материал для самостоятельной подготовки учащихся 8 класса по информатике и ИКТ
учебно-методический материал (информатика и икт, 8 класс) по теме
материал для самостоятельной подготовки учащихся 8 класса по информатике и ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_materialy_dlya_samopodgotovki.docx | 667.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОСТАШКОВСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
г. Омск, 2013
8 КЛАСС
Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий
Изучив эту тему, вы узнаете:
- Назначение алгоритма, его определение и свойства;
- Типовые алгоритмические конструкции;
- Понятие программы и программного обеспечения;
- Понятие файла и папки, их назначение и параметры, основные действия над ними;
- Возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
- Основные объекты текстовых документов, их параметры, технологию создания, редактирования и форматирования текста.
Выполнив задания этой темы, вы научитесь:
- Приводить примеры и составлять алгоритмы из разных сфер;
- Выполнять стандартные действия с папками, файлами и окнами;
- Изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
- Запускать приложения или документы и переключаться между задачами;
- Создавать и редактировать любой графический объект;
- Создавать и редактировать текстовый документ;
- Владеть операциями форматирования текста;
- Создавать таблицы и графические объекты.
2.1 Основы алгоритмизации
Алгоритм – это последовательность действий, которые должен выполнить исполнитель для достижения конкретной цели.
Алгоритм содержит несколько шагов. Шаг – это отдельное законченное действие.
Исполнитель – это объект, умеющий выполнять определенный набор действий. Исполнителем может быть человек, животное, робот, компьютер.
Система команд исполнителя (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.
Среда исполнителя – обстановка, в которой функционирует исполнитель.
Свойства алгоритма:
- дискретность (прерывность, раздельность) – разбиение алгоритма на шаги;
- понятность - каждый шаг алгоритма должен быть понятен исполнителю;
- точность – указание последовательности шагов;
- результативность – получение результата за конечное число шагов;
- массовость – использование алгоритма для решения однотипных задач.
Задание 2.1. Назови исполнителей следующих видов работы:
- уборка мусора во дворе;
- обучение детей в школе;
- вождение автомобиля;
- ответ у доски;
- приготовление пищи;
- печатание документа на принтере.
Попробуй сформулировать СКИ для каждого из этих исполнителей, назови среду каждого исполнителя.
Например: управление самолетом – летчик. СКИ – запуск двигателя самолета, подъем самолета в воздух, посадка самолета, управление самолетом и т.д. Среда – кабина самолета.
Способы описания алгоритма:
- словесный (письменно или устно);
- графический (стрелками, рисунками, блок-схемами);
- программный.
Блок-схема
Блок-схема – графический способ описания алгоритма.
На блок-схеме шаги алгоритма обозначаются специальными геометрическими фигурами, внутри которых записываются действия. Направление выполнения алгоритма обозначается стрелками.
- начало (конец) алгоритма | |
- действие | |
- проверка условия | |
- ввод или вывод данных |
Какие бывают алгоритмы?
Линейный алгоритм
Алгоритм называется линейным, если он содержит несколько шагов и все шаги выполняются последовательно друг за другом от начала до конца.
Пример 1: Найти сумму двух чисел А и В. А = 5; В = 6.
Блок-схема
Этот алгоритм будет линейным, потому что он содержит три шага, которые выполняются последовательно друг за другом от начала до конца.
Исполнитель: человек, компьютер.
Среда исполнителя: любая.
Пример 2: Требуется вычислить суммарное время просмотра всей коллекции Эрмитажа в минутах, часах, днях, годах, «жизнях», считая, что средняя продолжительность жизни в России составляет 70 лет.
Словесный алгоритм | Алгоритм в виде блок-схемы |
Начало алгоритма
|
Задание 2.2. Найти произведение двух произвольных чисел А и В. Представьте алгоритм в виде блок-схемы и заполните пропуски.
Этот алгоритм будет ________________, потому что он содержит ______шага, которые выполняются __________________ друг за другом от _______ до ____________
Исполнитель: _________________
Среда исполнителя: _____________________
Задание 2.3. Требуется рассчитать параметры прямоугольного треугольника с углом 30о по заданному катету, лежащему против угла 30о.напишите словесный алгоритм и представьте его в виде блок-схемы.
Словесный алгоритм | Алгоритм в виде блок-схемы |
|
Разветвляющийся алгоритм
Алгоритм называется разветвляющимся, если порядок выполнения шагов изменяется в зависимости от некоторых условий.
Если условие выполнено, то для решения задачи используется ветвь да, в противном случае – ветвь нет.
Пример: Выполни вычисления по алгоритму, заданному блок-схемой.
А | 3 | 5 | 7 | 8 | 10 | 11 |
Х |
Этот алгоритм будет разветвляющимся, потому что порядок выполнения шагов изменяется в зависимости от величины А.
Исполнитель: человек компьютер.
Среда исполнителя: любая.
Задание 2.4. Определи правильный порядок действий при входе в метро и заполни блок-схему.
Шаги алгоритма:
- прохожу через турникет;
- дожидаюсь разрешающего сигнала;
- покупаю магнитную карту;
- иду к кассе;
- вставляю магнитную карту в автомат;
- есть ли магнитная карта?
Этот алгоритм будет________________, потому что порядок выполнения шагов ___________в зависимости от ____________.
