Календарно тематическое планирование 6 класс (Босова) ФГОС
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (6 класс) на тему
Календарно тематическое планирование 6 класс (Босова) ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6klassbosovafgos.docx | 42.73 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ
6 КЛАСС
Пояснительная записка
Составлена программа 6 класса основной школы по информатике в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;
- авторской программой Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 6 классов.
В данной программе ведется серьезный учет междпредметных связей, соблюдается полное соответствие обучения данной ступени основного общего образования, а также ориентирование на возрастные и психологические особенности обучающихся, преемственность системы непрерывного образования. Выстраивается цепочка преподавания предмета, в соответствии с систематическим курсом и современными требованиями к обучению по предмету «Информатика».
Информатика - фундаментальная наука о методах, средствах и технологии обработки информации, которая вместе с веществом и энергией относится к основным понятий, на которых строится современная научная картина мира. Информатика является теоретической платформой разработки и использования информационных и коммуникационных технологий, которые являются одним из главных достижений современной цивилизации и важной производительной силой современного общества.
Цель и задачи учебного курса
Цель обучения информатике в основной школе заключается в развитии личности учащихся, подготовке их к активной жизни и труда в информационном обществе.
Цель достигается благодаря формированию у учащихся научного мировоззрения, информационной культуры, алгоритмического и критического стилей мышления, информационных и ключевых компетентностей, развития творческих способностей, умений и навыков работать с современными средствами информационных и коммуникационных технологий.
Содержание учебного предмета направлено на овладение учащимися научных основ информатики, соответствующих фундаментальных понятий, принципов построения и функционирования средств информационных и коммуникационных технологий, овладение ними.
Современное развитие технологий предполагает полную автоматизацию большинства производственных и иных сфер, их взаимосвязь посредством сетей. Массовая коммуникация и компьютеризация подводят нас к тому, что данный предмет должен являться обязательным для обучения школьников, помогать их лучшей ориентации в быстро развивающемся мире, способствовать наилучшей коммуникабельности, поиску новых связей, новых возможностей и новых знаний, оказывать помощь в дальнейшей профориентации школьников, а также расширять их кругозор и помогать избежать в дальнейшем затруднений при работе в условиях повсеместной компьютеризации.
Концентричность предусматривает ознакомление учащихся с понятиями информатики и информационно-коммуникационных технологий на нескольких уровнях сложности. для большинства содержательных линий в программе предусмотрено два таких уровня:
- первый уровень - ознакомление с базовыми понятиями информатики и информационно-коммуникационных технологий, формирование компьютерной грамотности и первичных составляющих информационной культуры учащихся (этот уровень реализуется в 5-7 классах);
- второй уровень обучения характеризуется дальнейшим развитием информационной культуры учащихся, более строгим подходом к изложению фундаментальных составляющих содержания обучения, формирования информационно-коммуникационных компетентностей, развития алгоритмического мышления, подготовки учащихся к активной жизни и деятельности в условиях информационного общества (8-9 классы). Некоторые содержательные линии (алгоритмизация и основы программирования, базовые информационные технологии) с учетом возрастных особенностей учащихся реализуются более чем на двух уровнях сложности.
По структуре процесс обучения информатике подобен процессов обучения математики, естественных дисциплин, поэтому желательно максимально возможно гармонизировать и Синхронизировать (на уровне учебного заведения) обучение информатики с обучением математике, физике химии, биологии, географии, предоставит возможность проведения интегрированных уроков и выполнения межпредметных проектов.
Учитывая разные условия для обучения информатике и ИТ в общеобразовательных учебных заведениях, в учебной программе для каждого класса предусмотрено до 15% резервного времени. Эти часы учитель может самостоятельно распределять между разделами учебной программы, использовать для выполнения дополнительных учебных проектов (в том числе интегрированных по содержанию с УЧЕБНЫМИ предметами, изучаются углубленно), проведение интеллектуальных конкурсов и творческих соревнований, за счет указанных часов вводит новые темы, в частности для осуществления допрофильного обучения.
