Рабочая программа по эрзянскому языку 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеберезниковская основная
общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО Зевайкина Н.М... Протокол № ___ от «__» _________________20_____г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Большеберезниковская ООШ» Коробова Л.П. «__»_______________20_____г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Большеберезниковская ООШ» Кротов И.В. Приказ № ___ от «__»_______________20_____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по эрзянскому языку в 6 классе
Составитель
Зевайкина Нина Михайловна,
учитель русского языка,
литературы, мордовского языка
2015 - 2016 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.
Языковая, а значит, и культурная интеграция - путь единения российского общества на основе единого самосознания с сохранением культур и языков.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных утверждает три языка: русский, мокшанский, эрзянский.
Многоязычное образование - реальный инструмент интеграции.
В развитых странах мира такое образование признано важным инструментом многостороннего развития личности. Международные исследования показывают: качественное овладение языками обогащает, человека знаниями и навыками, необходимыми для существования в современном мире, дает ему неоспоримые преимущества в познании и развитии. Внедрение качественного многоязычного образования в Республике Мордовия даст эти преимущества и нашим детям.
Знание языков живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе саморазвития. Значительное влияние на творческое развитие личности оказывает культурное наследие полиэтноса. Возможность открыть мир и увидеть в нем себя осуществляется не только благодаря этнокультурным ценностям, но и количеству и качеству владения языками.
Поочередность прохождения тем, а также задачи обучения предлагаемой программы не означают строгую последовательность их решения в учебном процессе. Учитель может предпринимать собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения, взяв за основу определенную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения.
Цель данного курса:
- соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве;
- владение разговорной речью в разных ситуациях общения;
- формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
- обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.
Задачи данного курса:
- познакомить учащихся с эрзянским языком как частью финно-угорской системы языков;
- расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях жителей Республики Мордовия на основе погружения в язык;
- показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;
- сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;
- научить связно излагать свои мысли на эрзянском языке на региональные темы (природа, культура, экономика и т.д.).
Изменения, внесенные в примерную учебную программу
Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся. При этом акцент делается на парную и групповую формы организации занятий.
Предполагается выполнение проектных занятий в конце работы над темой, а также выполнение мини-проектов.
Место в учебном базисном плане – 68 часов в год ( 2 часа в неделю).
Учебное пособие:
Эрзянский язык.
6 класс: пятый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся О.В. Кочеваткина, А.М. Кочеваткин, Эрзянский язык 6 класс Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2012г.
Применяемые технологии:
- Игровые
- Проблемного обучения
- Проектные технологии
- Технология коллективных творческих дел
- Сказкотерапия
- Технология встречных усилий
- «Диалог культур»
- ИКТ – технологии
Формы организации образовательного процесса:
- творческая деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- практическая деятельность (выполнение упражнений).
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
- разноуровневые тесты,
- комплекты заданий;
Требования к уровню подготовки учащихся за курс мордовского (эрзянского) языка 6 класса.
Характеристика этапов обучения
Фонетика и орфография
Вводно-фонетический курс:
Учащиеся должны научиться:
- чётко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания эрзянского языка;
- произносить гласные без редукции;
- не оглушать согласные в конце слова;
Учащиеся должны знать основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия; владеть основными правилами эрзянской орфографии.
Лексика
Учащиеся должны:
- овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 500 лексических единиц (с учетом словарного минимума начального звена обучения);
- знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов) и сложением основ..
Морфология
Изучение имени существительного:
- лексическое значение;
- одушевленные и неодушевленные;
- собственные и нарицательные;
- падежи;
- склонение;
- число;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ине/ -ыне.
Изучение имени прилагательного:
- лексическое значение;
- разряды (качественные и относительные);
- образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ине/ -ыне;
- образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов -в, -й (качественных), -нь (относительных).
Изучение послелогов:
- значение послелогов;
- использование послелогов в словосочетаниях и предложениях.
- Изучение глагола:
- время (настоящее, прошедшее, будущее);
- лицо (первое, второе, третье);
- число (единственное, множественное);
- образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов -мс, -ма /-мо/ -ме;
- вид (однократный, многократный).
Синтаксис
-Ссловосочетание:
- «прилагательное + существительное»;
- «глагол + существительное».
Простое предложение.
- типы предложения:
- утвердительные;
- вопросительные;
- отрицательные.
Обучение диалогической речи
Учащиеся должны уметь:
- утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;
- возражать, используя отрицательные предложения;
- выражать предположение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.
