Технологическая карта внеклассного занятие по информатики и ИК по теме «Информационные преступления. Информационная безопасность».
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Иванова Ольга Алексеевна

Технологическая карта внеклассного занятие по информатики и ИКТ в контексте системно-деятельностного подхода.

Структура занятия – модульная.

Цель: изучить основные виды информационных преступлений и факторы, им способствующих; формирование представлений и знаний о видах информационной безопасности и условиях их создания;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного занятие по информатики и ИКТ в контексте системно-деятельностного подхода

Учитель: Иванова Ольга Алексеевна учитель информатики ГБОУ «школа № 354 им. Д. М. Карбышева» г. Москвы

Тема «Информационные преступления. Информационная безопасность»

10 класс

Структура занятия – модульная.

Цель: изучить основные виды информационных преступлений и факторы, им способствующих; формирование представлений и знаний о видах информационной безопасности и условиях их создания;

Решаемые учебные задачи:  

  • Рассмотрение законов, регулирующих информационные отношения; 
  • Знакомство с методами обеспечения информационной безопасности;
  • Изучение объектов информационной безопасности РФ. 
  • Изучение аспектов этических и правовых норм информационной деятельности человека.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные 

Личностные

Формировать представление о информационной безопасности и  методах обеспечения информационной безопасности; изучение аспектов этических и правовых норм информационной деятельности человека, определять план действий для предотвращения угрозы информационной безопасности

  • Коммуникативные – умение сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;
  • Регулятивные-

 Умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других

  • создание условий для формирования информационной культуры, информационной грамотности;
  • создание условий для правового воспитания учащихся;
  • формирование коммуникативных качеств личности;
  • формирование навыков сотрудничества.

Перечень оборудования к уроку

  • Демонстрационный ПК с выходом в интернет;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • персональные компьютеры на рабочих местах обучающихся с выходом в Интернет;
  • операционная система Windows.

Этап занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Начало занятия

2 минуты

Прием «Удивляй».

Рассказ учителя: «Ежедневно в нашей стране совершаются информационные  преступления. Как вы думаете, в чем  состав этих преступлений?

- Почему информацию можно считать объектом собственности?

- Что такое право распоряжения?

- Что такое право владения?

- Что такое право пользования?

- В чём суть этических норм при работе с информацией?

- Какие существуют законы, указы, постановления об авторском праве?

Учащиеся высказывают предположения относительно сообщения учителя.

Коммуникативные УУД:

умение излагать свое мнение и аргументировать его, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные УУД:

формирование логического мышления

Регулятивные УУД:

умение слушать мнения других.

МОДУЛЬ №1

Актуализация знаний учащихся

Учащимся предлагается выбрать одну из карточек, на каждой из которых написан вопрос или ответ. Учащимся необходимо найти свою пару: вопрос – ответ.

Варианты карточек

  1. Общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом под угрозой наказания, совершенные в области информационных правоотношений, то есть отношений, связанных с созданием, сбором, обработкой, накоплением, хранением, поиском и распространением информации.
  2. Информационные преступления.
  3. Защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
  4. Государственная тайна.
  5. Сведения, имеющие различное содержание, разглашение которых  может нанести ущерб различным общественным отношениям.
  6. Конфиденциальная информация.
  7. Непредоставление подобной информации.
  8. Посягательство на доступ к открытой информации.
  9. Научно-техническая информация, которая может быть использована для создания оружия массового поражения.
  10. Распространение вредоносной информации.

Информационная безопасность – совокупность мер по защите информационной среды общества и человека.

Какие воздействия могут нанести ущерб информации или владельцу, то есть что представляет угрозу информационной безопасности?

