Рабочая программа по русскому языку 8 класс(элективный курс)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. 

Задачи изучения элективного курса:

·        обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе; 

·        применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;

·        углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

·        применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_8_klass.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;        
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

  Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.    

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.  Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. 

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • адекватно воспринимать авторский замысел;
  • вычленять главное в информации;
  • сокращать текст различными способами;
  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

  Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

Тема 4.  Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

Тема 5. Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

Обучающиеся должны знать:

  • виды морфем;
  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

            Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Обучающиеся должны знать:

  • систему частей речи в русском языке.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 7.  Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

 

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Дата по плану

Дата фактич.

Виды работ

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

7.09

Лекция учителя

2-3

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

14-21.09

Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

4-5

Сжатое изложение. Редактирование изложения.

28.09-5.10

Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов.

6

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

12.10

7-8

Средства выразительности речи.

19-26.10

9-10

Стилистика русского языка.

2-16.11

11-12

Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне.

23-30.11

Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.

13

Орфограммы в приставках и суффиксах.

7.12

14

Н – нн в различных  частях речи.

14.12

15

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

21.12

Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

16

Морфология, морфологические признаки частей речи.

28.12

Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом.

17

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

18.01

Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

18

Виды односоставных предложений.

25.01

19

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

1.02

20

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

8.02

21

Вводные слова и обращения.

15.02

22

Обособленные определение и приложения.

22.02

23

Обособленные обстоятельства.

1.03

24-25

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

7-15.03

26

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

29.03

27

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

5.04

Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

28

Классификация грамматических и речевых ошибок.

12.04

29

Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.

19.04

30

Редактирование сочинения С2.1.

26.04

31

Редактирование сочинения С2.2.

3.05

32-33

Построение сочинения-рассуждения.

10-17.05

34

Итоговое тестирование.

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2016г.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования и авторской  программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В...

Курс по русскому языку "Систематизация школьного курса русского языка" в 11 классе

Курс по русскому языку предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в неделю (1 час в неделю). Курс опирается на знания, умения и навыки обучающихся старших классов,сформированные в о...