Монологическая речь
- Описание иллюстрации, собственного рисунка.
- Краткое сообщение о себе и своей семье.
Письмо
Учащиеся должны уметь:
- письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т.д.;
- вести эрзянско-русский и русско-эрзянский словарик;
- составлять письма по образцу.
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
I четверть (18 часов)
Темы уроков:
- Повторение пройденного материала. В школу. (2 ч.).
- Имя существительное. Учёба – наша главная задача. Любимые предметы. (2 ч.).
- Множественное число существительных. Наступила осень. У осени своя красота. (2 ч.).
- Существительные собственные. Эпос «Масторава». Мордовские божества – герои фольклора. (2 ч.).
- Склонение существительных. Жизнь в мордовском крае. (2 ч.).
- Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Мой друг. (2 ч.).
- Единственное число существительных основного склонения. Живём на одной улице, в одном доме. (1 ч.).
- Множественное число существительных основного склонения. ( Общение между людьми. Интернет и др. (1 ч.).
- Указательное (определённое склонение). Падежи имён существительных., указательного склонения. Республика Мордовия. (4 ч.)
II четверть (14 часов)
Темы уроков:
- Повторение материала, пройденного в первой четверти. (2ч.).
- Моя любимая книга.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ине/-ыне. Мои любимые животные. (2ч.).
- Качественные прилагательные. Образование качественных прилагательных. Празднование дня рождения. (2ч.).
- Относительные прилагательные. Образование относительных прилагательных. Мой брат (сестра). (2ч.).
- Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суф-фиксами –ине/-ыне Профессии нашей семьи. Моя любимая профессия. ( 2ч.).
- Любимые места в городе, селе. Мой дом. ( 1ч.).
- Природа зимой. Приметы зимы. ( 3ч.).
III четверть (20 часов)
Темы уроков:
- Повторение материала, пройденного во второй четверти . Зимние праздники. Новый год. Рождество. День защитника Отечества. Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов: -в, -й (качественные); -нь (относительные) (3 ч.).
- Послелог. Мордовские народные игры.(1 ч.)
- Значение послелогов. Реки и озёра Мордовии. Река летом и зимой. Рыбалка.(2 ч.)
- Образование неопределённой формы глагола при помощи суффиксов: -мс, -мо,/-ме. Свободное время. Воскресный день .(2 ч.)
- Использование послелогов в словосочетаниях и предложениях. Изменения в природе. Деревья в весеннем лесу и саду. Охрана окружающего мира. .(2 ч.)
- Однократные и многократные глаголы. Названия месяцев. .(2 ч.)
- Наклонение глаголов (изъявительное). Повадки птиц. .(2 ч.)
- Наклонение глаголов (повелительное). Здоровье. Гигиена. Части тела. (2 ч.)
- Наклонение глаголов (побудительное). Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии. (2 ч.)
- Повторение пройденного материала. (2 ч.)
IVчетверть (16 часов)
Темы уроков:
- Глагол. Пришла весна. (2 ч.).
- Морфология.Времена глаголов. Природа в нашей жизни. Экология. (2 ч.).
- Лексика. Синонимы. Весенние праздники. (2 ч.).
- Антонимы. Экскурсии по родному городу, селу. Улицы родного города, села. (2 ч.).
- Омонимы. Путешествие по городу. Путешествие по карте. (2 ч.).
- Простое предложение. Экскурсия с классом. (2 ч.).
- Летние каникулы. (2 ч.).
- Повторение пройденного. (2 ч.)
