Рабочая программа по информатике 11 класс Поляков (основные виды деятельности)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (11 класс)
Рабочая программа по информатике 11 класс Поляков (основные виды деятельности)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по информатике для основной школы составлена на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобразования РФ "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Федеральный базисный учебный план (приказ Министерства образования России "Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования от 09.03.2004г. №1312");
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010);
- Учебного плана МАОУ "Средняя общеобразовательная школа№24" на 2019-2020 учебный год;
- Авторская программа К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина Информатика 10-11 класс.
Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
- «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»
- «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень» завершенной предметной линии для 10–11 классов. Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию на 2015-2016 учебный год (позиции 1.3.4.4.2.1 и 1.3.4.4.2.2). Приказ № 576 от 8 июня 2015г.
Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
- данная авторская программа по информатике;
- компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
- электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
- материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
- методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
- комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
- сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, и с учетом вхождения курса «Информатика» в 10 и 11 классах в состав учебного плана в объеме 272 часов (полный углублённый курс) или 136 часов (сокращённый курс).
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
- Основы информатики
- Алгоритмы и программирование
- Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Для полного освоения программы углубленного уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе).
Количество учебных часов в учебном плане может быть скорректировано в зависимости от специфики и образовательной программы образовательного учреждения. Тематическое планирование курса представлено в данной программе в двух вариантах:
- вариант 1: полный углубленный курс в объёме 272 учебных часов (по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах);
- вариант 2: сокращённый курс в объёме 136 учебных часов (по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах).
При использовании сокращённого варианта некоторые разделы полного курса предлагается изучать в рамках элективных курсов или факультативных занятий.
Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.
Планируемые результаты освоения предмета.
Выпускник получит возможность научиться:
Личностные результаты
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
- систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
- понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
- Основы информатики
- Техника безопасности. Организация рабочего места
- Информация и информационные процессы
- Кодирование информации
- Логические основы компьютеров
- Компьютерная арифметика
- Устройство компьютера
- Программное обеспечение
- Компьютерные сети
- Информационная безопасность
- Алгоритмы и программирование
- Алгоритмизация и программирование
- Решение вычислительных задач
- Элементы теории алгоритмов
- Объектно-ориентированное программирование
- Информационно-коммуникационные технологии
- Моделирование
- Базы данных
- Создание веб-сайтов
- Графика и анимация
- 3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.
Планирование учебного материала представлено в двух вариантах:
- вариант 1: полный углубленный курс в объёме 272 учебных часов (по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах);
- вариант 2: сокращённый курс в объёме 136 учебных часов (по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах).
В сравнении с полным курсом, в планировании сокращённого курса
- изъяты разделы «Объектно-ориентированное программирование», «Графика и анимация» и «3D-моделирование и анимация», которые предлагается изучать, при возможности, в рамках элективных курсов и факультативных занятий;
- раздел «Создание веб-сайтов» перенесён на конец курса 11 класса для того, чтобы наиболее сложные темы, связанные с программированием, изучались в середине учебного года;
- сокращен объем изучения остальных разделов.
