Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.64 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 села Преображенского
Буденновского района»
«Согласовано» Руководитель ШМО __________/ Г.И.Литвишкина/ Протокол № ___ от «__»__________2016г. | «Согласовано» Зам.директора поУВР МОУ «СОШ №15с. Преображенского» _____________/Л.Г.Валантырь/ «__»____________2016г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №15 с. Преображенского» _____________/_С.И.Красницкий__/ Приказ № ___ от «__»__________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Литвишкиной Галины Ивановны, учителя высшей категории,
по русскому языку (элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»), 9 класс
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2016 г.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Курс отражает переориентацию современной школы на «культуросообразную» систему преподавания и направлен на усиление развивающей и воспитательной функций обучения, на приобщение учащихся к ценностям национальной и мировой культуры.
Интерес к носителю языка, языковой личности, к теории коммуникативности, к лингвокультурологии, к антропологической лингвистике позволяет решить задачу понимания филологии не как обособленной науки, отграниченной от истории, языкознания, литературоведения, а как «самозаконную форму знания, которая определяется не столько границами предмета, сколько подходом к нему». С этой точки зрения, в полной мере закономерно, что базовым предметом для интегрирования школьных курсов оказывается родной язык, рассматриваемый в антропоцентрическом аспекте.
Предлагаемый элективный курс в системе предпрофильной подготовки расширяет знания, способствует социализации личности, приобщению к ценностям национальной культуры, осознанию связи языка с жизнью общества, формированию чувства ответственности за фамилию, понятия об Отечестве как единой для каждого человека Родины – через понятия национальный дух, национальный характер, язык народа, культура, ментальность воспитывается национальное самосознание.
Комбинированный (предметно-ориентированный и межпредметный) курс по ономастике имеет, кроме названных, и цель реализации интереса учащихся к предмету, расширение лингвистического кругозора и развитие языкового чутья. В нем выделяются следующие содержательные модули: лингвистический, включающий в себя блоки по развитию лингвистической и культуроведческой компетенций, и практический, предполагающий индивидуальную проектно-исследовательскую деятельность учащихся и работу в группах по сбору, накоплению, систематизации ономастического материала.
Курс снабжен библиографией современных исследований в области ономастики.
Учебно – тематическое планирование
по русскому языку
Класс: 9
Учитель: Литвишкина Галина Ивановна
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Лекций -18 ч., семинаров - 17 ч.
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной СКИПКРО.
Дополнительная литература: Горбаневский М.В. В мире имён и названий.- М.: Наука, 2008. Никонов В.А. Имя и общество. - М., 2004.
Календарно-тематическое планирование
№п\п | Название тем курса | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Введение. | 6 | |||
1 | Имя собственное в языковой системе. | 1 | ||
2 | Специфика и функции имени собственного. | 1 | ||
3 | Специфика и функции имени собственного. | 1 | ||
4 | История заселения изучаемой территории. | 1 | ||
5 | Соотношение онимии и внеязыковой действительности. | 1 | ||
6 | Соотношение онимии и внеязыковой действительности. | 1 | ||
Раздел 2. Методы сбора и классификации ономастического материала. | 4 | |||
7 | Методы сбора ономастического материала. | 1 | ||
8 | Методы сбора ономастического материала. | 1 | ||
9 | Методы классификации ономастического материала. | 1 | ||
10 | Методы классификации ономастического материала. | 1 | ||
Раздел 3. Собственные имена как памятники истории и языка народа. | 16 | |||
11 | Топонимы и антропонимы как источник информации о ментальности и истории этноса. | 1 | ||
12 | Топонимы и антропонимы как источник информации о ментальности и истории этноса. | 1 | ||
13 | Топонимы и антропонимы как источник информации о ментальности и истории этноса. | 1 | ||
14 | Виды топонимов. | 1 | ||
15 | Виды топонимов. | 1 | ||
16 | Способы образования топонимов. | 1 | ||
17 | Способы образования топонимов. | 1 | ||
18 | Основные линии и способы называния, наименования в топонимике. | 1 | ||
19 | Состав русского антропонимического микрополя: личное имя, отчество, фамилия. | 1 | ||
20 | Состав русского антропонимического микрополя: личное имя, отчество, фамилия. | 1 | ||
21 | Состав русского антропонимического микрополя: прозвища. | 1 | ||
22 | Состав русского антропонимического микрополя: прозвища. | 1 | ||
23 | Состав русского антропонимического микрополя: уличные фамилии. | 1 | ||
24 | Состав русского антропонимического микрополя: уличные фамилии. | 1 | ||
25 | Проявление в зоонимах ономастического творчества человека. | 1 | ||
26 | Проявление в зоонимах ономастического творчества человека. | 1 | ||
Раздел 4. Этнокультурные смыслы в региональном ономастиконе. | 9 | |||
27 | Этнокультурные смыслы в региональном ономастиконе. | 1 | ||
28 | Этнокультурные смыслы в региональном ономастиконе. | 1 | ||
29 | История заселения изучаемой территории. | 1 | ||
30 | Особенности антропонимического микрополя изучаемой территории. | 1 | ||
31 | Особенности антропонимического микрополя изучаемой территории. | 1 | ||
32 | Особенности топонимического микрополя изучаемой территории. | 1 | ||
33 | Особенности топонимического микрополя изучаемой территории. | 1 | ||
34 | Культурно-национальное своеобразие зоонимов. | 1 | ||
35 | Итоговое занятие | 1 |
Содержание тем учебного курса.
