Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_novoe.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочее календарно-тематическое планирование
по биологии 8 классы
2015/2016 учебный год
Учебник – В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов «Биология» Москва 2012 год
За год – 68 часов (2 часа в неделю)
Содержание программы Количество часов | Тематическое планирование | Формируемые и развиваемые понятия | Плановые сроки | Формы и средства контроля | Практическая часть программы | Домашнее задание |
1.Введение. Наука о человеке (3 часа)
| 1. Науки о человеке и их методы. 2. Биологическая природа Человека. Расы человека. 3. Происхождение и эволюция человека. | Науки о человеке. Значение знаний о человеке. Основные направления (проблемы) биологии, связанные с изучением организма человека. Место человека в системе органического мира. Доказательства родства человека и млекопитающих, черты сходства и различия. Современные концепции происхождения человека, основные этапы эволюции. | Демонстрации: таблицы «Системы органов человека», мультимедийные презентации, анатомические атласы Демонстрации, мультимедийные презентации. Демонстрации: таблицы «Эволюция живого мира», мультимедийные презентации, анатомические атласы | п.1 п.2 п.3 | ||
2. Общий обзор организма человека (4 часа) | 4. Строение организма человека. 5. Строение организма человека. 6. Регуляция процессов жизнедеятельности. 7. Контрольно-обобщающий | Уровни организации организма человека. Признаки организма человека. Клетки, ткани организма человека. Полости тела, органы, системы органов. Гомеостаз, нейрогуморальная регуляция, рефлекс, рефлекторная дуга, рецептор, эффектор. | Тест №1 по темам «Науки о человеке», «Общий обзор организма человека» | Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей человека» Практическая работа №1 « Определение собственного веса и измерение роста» Практическая работа №2 (дома) « Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный и надбровный рефлекс» Демонстрации: таблицы и модели «Системы органов человека», мультимедийные презентации | п.4 п.5 п.6
| |
3. Опора и движение (8 часов) | 8. Опорно-двигательная система. 9. Скелет человека. Соединение костей. 10. Скелет туловища. 11. Строение и функции скелетных мышц. 12. Работа мышц и её регуляция. 13. Значение физических упражнений. 14. Нарушения опорно-двигательной системы. 15. Контрольно - обобщающий | Состав, строение и свойство костей. Кости – трубчатые, губчатые, плоские, смешанные. Скелет головы. Кости черепа – лобная, теменные, Височные, затылочная, клиновидная, решётчатая. Соединения костей, сустав. Скелет туловища, позвоночник. Скелет конечностей и их поясов. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты. Атрофия мышц, утомление мышц. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Травматизм, рахит, осанка, остеохондроз, сколиоз, плоскостопие. | Тест № 2 по теме «Опора и движение» | Лабораторная работа №2 « Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека» Демонстрации: таблицы и модели «Скелет человека», «Строение кости», «Виды костей», «Соединение костей» Демонстрации: таблицы и модели «Мышцы человека» Практическая работа №3 «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки» Практическая работа №4 (дома) «Выявление плоскостопия» | п. 7 п.8 п.9 п.10 п.11 п.12 | |
4. Внутренняя среда организма (4 часа) | 16. Состав внутренней среды организма и её функции. 17. Состав крови. 18. Свёртывание крови. 19. Иммунитет. | Состав внутренней среды организма и её функции. Кровь, тканевая жидкость, лимфа. Лимфатическая система. Состав крови. Плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты, антитела, гемоглобин. Поддержание гомеостаза. Свёртывание крови, переливание крови, группы крови, донор, реципиент. Иммунитет, нарушения иммунной системы человека. Вакцинация, лечебная сыворотка, СПИД, аллергия. | Демонстрации: Таблицы и мультимедийные презентации «Внутренняя среда организма», «Кровь», «Лимфа» Лабораторная работа №3 «Изучение микроскопического строения крови ( микропрепарата крови лягушки и человека)» Демонстрации: таблицы и мльтимедиа «Свёртывание крови», «Группы крови», «Иммунитет» | п.13 п.14 п.15 п.16 | ||
5. Кровообращение и лимфообращение (4 часа) | 20. Органы кровообращения. 21. Сосудистая система, её строение. 22. Сердечно-сосудистые заболевания. 23. Контрольно-обобщающий | Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система, автоматия сердца, сердечный цикл. Круги кровообращения, давление крови в сосудах и его измерение, пульс, лимфообращение. Первая помощь при кровотечении. Приёмы остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечения. | Тест № 3 по темам «Внутренняя среда организма», «Кровообращение» | Демонстрации: таблицы и мультимедиа «Кровеносная система», «Строение сердца» Практическая работа №5 « Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» Демонстрации: таблицы и мультимедиа «Первая помощь при кровотечениях» | п.17 п.18 п. 19 | |
6.Дыхание (5 часа) | 24. Дыхание и его значение. 25. Механизм дыхания 26. Регуляция дыхания. 27. Заболевания органов дыхания и их профилактика. 28. Контрольно-обобщающий | Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути, голосовой аппарат. Жизненная ёмкость лёгких. Дыхательные движения, газообмен. Защитные рефлексы дыхательной системы. Охрана окружающей среды. Вред табакокурения. Заболевания органов дыхания и их профилактика. | Тест № 4 по теме «Дыхание» | Демонстрации: таблицы и мультимедиа «Органы дыхания», Лабораторная работа №5 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» Лабораторная работа №6 «Определения частоты дыхания» Демонстрации: таблицы и мультимедиа «Заболевания органов дыхания» | п.20 п.21 п.22 п.23 | |