В то же время при наличии учебника учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы полного курса самостоятельно под руководством учителя.В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в полный курс.
Тематическое планирование к учебнику информатики
К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина
Вариант 1: полный углублённый курс, по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах
(всего 272 часа)
№ | Тема | Количество часов / класс | ||
Всего | 10 кл. | 11 кл. | ||
Основы информатики | ||||
Техника безопасности. Организация рабочего места | 2 | 1 | 1 | |
Информация и информационные процессы | 15 | 5 | 10 | |
Кодирование информации | 14 | 14 | ||
Логические основы компьютеров | 10 | 10 | ||
Компьютерная арифметика | 6 | 6 | ||
Устройство компьютера | 9 | 9 | ||
Программное обеспечение | 13 | 13 | ||
Компьютерные сети | 9 | 9 | ||
Информационная безопасность | 6 | 6 | ||
Итого: | 84 | 73 | 11 | |
Алгоритмы и программирование | ||||
Алгоритмизация и программирование | 67 | 43 | 24 | |
Решение вычислительных задач | 12 | 12 | ||
Элементы теории алгоритмов | 6 | 6 | ||
Объектно-ориентированное программирование | 15 | 15 | ||
Итого: | 100 | 55 | 45 | |
Информационно-коммуникационные технологии | ||||
Моделирование | 12 | 12 | ||
Базы данных | 16 | 16 | ||
Создание веб-сайтов | 18 | 18 | ||
Графика и анимация | 12 | 12 | ||
3D-моделирование и анимация | 16 | 16 | ||
Итого: | 74 | 0 | 74 | |
Резерв | 14 | 8 | 6 | |
Итого по всем разделам: | 272 | 136 | 136 |
11 класс (136 часов)
Номер урока | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | дата | ||
план | факт | ||||
Техника безопасности. |
| 3.09. | |||
Формула Хартли. | Задачи на количество информации. | 3.09. | |||
Информация и вероятность. Формула Шеннона. | Информация и вероятность. | 6.09. | |||
Передача информации. | Передача информации. | 6.09. | |||
Помехоустойчивые коды. | Помехоустойчивые коды. | 11.09. | |||
Сжатие данных без потерь. |
| 11.09 | |||
Алгоритм Хаффмана. |
| 13.09. | |||
Практическая работа: использование архиватора. |
| 13.09. | |||
Сжатие информации с потерями. |
| 18.09. | |||
Информация и управление. Системный подход. | Информация и управление. | 18.09. | |||
Информационное общество. | Представление докладов. | 20.09 | |||
Модели и моделирование. |
| 20.09. | |||
Системный подход в моделировании. | Анализ моделей. | 25.09. | |||
Использование графов. | Задачи на графы. | 25.09. | |||
Этапы моделирования. | Моделирование. | 27.09. | |||
Моделирование движения. Дискретизация. | Моделирование. | 27.09. | |||
Практическая работа: моделирование движения. |
| 2.10. | |||
Модели ограниченного и неограниченного роста. |
| 2.10. | |||
Моделирование эпидемии. |
| 4.10. | |||
Модель «хищник-жертва». |
| 4.10. | |||
Обратная связь. Саморегуляция. |
| 9.10. | |||
Системы массового обслуживания. |
| 9.10. | |||
Практическая работа: моделирование работы банка. |
| 11.10. | |||
Информационные системы. | Основные понятия баз данных. | 11.10. | |||
Таблицы. Основные понятия. | Основные понятия баз данных. | 16.10. | |||
Модели данных. | Основные понятия баз данных. | 16.10. | |||
Реляционные базы данных. | Проектирование реляционных баз данных. | 18.10. | |||
Практическая работа: операции с таблицей. |
| 18.10. | |||
Практическая работа: создание таблицы. |
| 23.10. | |||
Запросы. |
| 23.10. | |||
Формы. |
| 25.10 | |||
Отчеты. |
| 25.10. | |||
Язык структурных запросов (SQL). |
| 06.11. | |||
Многотабличные базы данных. |
| 06.11 | |||
Формы с подчиненной формой. |
| 08.11. | |||
Запросы к многотабличным базам данных. |
| 08.11 | |||
Отчеты с группировкой. |
| 13.11. | |||
Нереляционные базы данных. |
| 13.11. | |||
Экспертные системы |
| 15.11. | |||
Веб-сайты и веб-страницы. | Веб-сайты и веб-страницы. | 15.11. | |||
Текстовые страницы. | Текстовые веб-страницы. | 20.11. | |||
Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы. |
| 20.11. | |||
Списки. |
| 22.11. | |||
Гиперссылки. | Текстовые веб-страницы. | 22.11. | |||
Практическая работа: страница с гиперссылками. |
| 27.11. | |||
Содержание и оформление. Стили. | Каскадные таблицы стилей. | 27.11. | |||
Практическая работа: использование CSS. |
| 29.11. | |||
Рисунки на веб-страницах. |
| 29.11. | |||
Мультимедиа. |
| 4.12. | |||
Таблицы. | Табличная верстка. | 4.12. | |||
Практическая работа: использование таблиц. |
| 6.12. | |||
Блоки. Блочная верстка. | Табличная верстка. Блочная верстка. | 6.12. | |||
Практическая работа: блочная верстка. |
| 11.12. | |||
XML и XHTML. |
| 11.12. | |||
Динамический HTML. | База данных в формате XML. | 13.12. | |||
