Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 7 класса
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 7 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в методическом пособии-Н.Д. Угриновича Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7–11: 4–е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_7_kl.docx | 43.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 7 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в методическом пособии-Н.Д. Угриновича Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7–11: 4–е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Цели изучения информатики и ИКТ в 7 классе:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Рабочая программа по информатике для 7 класса рассчитана на 34 часов (1 ч. в неделю), из них:
теоретическая часть – 16 часов,
практическая часть – 14 часа,
контрольных работ – 2 часа.
самостоятельных работ – 2 часа
Количество часов по четвертям: 1 четверть – 9 ч.,
2 четверть – 7 ч.,
3 четверть – 10 ч.,
4 четверть – 8 ч.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Уставом школы.
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать:
- единицы измерения количества информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей;
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете и на рабочем месте. | 1 | 1 | |
1 | Компьютер и программное обеспечение | 16 | 7 | 9 |
2 | Технология обработки графической информации | 15 | 7 | 8 |
3 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |
4 | Повторение | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
Перечень практических работ:
1-я четверть
Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»
Практическая работа «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
Практическая работа «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты»
Практическая работа «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши»
2-я четверть
Практическая работа «Получение информации о загрузки ОС и занятости оперативной памяти»
Практическая работа «Знакомство с графическим интерфейсом Windows»
Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»
3-я четверть
Практическая работа «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»
Практическая работа «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word»
Практическая работа «Создание изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора StarOffice Image»
Практическая работа «Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе StarOffice Draw»
Практическая работа «Рисование в векторном редакторе StarOffice Draw»
Практическая работа «Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях»
Практическая работа «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС»
Практическая работа «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»
4-я четверть
Практическая работа «Создание анимации, встроенных в презентацию»
Практическая работа «Вставка управляющих кнопок и создание гиперссылок»
Практическая работа «Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах»
Практическая работа «Проект па свободную тему»
Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office, Paint, StarOffice Draw, StartOffice Image, КОМПАС
№ урока | Тема урока | Дата проведения урока | Содержание учебного материала | Результаты работы | Вид занятия | Домашнее задание | УМО | |
По плану | По факту | |||||||
1 | Техника безопасности в кабинете информатики | Познакомить с требованиями к поведению на уроке, правилами техники безопасности. Познакомить учащихся с учебником | Знать: Правила техники безопасности и алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях: при пожаре и поражении электротоком Уметь: Действовать правильно в экстремальных ситуациях. | теория | Выучить ТБ | презентация | ||
КОМПЬЮТЕР И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – 16 часов | ||||||||
2 | История развития вычислительной техники. Типы персональных компьютеров. | Познакомить учащихся с историей развития вычислительной технике Развитие умений и навыков ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры | Знать: Основные даты, изобретатели и изобретения. Поколения ЭВМ. Виды персональных компьютеров. Уметь: Владеть разными способами вычисления. Определять типы ЭВМ по описанию. | лекция | §1.1 §1.2.5. (прочитать) записи в тетради | презентация | ||
3 | Устройство компьютера. Процессор. | Познакомить учащихся с функциями процессора и его основными характеристиками Развитие умений и навыков ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры | Знать: Компоненты компьютера и их основные характеристики. Характеристики процессора Уметь: Определять параметры компьютера, получать информацию о занятости процессора. | Теория + практика | §1.2.1. | плакат презентация | ||
4 | Внешние устройства ЭВМ Устройства ввода | Расширить знания о составе ПК. Познакомить с функциями устройств ввода информации. Развитие умений и навыков ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры | Знать: Назначение и характеристики устройств ввода информации. Архитектура клавиатуры. Виды координатных устройств ввода. Принципы работы сканера, видео и фотокамер Уметь: называть и пользоваться клавиатурой, мышью, сканером. | Теория + практика | §1.2.2. | плакат презентация | ||
5 | Внешние устройства ЭВМ Устройства вывода | Познакомить учащихся с основными устройствами компьютера для вывода информации и их характеристиками Развитие умений и навыков ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры | Знать: Назначение и характеристики периферийных устройств вывода, хранения и обмена информации Уметь: называть и пользоваться устройствами вывода | Теория + практика | §1.2.3. | плакат презентация | ||
6 | Оперативная и долговременная память. | Расширить знания о составе ПК. Закрепить знания о назначении устройств ввода и вывода информации. Дать представление о внешней и внутренней памяти компьютера. | Знать: Характеристики оперативной памяти. Модули памяти. Долговременная память. Внешняя память. Носители информации. Жесткие диски. Лазерные диски. Энергозависимая память. Уметь: определять характеристики носителей информации. Получать сведения о системе. | Теория + практика | §1.2.4. | презентация | ||
