Рабочая программа 2 вида и КТП по элективному курсу "Химия и экология" для 10, 11 классов
календарно-тематическое планирование (химия, 10 класс) по теме

Вооружение учащихся знаниями о некоторых веществах, которые нас окружают.

Развитие чувства гордости за человека, познающего мир.

Воспитание внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию мира.

Развитие личности учащегося изучением данного курса.

Сформировать у учащихся сознания необходимости  интересоваться новейшими открытиями в области химии.

Изучать вещества, с которыми приходится иметь дело в повседневной жизни.

Учить учащихся высказывать свое мнение по поводу открытий.

Проводить наблюдения, исследования, доказательства выводов о свойствах, пользе, вреде веществ.

Приобщать учащихся пользоваться дополнительной литературой, находить главное, составлять конспект, тесты, выступления­.

Развивать у учащихся самостоятельность и творческий подход в решении практических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Новокубанский район, х. Марьинский

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 х. Марьинского муниципального образования Новокубанский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 31 августа 2012   года Председатель педсовета

 _____________       Голубец В.Ф.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА 2 ВИДА

элективный курс  «Химия и экология»

Ступень обучения                  среднее (полное) общее  (10 – 11 классы)

Количество часов                  68                 Уровень                    базовый

Учитель    Сывороткина  Александра Александровна

Программа разработана на основе авторской программы. Сборник программ элективных курсов. Выпуск 9.Естественно – научный блок. Редакторы: Т.П. Хлопова, Н.Е. Байрачный, Т.Ю.Горностаева, С.В Савельева, М.В. Мирук, Е.В. Воробьёва, автор Р.Е. Малюга.  Краснодар: «Мир  Кубани», 2006 год.

2012 – 2013  учебный год

         

  1. Пояснительная записка

Цель:

Вооружение учащихся знаниями о некоторых веществах, которые нас окружают.

Развитие чувства гордости за человека, познающего мир.

Воспитание внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию мира.

Развитие личности учащегося изучением данного курса.

Сформировать у учащихся сознания необходимости  интересоваться новейшими открытиями в области химии.

Изучать вещества, с которыми приходится иметь дело в повседневной жизни.

Учить учащихся высказывать свое мнение по поводу открытий.

Проводить наблюдения, исследования, доказательства выводов о свойствах, пользе, вреде веществ.

Приобщать учащихся пользоваться дополнительной литературой, находить главное, составлять конспект, тесты, выступления.

Развивать у учащихся самостоятельность и творческий подход в решении практических задач.

Программа разработана на основе авторской программы. Сборник программ элективных курсов. Выпуск 9.Естественно – научный блок. Редакторы: Т.П. Хлопова, Н.Е. Байрачный, Т.Ю.Горностаева, С.В Савельева, М.В. Мирук, Е.В. Воробьёва, автор Р.Е. Малюга.  Краснодар: «Мир  Кубани», 2006 год.

Программа рассчитана на 2 года: 10 – 11 классы. Количество часов в каждом классе – 34.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая  программа по классам

10 класс

11 класс

1

Введение.

2

1

1

2.

Многообразный мир химии

5

5

3.

Тема 1. Атмосфера. Воздух, которым дышим

12

12

3

Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем

13

13

Тема 3.  Здоровый человек - здоровая нация

3

3

4.

Тема 4.  Биофункциональные соединения. Пища с точки зрения химии

15

18

5.

 Тема 5. Волокна

7

7

6.

Тема 6. Гигиенические аспекты здоровья. Болезни современной цивилизации

8

8

Итого часов

68

34

34

Практических работ

12

4

8

Лабораторных работ

6

1

5

2. Содержание обучения 

Введение. 2 часа

Многообразный мир химии  5 часов

Исторический путь развития химической науки - череда восхождений, приумножение знаний, опыта и  рост престижа химии.

Использование свойств веществ, физических и химических явлений в биотехнологии, сельском хозяйстве промышленности, быту, медицине.

Опасность нерациональной химизации народного хозяйства. Биохимическая оценка загрязнения российских территорий.

Проблем сохранения чистоты окружающей среды.

Достижения ученых в области изучения происхождения органических соединений на Земле и в космосе

Тема 1. Атмосфера. Воздух, которым дышим 12 часов

Атмосфера. Состав воздуха. «Легкие планеты».

Основные загрязнители воздуха.

Что представляют собой автомобильные выхлопы

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере.

Озоновый слой. Парниковый эффект и его последствия

Кислотные дожди.

Гипотеза инженера Арсеньева. Использование водорода, природного газа, этилового спирта в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания.

Плазма и экологические технологии по очистке воздуха от вредных примесей.

