Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Литвишкина Галина Ивановна

Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_11_klass_-_elektivnyy_kurs.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 15 села Преображенского

Буденновского района»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________/ Г.И.Литвишкина/                                           

Протокол № ___

от «__»__________2016г.

«Согласовано»

Зам.директора поУВР МОУ «СОШ №15с. Преображенского»

_____________/Л.Г.Валантырь/

«__»____________2016г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №15 с. Преображенского»

_____________/_С.И.Красницкий__/

Приказ № ___

от «__»__________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Литвишкиной Галины Ивановны, учителя высшей категории,

по русскому языку ( элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»), 11  класс

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2016 г.

2016 - 2017  учебный год

Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса средней (полной) школы. Курс рассчитан на 35  часов.

Главная задача языкового образования курса – формирование у  учащихся коммуникативной компетенции. Благодаря занятиям обучающийся получает возможность осмысления на более высоком уровне системы знаний о языке, углубленного изучения основных разделов русского языка, овладения разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, прочного освоения основных норм русского литературного языка. Содержание программы ориентировано на подготовку к ЕГЭ по обязательному предмету, проверяющему весь комплекс языковой подготовки учащихся.

Цели курса:

углубить, обобщить и систематизировать имеющиеся знания о языке и речи, необходимые для сдачи экзамена в форме ЕГЭ;

воспитать стремление к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

сформировать устойчивые навыки грамотного письма;

обучить анализу текста и его интерпретации;

сформировать умение создавать собственный текст (задание 25), аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

привить навыки стилистической правки текстов, основанной на чётком определении характера ошибок и умелом их устранении.

.        Занятия по данному элективному курсу предполагают двусторонний подход:

- теоретическая часть (повторение изученных правил, знакомство и отработка труд​ных случаев правописания, определение этапов создания тек​ста).

- практическая часть (выполнение упражнений разных видов, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; сформировать устойчивые навыки грамотного письма).

Программа основана на отборе методов и приёмов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: повторение и обобщение теоретического материала по школьным учебникам; создание собственного сборника теоретических сведений; тренировочные упражнения - индивидуальные, дифференцированные и групповые задания; реше​ние тестовых заданий по типу ЕГЭ; анализ текста; поис​к нужных текстов, справочной информации (художественная литература, энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Internet и др.); наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения; написание текстов по заданной проблеме; правка текстов, основанная на чётком определении характера ошибок и умелом их устранении.

Основными формами организации учебной деятельности являются лекции, семинары, практикумы, тренинги, зачеты, уроки-коррекции.

Возможны различные формы контроля: тренировочные упражнения; написание сочинения на основе предложенного текста; презентация моделей сочинения и тематических «сборников» аргументов.

При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.

Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

    Класс: 11

    Учитель:   Литвишкина Галина Ивановна

    Количество часов

    Всего 35 часов; в неделю 1 час

    Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной СКИПКРО.

   Дополнительная литература: Серия. Единый государственный экзамен. Русский язык. М., Экзамен., 2016 г. Серия. Подготовка к ЕГЭ. Домашний репетитор. Русский язык. М., Айрис –Пресс., 2016 г.

Календарно-тематическое планирование 11 класс электив

№ п.п.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

По плану

Коррект.

Раздел 1. Синтаксис и пунктуация.

17

1

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний

1

02.09

2

Простое предложение. Предложение как речевое высказывание.

1

09.09

3

Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения.

1

16.09

4

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

23.09

5

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

1

30.09

6

Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи

1

07.10

7

Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи

1

14.10

8

Уточняющие члены предложений. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

1

21.10

9

Прямая речь. Диалог. Цитата. Пунктуация. Пунктуационные нормы.

1

28.10

10

Прямая речь. Диалог. Цитата. Пунктуация. Пунктуационные нормы.

1

11

Сложное предложение. Знаки препинания в БСП. Использование БСП в художественном тексте

1

12

Сложное предложение. Знаки препинания в БСП. Использование БСП в художественном тексте

1

13

Знаки препинания в ССП. Использование ССП в художественном тексте. Пунктуация. Пунктуационные нормы.

1

14

Знаки препинания в ССП. Использование ССП в художественном тексте. Пунктуация. Пунктуационные нормы.

1

15

Знаки препинания в СПП. Использование СПП в художественном тексте. Пунктуация. Пунктуационные нормы

1

16

Знаки препинания в СПП. Использование СПП в художественном тексте. Пунктуация. Пунктуационные нормы

1

17

Итоговая работа по заданиям 1-24.

