Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по элективному курсу ( ЭКОЛОГИЯ)
презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме
1. Календарно - тематическое планирование по элективному курсу экология включает в себя изучение экологических проблем в городе и крае. А так же решение эксперементальных задач по выявлению экологических загрязнений в городе. и посещение заводов и фабрик с целью изучения очистных сооружений на предприятиях.
2.Данны рекомендации по решению задач по гинетике при подготовке старше- классников к ЕГЭ.
3.Самостоятельная работа учащихся при подготовке домашнего задания заключаеться в умении находить. и создовать интерестные презентации по обобщающим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_poekologii.docx | 27.23 КБ |
metodika_resheniya_zadach_po_genetike.docx | 21.56 КБ |
7_klass.prezentaciya_po_lyagushkam.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Программа составлена учителем биологии, МБОУ - СОШ № 10 г.Армавира Краснодарского края.
Программа элективного курса по экологии в 10-11 классах.
ЭКОЛОГИЯ и ее значение в жизни человека.
10-11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса по экологии предназначена для изучения в 10-11 классах общеобразовательной школы. Предполагает существенное углубление и расширение знаний в области экологи. Программа поможет узнать, что изучает экология и как происходило ее становление, понять, почему экология играет важную роль в современном мире и зачем необходимо знать современному человеку основы экологии как науки.
Элективный курс в 10 классе призван развивать интерес к науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору в будущем. Кроме того, курс направлен на расширение интересов учащихся в области современных проблем экологии.
В 11 классе содержание элективного курса направлено на изучение практической части в, на развитие экологической культуры. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента. Актуальность предполагаем ого курса обусловлена значимостью экологических и валеологических проблем, которые ставит перед нами жизнь
Основные цели элективного курса. 1. Вооружение учащихся знаниями о основных закономерностях в экологии . 2. Привитие чувства гордости за человека познающего мир . 3. Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию мира.
4.Развитие личности учащегося изучением данного предмета . 5.Воспитание ответственности за окружающий мир . 6. Привитие чувства бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
1.Сформировать у учащихся сознание необходимости а. интересоваться новейшими достижениями наук и техники. б. Изучить законы по охране окружающей среды. в. бережное отношение к своему здоровью .
2.Учить учащихся высказывать свое мнение по поводу злостного отношения человека к окружающему миру . 3.Приобщать учащихся к использованию дополнительной литературы , находить главное, составлять конспекты, отчеты, выступления ,проводить эксперименты, делать выводы .
4.Развивать у учащихся самостоятельность и творчество при решении экспериментальных задач .Программа курса рассчитана на 35 часов в 10 классе (1 час в неделю ) и 35 часов в 11 классе (1час в неделю ) .
.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.Введение. Что изучает экология, история развития экологии как науки . / 1 час /
2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ. /3час /
а.Типы экологических взаимоотношений.
б .Конкурентные взаимоотношения. в.Хищничество, паразитизм и болезни.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ СООБЩЕТВ. /12час.и из них 2пр.работы/
1.Сообщество , экосистема , биоценоз , биосфера . 2.Структура сообщества . 3.Потоки энергии и вещества в сообществе
4.Пастбищные и детритные цепи . 5.Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме . 6.Экологическая сукцессия . 7.Биосфера и ее эволюция . 9.Атмосфера . Состав воздуха . (Легкие планеты ) . 10.Гидросфера . Состав воды, которую мы пьем .
Практическая работа 1. Исследование загрязнений автомобильным транспортом воздуха в микрорайоне школы .
Практическая работа 2. Исследование питьевой воды в микрорайоне школы .
4.АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА БИОСФЕРУ / 7 час / .
1.Современное состояние природной среды . 2.Радиация в биосфере . 3.Экологические проблемы биосферы , вызванные в результате деятельности человека .
4.Биофункциональные соединения . Пища современного человека . 5.Образование токсичных веществ в продуктах . ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Количественное определение белка в молоке . ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
1.Изучение кодов пищевых добавок, их значение и действие на организм.
2.Обнаружение в белках азота и серы и их влияние на организм человека .
3.Опреление содержания аскорбиновой кислоты в витаминах . 5.ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. /10 час / . 1.Химическое загрязнение среды и здоровье человека . 2.Здоровье человека – здоровье нации . 3.Биологические загрязнения и болезни человека . 4.Влияние звуков на человека . 5.Погода и самочувствие человека . 6.7.Проблемы адаптации человека к окружающей среде . 8.Вредное влияние алкоголя и никотина на организм человека . 9.Лабораторная работа .
Исследование табака и табачного дыма .
Влияние табачного дыма на организм.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА :
Подбор индивидуальных продуктов и составление индивидуального рациона питания при различных заболеваниях . (сахарный диабет ) .