Тема 1. Введение
Имя собственное в языковой системе. Специфика и функции имени собственного. Соотношение онимии и внеязыковой действительности. Социолингвистический, лингвокультурологический, этнолингвистический аспекты изучения имени собственного.
Имя нарицательное и имя собственное. Указание на действительность особенность содержания проприального слова. Функция называния как основное назначение онимов. Именование как процесс исторический, зависящий от ментальности и мировоззрения, а значит, и этнокультурного кода: «Имя - импульс культуры, поскольку оно вводит человека в знаковый космос, но оно и результат ее, поскольку ее смыслы возрастают в пространстве культуры, ею держатся и ею же контролируются. Имя открыто человеку, который может трактовать его и как предельно обессмысленную «кличку» вещи, но и как высший предел смысла и инструмент смыслостроительства одновременно» (В. Н. Топоров).
Понятийный аппарат: язык, языковая система, культура, этнос, ментальность, языковая картина мира, имя нарицательное, имя собственное (оним), антропоним, топоним, зооним, онимия, лингвокультурология, социолингвистика, этнолингвистика.
Тема 2. Методы сбора и классификации ономастического материала.
Описательный метод как ведущий метод в ономастике, представленный приемами наблюдения, интерпретации и обобщения; методы исторического и синхронного срезов (рассмотрение эволюции ономастических единиц во времени), статистический (количественный учет ономастических единиц для выявления тенденций в изменении и развитии), стратиграфический (выявление процессов в хронологической последовательности), исследование основ (выявление ономастического ряда на основании идентичности основ в данной группе имен собственных), этимологический, картографический (использование готовых карт в качестве источника топонимического материала), экспериментальный, реализованный приемами опроса информантов и анкетирования, помогающими уточнять мотивированность некоторых онимов
Тема 3. Собственные имена как памятники истории и языка народа.
Имя собственное как знак и символ культуры; кодирование в ониме информации о духовной культуре народа, формирующей основы общей картины мира; выражение через язык материально-духовной практики человека, его ценностных установок.
Антропонимы и топонимы как источник информации о ментальности и истории этноса.
Состав русского антропонимического микрополя: личное имя, отчество, фамилия; прозвища, уличные фамилии - как свидетельства «именования по человеку» (лингвистическая закрепленность в антропонимах оттопонимической, диалектной лексики; характеризующая, «охранная», ритуальная, харизматическая функции имени). Трехкомпонентная структура русской антропонимической системы как этнолингвистический феномен русского национального языка. Крестильное личное имя, закрепившее христианские корни; имена мирские, переменившие место своего существования и закрепленные в фамилиях как триединство примирения христианства и язычества. Реконструкция прозвищных имен из состава русских фамилий. Отражение биографии и сознательное ее строительство как главная черта фамильных имен — исторических памятников и отпечатков хроники.
Два главных яруса топонимии: макротопонимы (названия крупных природных или созданных человеком объектов и политико-административных объединений) и микротопонимы (индивидуализированные названия малых географических объектов, особенностей местного ландшафта). Виды топонимов: ойконимы (названия населенных пунктов); гидронимы (названия водных объектов); оронимы (названия особенностей рельефа); хоронимы (собственные имена территорий, стран, областей, районов); урбонимы (урбанонимы) (собственные имена объектов внутри населенного пункта); дромонимы (собственные имена путей сообщения); дримонимы (собственные имена лесов) и способы их образования.
Словообразование как способ оценки внеязыковой действительности. Основные линии и способы называния, наименования в топонимике: группы онимов, объединенные соотнесенностью с человеком (Русановка, Щетиновка, Щевелёвка); качественно-характеризующие средства (Глиняще, Каменка, Поддужный).
Лексико-семантический переход слов в разряд собственных имен и трансонимизация как особенности образования зоонимов.
