Рабочая программа по эрзянскому языку 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_pr_po_mordov_6_kl.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеберезниковская основная
общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО Зевайкина Н.М... Протокол № ___ от «__» _________________20_____г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Большеберезниковская ООШ» Коробова Л.П. «__»_______________20_____г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Большеберезниковская ООШ» Кротов И.В. Приказ № ___ от «__»_______________20_____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по эрзянскому языку в 6 классе
Составитель
Зевайкина Нина Михайловна,
учитель русского языка,
литературы, мордовского языка
2015 - 2016 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.
Языковая, а значит, и культурная интеграция - путь единения российского общества на основе единого самосознания с сохранением культур и языков.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных утверждает три языка: русский, мокшанский, эрзянский.
Многоязычное образование - реальный инструмент интеграции.
В развитых странах мира такое образование признано важным инструментом многостороннего развития личности. Международные исследования показывают: качественное овладение языками обогащает, человека знаниями и навыками, необходимыми для существования в современном мире, дает ему неоспоримые преимущества в познании и развитии. Внедрение качественного многоязычного образования в Республике Мордовия даст эти преимущества и нашим детям.
Знание языков живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе саморазвития. Значительное влияние на творческое развитие личности оказывает культурное наследие полиэтноса. Возможность открыть мир и увидеть в нем себя осуществляется не только благодаря этнокультурным ценностям, но и количеству и качеству владения языками.
Поочередность прохождения тем, а также задачи обучения предлагаемой программы не означают строгую последовательность их решения в учебном процессе. Учитель может предпринимать собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения, взяв за основу определенную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения.
Цель данного курса:
- соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве;
- владение разговорной речью в разных ситуациях общения;
- формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
- обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.
Задачи данного курса:
- познакомить учащихся с эрзянским языком как частью финно-угорской системы языков;
- расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях жителей Республики Мордовия на основе погружения в язык;
- показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;
- сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;
- научить связно излагать свои мысли на эрзянском языке на региональные темы (природа, культура, экономика и т.д.).
Изменения, внесенные в примерную учебную программу
Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся. При этом акцент делается на парную и групповую формы организации занятий.
Предполагается выполнение проектных занятий в конце работы над темой, а также выполнение мини-проектов.
Место в учебном базисном плане – 68 часов в год ( 2 часа в неделю).
Учебное пособие:
Эрзянский язык.
6 класс: пятый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся О.В. Кочеваткина, А.М. Кочеваткин, Эрзянский язык 6 класс Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2012г.
Применяемые технологии:
- Игровые
- Проблемного обучения
- Проектные технологии
- Технология коллективных творческих дел
- Сказкотерапия
- Технология встречных усилий
- «Диалог культур»
- ИКТ – технологии
Формы организации образовательного процесса:
- творческая деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- практическая деятельность (выполнение упражнений).
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
- разноуровневые тесты,
- комплекты заданий;
Требования к уровню подготовки учащихся за курс мордовского (эрзянского) языка 6 класса.
Характеристика этапов обучения
Фонетика и орфография
Вводно-фонетический курс:
Учащиеся должны научиться:
- чётко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания эрзянского языка;
- произносить гласные без редукции;
- не оглушать согласные в конце слова;
Учащиеся должны знать основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия; владеть основными правилами эрзянской орфографии.
Лексика
Учащиеся должны:
- овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 500 лексических единиц (с учетом словарного минимума начального звена обучения);
- знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов) и сложением основ..
Морфология
Изучение имени существительного:
- лексическое значение;
- одушевленные и неодушевленные;
- собственные и нарицательные;
- падежи;
- склонение;
- число;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ине/ -ыне.
Изучение имени прилагательного:
- лексическое значение;
- разряды (качественные и относительные);
- образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ине/ -ыне;
- образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов -в, -й (качественных), -нь (относительных).
Изучение послелогов:
- значение послелогов;
- использование послелогов в словосочетаниях и предложениях.
- Изучение глагола:
- время (настоящее, прошедшее, будущее);
- лицо (первое, второе, третье);
- число (единственное, множественное);
- образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов -мс, -ма /-мо/ -ме;
- вид (однократный, многократный).
Синтаксис
-Ссловосочетание:
- «прилагательное + существительное»;
- «глагол + существительное».
Простое предложение.
- типы предложения:
- утвердительные;
- вопросительные;
- отрицательные.
Обучение диалогической речи
Учащиеся должны уметь:
- утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
- возражать, используя отрицательные предложения;
- выражать предположение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.