6.ЭКСКУРСИИ :
1.Мол. комбинат (производство молока ) 2.Хлебокомбинат (технология производства хлеба ) .
11КЛАСС . 1.ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ. /4 часа / 1.Живые организмы и среда их обитания . 2.Влияние абиотических факторов на живые организмы . 3.Общии закономерности взаимодействия абиотических факторов . 4.Антропогенные факторы их влияние на живые организмы . 2.ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ . /26 часов /
1.Здоровье человека и его составляющие . 2.Важнейшая составляющая здоровья , понятие что означает само слово -здоровье .
3.Основа здоровья правильное питание . 4.Питание человека и его образ жизни . 5.Растительная и животная пища, рациональное питание, соотношение белков , жиров в пище .
ЛАБОРАТОРНАЯ работа «Определение калорийности». 6.Питание человека и его образ жизни. Гиподинамия. Значение диеты. 7.Качество продуктов на Кубани. ЛАБОРАТОРНАЯ работа «Определения качественного состава кубанской продукции.Заготовка продуктов и сохранение их качества». 8.Пластические и энергетические продукты в питании . ЛАБОРАТОРНАЯ работа «Выделение белков, жиров и углеводов из продуктов питания».
9.Модифицированные продукты их влияние на организм человека. 10.Питание и развитие детей и подростков. 11.Витамины и их значение в развитии организма человека /витамины группы А , В , С /
12.Значечение движения в жизни человека. Формирование и развитие мышечной системы
13. ПРАКТИЧЕСКАЯ работа «Значение физминутки на уроках». 14. ПРАКТИЧЕСКАЯ работа «Нарушение осанки у учащихся школы и анализ этих нарушений»
15. ПРАКТИЧЕСКАЯ работа «Выявление плоскостопия у учащихся школы и анализ этих нарушений». 16 . Развитие заболеваний у человека в результате загрязнения окружающей среды .
17 .Появление и развитие различных аномалий у зародыша человека .
18 .Влияние окружающей среды на развитие сердечно –сосудистых заболеваний и их профилактика . 19.Частые вирусные заболевания - результат экологической обстановки на Земле .
20.ПРАКТИЧЕСКАЯ работа «Анализ закаливания в жизни человека». 21.Развитие такого направления в медицине как фитотерапия . 22.Гельминтозы у детей и взрослых и их профилактика . 23.ВИЧ – инфекция и СПИД как избежать этих заболеваний . 24.Профилактика кожных , венерических , грибковых заболеваний . 25.Аллергия -результат загрязнения окружающей среды . 26.Очищение организма и здоровье . 3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ проблемы . / 5 часов / . 1.Токсическое воздействие на организм человека и окружающую среду. ЛАБОРАТОРНАЯ работа «Определение содержания цинка , свинца, меди и др. загрязнителей в почве и воде». 3.Экологические катастрофы связанные с деятельностью человека / разлив нефти , вырубка лесов ,пожары и тд. / . 4.Пути выхода из сложных экологических ситуаций . 5. Решение экологических задач и составление планов по оздоровлению окружающей среды .
ВСЕГО 35 часов КОЛИЧЕСТВО практических работ : 10 класс- 4 11класс - 4 КОЛИЧЕСВО лабораторных работ : 10 класс - 4 11 класс - 4
ИСЛЬЗУЕМАЯ литература: 1.Захаров В.Б. , Мамонтов С.Г Биология : общие закономерности . М. Школа-Пресс.1996 г. 2.Криксунов Е.А. и др . Экология , учебник 9-10 класс . 3.Преображенский Н.А. Химия биологически активных соединений . М.Химия 1986 г.
4 .Антропова М.В. Гигиена детей подростков .М.Медицина 5.Колесов Д.В. Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии . Просвещение 1991 г.
6. Говалло В.И. Парадоксы иммунологии .Знание 198 г. 7.Ловейко И.Д. Фонарев М.И. ЛФК .при заболеваниях позвоночника у детей .
8.Маховец И.И. Социально – экологические проблемы на Кубани . 9.Статьи из журналов Биология в школе ,статьи из еженедельного приложения к газете «Первое сентября .