7. Питание (5 часов) | 29. Питание и его значение. 30. Пищеварение в ротовой полости. 31. Пищеварение в желудке и кишечнике. 32. Всасывание питательных веществ в кровь. 33. Регуляция пищеварения. | Органы пищеварения и их функции. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Толстый кишечник. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. | Практическая работа №6, №7 (дома) « Определение положения слюнных желёз», « Движение гортани при глотании» Демонстрации: таблицы и мультимедиа «Строение пищеварительной системы», «Пищеварение в ротовой полости», «Пищеварение в желудке и кишечнике», «Регуляция пищеварения» | п.24 п.25 п.26 п.27 п.28 | ||
8. Обмен веществ и превращение энергии (5 часов) | 34. Пластический и энергетический обмен. 35. Ферменты и их роль в организме человека. 36.Витамины и их роль в организме человека. 37. Нормы и режим питания. 38. Контрольно-обобщающий | Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды и минеральных солей. Механизмы работы ферментов, роль ферментов. Классификация витаминов, роль витаминов в организме человека. Нарушения обмена веществ, составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. | Тест № 5 по темам «Питание», «Обмен веществ и превращение энергии» | Демонстрации: таблицы и мультимедиа «Пластический и энергетический обмен», «Ферменты», «Витамины», «Нормы и режим питания» | п.29 п.30 п.31 п.32 | |
9. Выделение продуктов обмена (2 часа). | 39. Выделение и его значение. 40. Заболевания органов мочевыделения. | Органы мочевыделения, регуляция мочеиспускания. Заболевания органов мочевыделения. | Демонстрации: таблицы и мультимедиа «Выделительная система», «Строение почек» | п.33 п.34 | ||
10. Покровы тела (4 часа) | 41. Наружные покровы тела. 42. .Болезни и травмы кожи. 43..Гигиена кожных покровов. 44. Контрольно-обобщающий | Строение и функции кожи, производные кожи. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви. | Тест №6 по темам «Выделение», «Покровы тела» | Практическая работа №8, №9 « Рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти», « Определения типа своей кожи с помощью бумажной салфетки» Демонстрации: таблицы и мультимедиа «Строение кожи», «Ожоги и обморожения» | п.35 п.36 п.37 | |
11. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 часов) | 45. Железы внутренней секреции их функции. 46. Работа эндокринной системы и её нарушения. 47. Строение нервной системы и её значение. 48.Спинной мозг. 49. Головной мозг. 50.Вегетативная нервная система. 51..Нарушение в работе нервной системы и их предупреждение. | Железы внутренней секреции их функции. Работа эндокринной системы и её нарушения. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Роль нервной системы. Спинномозговые нервы, функции спинного мозга. Отделы головного мозга и их функции, изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Врождённые и приобретённые заболевания нервной системы. | Демонстрации: таблицы и мультимедиа «Эндокринная система», «Нервная система», «Спинной мозг», «Головной мозг», «Вегетативная нервная система» Практическая работа №10 « Штриховой раздражение кожи» | п.38 п.39 п.40 п.41 п.42 п.43 п.44 | ||
12. Органы чувств. Анализаторы (5 часов). | 52. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. 53. Слуховой анализатор. 54. Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. 55. Вкусовой и обонятельный анализаторы. | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Вкусовой и обонятельный анализаторы. | Лабораторная работа №7 «Строение зрительного анализатора» Демонстрации: таблицы и мультимедиа «Зрительный анализатор», «Слуховой анализатор», «Орган обоняния», «Орган осязания», «Вестибулярный аппарат» | п.45 п.46 п.47 п.48 | ||
13. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 часов) | 56. Высшая нервная деятельность. 57. Память и обучение. 58. Врождённое и приобретённое поведение. 59. Сон и бодрствование. 60. Особенности высшей нервной деятельности. 61. Контрольно – обобщающий | Безусловные и условные рефлексы, поведение человека. Виды памяти, расстройство памяти, способы улучшения памяти. Врождённое и приобретённое поведение. Сон и бодрствование. Значение сна. Эмоции, речь, познавательная деятельность, темперамент. | Тест №7 по темам «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности», «Органы чувств. Анализаторы», «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность» | Лабораторная работа №8 «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью текста» Демонстрации: таблицы и мультимедиа «Поведение и психика», «Сон и сновидения» | п.49 п.50 п.51 п.52 п.53 | |
14. Размножение и развитие человека (4 часа) | 62. Особенности размножения человека. 63.Органы размножения. 64. Беременность и роды. 65. Рост и развитие ребёнка после рождения. | Ген, репродукция, генетическая информация, ДНК, половые хромосомы. Половые клетки. Мужская и женская половая системы. Оплодотворение, контрацепция. Вредное влияние никотина и алкоголя, наркотиков на развитие плода. Рост и развитие ребёнка после рождения. | Демонстрации: таблицы и мультимедиа «Половая система человека», «Оплодотворение», «Беременность и роды», «Рост и развитие ребёнка после рождения» | п.54 п.55 п.56 п.57 | ||
15. Человек и окружающая среда (4 часа). | 66. Социальная и природная среда человека. 67. Окружающая среда и здоровье человека. 68. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды. | Адаптация человека к среде обитания. Окружающая среда и здоровье человека. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека. | п.58 п.59 |
Лабораторные работы – 8
Практические работы -10
Контрольная работа – 7