Учебник «Информатика» Босовой Л.Л. для 6-го класса предназначен для изучения курса «Информатика» в 6 классе общеобразовательной школы, он входит в состав учебно-методического комплекта по информатике для 5–9 классов, включающего авторскую программу, учебники, рабочие тетради, электронные приложения и методические пособия для учителя.
Структура и содержание учебников «Информатика» Босовой Л.Л. по информатике для 5-го класса включает в себя:
- понимание и верное применение на бытовом уровне понятий «информация» и «информационный объект»;
- знание требований безопасности при работе с компьютером, а также организацию рабочего места и соблюдение гигиены;
- при работе с папками и файлами – умение их создания, перемещения, удаления, записи;
- знания о хранении, записи в книгах, файлах, поис смысла в задачах, умение работать с двоичной системой исчисления, кодированием;
- умение слушать учителя, вникать и решать поставленные задачи, слушать и одновременно записывать или вводить данные;
Знать отношения соподчинения, противоречия и противоположности;
Уметь работать с графическим редактором Paint.
Уметь работать с книгой.
- уметь самостоятельно создавать документ, определять, информативно или нет некоторое сообщение;
- иметь представление об информационных носителях, об алгоритмах, о позиционных и непозиционных системах исчисления;
- уметь приводить примеры алгоритмов, жизненных примеров отношений между понятиями, единичных и общих понятий;
- уметь пользоваться текстовым процессором для набора, и форматирования текста, составления списков и таблиц, пользоваться графическими редакторами и редакторами рисунков; создавать простейшие презентации и иметь представления об исполнителе и системе команд исполнителя.
Также намаловажная роль отводится этической стороне работы с носителями информации, доступу к любой информации, касающейся личного пространства другого человека, а также об этических нормах работы с информационными объектами.
Задачи обучения предмету информатика в основной школе состоят в том, чтобы:
- сформировать у учащихся базовые знания об информации и информационные процессы, значение информации и знаний на современном этапе развития информационного общества;
- предоставить учащимся основные исторические сведения о развитии информатики и средств вычислительной техники, вклад зарубежных и отечественных ученых в их развитие;
- сформировать у учащихся умения использовать программные и информационно-коммуникационные средства в учебной и повседневной деятельности;
-обеспечить овладение учащимися основами информационной культуры;
- сформировать умение творчески выполнять учебные задания, разрабатывать рациональные алгоритмы выполнения и осуществлять анализ их выполнения;
-сформировать у учащихся начальные навыки программирования, умение отлаживать программы и анализировать полученные результаты.
Выполнение указанных задач обеспечивает формирование у учащихся научного мировоззрения, информационной культуры, алгоритмического и критического стилей мышления, развития творческих способностей, умений и навыков работать с современными средствами информационных и коммуникационных технологий.
Приобретенные учащимися в процессе обучения информатики знания, умения и навыки обеспечат основу для формирования у учащихся предметной информационной компетентности и ключевых компетентностей, предусмотренных Государственным стандартом базового и полного общего среднего образования.
Приобретенные учащимися в результате обучения компетентности позволили бы им:
-объяснять свойства информации и закономерности информационных процессов;
- овладеть основными методами научного познания;
- понимать научные основы обработки сведений, применять основные понятия, связанные с алгоритмизацией обработки данных, управления объектами и процессами;
- быть готовым к активной жизнедеятельности в условиях информационного общества, стать в будущем не только полноценным членом такого общества, но и его создателем;
-использовать приобретенные знания в дальнейшей учебной и практической деятельности в условиях информационного общества.