Перечислим некоторые виды информационных преступлений, когда компьютер является инструментом для совершения преступления, а объектом преступления является информация:

  1. Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации.
  2. Нарушение работоспособности компьютерной системы. В результате преднамеренных действий ресурсы вычислительной системы становятся недоступными, или снижается её работоспособностью.
  3. Подделка (искажение или изменение), т.е. нарушение целостности компьютерной информации. Эта деятельность является разновидностью неправомерного доступа к информации

Перейдите по ссылке изучите материал.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87d97129-025d-455d-85c8-d7b6becf58ae/9_159.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67c574fe-b721-4136-a245-9b1db174763f/9_160.swf

Учащиеся, выбрав карточку, приступают к поиску пары: вопрос – ответ.

Личностные УУД:

 готовность и способность вести диалог;
 Регулятивные УУД: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что подлежит усвоению. Коммуникативные УУД:

умение излагать свое мнение и аргументировать его, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
 Познавательные  УУД:

 анализ информации, самоконтроль.

МОДУЛЬ №2

Решение задач. Отработка универсальных действий и формирование надпредметных знаний.

1. Предлагает учащимся объединиться в минигруппы (не более 3 человек), а затем   каждой группе выбрать ситуационную задачу.

2. Решение ситуационной задачи можно представить в любой из следующих форм: презентация, схема, алгоритм, устный доклад.

1.Учащиеся объединяются в группы по интересам и личным предпочтениям.

2.  Работа в группах: высказывание мнений, обсуждение возможных вариантов решения, формирование единой позиции группы по решению задачи.

3. Подготовка решения.

Личностные УУД: умение находить общие цели и сотрудничать для их достижения, навыки конструктивного взаимодействия, формирование самостоятельности;
Регулятивные УУД:

осуществление работы по выполнению отдельных операций, осуществление самоконтроля;
Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать с одноклассниками;
Познавательные  УУД:

 выбор эффективных способов решения задачи.

МОДУЛЬ №3

Контроль знаний

Метод интеллект-карт.

Учитель предлагает учащимся создать презентацию, схему, алгоритм по теме «Информационные преступления. Информационная безопасность». 

Учащиеся индивидуально разрабатывают интеллект-карту по предложенной теме.

Выполненные работы сдают учителю.

Личностные УУД:

сформированность сознания и поведения личности в информационном мире, достижение взаимопонимания;
 Регулятивные УУД:

 понимание и осознание смысла своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

 учатся формулировать собственное мнение и позицию;
 Познавательные  УУД:

осуществление самоконтроля.

МОДУЛЬ №4

Подведение итогов.

Рефлексия.

Учитель предлагает представителю от каждой группы озвучить работу  участников и оценить ее; а также дать оценку решениям других групп.

Прием «Телеграмма».

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

В составе малой группы формируют мнение по поводу выступлений других групп, отражают свою роль в работе группы.

Обмениваются рефлексивными записями.

Личностные УУД:

 готовность и способность вести диалог, осознанность учения и мотивация;
 Регулятивные УУД:

 оценка – осознание уровня и качества освоения, умение констатировать необходимость продолжения действий;
Коммуникативные УУД:

умение адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли);
 Познавательные  УУД:

 оценивание результатов.

Приложение.

Задача 1

В некоторой фирме происходит утечка информации, самые выгодные контракты срываются, их заключают конкуренты.

Руководитель фирмы обратился в детективное агентство с целью установления личности тех, кто передает ценные сведения конкурентам.

Частный детектив организовал прослушивание офисных помещений и квартир сотрудников фирмы. В ходе круглосуточного наблюдения был установлен круг подозреваемых, в квартире которых позже детектив произвел обыск. Он обнаружил документы, подтверждающие причастность лица к передаче конфиденциальной информации.

 Среди личных документов были обнаружены фотографии, которые указывали на весьма свободный образ жизни человека. Детектив переснял эти фотографии и с разрешения начальника фирмы разместил в Интернете.

 Сотрудник фирмы, уличенный в преступлении, был уволен.

Найти и определить тип информационных преступлений. Предложить меры по предотвращению подобных преступлений.