Практическая работа 1. Исследование загрязнения автомобильным транспортом воздуха в х. Фёдоровском (ФАД «Кавказ»)

Практическая работа 2. Исследование загрязнения автомобильным транспортом воздуха в х. Марьинском

Творческий проект «Охрана атмосферы»

Семинар-практикум «Глобальные последствия загрязнения атмосферы».

Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем 13 часов

Гидросфера. Составляющие гидросферы.

Запасы рек и озер России. Мировое потребление воды.

Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.

Значение воды в живой  природе.

Значение воды в  неживой природе.

Состав воды, физические свойства.

Вода – универсальный растворитель.

Природные воды. Методы очистки

Водоочистительные станции. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в питьевой воде. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

Практическая работа 3. Исследование питьевой воды в х. Марьинском, взятой из  питьевых источников. Определение ее пригодности для использования

Практическая работа 4. Определение жесткости воды и изучение способов ее устранения.

Творческий проект «Охрана гидросферы»

Тема 3  Здоровый человек - здоровая нация.  3 часа.

Вредное влияние алкоголя, курения и наркотиков на человека с психологической, нравственной точек зрения.

Вредное влияние алкоголя, курения и наркотиков на человека с экономической, юридической точек зрения.

Лабораторная  работа № 1 Исследование табака сигарет

Тема 4. Бифункциональные соединения. Пища с точки зрения химии.                                                      18 часов.

Необходимость сбалансированного питания

Сравнение дневного рациона человека позднего палеолита с современной физиологической нормой питания.

Белки – важнейший компонент нашей пищи.

Белковые вещества: гемоглобин, ферменты, гормоны, нуклеотиды.

Пищевая ценность белков. Содержание незаменимых аминокислот в важнейших продуктах питания. Жиры или простые липиды. Калорийность жиров. Полиненасыщенные жирные кислоты. Витамины А, Е, Д и другие.

Углеводы – источники и аккумуляторы энергии. Значение углеводов в питании. Важность баланса между содержанием  глюкозы в организме и степенью физической нагрузки человека. Пищевая ценность углеводов. Суточная потребность в углеводах различных групп населения. Образование токсичных веществ в продуктах. Действие соединений элементов ртути, олова, свинца, железа, кадмия, мышьяка, цинка и др. на человека.

Расшифровка кодов на продуктах.

Лабораторные опыты:

№ 2 Обнаружение в белках азота и серы.

№ 3 Взаимодействие белков с растворами солей свинца, меди

Анализ пищевых продуктов.

№ 4. Определение содержания аскорбиновой кислоты в витаминных препаратах

№ 5. Изучение кодов пищевых добавок, их значение и действие на организм

Практическая работа № 5 «Количественное определение содержания белка в молоке»

Практическая работа № 6 «Определение пастеризации молока.

Определение свежести молока.»

Практическая работа № 7 «Определение свежести мяса»

Практическая   работа № 8. «Определение свежести мяса по содержанию сероводорода.»

Практическая  работа № 9. «Определение примеси в сметане»

  Тема 5. «Волокна»                                            7 часов.

Натуральные волокна: шерсть, шелк, хлопок.

Особенности структуры шерстяного волокна.

Лабораторная работа № 6. «Качественные реакции на хлопчатобумажное и шерстяное волокна»

Текстиль - защитник человека. Получение качественного текстиля. Цвет в химии и окраска тканей.

Практическая  работа № 10. «Исследование природных красителей для окрашивания хлопчатобумажных тканей».

Практическая  работа № 11. «Пол ими хлопчатобумажной ткани»

Проблема пятен на текстильных волокнах и способы их выведения.

Практическая  работа № 12. «Как избавиться от пятен различного происхождения в домашних условиях»

Тема 6. Гигиенические аспекты здоровья. Болезни современной цивилизации.                                8 часов.

Состав пищи.

Рациональное соотношение белков, жиров, углеводов.

Растительная и животная пища.

Качество продуктов – качество жизни. Губернаторская программа «Качество» в Краснодарском крае.

Модифицированные продукты на Кубани

Оздоровление детей с избыточной и недостаточной массой тела

Витамины и минералы, их роль в обмене веществ растущего организма.

Витамины и здоровье

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Программа разработана на основе авторской программы. Сборник программ элективных курсов. Выпуск 9.Естественно – научный блок. Редакторы: Т.П. Хлопова, Н.Е. Байрачный, Т.Ю.Горностаева, С.В Савельева, М.В. Мирук, Е.В. Воробьёва, автор Р.Е. Малюга.  Краснодар: «Мир  Кубани», 2006 год.

