Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Дух эпохи»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Дух эпохи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.73 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 села Преображенского
Буденновского района»
«Согласовано» Руководитель ШМО __________/ Г.И.Литвишкина/ Протокол № ___ от «__»__________2016г. | «Согласовано» Зам.директора поУВР МОУ «СОШ №15с. Преображенского» _____________/Л.Г.Валантырь/ «__»____________2016г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №15 с. Преображенского» _____________/_С.И.Красницкий__/ Приказ № ___ от «__»__________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Литвишкиной Галины Ивановны, учителя высшей категории,
по русскому языку (элективный курс «Дух эпохи»), 9 класс
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2016 г.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Дух эпохи» предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Цель курса:
- формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;
- развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие исследовательских навыков и творческих способностей.
- воспитание интереса к художественному слову.
Задачи курса:
- формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;
- развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;
- развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;
- формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;
- развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;
- развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.
Элективный курс посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).
Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе.Способствует обучению школьников максимально полной интерпретации художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в школе и вступительным в вузы гуманитарного направления.
Курс ориентирован на подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс может быть предложен как в общеобразовательном, так и в предпрофильном (гуманитарном) классе.
Предполагаемые результаты обучения: элективный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.
Учебно-тематический план курса
Класс 9
Учитель: Литвишкина Галина Ивановна
Всего 35 часов; в неделю 1 час
Плановых уроков развития речи 3 ч, зачетов-2 ч., проектов-1ч.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений Элективные курсы; М.: Просвещение, 2013
Дополнительная литература: Альбеткова Р.И. От слова – к словесности, М.: Просвещение, 2008; Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 9 класса. - М.: Просвещение, 2013
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Дата по плану | Дата коррект. | Кол-во часов | Приложения |
Раздел 1. Введение. | 2 | ||||
1 | Художественное произведение - особый, законченный в себе мир. | 1 | |||
2 | Художественное произведение - особый, законченный в себе мир. | 1 | |||
Раздел 2. Золотой век русской литературы. | 33 | ||||
3 | Золотой век русской литературы. | 1 | |||
4 | Ключевые образы в стихотворениях Золотого века. | 1 | |||
5 | Ключевые образы в стихотворениях Золотого века. | 1 | |||
6 | Новаторство Грибоедова в области драматургии | 1 | |||
7 | Р.К.«Он весь дитя добра и света…» по лирике А.С. Пушкина. | 1 | |||
8 | Необычные образы лирики А.С.Пушкина | 1 | |||
9 | « А счастье было близко…» по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | |||
10 | «Энциклопедия русской жизни ...» | 1 | |||
11 | Р.К. Тема творческой личности в лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | |||
12 | Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова | 1 | |||
13 | «Душа Печорина –не каменистая почва» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | |||
14 | Семинар-практикум по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | |||
15 | Семинар-практикум по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | |||
16 | Зачёт по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | 1 | |||
17 | «Видимый миру смех сквозь незримые ему слёзы» в творчестве Н.В. Гоголя. | 1 | |||
18 | Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя. | 1 | |||
19 | Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя. | 1 | |||
20 | Р.Р.Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент в лирике поэтов «чистого искусства». | 1 | |||
21 | Р.Р.Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент в лирике поэтов «чистого искусства». | 1 | |||
22 | Нравственный выбор в творчестве Н.А. Некрасова | 1 | |||
23 | Интонации лирики Н.А.Некрасова | 1 | |||
24 | Психологизм драм А.Н.Островского | 1 | |||
25 | Психологизм драм А.Н.Островского | ||||
26 | Особенности художественного мира И.С. Тургенева. | 1 | |||
27 | Диалог с текстом ( по рассказам И.С.Тургенева) | 1 | |||
28 | Стихотворения в прозе | 1 | |||
29 | Душевность без духовности в рассказах А.П. Чехова | 1 | |||
30 | Душевность без духовности в рассказах А.П. Чехова | 1 | |||
31 | Р.Р.Творческая мастерская. | 1 | |||
32 | Эмоциональное богатство русской поэзии. | 1 | |||
33 | Зачет. | 1 | |||
34 | Защита мини-проекта | 1 | |||
35 | Защита мини-проекта | 1 |
Содержание тем учебного курса
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.«Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» - поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Требования к уровню подготовки уч-ся
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.
- Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.
- Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе.
- При анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.
- Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.
- Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности.
- Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.
- Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.
- Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.
- Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. - 2002.- №2; 2003.- №1-4.
2. Альбеткова Р.И. От слова – к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность.- 2002.- №4.- С. 44-52.
3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под ред. М.Л.Семановой.- М.: Просвещение, 1987.
4. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе. -2002.- №2.- С.3.
5. Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября».- 2004.- №6.- С.2-6.
6. Перепелкина Н.А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе.- 1999.- №4.- С.26.
7. Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников.- 2002.- №1, 2; 2003.- №1-3.
8. Шафранская Э.Ф. Анализ лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность.- 2002.- №3.- С.38-43
Список используемой литературы
1. Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. - М.: Просвещение, 1995.
2. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: «Образование от А до Я», 1999.
3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 9 класса. - М.: Просвещение, 1996.
4. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. - М.: Просвещение, 1997.
5. Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
6. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы: Педагогический практикум. - М.: «Первое сентября», 2002.
7. Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки: Пособие для учителей и учащихся. - М.: «Школьная пресса», 2002.
Приложения
Схема анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями)
- Дата написания стихотворения.
- Реально-биографический и фактический комментарий.
- Жанровое своеобразие.
- Идейное содержание.
- Ведущая тема.
- Основная мысль.
- Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении, в их динамике и статике.
- Внешнее впечатление и внутренняя реакция на стихотворение.
- Преобладание личных и общественных интонаций.
- Построение стихотворения.
• Сопоставление и развитие словесных образов:
- по сходству;
- по контрасту;
- по смежности;
- по ассоциации;
- по умозаключению.
• Основные изобразительные средства: эпитет, иносказание, метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм.
• Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, перифраз.
• Основные особенности ритмики:
- тонический, силлабо-тонический стих, «дольник», «свободный стих»;
- стих. размеры – ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий.
• Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).
• Рифма (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная).
• Строфика (двустишье, трехстишье, катрен, пятистишье, октава, «онегинская строфа»).
• Эфрония (благозвучие) и звукопись (аллитерация и ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392683-1390901959.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-571753-1460407227.jpg)
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/24/picture-695305-1445712603.jpg)
Рабочая программа по экологии 8 класс (элективный курс)
Данный материал включает в себя полностью разработанную рабочую программу по экологии человека....
Рабочая программа "Основы программирования 5 класс. Элективный курс"
«Введение в Scratch»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/19/picture-1228515-1584596262.jpg)
Рабочая программа по литературе 11 класс (элективный курс)
Рабочая программа по литературе 11 класс (элективный курс)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/10/picture-1376342-1641819140.jpg)
Рабочая программа по физике 11 класс (элективный курс)
физика (элективный курс) 11 класс 1 час в неделю...