1

Раздел 2. Подготовка к сочинению.

18

18

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.

1

19

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.

1

20

Текстоведение. Текст. Понимание текста. Способы связи предложений в тексте.

1

21

Текстоведение. Текст. Понимание текста. Способы связи предложений в тексте.

1

22

Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности

1

23

Текст и его анализ. Выразительные средства языка

1

24

Текст и его анализ. Выразительные средства языка

1

25

Сочинение. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста

1

26

Сочинение. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста

1

27

Виды комментариев к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

1

28

Выявление и формулировка авторской позиции.

1

29

Способы аргументации собственного мнения.

1

30

Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

1

31

Практикум по написанию сочинения.

1

32

Практикум по написанию сочинения.

1

33

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

1

34

Итоговая работа

1

35

Итоговая работа

1

Содержание тем учебного курса.

           Синтаксис и пунктуация  Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Прямая речь. Диалог. Цитата. Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и кос​венная речь. Способы оформления чужой речи на письме. Различные способы цитирования. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. Текст и его особенности.

           Подготовка к сочинению. Текст и его признаки. Понимание текста. Способы сжатия текста. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности тек​стов. Текст и его анализ. Создание текста и его редактирование.

          Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме. Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

          Комплексная подготовка к ЕГЭ. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

Требования к уровню подготовки учащихся

Тесты по морфологии и орфографии. Умение различать самостоятельные и служебные части речи. Знать правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов, правописание гласных и согласных в суффиксах прилагательных, причастий, отглагольных прилагательных, деепричастиях. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи.

Тесты по синтаксису и пунктуации, по анализу текста. Умение выделять словосочетание, определять тип связи: согласование, примыкание, управлении. Умение выделять грамматическую основу предложения: способы выражения подлежащих и разных типов сказуемых, выделение второстепенных членов предложения. Типы простых предложений. Предложения, осложненные однородными членами предложения, вводными конструкциями и обращениями. Обособленные и уточняющие члены предложения. Пунктуация в простом осложненном предложении.

Виды сложных предложений. Пунктуация в сложном предложении. Прямая речь. Цитирование. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

Умение определять тип, стиль текста, выразительные средства.

Тесты по культуре речи. Знать нормы современного русского языка, умение редактировать словосочетания и предложения.

Перечень учебно-методического обеспечения

Печатные издания.

Для учащихся

Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 КЛ. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.

Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.

Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.

Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. М.: Дрофа, 2005.

Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.

Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.

Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.

Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2007.

Для учителя

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1994.

Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

Смирнова л.г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Список литературы

1​. ​ ЕГЭ-2016. Русский язык. Сборник заданий/ под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование,2016. (ЕГЭ-2015. ФИПИ – школе)

2.​ Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ.2016. Русский язык/ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.:Астрель,2016.

3.​ Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9 – 11 классы / (составление, предисловие, под общей редакцией С.А.Войтас). – М.: Айрис-пресс, 2012. (Профильное обучение).

4.Алексеева Е.П. Русский язык в схемах и таблицах. Пособие для учащихся. – Самара: ООО «Офорт», 2014.

5.​ Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. - М., 2010.

6.Кабанова Н.М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. - М., 2015

7.  Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку:9-11кл. - М.:Вербум-М, 2012.

8. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/.

9. «Основные правила грамматики русского языка» http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

Приложения

( Дидактический материал  «Подготовка к ЕГЭ»).

Виды аргументов

  1. Свой жизненный опыт: факты из собственной жизни или жизни знакомых, события, свидетелем которых вы стали случайно, свидетельства очевидцев,

о которых вы знаете из СМИ, какой-то действительно имевший место случай.

Обязательно указать место, время, имена, подробные обстоятельства, источник информации.

Как-то я услышал разговор двух пассажиров в электричке: видимо, это были два приятеля, уже немолодые мужчины, которые не могли отгадать какое-то слово в кроссворде. Один сказал, что это слово из школьной программы, но он никак не может его вспомнить. Я задумался о том, как много дает школьное образование знаний, которых, казалось бы ,  мы никогда не используем…

  1. Научные знания: законы, теории, аксиомы, гипотезы, открытия, исследования в разных областях знаний, эксперименты.

Ученые открыли способ превращения соленой воды в топливо, решив проблему энергетического дефицита.

  1. Статистика: количественные данные об общественном мнении, о фактах общественной жизни или показатели развития общества.

В среднем  70 % школьников около двух часов ежедневно проводят за компьютером.

  1. Законы природы.

Вымирание одного из видов в пищевой цепочке  неминуемо ведет к гибели другого вида.