Монологическая речь
- Описание иллюстрации, собственного рисунка.
- Краткое сообщение о себе и своей семье.
Письмо
Учащиеся должны уметь:
- письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т.д.;
- вести эрзянско-русский и русско-эрзянский словарик;
- составлять письма по образцу.
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
I четверть (18 часов)
Темы уроков:
- Повторение пройденного материала. В школу. (2 ч.).
- Имя существительное. Учёба – наша главная задача. Любимые предметы. (2 ч.).
- Множественное число существительных. Наступила осень. У осени своя красота. (2 ч.).
- Существительные собственные. Эпос «Масторава». Мордовские божества – герои фольклора. (2 ч.).
- Склонение существительных. Жизнь в мордовском крае. (2 ч.).
- Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Мой друг. (2 ч.).
- Единственное число существительных основного склонения. Живём на одной улице, в одном доме. (1 ч.).
- Множественное число существительных основного склонения. ( Общение между людьми. Интернет и др. (1 ч.).
- Указательное (определённое склонение). Падежи имён существительных., указательного склонения. Республика Мордовия. (4 ч.)
II четверть (14 часов)
Темы уроков:
- Повторение материала, пройденного в первой четверти. (2ч.).
- Моя любимая книга.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ине/-ыне. Мои любимые животные. (2ч.).
- Качественные прилагательные. Образование качественных прилагательных. Празднование дня рождения. (2ч.).
- Относительные прилагательные. Образование относительных прилагательных. Мой брат (сестра). (2ч.).
- Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суф-фиксами –ине/-ыне Профессии нашей семьи. Моя любимая профессия. ( 2ч.).
- Любимые места в городе, селе. Мой дом. ( 1ч.).
- Природа зимой. Приметы зимы. ( 3ч.).
III четверть (20 часов)
Темы уроков:
- Повторение материала, пройденного во второй четверти . Зимние праздники. Новый год. Рождество. День защитника Отечества. Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов: -в, -й (качественные); -нь (относительные) (3 ч.).
- Послелог. Мордовские народные игры.(1 ч.)
- Значение послелогов. Реки и озёра Мордовии. Река летом и зимой. Рыбалка.(2 ч.)
- Образование неопределённой формы глагола при помощи суффиксов: -мс, -мо,/-ме. Свободное время. Воскресный день .(2 ч.)
- Использование послелогов в словосочетаниях и предложениях. Изменения в природе. Деревья в весеннем лесу и саду. Охрана окружающего мира. .(2 ч.)
- Однократные и многократные глаголы. Названия месяцев. .(2 ч.)
- Наклонение глаголов (изъявительное). Повадки птиц. .(2 ч.)
- Наклонение глаголов (повелительное). Здоровье. Гигиена. Части тела. (2 ч.)
- Наклонение глаголов (побудительное). Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии. (2 ч.)
- Повторение пройденного материала. (2 ч.)
IVчетверть (16 часов)
Темы уроков:
- Глагол. Пришла весна. (2 ч.).
- Морфология.Времена глаголов. Природа в нашей жизни. Экология. (2 ч.).
- Лексика. Синонимы. Весенние праздники. (2 ч.).
- Антонимы. Экскурсии по родному городу, селу. Улицы родного города, села. (2 ч.).
- Омонимы. Путешествие по городу. Путешествие по карте. (2 ч.).
- Простое предложение. Экскурсия с классом. (2 ч.).
- Летние каникулы. (2 ч.).
- Повторение пройденного. (2 ч.)