7 | Самостоятельная работа «Устройство компьютера» | Контроль знаний, умений и навыков полученных на предыдущих уроках | Знать основные устройства компьютера и их функции, соблюдать правила ТБ при работе с компьютером | с/р | карточки с тестовыми заданиями | |||
8 | Данные и программы. Практическая работа - клавиатурный тренажер | Ввести понятие данных, программы Развитие умений и навыков ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры | Знать: Формы представления информации на компьютере. Понятие данные. Программа как последовательность команд. Программная обработка данных Уметь: Находить различие между данными и программами. | теория | §1.3. | |||
9 | Файлы и файловая система | Познакомить учащихся с понятием файла, файловой системы | Знать: Понятие каталога, папки, файла. Выполнение операций над файлами. Путь доступа к файлу. Одноуровневая и многоуровневая файловая система. Логическое имя. Корневая папка Уметь: Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях | Лекция + практика | §1.4.1 §1.4.2. | презентация | ||
10 | Операции над файлами | Выполнение практической работы на выработку умений и навыков форматирования, дефрагментации и проверки дискеты | Знать: какие операции можно выполнять над файлами Уметь: выполнять операции над файлами и папками, проводить архивацию файлов | Теория + практика | §1.4.3. | |||
11 | Программное обеспечение ПК. Системное программное обеспечение. | Выработка понятия программного обеспечения компьютера Ввести понятие системного обеспечения | Знать: Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка ОС. Файловые менеджеры. Антивирусные программы. Системы программирования Уметь: Устанавливать ОС на компьютере. | Теория + практика | §1.5.1. | |||
12 | Прикладное программное обеспечение | Выработка понятия программного обеспечения компьютера. Ввести понятие прикладного обеспечения ПК. | Знать: Основные типы ПО, прикладные программы общего и специально назначения. Уметь: Работать с калькулятором, мультимедийным проигрывателем | Теория + практика | §1.5.2. | |||
13 | Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. | Знакомство с понятием лицензионных, условно бесплатных и свободно распространяемых программ | Знать: Деление программ по юридическому статусу. Бета-версии. Драйвер Уметь: Грамотно использовать программы в соответствие с их юридическим статусом. | Лекция | §1.5.3. Опережающее задание: подготовка сообщений о типах вирусов. | |||
14 | Графический интерфейс ОС. Рабочий стол. Окна. | Представление о графическом интерфейсе ОС, понятие компьютерного меню. Знакомство с назначением и функциями контекстного меню. Назначение объектов Рабочего стола. Представление об окне как об объекте графического интерфейса. | Знать: Пользовательский интерфейс Windows Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Рабочий стол. Основные элементы окна. Элементы диалогового окна. Контекстное меню Уметь: Находить элементы диалогового окна. Вызывать контекстное меню. | Теория + практика | §1.6 | |||
15 | Компьютерные вирусы | Дать представление о вирусах и их видах | Знать: Последствия заражения Типы компьютерных вирусов Уметь: определять наличие вируса по характерным ему признакам | лекция | §1.7 | презентация | ||
16 | Антивирусные программы | Познакомиться с назначением антивирусных программ. Научиться использовать антивирусные программы для проверки компьютера на наличие вирусов и его излечения. | Знать: Последствия заражения Типы компьютерных вирусов и антивирусных программ Уметь: Запускать программу антивируса | Теория + практика | §1.7 | презентация | ||
17 | Контрольная работа по теме «Компьютер и программное обеспечение» | Проконтролировать уровень знаний по теме «Компьютер и программное обеспечение» | к/р | |||||
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ – 17 часов | ||||||||
18 | Растровая и векторная графика Растровые графические редакторы | Познакомиться со сферами применения компьютерной графики. Дать представление о типах компьютерных изображений; познакомить с принципами формирования растровых и векторных изображений | Знать: Растровая и векторная графика. Пиксели. Пространственное разрешение. Графические примитивы. Принципы работы с растровыми изображениями Уметь: Создание объектов с помощью растровой графики | лекция | §2.1. §2.2.1. | презентация | ||
19 | Интерфейс графических редакторов Область рисования Инструменты рисования и графические примитивы. Палитра цветов | Основные возможности растрового графического редактора. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. | Знать: Возможности редактирования изображений в векторных редакторах, примеры векторных редакторов. Уметь: Использовать основные инструменты для рисования. Организовывать область рисования. Создавать графические примитивы. Вводить дополнительные цвета в стандартную панель; заменять цвета в растровых графических изображениях | Теория + практика | §2.3.1. §2.3.2. | презентация | ||
20 | Редактирование рисунка | Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов | Уметь: Создание, сохранение и преобразование, распечатка рисунка в растровом редакторе | Практика | §2.3.3. §2.3.4. | |||
21 | Практическая работа | Закрепить навыки работы в растровом графическом редакторе. | Уметь: выделять и перемещать фрагмент рисунка, создавать графические объекты из типовых фрагментов. Сохранять рисунок в файле и открывать файл. | Практика | §2.3.5. §2.3.6. | |||
22 | Векторные графические редакторы Сохранение графических файлов в разных форматах | Познакомиться с векторной графикой, с различными форматами графических файлов | Знать: Принципы работы с векторными изображениями Понятие пикселизации при увеличении изображений. Сохранение графических файлов в различных форматах Уметь: Создание, сохранение и преобразование, распечатка рисунка в растровом редакторе | Лекция + практика | §2.2.2 §2.2.3. | презентация | ||
