Подготовка учащихся к ОГЭ по информатике
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт на тему
Не все обучающиеся, изучающие информатику на базовом уровне, могут продемонстрировать в рамках ОГЭ по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.
Значит, задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ОГЭ. Начинать подготовку учащихся к ОГЭ необходимо как можно раньше. Учитель информатики, как предметник, может и должен делать это с 8 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ОГЭ по информатике является последний год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oge_konspekt.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Подготовка учащихся к ОГЭ по информатике»
Введение
Не все обучающиеся, изучающие информатику на базовом уровне, могут продемонстрировать в рамках ОГЭ по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.
Значит, задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ОГЭ. Начинать подготовку учащихся к ОГЭ необходимо как можно раньше. Учитель информатики, как предметник, может и должен делать это с 8 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ОГЭ по информатике является последний год обучения.
Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ОГЭ. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике рассчитано на выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по материалам учебной программы по предмету. Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных 10-х классов, а также при приеме в учреждения системы среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.
Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГОГЭ, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.
Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:
- Представление и передача информации
- Обработка информации
- Основные устройства ИКТ
- Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов
- Проектирование и моделирование
- Математические инструменты, электронные таблицы
- Организация информационной среды, поиск информации
Анализируя кодификатор на предмет соответствия с учебными пособиями и примерными программами по информатике, можно сделать следующие выводы: в программе под редакцией Н.Д. Угриновича отсутствуют темы:
«Работа с массивами», «Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры», «Основы логики», «Возможности информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации)», «Технологии программирования»,
«Преобразование логических выражений», «Построение таблиц истинности и логических схем». Частично используется тема: «Технологии программирования».
Используя эти примерные программы, успешно подготовить учащихся к ОГЭ не представляется возможным, так как кодификатор не соответствует в полном объеме примерным программам. По данным программам подготовить учащихся к сдаче ОГЭ по информатике возможно, но при условии изучения недостающих тем в дополнительной форме. На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ОГЭ, не прибегая к использованию других учебников и пособий (исключение составляет новый учебник Л.Л.Босовой по ФГОС). Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ОГЭ.
Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА.
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы заданий ОГЭ по информатике;
- внеурочная работа;
- контроль и анализ знаний;
- практическая работа;
- свободное самообразование;
- групповые занятия;
- консультации.
Цель:
организация подготовки учащихся к успешному прохождению ОГЭ по информатике
Задачи:
- Ознакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.
- Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы.
- Создание поэтапной системы подготовки учащихся к прохождению ОГЭ.
Этапы реализации:
Работу по подготовке к экзамену в формате ОГЭ разбиваю на 6 частей:
- Начиная с 8-го класса, в планы уроков вношу изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ практически на каждом уроке. Работу продолжаю до конца 9 класса. При закреплении материала на уроке обязательно вношу контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ОГЭ. После прохождения темы провожу контроль знаний. Контроль знаний в 9 классе состоит из пробных заданий ОГЭ по соответствующей теме. Тексты тестов и задания беру из:
- диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад»,
- имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно- измерительных материалов (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике
- сборников для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М.
- Вторая часть предполагает дополнительные занятия, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена (1-2 часа в неделю). Начинаю подготовку к экзамену «от простого к сложному». Рекомендую сначала отработать задания № 1,3,4,6 (черепашка, муравей) 7,8,12, 9,11, 13, 14, 16 (цепочка, бусины) 17, так как эти задания частично были пройдены в 8 классе или не так сложны для усвоения. Работаю в основном со сборниками для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М. Причем сначала разбираем и отрабатываем задания из сборника под редакцией Крылова С.С, так как, на мой взгляд, здесь содержатся более однотипные задания, а потом переходим к заданиям из сборника под редакцией Ушакова Д.М. На каждом занятии отрабатываю 1-2 задания. После отработки этих заданий даю тестирование по пройденных темам. С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» обучающегося к ОГЭ, провожу мониторинг каждого
сдающего экзамен обучающегося. Таким образом, получаю достоверную картину успехов каждого обучающегося, а обучающийся, в свою очередь, узнает уровень своей подготовленности.
- Третья часть подготовки заключается в отработке задания повышенного уровня 20.1. Учащиеся меняют вид деятельности, что положительно сказывается на результатах усвоения. Разбор и отработка ведется на дополнительных занятиях, так как на алгоритмизацию отводится всего лишь
3 урока в 9-х классах. Использую для отработки этого задания систему программирования «Кумир». На третью часть отводится 5-6 заданий. На последних двух занятий беру последние задания открытого банка заданий ОГЭ на сайте ФИПИ, содержащие сложные условия. Анализ результатов ОГЭ по информатике в 2016, 2017 годах показывает, что 80-90% учеников, выполнявших задание № 20, выбрали задание № 20.1 и успешно с ним справились.
- Четвертая часть подготовки к экзамену содержит разбор и отработку заданий 2, 5, 6(чертежник), 10, 15, 16(автомат), 18. Так как эти задания по опыту моей работы являются сложными для усвоения учащимися, то на них отводится больше количество часов.
- Пятый этап – начинаю проведение диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад». Т.о. формирую наглядную картину
«готовности» ученика к ГИА. И учащийся, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, провожу дополнительные занятия, консультации для повторного разбора и отработки вызвавших затруднение заданий. Работы проводятся регулярно, начиная с конца января, каждый месяц.
- Шестая часть подготовки заключается в отработке заданий 19 и 20.2, которые обучающиеся выполняют на компьютере. По опыту работы, тех обучающихся, которые будут выполнять задания на компьютере остается 50-
-40% . С ними провожу групповые , индивидуальные
занятия и консультации.
Заключение
Основной метод моей подготовки учащихся к ОГЭ – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
Использую следующую систему работы по подготовке к ОГЭ по информатике в 9 классе.
- Изменение тематического планирования. Составление планирования таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
- Включить в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
- В содержание текущего контроля включить экзаменационные задачи.
- Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по информатике.
- Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике
Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике...
Календарно-тематическое планирование занятий по подготовке учащихся к ГИА по информатике
Материал содержит пояснительную записку, цели, задачи курса, знания, умения, полезные советы, тематическое планирование по разделам, календарно-тематическое планирование...
Качественная подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике: проблемы и решения
Выступление на районном семинаре учителей информатики. Рассмотрены основные проблемы подготовки к ЕГЭ по информатики и некоторые предложения об их устранении. К сообщению имеется презентация. Ви...
материал для самостоятельной подготовки учащихся 8 класса по информатике и ИКТ
материал для самостоятельной подготовки учащихся 8 класса по информатике и ИКТ...
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике
Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ЕГЭ. В спецификации указано, чт...
Программа элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике»
Программа элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике» составлена в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускник...
Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике
Из опыта работы. Успешная сдача экзамена выпускниками во многом зависит от систематической работы учителем начиная с 10 класса на уроках информатики. В начале учебного года, анализиру...