№ п/п | Тема урока | Основное содержание по теме | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. | Информация; Информатика. Компьютер. Данные. | Организация рабочего места учащегося; Учащиеся должны: Понимание и применение понятий «информация», «информационный объект» на бытовом уровне; уметь слушать; изучить требования об организации своего рабочего места, гигиене, требований безопасности в работе с ИКТ. | Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация»; презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники». | §1.1, РТ:№1, 2 (с.3) | I четверть | I четверть |
2 | Файлы и папки. Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками | Файл; имя файла; тип файла; папка; файловая система; операции с файлами (копирование, удаление, перемещение); | Учащиеся должны: уметь определять назначение файла по его расширению; уметь выполнять основные операции с файлами; уметь работать с книгой; уметь записывать; | Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Файлы и папки» Беседа Прак. раб | §1.2, РТ: №6 (с.5), №7 (с.6) | I четверть | I четверть |
3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание 1) | Бит; двоичное кодирование; система счисления; непозиционная система счисления; позиционная система счисления. | Учащиеся должны: иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления; уметь применять приобретенные знания на практике; уметь работать самостоятельно. | Плакат «Цифровые данные»; презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1); файл Ошибка.doc Беседа Прак. раб | §1.3 (введение) (с. 16-17) РТ: №12, 14 (с.10), №16 (с.11) | I четверть | I четверть |
4 | Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 (задание 2) | Двоичная система счисления; Двоичное кодирование. | Учащиеся должны: уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно; уметь вникать в смысл задачи; уметь работать с книгой; уметь слушать учителя и одновременно записывать. | Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1) Прак. раб | §1.3 (1) (с. 18-19) РТ: №17, №18 (с.12-13) | I четверть | I четверть |
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | Двоичная система счисления; Двоичное кодирование. | Учащиеся должны: уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно; уметь решать задачи; уметь анализировать; уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор. | Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1) Беседа Прак. раб | §1.3 (1) РТ: №21 (с. 14-15) | I четверть | I четверть |
6 | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 (задание 1) | Кодовая таблица; Двоичное кодирование текстовой информации; Надпись. | Учащиеся должны: уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования текстов; уметь вникать в смысл задачи; уметь выполнять инструкции учителя за компьютером; | Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2) Прак. раб | §1.3 (2) (с.21-23) РТ: №25(с.19) №26(с.20) №29(с.23) | I четверть | I четверть |
7 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2) | Учащиеся должны: Иметь навыки применения текстового процессора для набора и редактирования текстов, у также вникать в смысл поставленных задач. уметь работать самостоятельно; | Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2); файл Заготовка.doc Беседа Прак. раб | §1.3 (2) (с. 21-23) РТ:№32-35 (с.25-28) | I четверть | I четверть | |
8 | Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа. | Изучение двоичного кодирования, кодировочных таблиц, текстовых документов. Прохождение всех этапов создания текстовых документов Этапы создания текстового документа | Учащиеся должны: уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования текстов; уметь применять приобретенные знания на практике; уметь работать самостоятельно; уметь оценивать свои силы. | Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc Беседа Прак. раб | Практические работы №1-3. | I четверть | I четверть |
9 | Растровое кодирование графической информации | Графический объект; Пиксель; Растровое кодирование.. | Учащиеся должны: уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков; уметь работать с книгой; уметь слушать и записывать за учителем; | Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»; файл Образец.bmp беседа | §1.3 (3) (23-27) РТ: №37, 38 (с.29-30) | II четверть | II четверть |
10 | Векторное кодирование графической информации. | Изучение нумерованного списка и векторного кодирования. | Учащиеся должны: Пользоваться инструментами для простейших графических редакторов и создания, а также редактирования рисунков; уметь анализировать, обобщать и сравнивать. Уметь работать в текстовом редакторе. | Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc Прак. раб | §1.3 (3) РТ: №40 (32-34) | II четверть | II четверть |