        2. Учебники:

1. «Химия» профессора В. В. Сафонова, Е. В. Грузинова.

2. Социально-экономические проблемы Кубани. И.И.Мороховец.  Краснодар, Советская Кубань, 2003 г.

3.Экология на уроках химии. Н.М. Кузьменюк, Минск: 2005 г

4. К изучению эколого-химического материала. Н.Е. Кузнецова Химия  в школе, 2004, № 5. 

5. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Н.М. Назаренко, Химия в школе, 1997, № 5

6. Лабораторно-практические работы по химии 10-11, Н.С.Куприянова. – М.: ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2007 г..

4. Требования к подготовке учащихся по курсу

В результате изучения  курса ученик должен знать, уметь:

  1. исторический путь становления химии как науки и значение некоторых веществ в наше время;
  2. природное равновесие и к чему приводит его нарушение
  3. уметь оценивать состояние воздушной и водной среды
  4. уметь объяснять влияние различных загрязнений на продукты питания
  5. бережно относиться к натуральным волокнам
  6. анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь отличать качественные от некачественных
  7. бережно относиться к своему здоровью, не калечить свою судьбу алкоголем, наркотиками, никотином
  8. вести себя в природной сфере в соответствии с экологическими требованиями.
  9. Использовать дополнительный материал.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей «Естествознания» от 29 августа протокол № 1

___________________ А.А.Сывороткина



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе __________________ Г.Г. Антонян

30 августа 2012 года

Муниципальное образование Новокубанский район, х. Марьинский

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 х. Марьинского муниципального образования Новокубанский район

             Согласовано

заместитель директора по УР

______________ Антонян Г.Г.

« 30 » августа  2012  года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по                                                    элективному курсу «Химия и экология»

Класс                                               10

Учитель    Сывороткина  Александра Александровна

Количество часов:                         всего 34 часов, в неделю 1 час;  

Планирование составлено на основе рабочей программы 1 вида, утверждённой решением педсовета, протокол № 1 от 31 августа 2012 года.

Председатель Голубец В.Ф.

Учитель Сывороткина Александра Александровна

2012 – 2013 учебный год

Номер  урока

Содержание  (разделы, темы)

 Даты проведения уроков

Оборудование урока

п/п

Внутри темы

(даты по неделям)

Даты фактического проведения

1

1

Введение.  1ч.

03-07.09.12

Многообразный мир химии              5 ч.

2

1

Исторический путь развития химической науки - череда восхождений, приумножение знаний, опыта и  рост престижа химии.

10-14.09.12

Мультимедийное сопровождение

3

2

Использование свойств веществ, физических и химических явлений в биотехнологии, сельском хозяйстве промышленности, быту, медицине.

17-21.09.12

Мультимедийное сопровожде-ние

4

3

Опасность нерациональной химизации народного хозяйства. Биохимическая оценка загрязнения российских территорий.

24-28.09.12

Мультимедийное сопровождение

5

4

Проблем сохранения чистоты окружающей среды.

01.05.10.12

Дополнительный материал

6

5

Достижения ученых в области изучения происхождения органических соединений на Земле и в космосе

08-12.10.12

Мультимедийное сопровождение

Тема 1. Атмосфера. Воздух, которым дышим 12 часов

7

1

Атмосфера. Состав воздуха. «Легкие планеты».

15-19.10.12

Мультимедийное сопровожде-ние

8

2

Основные загрязнители воздуха.

22-26.10.12

Мультимедийное сопровожде-ние

9

3

Что представляют собой автомобильные выхлопы

06-09.11.12

10

4

Пр. Т.Б. Практическая работа 1. Исследование загрязнения автомобильным транспортом воздуха в х. Фёдоровском (ФАД «Кавказ»)

12.16.11.12

14

Минилаборато-рии

11

5

Пр. Т.Б. Практическая работа 2. Исследование загрязнения автомобильным транспортом воздуха в х. Марьинском

19-23.11.12

21

Минилаборато-рии

12

6

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере.

26-30.11.12

28

Мультимедийное сопровождение

13

7

Озоновый слой. Парниковый эффект и его последствия

03-07.12.12

05

Мультимедийное сопровождение

14

8

Кислотные дожди.

10-14.12.12

12

Мультимедийное сопровождение

15

9

Гипотеза инженера Арсеньева. Использование водорода, природного газа, этилового спирта в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания.

17-21.12.12

Мультимедийное сопровождение

16

10

Плазма и экологические технологии по очистке воздуха от вредных примесей.

24-28-12.12

26.12

Мультимедийное сопровождение

17

11

Творческий проект «Охрана атмосферы»

14-18.01.13

Мультимедийное сопровождение

18

12

Семинар-практикум «Глобальные последствия загрязнения атмосферы».