Понятийный аппарат: языковая картина мира, лингвострановедение, лингвокультурология, этнолингвистика, имена официальные и неофициальные.
Тема 4. Этнокультурные смыслы в региональном ономастиконе. История заселения изучаемой территории.
Наиболее актуальные для крестьянства конца XVIII - начала XIX вв. понятия духовной культуры, отразившиеся в фамильных антропонимах изучаемой территории (этимологический анализ отпрозвищных фамилий). Ритуальная и харизматическая функции личного имени периода христианства. Состав современного антропонимического микрополя изучаемой территории.
Влияние лексики русского и тюркского происхождения в местной топонимической системе. Антропоцентрическое начало в русских топонимах. Номинация топообъектов как осознанный и целенаправленный номинативный акт, сопровождаемый субъективными и личностными факторами.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения элективного курса ученик должен знать /понимать:
-имя собственное как знак и символ культуры;
-кодирование в ониме информации о духовной культуре народа, формирующей основы общей картины мира;
-выражение через язык материально-духовной практики человека, его ценностных установок;
-влияние лексики русского и тюркского происхождения в местной топонимической системе;
- развитие языкового чутья;
-состав русского антропонимического микрополя: личное имя, отчество, фамилия; прозвища, уличные фамилии
Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия.
Мультимедийные пособия.
Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. - М., 2006
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Русский язык. Энциклопедия.
Горбаневский М. В. В мире имен и названий. —М.: Наука, 2005
Уличные имена в прошлом, настоящем и будущем. - М., 2007
Список литературы
- Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся, М., 2002.
- Буслаев Ф. И. Предисловие к “Опыту исторической грамматики русского языка”
- Гниловской. Занимательное краеведение, Ст., 1974.
- Гниловской В. Г. Азово-Моздокская оборонительная линия / Земля Ставропольская / Альманах «Памятники Отечества» - М, 2000. - № 48. - С. 42-47.
- Ефанова Л. П. Русское население Ставропольского края в этнолингвистическом аспекте. Замысел и подходы к исполнению // Принципы и методы исследования в филологии: Конец XX века. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 43 8-441.
- История городов и сёл Ставрополья: краткие очерки, Ст, 2002.
- Колесников В. А. Однодворцы-казаки. К 200-летию со дня основания Рождественской, Каменнобродской, Сенгилеевской и Новотроицкой станиц. - СПб., 2001. -319 с.
- Кузнецова Т. Б. Русский ономастикон ставропольского края как фрагмент языковой картины мира, Ст., 2005.
- Кузнецов.И.В. Крепость в степи, Ст., 1976
- Луговая Л. И. Возможности элективных курсов по ономастике в системе предпрофильной и профильной подготовки школьников
- Мурзаев Э. М. Очерки топонимики, М., 2004
- Суперанская А. В. Что такое топонимика?, М., 2009.
Приложение.
Схема этимологического анализа имени собственного.
Цель анализа – определить связь имени с его исходным денотатом, то есть выявить в какой форме и с каким значением, на базе какого языкового материала возникло имя. Предмет этимологического анализа – реконструкция первичных форм и значений имени.
1. Источник заимствования – определение, в каком языке возникло имя.
2. Морфологические признаки имени – декодирование исходных имен, которые использовались для называния лиц в документах, удостоверяющих личность владельцев, при обращении к лицам в официальной и торжественной обстановке. Исходные формы имеют дериваты, которые используются при обращении к лицам в неофициальной обстановке. Дериваты созданы морфологическим способом словообразования, а именно, путем изменения морфемного состава исходного имени.
3. Буквальное значение имени – значение, с которым впервые возникло имя. Своеобразие буквального значения имени создается тем, что все ИС прошли долгий путь исторического развития и неразрывно связаны с историей народа.
4. Сфера первичного употребления – особый фонд, в котором впервые возникло имя. Фактором, который оказал значительное влияние на развитие системы личных имен, является литература. Среди ИС часто встречаются вымышленные имена – персонажи многих произведений. Также, номенклатура личных имен пополняется библейскими именами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии 8 класс (элективный курс)
Данный материал включает в себя полностью разработанную рабочую программу по экологии человека....
Рабочая программа "Основы программирования 5 класс. Элективный курс"
«Введение в Scratch»...

Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...

Рабочая программа по литературе 11 класс (элективный курс)
Рабочая программа по литературе 11 класс (элективный курс)...

Рабочая программа по физике 11 класс (элективный курс)
физика (элективный курс) 11 класс 1 час в неделю...

рабочая программа по математике 5 класс .Элективный курс "Вероятность и статистика"
рабочая программа по математике 5 класс .Элективный курс "Вероятность и статистика"...