  1. Определение понятия или термина.

Свобода – это право на самостоятельный выбор.

  1. Официальные документы, законы, постановления.

Конституция РФ возлагает ответственность за образование ребенка на родителей.

  1. Читательский опыт: цитаты, аналогичные поступки, ситуации, характер литературного героя, сюжет, конфликт, разные точки зрения авторов на проблему.

По словам Пушкина, «на свете счастья нет, но есть покой и воля».

  1. Ссылки на авторитетное мнение известных людей (актеры и артисты, исторические деятели, деятели культуры, политики…): высказывания, афоризмы.

Как тут ни вспомнить слова Ницше: «Никогда истина не повисала на руке безусловного».

  1. Общественное мнение, отражающее общепринятое представление о том, что считать правильным, справедливым.

Всем известно, что предательство – самый низкий поступок, однако никто из нас не задумывался, что самое сильное оружие  – шантаж -  может заставить любого человека пойти на предательство.

  1. Факты из биографии известных и замечательных людей.

Когда завистники подрезали струны на скрипке великого Паганини, он сыграл концерт на одной оставшейся струне, потому что настоящий гений не может быть побежден ничтожествами.

  1. Культура и национальные особенности разных народов: обычаи, традиции,  обряды, легенды, предания, сказки, приметы, песни.

В культуре индейцев существует обряд инициации: это испытание подростка, пройдя которое он имеет право называться мужчиной и сидеть у костра с мужчинами племени. Интересно, что если испытание не пройдено, то сколько бы ни было лет юноше, он продолжает считаться несовершеннолетним и сидеть у костра среди женщин. То есть взросление определяется не количеством лет, а физическими способностями и интеллектуальным развитием. У нас же взрослым становятся, получив паспорт…

  1. Исторический факт. Сравнение или противопоставление явлений и фактов, чтобы сделать вывод о преимуществах или недостатках.

И в Англии, и во Франции, и в России буржуазные революции начинались казнью монарха, а заканчивались возвращением монархии и казнью тех, кто эту революцию начинал.

  1. Научно-популярные, публицистические передачи и ток-шоу.

Одна из передач канала ТВЦ «Времечко» была посвящена утилизации отходов. Вывод был неутешительный: русский менталитет таков, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится, поэтому никто всерьез не занимается проблемой, которая представляется далекой перспективой.

  1. Сведения из Интернета.

Всемирная паутина так перегружена пошлостью и насилием, что всерьез задумались о разработке программ, блокирующих проникновение подобной информации в школьный компьютер.

  1. Мировая художественная культура: живопись, музыка, архитектура.

После смерти последнего патриарха Тихона художник Корин пишет картину «Уходящая Россия», на которой изображает портреты тех верующих, которые присутствовали на похоронах. Здесь есть и святые, и убогие, и страдальцы, и праведники… После того, как Россия была объявлена страной атеистов, такая вера, которая изображена на полотне Корина, утрачена нами навсегда.

  1. Мифология и религия.

Даже праведники могут оступиться. Апостол Петр, один из учеников Христа, трижды отрекся от своего учителя. Однако он получил прощение Христа, который доверил ему создание одного из Евангелиев. Библия учит тому, что ни у кого нет права судить и осуждать человека за проступок. Надо учиться понимать и прощать, потому что раскаянье в корне изменяет человека. Это и есть его наказание и искупление.

  1. Фильмы.

В фильме «Апокалипсис» показывается гибель цивилизации майя, причиной которой стала утрата человечности, гуманности. Одно только интеллектуальное развитие не является гарантией будущего народа, если утрачены нравственные основы.

  1. Предположение: что могло бы быть при определенных условиях. Доказательство от противного: сначала дается пример того, как не должно быть, затем делается вывод о том, как надо.

Если любить себя, это приведет к тому, что человек будет много позволять себе и прощать. Если уважать себя,  то человек будет стремиться к тому, чтобы совершить что-то, за что можно было бы себя уважать. Ведь любят ни за что, а уважают за что-то. Себялюбие – конец пути, в то время как самоуважение – начало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Автор Шевченко Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Представлена программа по русскому языку для 5 класса. В данной программе отражены личностные, предметные и предметные цели с учетом ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс (для класса с расширенным изучением русского языка)

Рабочая программа составлена на основе авторских программ (авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского)....

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс (для класса с расширенным изучением русского языка)

Рабочая программа составлена на основе авторских программ (авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского)....

Авторская программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"

Авторская программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...