21-25.01.13

Мультимедийное сопровождение

Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем 13 часов

19

1

Гидросфера. Составляющие гидросферы.

28-01.02.13

Мультимедийное сопровождение

20

2

Запасы рек и озер России. Мировое потребление воды.

04-08.02.13

Мультимедийное сопровождение

21

3

Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.

11-15.02.13

Таблицы круговорота воды в природе

22

4

Значение воды в живой  природе.

18-22.02.13

Мультимедийное сопровождение

23

5

Значение воды в  неживой природе.

25-01.03.13

Мультимедийное сопровождение

24

6

Состав воды, физические свойства.

04-08.12.13

25

7

Вода – универсальный растворитель.

11-15.03.13

Мультимедийное сопровождение

26

8

Природные воды. Методы очистки

18-22.03.13

Мультимедийное сопровождение

27

9

Водоочистительные станции. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в питьевой воде.

01-05.04.13

Мультимедийное сопровождение

28

10

Пр. Т.Б. Практическая работа 3. Исследование питьевой воды в х. Марьинском, взятой из  питьевых источников. Определение ее пригодности для использования

08-12.04.13

Минилаборато-рии

29

11

Пр. Т.Б. Практическая работа 4. Определение жесткости воды и изучение способов ее устранения.

15-19.04.13

Минилаборато-рии

30

12

Творческий проект «Охрана гидросферы»

22-26.04.13

Мультимедийное сопровождение

31

13

Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

29-03.05.13

Мультимедийное сопровождение

Тема 3  Здоровый человек - здоровая нация  3 часа

32

1

Вредное влияние алкоголя, курения и наркотиков на человека с психологической, нравственной точек зрения.

06-10.05.13

Мультимедийное сопровождение

33

2

Вредное влияние алкоголя, курения и наркотиков на человека с экономической, юридической точек зрения.

13-17.04.13

Мультимедийное сопровождение

34

3

Пр. Т.Б. Лабораторная  работа № 1 Исследование табака сигарет

20-24.05.13

Минилаборато-рии

Итого

34 ч.

1 л/о

4 пр/р

Муниципальное образование Новокубанский район, х. Марьинский

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 х. Марьинского муниципального образования Новокубанский район

             Согласовано

заместитель директора по УР

______________ Антонян Г.Г.

« 30 » августа  2012  года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по                                                    элективному курсу «Химия и экология»

Класс                                               11

Учитель    Сывороткина  Александра Александровна

Количество часов:                         всего 34 часов, в неделю 1 час;  

Планирование составлено на основе рабочей программы 1 вида, утверждённой решением педсовета, протокол № 1 от 31 августа 2012 года.

Председатель Голубец В.Ф.

Учитель Сывороткина Александра Александровна

2012 – 2013 учебный год

Номер  урока

Содержание  (разделы, темы)

 Даты проведения уроков

Оборудование урока

п/п

Внутри темы

(даты по неделям)

Даты фактического проведения

1

1

Введение. 1

03-07.09.12

Тема 4. Бифункциональные соединения. Пища с точки зрения химии.                                                      18 ч.

Бифункциональные соединения.                      6 ч.

2

1

Необходимость сбалансированного питания

10-14.09.12

Мультимедий-ное сопровождение

3

2

Сравнение дневного рациона человека позднего палеолита с современной физиологической нормой питания.

17-21.09.12

Мультимедий-ное сопровождение

4

3

Белки – важнейший компонент нашей пищи.

24-28.09.12

Мультимедий-ное сопровождение

5

4

Белковые вещества: гемоглобин, ферменты, гормоны, нуклеотиды.

01.05.10.12

Мультимедийное сопровождение

6

5

Пищевая ценность белков.

Пр.Т.Б.Лабораторные опыты:

№ 2 Обнаружение в белках азота и серы.

№ 3 Взаимодействие белков с растворами солей свинца, меди

08-12.10.12

Минилаборатории

7

6

Содержание незаменимых аминокислот в важнейших продуктах питания 

15-19.10.12

Мультимедий-ное сопровождение

Пища с точки зрения химии                            12 ч.

8

7

Анализ пищевых продуктов.

Пр.Т.Б. Практическая работа № 5 «Количественное определение содержания белка в молоке»

22-26.10.12

Минилаборатории

9

8

Анализ пищевых продуктов.

Пр.Т.Б. Практическая работа № 6

«Определение пастеризации молока.

Определение свежести молока.

06-09.11.12

Минилаборатории

10

9

Жиры или простые липиды. Калорийность жиров.

