Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике
статья по информатике и икт по теме

Касимова Ольга Алексеевна

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ЕГЭ. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике определяется на основе ГОСов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и рассчитано на выпускников XI классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации.  Но так ли это на самом деле?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_podgotovki_uchashchikhsya_k_ege.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Методика  подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ЕГЭ. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике определяется на основе ГОСов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и рассчитано на выпускников XI классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации.  Но так ли это на самом деле?

  Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ЕГЭ, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников школ. Но какое бы мнение педагоги не имели о ЕГЭ, приходится работать в рамках существующих обстоятельств и принимать решения: как готовиться к экзамену продуктивно, как создать условия для успешной сдачи экзамена выпускниками и самое главное самим  быть готовыми к ЕГЭ  содержательно, методически и организационно.

Итак с чего начинать?..

  • Повысить свою квалификацию
  • Создать  собственную рабочую коллекцию полезных ссылок  на основные Интернет – источники с материалами для пополнения  своей методической и дидактической копилки.
  • Познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.
  • Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.
  • Поэтому следующее, что предстоит сделать,  так это продумать систему работы.

Знакомство с содержанием ЕГЭ за прошлые годы, а также с демонстрационными материалами к ЕГЭ 2009, 2010 года, убеждает, что ни требования образовательного стандарта по информатике для основной школы, ни даже требования стандарта для полной средней школы базового уровня не соответствуют необходимому уровню подготовки учащихся к ЕГЭ. Так как на базовом уровне практически не изучаются такие темы, как программирование и логика, то даже идеальному ученику получить больше 50 баллов проблематично. В связи с этим планируется разработать курс подготовки учащихся к ЕГЭ.

Рекомендации по подготовке учащихся  к ЕГЭ по информатике

Начиная подготовку к экзамену, еще раз обращаешь внимание на существенный разрыв  между требованиями стандарта на базовом уровне и уровнем заданий,  которые приводятся в демо-версиях ЕГЭ. Тема «Логические основы компьютера», отсутствующая в стандарте базового уровня,  и  тема «Программирование и алгоритмизация» уже  должны вызвать сомнение  в выборе этого экзамена у выпускника, осваивавшего курс информатики на базовом уровне.  Поэтому, возникает необходимость организации на уроках системной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету. Система работы в данном направлении построена следующим образом:  

  • Работа с тестовыми заданиями;
  • Дифференцированный подход в обучении и подготовке;
  • Индивидуальные занятия, консультации;
  • Регулярная проверка качества знаний по информатике с помощью тестирования, компьютерных тренажеров.

Работу по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ можно разбить на две части. Первая состоит в том, что начиная с  8-го класса в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ. Практически на каждом уроке  предусмотрено время на мини- тестирование (5–10 вопросов). При закреплении материала на уроке контрольные вопросы и задания даются в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ.  Вторая часть предполагает разработку программы (элективного курса) по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

В рабочей программе 11 класса через урок по плану предусмотрена подготовка к ЕГЭ по заданиям (10 минут).  

После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, мы проводим контроль знаний. Контроль состоит из заданий подобных заданиям ЕГЭ в виде тестирования (здесь приходит на помощь тестовая облочка My test).

  Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является  несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты могут выполнять не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

         При подготовке учащихся к ЕГЭ надо обращать внимание прежде всего на темы, включенные в программы для поступающих в вузы: алгоритмизацию и программирование.

По школьной программе на изучение темы «программирование» отводится небольшое количество часов (20 часов в 9 классе и язык программирования Visual Basic 2005).

Со второго полугодия 11 класса проводятся консультации для подготовки учеников к сдаче ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике

Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике...

Календарно-тематическое планирование занятий по подготовке учащихся к ГИА по информатике

Материал содержит пояснительную записку, цели, задачи курса, знания, умения, полезные советы, тематическое планирование по разделам, календарно-тематическое планирование...

Качественная подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике: проблемы и решения

Выступление на районном семинаре учителей информатики. Рассмотрены основные проблемы подготовки к ЕГЭ по информатики и некоторые предложения об их устранении. К сообщению  имеется презентация. Ви...

Научное общество учащихся «Пилигрим» секция прикладной информатики «IQ.ru»

    В статье представлена работа научного общества учащихся "Пилигримм" секции прикладной информатики " IQ.ru" . Девизом секции научного общества выбраны слова  Сенеки: Для ...

Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика и ИКТ"

В СВОЁМ ДОКЛАДЕ Я РАССКАЗЫВАЮ О МЕТОДАХ И СПОСОБАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА МОИХ УРОКАХ И ВНЕ ИХ....

материал для самостоятельной подготовки учащихся 8 класса по информатике и ИКТ

материал для самостоятельной подготовки учащихся 8 класса по информатике и ИКТ...

Анализ работы с одарёнными учащимися по математике и информатике за I четверть 2013 – 2014 учебного года

Математика и информатика объективно являются наиболее сложными школьными предметами, требующими более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. По...