Исполнитель:______________
Среда исполнителя:______________
Задание 2.5. Определи, является ли четырехугольник квадратом. Составь алгоритм. Представь его в виде блок-схемы.
Циклический алгоритм
Алгоритм называется циклическим, если определенная последовательность шагов повторяется несколько раз в зависимости от заданной величины (параметра цикла).
Тело цикла – это шаги алгоритма, которые повторяются несколько раз.
Параметр цикла – величина, от которой зависит число повторений в цикле.
Цикл заканчивается, когда параметр цикла принимает нужное значение.
Пример. Алгоритм работы автомата по продаже банок «Pepsi».
Шаги:
- подойти к автомату;
- посмотреть цену;
- набралась нужная сумма?
- достать деньги;
- опустить монету;
- нажать кнопку;
- взять банку.
Задание 2.6. Составьте алгоритм сортировки 10 веществ на проводники и изоляторы. Обведи цветным карандашом тело цикла.
Контрольные вопросы и задания
- Составь алгоритм нахождения скорости пешехода. Путь 6 км он прошел за 2 часа.
- Составь алгоритм нахождения периметра и площади прямоугольника со сторонами А и В.
- Задумано число Х. если оно больше 10, то прибавь к нему 2, в противном случае – умножь на 2. Составь алгоритм решения данной задачи.
- Составь алгоритм работы робота по сортировке белых и красных шариков. Белые шарики класть налево, красные – направо.
- Сравни три типа алгоритмов.
Линейный алгоритм | Разветвляющийся алгоритм | Циклический алгоритм | |
блок-схема | |||
порядок шагов | |||
основные типы задач |
2.2 Представление о программе
2.3 Системная среда Windows
Windows – это графическая операционная система, которая управляет работой всех устройств и программ компьютера.
На современных компьютерах Windows загружается автоматически при включении компьютера.
Примеры Windows: Windows 98, Windows 2000, Windows ХР и др.
Одна из основных функций операционной системы – работа с файлами.
Меню – список команд, которые может выполнить компьютер.
В Windows со всеми командами работают с помощью мыши.
Правила работы с мышью:
выбрать – подвести указатель к нужному объекту и щелкнуть один раз левой кнопкой мыши;
запустить (загрузить) - подвести указатель к нужному объекту и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши.
Выход из Windows:
Пуск →Завершение работы →Выключить компьютер → ОК.
Запомни: перед выходом из Windows необходимо закрыть все окна!!!
Основные элементы интерфейса Windows
Основные элементы окна
Создание, просмотр и редактирование файлов (документов) осуществляется в соответствующих программах (например, в Word – текстовые файлы, в Paint – графические файлы и т.д.)
Задание 2.7.
- Включи компьютер.
- Выбери ярлык Word.
- Запусти программу Word.
- Сверни окно (нажми кнопку Свернуть).
- Разверни окно на весь экран (нажми кнопку Развернуть).
- Установи прежние размеры окна (нажми на кнопку Восстановить).
- Измени размеры окна, для этого подведи указатель мыши к границе окна, нажми левую кнопку и установи другой размер.
- Перемести окно в правый нижний угол экрана (щелкни мышью в строке заголовка и перетащи окно в нужное место).
- Закрой окно.
Открытие файла или папки:
- дважды щелкни значок Мой компьютер;
- дважды щелкни диск, на котором содержится файл;
- дважды щелкни файл или папку, которую следует открыть.
Задание 2.8.
- открой файл cursor.exe, находящийся на диске D: в папке Школа\Информатика\ROBOT.
- определи его размер.
- выполни задание учителя.
- закрой окно программы.
Работа с файлами и папками
Создание папки:
- в окне Проводника (Пуск → Программы → Проводник) выбери диск, на котором требуется создать новую папку;
- В меню Файл выбери команду Создать, а затем выбери Папка. В окне появится новая папка с именем, которое присвоено ей по умолчанию;
- Введи имя новой папки и нажми клавишу Enter.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная подготовка учащихся по литературе и русскому языку поможет закрепить теоретический материал по важным подтемам, структурировать знания
1. вопросы к семинару (10 класс)2. вопросы к зачету (7,8 класс)3. творческие задания (6-10 класс)4. подготовка к ЕГЭ (11 класс)...
Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 8 классе.Зачётный раздел № 1: "Общая характеристика природы России".
Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 8 классе. Зачётный раздел № 1: "Общая характеристика природы России". ...
Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 9 классе. Зачётный раздел № 1: "Россия на карте мира".
Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 9 классе. Зачётный раздел № 1: "Россия на карте мира". ...
Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 5 классе. Зачётный раздел № 1: "Изображение поверхности Земли".
Материал для самостоятельной подготовки к зачёту по географии в 5 классе. Зачётный раздел № 1: "Изображение поверхности Земли". ...
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Математика 10-11 класс
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Математика 10-11 класс (смотри задания в прилагаемом файле)...
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Математика 5 - 11 класс ответы
Банк олимпиадных заданий для самостоятельной подготовки учащихся - Математика 7 - 9класс ответы...
Материал для самостоятельного изучения учащимся 8 классов по теме: "Рациональное питание и составление меню"
Данный материал предназначен для самостоятельного изучения учащимися 8 классов темы: "Рациональное питание и составление меню" и выполнения практической работы....