12.16.11.12

Мультимедий-ное сопровождение

11

10

Анализ пищевых продуктов.

Пр.Т.Б. Практическая работа № 7

«определение свежести мяса»

19-23.11.12

20

Минилаборатории

12

11

Полиненасыщенные жирные кислоты. Витамины А, Е, Д и другие

26-30.11.12

27

13

12

Пр.Т.Б. Лабораторная работа:

№ 4. Определение содержания аскорбиновой кислоты в витаминных препаратах

03-07.12.12

04

Минилаборатории

14

13

Углеводы – источники и аккумуляторы энергии. Значение углеводов в питании. Важность баланса между содержанием  глюкозы в организме и степенью физической нагрузки человека

10-14.12.12

11.12

Мультимедий-ное сопровождение

15

14

Пр.Т.Б. Лабораторная работа:

№ 5. Изучение кодов пищевых добавок, их значение и действие на организм

17-21.12.12

18.12

Минилаборатории

16

15

Пр.Т.Б. Практическая   работа:

№ 8. «Определение свежести мяса по содержанию сероводорода.»

 Пищевая ценность углеводов. Суточная потребность в углеводах различных групп населения.

24-28-12.12

Минилаборатории

17

16

Пр.Т.Б. Практическая  работа:

№ 9. «Определение примеси в сметане»

14-18.01.13

Минилаборатории

18

17

Образование токсичных веществ в продуктах. Действие соединений элементов ртути, олова, свинца, железа, кадмия, мышьяка, цинка и др. на человека.

21-25.01.13

Мультимедий-ное сопровождение

19

18

Расшифровка кодов на продуктах.

28-01.02.13

Штрих коды

Тема 5. «Волокна»                                            7 ч.

20

1

Натуральные волокна: шерсть, шелк, хлопок.

04-08.02.13

Образцы волокон

21

2

Особенности структуры шерстяного волокна.

Пр.Т.Б. Лабораторная работа № 6. «Качественные реакции на хлопчатобумажное и шерстяное волокна»

11-15.02.13

Минилаборатории

22

3

Текстиль - защитник человека. Получение качественного текстиля. Цвет в химии и окраска тканей.

18-22.02.13

Мультимедий-ное сопровождение

23

4

Пр.Т.Б. Практическая  работа:

№ 10. «Исследование природных красителей для окрашивания хлопчатобумажных тканей».

25-01.03.13

Минилаборатории

24

5

Пр.Т.Б. Практическая  работа:

№ 11. «Пол ими хлопчатобумажной ткани»

04-08.12.13

Мультимедий-ное сопровождение

25

6

Проблема пятен на текстильных волокнах и способы их выведения.

11-15.03.13

Мультимедий-ное сопровождение

26

7

Пр.Т.Б. Практическая  работа:

№ 12. «Как избавиться от пятен различного происхождения в домашних условиях»

18-22.03.13

Минилаборатории

Тема 6. Гигиенические аспекты здоровья. Болезни современной цивилизации.             8 ч.

27

1

Состав пищи.

01-05.04.13

Мультимедий-ное сопровождение

28

2

Рациональное соотношение белков, жиров, углеводов.

08-12.04.13

Мультимедий-ное сопровождение

29

3

Растительная и животная пища.

15-19.04.13

Мультимедий-ное сопровождение

30

4

Качество продуктов – качество жизни. Губернаторская программа «Качество» в Краснодарском крае.

22-26.04.13

Мультимедий-ное сопровождение

31

5

Модифицированные продукты на Кубани

29-03.05.13

Мультимедий-ное сопровождение

32

6

Оздоровление детей с избыточной и недостаточной массой тела

06-10.05.13

Мультимедий-ное сопровождение

33

7

Витамины и минералы, их роль в обмене веществ растущего организма.

13-17.04.13

Мультимедий-ное сопровождение

34

8

Витамины и здоровье

20-24.05.13

Мультимедий-ное сопровождение

Итого

34 ч.

6 л/о

12 пр/р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса II вида, вариант II

Пояснительная записка          Необходимость составления данной рабочей программы объясняется тем, что учебный план ГС(К)ОУ предполагает изучение кур...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Практикум по математике" на 10 - 11 классы

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Практикум по математике" на 10 - 11 классы. Авторы-составители: Г. С. Итапин (учитель математики), Т. Д. Покас (учитель...

Рабочая программа по курсу "Психомоторика и развитие сенсорных процессов" для 2 класса специальной общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа по курсу "Психомоторика и развитие сенсорных процессов" разработана для 2 класса специальной общеобразовательной) школы VIII вида в соответствии с программой, разработанной Л.А. Метиевой и Э...