23 | Системы компьютерного черчения Программа Компас | Познакомить учащихся с интерфейсом векторного графического редактора Компас | Знать: Основные элементы окна системы компьютерного черчения Компас, их назначение Уметь: создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора | Лекция + практика | §2.4. | презентация | ||
24 | Практическая работа – черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения | Создание изображений с помощью векторного графического редактора, конструирование основных чертежных объектов в системе компьютерного черчения | Знать: возможности, режимы работы и среду векторного графического редактора. Уметь: создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора, использовать графические примитивы, конструировать объекты | Практика | §2.4. | |||
25 | Практическая работа – выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения
| Закрепить навыки построения основных чертежных объектов. Научиться вводить дополнительные цвета в стандартную палитру цветов | Знать: возможности, режимы работы и среду векторного графического редактора; возможности получения различных оттенков цвета смешением красной, зеленой и синей составляющих. Уметь: создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора, использовать графические примитивы, конструировать объекты | Практика | подготовиться к с/р | |||
26 | Самостоятельная работа по теме «Растровая и векторная графика» | Проконтролировать уровень знаний по теме «Растровая и векторная графика» | Уметь применять ранее полученных ЗУН в новой ситуации | с/р | карточки с тестовыми заданиями | |||
27 | Компьютерная презентация | Компьютерная презентация. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда | Знать: Настройка анимации, порядок анимации, смена анимации по щелчку мыши и по окончанию предыдущего действия. Уметь: Работа со слайдом | Теория практика | §2.5.1. | презентация | ||
28 | Дизайн презентации и макеты слайдов | Познакомиться с возможностью автоматического создания дизайна и разметки слайдов | Знать: Работа с презентацией в Виде «Сортировщик слайдов». Вставка нового слайда Смена слайдов в презентации Оформление слайда с помощью шаблона Уметь: Работа со слайдами: вставка, удаление, перемещение, копирование. | Теория + практика | §2.5.2. . | презентация | ||
29 | Вставка рисунков и объектов, звука и видео изображений в презентацию | Дать представление об основных информационных объектах, которые можно поместить на слайде | Знать: Работа с презентацией. Вставка рисунков, объектов. Вставка музыки и видео в презентацию Уметь: Работа со слайдами. Вставка и работа с рисунками и объектами. Создание презентации с использованием музыкальных и видео файлов. | Теория + практика | Записи в тетради §2.5.3. | |||
30 | Вставка управляющих кнопок и создание гиперссылок. | Научиться создавать презентацию, в которой используется гиперссылки и управляющие кнопки | Знать: Назначение гиперссылок и управляющих кнопок. Настройка действия Уметь: Вставлять гиперссылки, делать переход по слайдам, понятие о скрытом слайде в презентации. | Теория + практика | Записи в тетради | презентация | ||
31 | Настройка анимации и звука в презентации | Познакомиться с возможностями использования анимации и звука в презентации | Знать: Настройка анимации для объектов на слайде Уметь: Вставлять, изменять параметры, удалять анимацию для объектов на слайде | Теория + практика | §2.5.3. | презентация | ||
32 | Проект на свободную тему | Проконтролировать форматирование навыков создания, редактирования презентации, умения назначать эффекты анимации, создавать переходы со слайда на слайд | Уметь: создавать интерактивную мультимедийную презентацию на свободную тему | Практика | повторение | |||
33 | Итоговая контрольная работа | Контроль знаний, умений и навыков полученных на предыдущих уроках | К/р | |||||
34 | Повторение | Повторить материал по курсу информатике 7 класса | Беседа |
В состав учебно-методического комплекта для учителя по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
- учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика» 7 класс – Москва, БИНОМ, 2007г.;
- методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
- Практикум по информатике и информационным технологиям: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 4-е изд. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006г.;
- Windows-CD, содержащий программную поддержку базового и профильных курсов «Информатика и ИКТ» и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows. Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2007.
- Информатика. 7 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича / авт.-сост. А.М. Горностаева. - Волгоград: Учитель, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (7 класс)
Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии"Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы Н.Д. Угриновича с учетом требований фе...
Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (8-9 классы)
Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии"Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы Н.Д. Угриновича с учетом требований фе...
Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (10-11 классы)
Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (10-11 классы)Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы Н.Д. Угриновича с учето...
рабочая программа по информатике и информационным технологиям 10-11
программа по Угриновичу с поурочным планированием 2ч в неделю...
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования,...
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования,...
Рабочая программа дисциплины "Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности" по специальности: "Рациональное использование природохозяйственных комплексов"
Дисциплина ЕН.02 Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности является обязательной частью профессиональной подготовки (математического и общего естественнонаучного цикла) о...