Практическая работа: использование Javascript. |
| 13.12. | |||
Размещение веб-сайтов. |
| 18.12. | |||
Уточнение понятие алгоритма. |
| 18.12. | |||
Универсальные исполнители. |
| 20.12. | |||
Универсальные исполнители. |
| 20.12. | |||
Алгоритмически неразрешимые задачи. |
| 25.12. | |||
Сложность вычислений. | Сложность вычислений. | 25.12. | |||
Доказательство правильности программ. |
| 76.12. | |||
Решето Эратосфена. |
| 27.12. | |||
Длинные числа. |
| 9.01 | |||
Структуры (записи). |
| 9.01 | |||
Структуры (записи). |
| 14.01 | |||
Структуры (записи). |
| 14.01 | |||
Динамические массивы. |
| ||||
Динамические массивы. |
| ||||
Списки. |
| ||||
Списки. |
| ||||
Использование модулей. |
| ||||
Стек. |
| ||||
Стек. |
| ||||
Очередь. Дек. |
| ||||
Деревья. Основные понятия. |
| ||||
Вычисление арифметических выражений. |
| ||||
Хранение двоичного дерева в массиве. |
| ||||
Графы. Основные понятия. | Графы. | ||||
Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала). |
| ||||
Поиск кратчайших путей в графе. |
| ||||
Поиск кратчайших путей в графе. |
| ||||
Динамическое программирование. |
| ||||
Динамическое программирование. |
| ||||
Динамическое программирование. |
| ||||
Динамическое программирование. |
| ||||
Что такое ООП? | Тест Что такое ООП? | ||||
Создание объектов в программе. | Проект № 1. Движение на дороге. | ||||
Создание объектов в программе. | Проект № 1. Движение на дороге. | ||||
Скрытие внутреннего устройства. |
| ||||
Иерархия классов. | Проект № 2. Иерархия классов (логические элементы). | ||||
Иерархия классов. | Проект № 2. Иерархия классов (логические элементы). | ||||
Практическая работа: классы логических элементов. | Проект № 2. Иерархия классов (логические элементы). | ||||
Программы с графическим интерфейсом. | Программы с графическим интерфейсом. | ||||
Работа в среде быстрой разработки программ. | Работа в среде быстрой разработки программ | ||||
Практическая работа: объекты и их свойства. |
| ||||
Практическая работа: использование готовых компонентов. |
| ||||
Практическая работа: использование готовых компонентов. |
| ||||
Практическая работа: совершенствование компонентов. |
| ||||
Модель и представление. | Проект № 3. Модель и представление. | ||||
Практическая работа: модель и представление. | Проект № 3. Модель и представление. | ||||
Основы растровой графики. | Растровая графика. | ||||
Ввод цифровых изображений. Кадрирование. |
| ||||
Коррекция фотографий. |
| ||||
Работа с областями. |
| ||||
Работа с областями. |
| ||||
Фильтры. | Работа с областями. | ||||
Многослойные изображения. |
| ||||
Многослойные изображения. |
| ||||
Каналы. |
| ||||
Иллюстраций для веб-сайтов. |
| ||||
GIF-анимация. |
| ||||
Контуры. |
| ||||
Введение в 3D-графику. Проекции. |
| ||||
Работа с объектами. |
| ||||
Сеточные модели. |
| ||||
Сеточные модели. |
| ||||
Модификаторы. |
| ||||
Контуры. |
| ||||
Контуры. |
| ||||
Материалы и текстуры. |
| ||||
Текстуры. |
| ||||
UV-развертка. |
| ||||
Рендеринг. |
| ||||
Анимация. |
| ||||
Анимация. Ключевые формы. |
| ||||
Анимация. Арматура. |
| ||||
Язык VRML. |
| ||||
Практическая работа: язык VRML. |
| ||||
Резерв: | |||||
Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 9 класса СКК VII вида
Рабочая программа для 9 класса (СКК VII вида) составлена по учебнику "Новый курс английского языка для российских школ” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой...

Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)
Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)...

Рабочая программа дисциплины Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности
Рабочая программа дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа для 6 класса ( 2 ч) - внеурочная деятельность (" Интеллектикум" )
Рабочая программа + КТП внеурочной деятельности по математике , 2 часа в неделю ....

Рабочая программа по информатике 7 класс Босова (основные виды деятельности)
Рабочая программа по информатике для основной школы составлена на основе:Федеральный закон от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации";Федеральный компонент государственного образо...

Рабочая программа по информатике 10 класс Поляков (основные виды деятельности)
Рабочая программа по информатике 10 класс Поляков (основные виды деятельности)...

Адаптированная рабочая программа для неделимых классов уровня основного общего образования для обучающихся с ТНР
Рабочая программа изучения предмета «Технология» для 5 – 9 классов составлена на основе:- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федеральн...