Предварительный просмотр:
Методика решения задач по генетике . Правильное решение задач по генетике начинается с оформления условия задачи , для этого используется особый принцип записи в виде схем с использованием определенных обозначений и символов. В левой части листа составляется схема «ГЕН-ПРИЗНАК» в которую вносятся буквенные обозначения генов и соответствующие им признаки. Если ген доминирует не полностью , то над его буквенным обозначением ставят горизонтальную черту , например «А – серповидная форма эритроцитов. Если признак сцеплен с полом , указывают хромосому , в которой локализован ген , определяющий данный признак «Х – гемофилия». В правой части листа записывается схематическое решение задачи с пояснениями , если они необходимы. В генетических схемах генотипы родительских форм обозначают буквой «P » (лат. Parentes – родители), генотипы потомства, особей первого поколения –«F»,особей второго поколения - «F» (лат.filii дети). Для обозначения гамет можно использовать букву «C» или писать слово «гаметы». Генотипическую формулу (генотип) материнской особи записывают первой, обозначая ее символом «Q» (зеркало Венеры), затем ставят знак скрещивания «х» и записывают генотип отцовской особи ,обозначая ее символом «Q» (копье и щит Марса). Под генотипами родительских форм и потомства можно указать соответствующие им фенотипы. При оформлении задач на наследование признаков в семьях вместо знака скрещивания этичнее использовать другой символ « ←», направленную от мужского генотипа к женскому. В случае, когда особь обладает доминантным признаком, но не ясен ее генотип ( гомо – или гетерозигота ) вместо неизвестного гена в генотинической формуле ставят точку, над которой после анализа условия задачи, пишут буквенное обозначение соответствующего гена, например: Аили Аа.. В первой строке пишут генотипы родителей , во второй – типы их гамет, в третьей – генотипы потомков. Если в потомстве ожидается больше четырех вариантов генотипов , то для их определения следует использовать построение решетки Пеннета.
Ниже таблицы « ген-признак» вопросительным знаком обозначают то, что необходимо определить по условию задачи, например, генотипы потомства: -F-? . В конце решения пишется ответ , в котором, в зависимости от условия задачи, указывают генотипы , фенотипы , их соотношения или вероятности появления , выраженные в процентах или частях.
Примеры решения некоторых типов задач.
1.Скрещивание 2-х морских свинок с вихрастой шерстью между собой дало 12 потомков с вихрастой и 4 с гладкой шерстью. Какой признак является доминантным и сколько вихрастных потомков должны оказаться гомозиготными по этому признаку?
Пояснение к решению.
При скрещивании морских свинок с вихрастой шерстью часть потомства оказалось с гладкой шерстью, следовательно, этот признак рецессивный , а скрещиваемые особи были гетерозиготны, что подтверждается и характером расщепления 12:4(3:1),которое наблюдается ,согласно второму закону Менделя ,при скрещивании гетерозиготных особей. На основании выше изложенного составляем таблицу «ген-признак» и решаем задачу. Так как в условии задачи не было прямого указания на то, что скрещиваемые особи гетерозиготны , рецессивный ген в их генотипах напишем над точкой.
ген | признак | Решение G A,a A, a F1 AA; Aa; Aa; aa FAA |
А а | Вихрастая шерсть Гладкая шерсть |
F AA - ?
Ответ: вихрастая шерсть доминирует над гладкой, гомозиготивных вихрастых потомков часть от общего количества вихрастых, что составляет 4 особи.
2. Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х- хромосомой признак. Мужчина , больной гемофилией , вступает в брак с нормальной женщиной , отец который страдал гемофилией . Определить вероятность рождения в этой семье здоровых детей.
ген | признак | Пояснения к решению. В брак вступает больной мужчина (генотип ХhY) с женщино,не страдающей болезнью , следовательно у нее один ген обязательно (норма)-Хh.но второй ген из этой пары должен быть геном генофилии-Хh, так как отец этой женщины страдал генофилией , а женщина получает всегда одну Х- хромосому от матери ,вторую – от отца. Генотип XнXh. |
ХН Хh | норма гемофилия ХН Хh |
F ХН Х ХН
Хh?
Решение.
Рo , ХНY h. ←Q ХНY
Go ХНY , ХНY
F XH Xh ХНY; Хh
Хh Xh Y.
Ответ . Вероятность рождения здоровых детей равна ½ или 50%.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лягушка-арлекин. Нео-тропическая ,раньше была распространена в Коста-Рике .На сегодняшний день лягушки этого вида обитают преимущественно в Панаме.
Красная лягушка Мантел . Родина этой лягушки –Мадагаскар. Это небольшая лягушка оранжево-красного цвета , в размере достигает всего 2,5см .
Вьетнамская лягушка обитает субтропических и тропических лесах с высокой влажностью. Живут в пресной воде и скалистых районах. Общее название этих лягушек – моховые, т.к. их кожа покрыта темно-зеленой крапинкой, которая напоминает мох растущий на скалах. Это эффективная форма маскировки.
Красящий древолаз обитает в Центральной и Южной Америке . В отличие от большинства лягушек, этот вид активен днем и почти всегда имеет яркие тела.
Лягушка-древолаз Пумилио встречается на юге Центральной Америки и в Южной Африке .