РАЗДЕЛ III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол- во часов | Примерное содержание деятельности | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
I четверть | 18 | |||||
1-2 | В школу. | Беседа. | 2 | Работа с текстом: чтение и перевод | ||
3-4. | Учёба – наша главная задача. | Урок развития речи. | 2 | Рассказ по картинке | ||
5 -6 | Наступила осень. У осени своя красота. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Составление диалога | ||
7-8 | Эпос «Масторава». Мордовские божества – герои фольклора. | Практикум. | 2 | Чтение и перевод | ||
9-10 | Жизнь в мордовском крае. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Составить диалог. Чтение и перевод | ||
11-12 | Мой друг (подруга). | Урок совершенствования ЗУН | 2 | Чтение и перевод | ||
13 | Живём на одной улице, в одном доме. Мой лучший друг за одной партой. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | Работа с картинками | ||
14 | Общение между людьми. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Составить предложения по рисунку. | ||
15-18 | Республика Мордовия. Города республики Мордовия. | Рассказ учителя. Беседа. | 4 | Работа со словарями | ||
II четверть | ||||||
19-20 | Повторение материала, пройденного в первой четверти. Моя любимая книга. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Выразительное чтение стихотворений | ||
21-22 | Мои любимые животные. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Составление таблицы склонения сущ.- ых | ||
23-24 | Празднование дня рождения. семейные традиции. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Составление рассказа - описания | ||
25-26 | Мой брат (сестра). Любимая игрушка. | Урок развития речи. | 2 | Составление таблицы: падежи | ||
27-28 | Профессии нашей семьи. Моя любимая профессия. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Работа с текстом | ||
29 | Любимые места в городе, селе. Мой дом. | Комбинированный | 1 | Составление текста | ||
30-32 | Природа зимой. Приметы зимы. | Рассказ учителя. Беседа. | 3 | Составление рассказа по рисунку. | ||
III четверть | ||||||
33.-35 | Зимние праздники. Новый год. Рождество. День защитника Отечества. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 3 | Работа с текстом. | ||
36 | Мордовские народные игры. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа с текстом. | ||
37-38 | Река летом и зимой. Рыболка. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Придумать заголовок к тексту. | ||
39-40 | Свободное время. Воскресный день. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Перевести народные приметы | ||
41-42 | Изменения в природе. Деревья в весеннем лесу и саду. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 2 | Работа с текстом. | ||
43-44 | Названия месяцев. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | По признаку определить предмет. | ||
45-46 | Повадки птиц. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Работа с иллюстрациями | ||
47-48 | Здоровье. Гигиена. Части тела. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Перевести текст. | ||
49-50 | Спорт. Знаменитые спортсмены Мордовии. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Работа с текстом. | ||
51-52 | Повторение пройденного. | Урок обобщения и система-тизации ЗУН | 2 | Ответить на вопросы | ||
IV четверть | ||||||
53-54 | Пришла весна. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Перевести пословицы на русский язык | ||
55-56 | Природа в нашей жизни. Экология. | Урок развития речи. | 2 | Чтение и перевод | ||
57-58 | Весенние праздники. | 2 | Чтение и перевод | |||
59-60 | Экскурсии по родному городу, селу. Улицы родного города, села. | Урок развития речи. | 2 | Составление рассказа | ||
61-62 | Путешествие по городу. Путешествие по карте. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Работа со словарём | ||
63-64 | Экскурсия с классом. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Составление рассказа | ||
65-66 | Летние каникулы. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | Работа со словарём | ||
67-68 | Повторение пройденного | Урок обобщения и система-тизации ЗУН. | 2 | Составление кроссворда. | ||
ИТОГО | 68 |
РАЗДЕЛ IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (контрольно-измерительный материал).
Виды контроля:
— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, составление простого или сложного плана по тексту; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
— итоговый (за полугодие): тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, творческий зачет,
РАЗДЕЛ V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебные пособия | Методические пособия |
1. О.В. Кочеваткина, А.М. Кочеваткин, Эрзянский язык 6 класс. – Саранск: Морд. кн. изд. 2012 г. 2. Ануфриева Н.А. Родиноведение. Учебное пособие для 5 класса | Мультимедийные пособия. Мультимедийные презентации, видеоролики. Портреты мордовских писателей. |
РАЗДЕЛ VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Бузакова Р.Н. Словарь синонимов эрзянского языка. – Саранск: Морд. кн. изд. 1982г.
- Беззубова-Кипайкина н.А. Тест эрзянь келень коряс – Саранск: Морд. кн. изд. 2004г.
- Богатырёв П.Г. Фольклор как особая форма творчества. – М.:Искусство, 1971г.
- Цыганкин Д.В. Грамматика мордовских языков. Фонетика. Графика. Орфография. Саранск: изд. Морд. ун-та, 1980г.
- Маскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. – Саранск: Морд. кн. изд. 1964г.
- Беляев В.М. Мордовские народные песни. – М.: Наука, 1957г.
- Самородов К.Т. Мордовские пословицы и присловья. – Саранск: Морд. кн. изд. 1968г.
- Шахматов А.А. Мордовский этнографический сборник. – СПб, 1910
- Ширманкина Р.С. Кемекставозь меревиксэнь валкс. – Саранск: Тип «Красс. Окт» 2000г.
- Эрзянь-рузонь валкс(Эрзянско-русский словарь) под ред. Б.А. Серебрянникова, Р.Н. Бузаковой, М.В. Мосина. – М.: Рус. яз.: Дигора, 1993г.
- Журнал «Чилесема».
- Журнал «Сятко».
- Журнал «Народное образование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...