РАЗДЕЛ III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол- во часов | Примерное содержание деятельности | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
I четверть | 18 | |||||
1-2 | В школу. | Беседа. | 2 | Работа с текстом: чтение и перевод | ||
3-4. | Учёба – наша главная задача. | Урок развития речи. | 2 | Рассказ по картинке | ||
5 -6 | Наступила осень. У осени своя красота. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Составление диалога | ||
7-8 | Эпос «Масторава». Мордовские божества – герои фольклора. | Практикум. | 2 | Чтение и перевод | ||
9-10 | Жизнь в мордовском крае. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Составить диалог. Чтение и перевод | ||
11-12 | Мой друг (подруга). | Урок совершенствования ЗУН | 2 | Чтение и перевод | ||
13 | Живём на одной улице, в одном доме. Мой лучший друг за одной партой. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Работа с картинками | ||
14 | Общение между людьми. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Составить предложения по рисунку. | ||
15-18 | Республика Мордовия. Города республики Мордовия. | Рассказ учителя. Беседа. | 4 | Работа со словарями | ||
II четверть | ||||||
19-20 | Повторение материала, пройденного в первой четверти. Моя любимая книга. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Выразительное чтение стихотворений | ||
21-22 | Мои любимые животные. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Составление таблицы склонения сущ.- ых | ||
23-24 | Празднование дня рождения. семейные традиции. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Составление рассказа - описания | ||
25-26 | Мой брат (сестра). Любимая игрушка. | Урок развития речи. | 2 | Составление таблицы: падежи | ||
27-28 | Профессии нашей семьи. Моя любимая профессия. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Работа с текстом | ||
29 | Любимые места в городе, селе. Мой дом. | Комбинированный | 1 | Составление текста | ||
30-32 | Природа зимой. Приметы зимы. | Рассказ учителя. Беседа. | 3 | Составление рассказа по рисунку. | ||
III четверть | ||||||
33.-35 | Зимние праздники. Новый год. Рождество. День защитника Отечества. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 3 | Работа с текстом. | ||
36 | Мордовские народные игры. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа с текстом. | ||
37-38 | Река летом и зимой. Рыболка. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Придумать заголовок к тексту. | ||
39-40 | Свободное время. Воскресный день. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Перевести народные приметы | ||
41-42 | Изменения в природе. Деревья в весеннем лесу и саду. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Работа с текстом. | ||
43-44 | Названия месяцев. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | По признаку определить предмет. | ||
45-46 | Повадки птиц. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Работа с иллюстрациями | ||
47-48 | Здоровье. Гигиена. Части тела. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Перевести текст. | ||
49-50 | Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Работа с текстом. | ||
51-52 | Повторение пройденного. | Урок обобщения и система-тизации ЗУН | 2 | Ответить на вопросы | ||
IV четверть | ||||||
53-54 | Пришла весна. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Перевести пословицы на русский язык | ||
55-56 | Природа в нашей жизни. Экология. | Урок развития речи. | 2 | Чтение и перевод | ||
57-58 | Весенние праздники. | 2 | Чтение и перевод | |||
59-60 | Экскурсии по родному городу, селу. Улицы родного города, села. | Урок развития речи. | 2 | Составление рассказа | ||
61-62 | Путешествие по городу. Путешествие по карте. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Работа со словарём | ||
63-64 | Экскурсия с классом. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Составление рассказа | ||
65-66 | Летние каникулы. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Работа со словарём | ||
67-68 | Повторение пройденного | Урок обобщения и система-тизации ЗУН. | 2 | Составление кроссворда. | ||
ИТОГО | 68 |
РАЗДЕЛ IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (контрольно-измерительный материал).
Виды контроля:
— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, составление простого или сложного плана по тексту; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
— итоговый (за полугодие): тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, творческий зачет,
РАЗДЕЛ V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебные пособия | Методические пособия |
1. О.В. Кочеваткина, А.М. Кочеваткин, Эрзянский язык 6 класс. – Саранск: Морд. кн. изд. 2012 г. 2. Ануфриева Н.А. Родиноведение. Учебное пособие для 5 класса | Мультимедийные пособия. Мультимедийные презентации, видеоролики. Портреты мордовских писателей. |
РАЗДЕЛ VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Бузакова Р.Н. Словарь синонимов эрзянского языка. – Саранск: Морд. кн. изд. 1982г.
- Беззубова-Кипайкина н.А. Тест эрзянь келень коряс – Саранск: Морд. кн. изд. 2004г.
- Богатырёв П.Г. Фольклор как особая форма творчества. – М.:Искусство, 1971г.
- Цыганкин Д.В. Грамматика мордовских языков. Фонетика. Графика. Орфография. Саранск: изд. Морд. ун-та, 1980г.
- Маскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. – Саранск: Морд. кн. изд. 1964г.
- Беляев В.М. Мордовские народные песни. – М.: Наука, 1957г.
- Самородов К.Т. Мордовские пословицы и присловья. – Саранск: Морд. кн. изд. 1968г.
- Шахматов А.А. Мордовский этнографический сборник. – СПб, 1910
- Ширманкина Р.С. Кемекставозь меревиксэнь валкс. – Саранск: Тип «Красс. Окт» 2000г.
- Эрзянь-рузонь валкс(Эрзянско-русский словарь) под ред. Б.А. Серебрянникова, Р.Н. Бузаковой, М.В. Мосина. – М.: Рус. яз.: Дигора, 1993г.
- Журнал «Чилесема».
- Журнал «Сятко».
- Журнал «Народное образование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...