Л ягушка древолаз из Южной Америки . Она самая ядовитая лягушка на планете . Яд содержится в слизи вырабатываемой кожей этих небольших яркоокрашенных лягушек . Он до такой степени токсичен что смерть вызывает даже его попадание на кожу. Минимально доза - 0,002 мг/кг
Африканская лягушка имеет уникальный механизм защиты. В момент опасности её подкожные кости на лапах протыкают кожу и высовываются наружу, словно кошачьи когти. Как происходит обратное «втягивание», пока неизвестно предположительно, порванная ткань регенерирует .
Древолазы хорошо известны благодаря яркой окраске и ядовитости. Красочные оттенки этих лесных лягушек предупреждают о наличии у них скрытого химического оружия: их кожные выделения содержат весьма неприятные, а порою смертельные токсины – алкалоиды.
Двадцать четыре новых вида ядовитых лягушек было открыто на амазонке в период с 1999 по 2009 годы. Эта, Амеерега Пеппери , впервые была замечена в Перу в 2009-м году.
Лягушки Дарвина живут в лиственных лесах и имеют необычный способ откладки яиц. В отличии от других лягушек, у лягушек этого вида яйца откладывает не самка, а самец. Головастики начинают вылупляться примерно через восемь дней после откладки яиц.
Вьетнамская лягушка была обнаружена во Вьетнаме. Естественная среда обитания -субтропические и тропические леса с высокой влажностью.
Лягушка-арлекин . Она известна под многими названиями . Как бы вы ее не называли, это нео-тропическая лягушка, которая раньше была довольно распространенным видом в Коста-Рике .Сейчас этот вид занесен в Красную Книгу, лягушки этого вида обитают сегодня преимущественно в Панаме.
Лягушка-подушка может вырасти до 10 см в длину. Она обитает Уругвае, Бразилии и северной Аргентины. Глядя на неё можно подумать что она медленная и не поворотливая, но лягушки этого вида быстры в нападении. Они питаются ящерицами ,мышами, птицами и мошками .
Зрение у лягушек устроено таким образом, что они могут одновременно смотреть вперед, вбок и вверх. Они никогда не закрывают надолго глаза, даже во время сна.
Радужная лягушка – предмет поклонения в Индии. Сотни людей стекаются каждый день к дому Реджи Кумара в Индии, чтобы помолиться и попросить чудес. Лягушка переливалась белым цветом , желтым, а потом серым. Лягушка, постоянно меняющая окрас, считается богом в Индии.
Лягушка-голиаф –крупнейший сохранившийся вид жаб на Земле. Ее размеры достигают 33 см в длину от морды до клоаки, а весит она до 3 кг. Этот вид обитает в основном в западной Африке, недалеко от Габона. Лягушка-голиаф может жить до 15 лет. Питаются они скорпионами, насекомыми и маленькими лягушками. Эти лягушки имеют отличный слух, но не имеют голосового резонатора.
Пятнистая лягушка-поросенок–бесхвостая амфибия, живущая в тропических и субтропических районах Африки, недалеко от пустыни Сахара. Почти всю свою жизнь лягушки-поросята проводят под землей, выкапывая норы своими плоскими и заостренными, похожими на лопату, носами
Свидетелем этой тщетной попытки заняться спортом стал немецкий фотограф Хайнц Буллс , делавший коллекцию снимков древесных лягушек в сезон спаривания. Выпрыгнув из пруда, лягушка попыталась зацепиться за свисающую над водой ветку, однако переоценила свои возможности и тут же свалилась обратно в воду, задержавшись всего на долю секунды. Но даже этого мгновения хватило опытному фотографу, чтобы сделать уникальный снимок.
Конец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по математике "Функции помогают уравнениям".
Данный материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по элективному курсу "Функции помогают уравнениям". Этот курс окажет помощь учителям преподающим в 10-11 классах....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Практикум по математике" на 10 - 11 классы
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Практикум по математике" на 10 - 11 классы. Авторы-составители: Г. С. Итапин (учитель математики), Т. Д. Покас (учитель...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по учебному курсу “English 8» УМК Кузовлёв, базовый уровень
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по иностранному языку для 5 – 9 классов....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Решение задач по физике" в 10-11 классах
Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование для 10 класса и для 11 класса. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по элективному предмету “SPEAK OUT” (английский язык)
Основной целью данного курса является выявление и создание условий для оптимального развития одаренных детей. А также: Развитие творческих языковых способностей у...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Говорим и пишем правильно" 11 кл , 2 ч
Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, По...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Читательская грамотность" 5 кл, 34 ч
Рабочая программа и календарно - теметическое планирование по предмету «Читательская грамотность» для 5 класса составлена с учетом требований обновленных ФГОС к личностным ...