11 | Единицы измерения информации. Практическая работа №5. | Бит; Байт; Килобайт; Мегабайт; Гигабайт; Маркированный список. | Учащиеся должны: знать основные единицы измерения количества информации; уметь решать задачи на определение количества информации; уметь работать с книгой. | Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Единицы измерения информации»; файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc Прак. раб | §1.4 РТ: №43, 44 (с. 38) | II четверть | II четверть |
12 | Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2) | Информация; Информативность; Знание; Факт; Правило. | Учащиеся должны: уметь работать самостоятельно; уметь вникать в смысл задачи учебной деятельности; уметь применять приобретенные знания на практике. | Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc; Презентация «Информация и знания»; файл Пары.doc Прак. раб | §2.1 РТ: 1-6 (с. 39-41) | II четверть | II четверть |
13 | Окружающий мир – его чувственное познание | Ощущение; Восприятие; Представление. | Учащиеся должны: уметь слушать учителя и одновременно записывать; уметь анализировать, сравнивать; уметь работать самостоятельно; уметь управлять собственным вниманием. | Презентация «Чувственное познание»; файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc Прак. раб | §2.2 РТ: №7 (с.41) | II четверть | II четверть |
14 | Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 | Логика; Объект; Признак; Понятие. | Учащиеся должны: Знать об общих понятиях, приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями,; уметь выполнять инструкции учителя на компьютере; уметь слушать; | Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1); файл Загадки.doc Прак. раб | §2.3 (введение) РТ: №9, 10 (с.43-44) | II четверть | II четверть |
15 | Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания1-2) | Анализ; Синтез; Сравнение; Абстрагирование; Обобщение. | Учащиеся должны: понимать смысл терминов «анализ», «синтез»…; уметь делать задания на компьютере по инструкции; уметь работать с книгой; | Презентация «Понятие» (часть 2); файлы: Задача1.doc, Задача2.doc Прак. Раб опрос | §2.3 (1) (с. 38-40) РТ:№11 (с.45) № 17 (с.48) | II четверть | II четверть |
16 | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа. | Анализ; Синтез; Сравнение; Абстрагирование; Обобщение; Структурирование; Наглядное представление. | Учащиеся должны: знать смысл терминов «анализ», «синтез»…; уметь владеть методом самоконтроля; уметь анализировать, обобщать, систематизировать; уметь работать самостоятельно. | Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc Прак. Раб тест | Практические работы №4-8 | II четверть | II четверть |
17 | Содержание и объем понятия. Практическая работа №8. Строим диаграммы (задания 3-5) | Содержание понятия; объем понятия; единичное понятие; общее понятие. | Учащиеся должны: Знать представление о содержании и объеме понятия, о единичных и общих понятиях; уметь делать задания на компьютере по инструкции; уметь работать с книгой; | Прак. Раб опрос | §2.2 (с.42-44), РТ: 21, 22 | III четверть | III четверть |
18 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint (задания 1-3) | Отношения тождества; отношение пересечения; отношение подчинения; | Учащиеся должны: Уметь сравнивать понятия; Знать отношения тождеств, пересечения и подчинения; Уметь рисовать графические примитивы; уметь работать с книгой; | Прак. Раб опрос | §2.3 (с. 45-48), РТ: 23, 27 | III четверть | III четверть |
19 | Отношения и соподчинения, противоречия и противоречия. Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint (задания 4-7). | Отношение соподчинения; отношение противоречия; отношение противоположности; | Учащиеся должны: Знать отношения соподчинения, противоречия и противоположности; Уметь работать с графическим редактором Paint. Уметь работать с книгой. | Прак. Раб Опрос карточки | §2.3 (с. 48-50), РТ:26, 31 | III четверть | III четверть |
20 | Определение понятия. Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе (задания 1-3). | Понятие; определения понятия; | Учащиесядолжны: Уметь строить определения; Уметь работать с графическим редактором Paint. Уметь составлять свой рисунок. | Прак. Раб опрос | §2.3 (с. 51-53), РТ: №32 | III четверть | III четверть |
21 | Классификация. Практическая работа № 10. Планируем работу в графическом редакторе (задания 4-6). | Классификация; основание классификации; естественная классификация; | Учащиеся должны: Знать что такое классификация понятия; Уметь различать естественную и вспомогательную классификацию; Уметь работать с графическим редактором Paint. | Прак. Раб карточки | §2.3 (с.54-55), задание №3 на с.55 учебника, РТ: №29 | III четверть | III четверть |
