд.

48.

Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки).

Рассказ учителя. Беседа.

1

Продолжить диалог – упр. 2, стр 85

49.

Птицы (привычки, повадки, отличительные признаки).

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

Перевести названия птиц на эрзянский язык.

50.

Еда, напитки (национальные).

Рассказ учителя. Беседа.

1

Перевести текст – упр. 1, стр 87

51.

Еда, напитки (национальные).

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Перевести пословицы на русский язык-  упр. 4, стр 90

52.

Мой воскресный день.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Составить рассказ о посещении театра.

53.

Мой воскресный день.

Урок развития речи.

1

Отгадать загадки о животных.

54.

Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож».

Рассказ учителя. Беседа.

1

Киноурок.

55.

Знакомство с героями мордовских сказок. Сказка «Куйгорож».

Кино-урок

1

Перевести сказку «Ривезь ды Сея баран» на русский язык.

56.

Повторение материала, пройденного в третьей четверти.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Работа со словарём.

57.

Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Составление кроссворда.

58.

Весенние праздники. 1 апреля - День смеха. Пасха.

Урок-игра

1

Составить рассказ на тему «Дары леса».

59.

Знакомство с журналом

«Сятко».

Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа с журналом

«Сятко».

60.

Одежда, обувь (весенняя, летняя).

Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа со словарём.

61.

Одежда, обувь (весенняя, летняя).

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Составление диалога.

62.

Экскурсии по родному городу.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Заочная экскурсия по г. Саранск.

63.

Экскурсии по родному городу.

Урок-путешествие

1

Составить рассказ на тему «Экскурсия в парк».

64.

Мордовские народные игры.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Чтение скороговорок.

65.

Мордовские народные игры.

Урок-игра

1

Знакомство с мордовскими играми.

66.

Здоровье. Гигиена. Части тела.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Составление предложений.

67

Здоровье. Гигиена. Части тела.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

1

Перевести пословицы на русский язык

68.

Мы собираемся на каникулы: планы на лето.

Урок развития речи.

1

Составить рассказ по рисунку.

ИТОГО

68

РАЗДЕЛ V.  СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (контрольно-измерительный материал).

Виды контроля:

— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, составление простого или сложного плана по тексту; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

— итоговый (за полугодие): тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет,

РАЗДЕЛ VI.  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебные пособия

Методические

Пособия

1. Ануфриева Н.А. Родиноведение. Учебник для 5 класса

2. О.В. Кочеваткина, Н.И. Ивлюшкина, С.Ю. Дмитриева. Эрзянский язык 5 класс. – Саранск: Морд. кн. изд. 2010 г.

Мультимедийные пособия.

Мультимедийные презентации

Портреты мордовских писателей..

Папки  с иллюстрациями

Учебно-наглядные пособия

Организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

учебные фильмы, мультфильмы

диски с мордовскими народными сказками, песнями.

РАЗДЕЛ VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бузакова Р.Н.  Словарь синонимов эрзянского языка. – Саранск: Морд. кн. изд. 1982г.
  2. Беззубова-Кипайкина н.А. Тест эрзянь келень коряс – Саранск: Морд. кн. изд. 2004г.
  3. Богатырёв П.Г. Фольклор как особая форма творчества. – М.:Искусство, 1971г.
  4. Цыганкин Д.В. Грамматика мордовских языков. Фонетика. Графика. Орфография. Саранск: изд. Морд. ун-та, 1980г.
  5. Маскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. – Саранск: Морд. кн. изд. 1964г.
  6. Беляев В.М. Мордовские народные песни. – М.: Наука, 1957г.
  7. Самородов К.Т. Мордовские пословицы и присловья. – Саранск: Морд. кн. изд. 1968г.
  8.  Шахматов А.А. Мордовский этнографический сборник. – СПб, 1910
  9. Ширманкина Р.С. Кемекставозь меревиксэнь валкс. – Саранск: Тип «Красс. Окт» 2000г.
  10. Эрзянь-рузонь валкс(Эрзянско-русский словарь) под ред. Б.А. Серебрянникова, Р.Н. Бузаковой, М.В. Мосина. – М.: Рус. яз.: Дигора, 1993г.
  11.  Журнал «Чилесема».
  12.  Журнал «Сятко».
  13.  Журнал «Народное образование».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...