Задача 2

Известный политический деятель  Х баллотируется на пост президента государства. Один из его конкурентов организовал «охоту журналистов». На всех приемах и закрытых вечеринках его фотографировали, пытаясь поймать момент, который бы его дискредитировал в глазах избирателей.

 Параллельно шел сбор информации о личной жизни кандидата и его семьи. Любая информация сразу же появлялась в средствах массовой информации. Одному из журналистов удалось узнать, что дети кандидата неродные, а усыновленные, об этом сообщили на страницах всех электронных изданий.

Последним шагом в предвыборной борьбе стало распространение листовок, в которых кандидат якобы призывал к насильственному захвату власти. Как выяснилось позже, подобные листовки не имели никакого отношения к избирательной политике господина Х.

Размещенные в Интернете фотографии были подделаны с помощью компьютерной программы.

Господин Х в результате организованной конкурентами войны снял свою кандидатуру и ушел из политики.

Найти и определить тип информационных преступлений. Предложить меры по предотвращению подобных преступлений.

Задача 3

В одной из фирм, занимающихся разработкой прикладных программ, группа программистов, используя свое служебное положение, подобрала код к банковским счетам  некоторых клиентов. В течение некоторого времени они переводили деньги на счета подставных лиц. Чтобы скрыть следы своего преступления,  программисты запустили вирус, который разрушил базу данных банка. Кроме того, им удалось прослушать переговоры между банковскими служащими. По решению правления банка, историю с взломом счетов и распространением вируса, решили замолчать, чтобы не портить  репутацию банка.  Программисты стали шантажировать председателя правления, требуя дополнительных денежных переводов. В противном случае, они обещали распространить подробную информацию в глобальной сети. В ходе проводившейся налоговой проверки были установлены факты правонарушений со стороны руководства банка, за что оно было привлечено к ответственности. Вину программистов доказали частично.

Найти и определить тип информационных преступлений. Предложить меры по предотвращению подобных преступлений.

Используемые ресурсы:

  1. Андреева Е.В., Лелюх С.В., Сидорчук Т. А., Яковлева Н.А.. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm
  2. Интеллект-карты http://www.mind-map.ru/
  3. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся (рекомендации Л. С. Илюшина)
  4. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/wiki-pages/28430
  5. Развитие творческого мышления http://www.superidea.ru/
  6. ТРИЗ задачник http://www.trizland.ru/
  7. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"http://festival.1september.ru/articles/513374/ 
  8. Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика менеджеру современной школы. – М,: Сентябрь, 2008.
  9. https://sites.google.com/site/uzadacha/motivacia
  10. https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/home

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного занятия в 1 классе, 2 отделения Тема: «Закрепление звука С, «Домашние птицы». Есть презентация.

Задачи: 1.Закрепление звука С на материале слогов, слов, темы «Домашние птицы»2.Развитие выразительности речи.3.Развитие слухового восприятия на материале занятия.4.Различение  неречевых звучаний...

Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"

Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....

Технологическая карта внеклассного занятия "Путешествие в страну Лингвиния"

Данный материал можно использовать как повторение раздела "Лексика"....

Технологическая карта внеклассного занятия по литературе

Технологическая карта включает различные виды учебных  ситуаций на разных этапах занятия, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....

Технологическая карта внеклассного занятия "Откуда и как появился пластилин."

Цель:  познакомить с пластилином, его свойствами и историей создания.Задачи: формировать положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности, формировать первоначальный опыт в ...

технологическая карта внеклассного занятия

Материал может быть использован для организации внеклассной работы. имеет большое воспитательноезначение патриотического направления. Занятие может быть организовано для детей разной возрастной катего...

технологическая карта внеклассного занятия в 5 классе по теме "Путешествие в зоопарк"

Внеклассное мероприятие предназначена для обучающихся 5 класса и посвещена теме "Путешествие в Лондонский зоопарк и Тульский экзоттеррариум"....