Рабочая программа по русскому языку 8 класс(элективный курс)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
· обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
· применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
· углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_8_klass.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- адекватно воспринимать авторский замысел;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст различными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
- основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
- основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
- орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
- виды морфем;
- морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
- систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Тематическое планирование курса
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата фактич. | Виды работ |
1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. | 7.09 | Лекция учителя | |
2-3 | Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. | 14-21.09 | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания | |
4-5 | Сжатое изложение. Редактирование изложения. | 28.09-5.10 | Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов. | |
6 | Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). | 12.10 | ||
7-8 | Средства выразительности речи. | 19-26.10 | ||
9-10 | Стилистика русского языка. | 2-16.11 | ||
11-12 | Нормы русской орфографии. Орфограммы в корне. | 23-30.11 | Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование. | |
13 | Орфограммы в приставках и суффиксах. | 7.12 | ||
14 | Н – нн в различных частях речи. | 14.12 | ||
15 | Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | 21.12 | Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование. | |
16 | Морфология, морфологические признаки частей речи. | 28.12 | Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом. | |
17 | Синтаксические и пунктуационные нормы. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). | 18.01 | Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование. | |
18 | Виды односоставных предложений. | 25.01 | ||
19 | Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. | 1.02 | ||
20 | Характеристика предложений, синтаксический разбор. | 8.02 | ||
21 | Вводные слова и обращения. | 15.02 | ||
22 | Обособленные определение и приложения. | 22.02 | ||
23 | Обособленные обстоятельства. | 1.03 | ||
24-25 | Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | |||
26 | Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение). | 29.03 | ||
27 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. | 5.04 | Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. | |
28 | Классификация грамматических и речевых ошибок. | 12.04 | ||
29 | Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием. | 19.04 | ||
30 | Редактирование сочинения С2.1. | 26.04 | ||
31 | Редактирование сочинения С2.2. | 3.05 | ||
32-33 | Построение сочинения-рассуждения. | 10-17.05 | ||
34 | Итоговое тестирование. | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2016г.
Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В...
Курс по русскому языку "Систематизация школьного курса русского языка" в 11 классе
Курс по русскому языку предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в неделю (1 час в неделю). Курс опирается на знания, умения и навыки обучающихся старших классов,сформированные в о...