Рабочая программа по информатике "Избранные вопросы информатики" 11 класс (элективный курс)
рабочая программа по информатике и икт (11 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Натальинская средняя школа»
Приложение
к основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденная приказом директора
от 30.08.2023 № 136-од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Избранные вопросы информатики»
для 11 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На изучение элективного курса «Избранные вопросы информатики» в 11 классе согласно учебному плану школы на 2022-2023 учебный год отводится по 0,5 часу в неделю, что составляет 17 часов в год. Содержание программы реализуется посредством учебно – методического комплекта, состоящего из следующих компонентов: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 10-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Формирование фундаментальных представлений, касающихся информационной составляющей современного мира, создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — прерогатива школьного курса информатики. Его изучение обеспечит школьникам более широкие возможности реализации индивидуальных образовательных запросов; будет способствовать повышению уровня адаптации выпускника школы к жизни и работе в современном информационном обществе; даст дополнительные гарантии получения качественного бесплатного конкурентоспособного образования, которое невозможно без знания информатики и ИКТ; положительно скажется на уровне подготовки выпускников школы, которые будут иметь необходимые компетенции для получения профессионального образования.
Основные цели изучения элективного курса «Избранные вопросы информатики» на базовом уровне среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
В связи с этим изучение курса по информатике в 11 классе должно обеспечить: сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе, основ логического и алгоритмического мышления;
- сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определѐнной системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
- сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
- принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечѐнных в создание и использование информационных систем, распространение информации.
- создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.
Достижение этих целей предполагает реализацию следующих задач:
- Освоить системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- Применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя ИКТ
- Развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- Воспитать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- Приобрести опыт использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Формы проведения занятий: лекции, практические занятия.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические.
Описание места учебного курса в учебном плане:
Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации – элективный курс. Общий объем курса – 17 часов, из расчета 0,5 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
- формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
- формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объѐм сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
- осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения;
- строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
- использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
- писать программы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Математические основы информатики
Тема 1. Кодирование информации.
Кодирование и декодирование информации. Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Учащиеся должны знать
- методы измерения количества информации
Учащиеся должны уметь:
- кодировать и декодировать информацию
- определять объѐм памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации
- подсчитывать информационный объѐм сообщения
Тема 2. Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленции. Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии.
Учащиеся должны знать:
- основные понятия и законы математической логики.
Учащиеся должны уметь:
- строить и анализировать таблицы истинности;
- преобразовывать логические выражения;
- строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.
Тема 3. Алгоритмизация и программирование
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования (Pascal). Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка
Учащиеся должны знать:
- формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд;
- основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.
Учащиеся должны уметь:
- исполнять рекурсивный алгоритм;
- исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
- работать с массивами;
- анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
- анализировать программу, использующую процедуры и функции;
- анализировать результат исполнения алгоритма;
- прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки;
- составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке программирования;
- создавать собственные программы для решения задач средней сложности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся | Электронные ресурсы |
Информация и ее кодирование | 2 | Аналитическая деятельность Выявлять различия в алфавитном и содержательном подходах к измерению информации. Приводить примеры систем и их компонентов. Приводить примеры информационных процессов и информационных связей в системах различной природы. Приводить примеры задач обработки информации разных типов. Комментировать схему передачи информации по техническим каналам связи. | https://lbz.ru/metodist/authors/ informatika/3/files/eor10/prese ntations/10-1-1-informacija- informacionnaja-gramotnosti- kultura.pptx https://onlinetestpad.com/ho7z g43tq224m |
Основы логики | 2 | Аналитическая деятельность Выявлять основные понятия и законы математической логики. Приводить примеры, строить и анализировать таблицы истинности; преобразовывать логические выражения; строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию. | https://lbz.ru/metodist/authors/ informatika/3/files/eor10/prese ntations/10-6-1-istorija- razvitija-vt.pptx https://onlinetestpad.com/hpgj 3ir57x4au |
Технология хранения, поиска и сортировка в БД | 7 | Аналитическая деятельность Исполнять рекурсивный алгоритм; исполнять алго ритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд; производить работу с массивами; анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление; | https://lbz.ru/metodist/authors/ informatika/3/files/eor10/prese ntations/10-10-1- predstavlenie-chisel-v- pozicionnyh-cc.pptx https://onlinetestpad.com/hpn3 vmzvr7ab4 |
Технология обработки графической и звуковой информации | 6 | Аналитическая деятельность Выявление формального исполнения алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд; основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания. | https://lbz.ru/metodist/authors/ informatika/3/files/eor10/prese ntations/10-1-1-informacija- informacionnaja-gramotnosti- kultura.pptx https://onlinetestpad.com/ho7z g43tq224m |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Литература
- ЕГЭ 2024. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2023.
- ЕГЭ 2024. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2023.
- Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. – М.: БИ НОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/slides.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по элективному курсу ( ЭКОЛОГИЯ)
1. Календарно - тематическое планирование по элективному курсу экология включает в себя изучение экологических проблем в городе и крае. А так же решение эксперементальных задач по выявлению экологичес...
Рабочая программа 2 вида и КТП по элективному курсу "Химия и экология" для 10, 11 классов
Вооружение учащихся знаниями о некоторых веществах, которые нас окружают.Развитие чувства гордости за человека, познающего мир.Воспитание внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию мир...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс(элективный курс)
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подго...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс (элективный курс). Подготовка к ОГЭ-2016
Рабочая программа по русскому языку (электив) рассчитана на 34 учебных часа. Элективный курс направлен на интенсивную подготовку к ОГЭ-2016....
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»...
Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»...
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Дух эпохи»
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Дух эпохи»...