22 | Суждение как форма мышления. Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word (задания 1-3) | Суждение; простое суждение; сложное суждение; необходимое и достаточное условие; | Учащиесядолжны: Иметь представление о суждении как форме мышления; Уметь работать с текстовым процессором Word по созданию графических изображений; | Прак. Раб опрос | §2.4, РТ: №34, 35 | III четверть | III четверть |
23 | Умозаключение как форма мышления. Рисуем в редакторе Word (задания 4-6) | Умозаключение; | Учащиесядолжны: Иметь представление об умозаключении как форме мышления; Уметь работать с текстовым процессором Word по созданию графических изображений; | Прак. Раб опрос | §2.5, РТ: 36,37. | III четверть | III четверть |
24 | Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему. | Постановка задачи; исходные данные; результат; алгоритм; | Учащиеся должны: уметь владеть методом самоконтроля; уметь анализировать, обобщать, систематизировать; уметь работать самостоятельно; знать что такое алгоритм; | Прак. Раб тест | III четверть | III четверть | |
25 | Исполнители вокруг нас. Логическая игра. | Исполнитель; система команд исполнителя; | Учащиесядолжны: Знать кто такой исполнитель; Уметь выполнять указания исполнителя; Уметь работать с книгой; | Прак. Раб карточки | §3.2, 3.3, РТ: № 7-9 | III четверть | III четверть |
26 | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа. | Список и таблица как форма записи алгоритмов; блок-схема; | Учащиеся должны: Знать, как записываются алгоритмы; уметь владеть методом самоконтроля; Уметь работать с графическим редактором Paint; уметь работать самостоятельно; | Прак. Раб опрос | III четверть | III четверть | |
27 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №13, 14. Рисуем в ЛОГО примитивы. | Тип алгоритма; линейный алгоритм; | Учащиеся должны: Знать что такое алгоритм; Знать форму записи линейного алгоритма; | Прак. Раб опрос | §3.4 (с.73), РТ: № 27; № 28 | IV четверть | IV четверть |
28 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №15,16. Рисуем в ЛОГО различные фигуры. | Условие; ветвление; | Учащиеся должны: Знать форму записи алгоритма с ветвлениями; уметь работать самостоятельно; уметь работать с книгой; | Прак. Раб карточки | §3.4 (с.74-76), РТ: № 34, 35; № 40 | IV четверть | IV четверть |
29 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №17, 18. Создаем движущиеся фигуры в ЛОГО. | Циклический алгоритм; | Учащиеся должны: Знать форму записи циклических алгоритмов; уметь работать самостоятельно; уметь работать с книгой; | Прак. Раб опрос | §3.4 (с. 76-77), РТ: 44; № 45 | IV четверть | IV четверть |
30 | Итоговая контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа. | Алгоритм; исполнитель; файл; папка; | Учащиеся должны: уметь владеть методом самоконтроля; уметь анализировать, обобщать, систематизировать; уметь работать самостоятельно. | Прак. Раб тест | IV четверть | IV четверть | |
31 | Резерв учебного времени. | Учащиеся должны: Уметь работать с графическим редактором Paint; Уметь работать с текстовым процессором Word по созданию графических изображений; Уметь защищать свои работы перед классом. | IV четверть | IV четверть |
Список литературы
- Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 6 класса
- Учебник: Л.Босова «Информатика для 6 класса» Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2006г.
- Рабочая тетрадь: Л.Босова «Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса» Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2008г.
- Дополнительная литература: Л.Босова «Занимательные задачи по информатике для 5-6 класса» Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по математике (ФГОС) для 6 класса по УМК Н.Я.Виленкина и др.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по математике для 6 класса содержит информацию о теме урока, типе урока, об элементах содержания, требованиях к уровню подготовки, о видах...
Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 7 класс
Календарно-тематическое планирование курса биологии 7 класс по ФГОС линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под ...
Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 8 класс
Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 8 класс...
Календарно тематическое планирование по истории ФГОС 9 Класс
Календарно тематическое планирование по истории ФГОС 9 Класс...
Календарно-тематическое планирование по литературе ФГОС 5 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образ...
Календарно - тематическое планирование по музыке ФГОС 5 класс
В календарно - тематическом планировании два раздела: "Музыка и литература", "Музыка и изобразительное искусство"...
Развернутое календарно-тематическое планирования по биологии (ФГОС) 5-6 класс Сухова,Строганов
Развернутое календарно-тематическое планирование по ФГОС(прописаныУУД) по биологии 5-6класс, учебник авторы: Сухова, Строганова...