Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (8-9 классы)
рабочая программа (информатика и икт, 8 класс) по теме

Белова Ольга Михайловна

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии"

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы   Н.Д. Угриновича с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в  VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8-9_2013-2014.docx61.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования  Плавский район

«Волхонщинская  средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАННО                        УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей                              зам. директора по УМР                                      директор школы

 естественно-математического цикла        ______________________________                _________________________________        

протокол №___ от «___» __________2013 г                  «___» сентября 2013 г.                «___» сентября 2013 г.                

                                                                                                        

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 КУРАСА

«ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

 8-9  КЛАССЫ

Составитель: Белова О.М.

2013-2014 уч. Год

Пояснительная записка

Статус документа

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы   Н.Д. Угриновича с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с  распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем; тематическое планирование учебного материала; требования к уровню подготовки выпускников; перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы; учебно-методический комплект.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).  

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие  относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования  и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

В случае отсутствия должной технической базы для  реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Цели 

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в  VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Содержание программы

8 класс

Информация и информационные процессы (8 ч.)

Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы (1 ч)

Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (12 ч.)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы (4 ч)

Работа с файлами с использованием файлового менеджера. Форматирование диска.

Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

Коммуникационные технологии (14 ч.)

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. 

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, не компьютерных источниках информации. Компьютерные и не компьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование. Web-страницы и Web-сайты.

Практические работы (8 ч)

Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети. Подключение к интернету. География Интернета. Путешествие по всемирной паутине. Работа с электронной почтой. Загрузка файлов из Интернета. Поиск информации в Интернете. Создание и сохранение Web-страницы. Форматирование созданной Web-страницы. Добавление изображений и гиперссылок на созданную ранее Web-страницу. Добавление списков на созданные страницы. Добавление интерактивных форм на созданную страницу

резерв учебного времени – 1 час

Итоговый тест по курсу

Всего – 35 часов

9 класс

Кодирование и обработка графической и мультимедийной  информации (13 ч)

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические         приемы записи звуковой и видеоинформации. Использование простых анимационных графических объектов

Практические работы (6 ч)

Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора.    Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов.         Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.        

Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений.

Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора. Запись изображений и звука  с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Кодирование и обработка текстовой информации (10 ч)

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы (6 ч.)

Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

Вставка в документ формул.

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Создание гипертекстового документа.

Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Кодирование и обработка числовой информации (13 ч)

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).  Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

        Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации: логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

Практические работы (6 ч.)

Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. Создание и обработка таблиц.

Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков. Поиск записей в готовой базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (15 ч)

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

        Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла.  Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы (7 ч)

Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.

Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.

Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.

Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи, использования логических операций.

Моделирование и формализация (8 ч)

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика, диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Практические работы (4 ч)

Построение генеалогического древа семьи.

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей' анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

Информатизация общества (5 ч)

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

резерв учебного времени – 6 часов

  1. Введение. Структура курса. Техника безопасности при работе за компьютером.
  2. Повторение материала за курс 8 класса «Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Определение количества информации».
  3. Повторение по темам «Кодирование и обработка графической и мультимедийной  информации», «Кодирование и обработка текстовой информации», «Кодирование и обработка числовой информации».
  4. Повторение по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».
  5. Итоговый тест по курсу.
  6. Итоговое занятие.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(8 КЛАСС)

№ урока

Наименование подраздела программы

Тема урока

Количество часов

Раздел I. Информация и информационные процессы (8 ч.)

1.

Информация в природе, обществе и технике

Введение. Требования безопасности и гигиены при работе с компьютером. Информация и информационные процессы в природе

1

2.

Человек: информация и информационные процессы

1

3.

Информация и информационные процессы в технике

1

4.

Кодирование информации с помощью знаковых систем

Знаки: форма и значение

1

5.

Знаковые системы. Кодирование информации

1

6.

Количество информации

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации.

1

7.

Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора»

1

8.

Контрольная работа № 1 по теме «Информация и информационные процессы»

1

Раздел II.Компьютер как универсальное устройство обработки информации (12 ч.)

9.

Программная обработка данных на компьютере

Программная обработка данных на компьютере

1

10.

Устройство компьютера

Устройство компьютера. Процессор и системная плата

1

11.

Устройства ввода и вывода информации

1

12.

Оперативная память. Долговременная память.

1

13.

Файлы и файловая система

Файлы и файловая система.

Практическая работа № 2«Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

1

14.

Работа с файлами и дисками. Практическая работа № 3 «Форматирование диска»

1

15.

Программное обеспечение компьютера

Программное обеспечение компьютера

1

16.

Графический интерфейс

Графический интерфейс операционных систем и приложений

1

17.

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Практическая работа № 4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы»

1

18.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа №5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

1

19.

Правовая охрана программ и данных.  Защита информации

Правовая охрана программ и данных. Защита информации

1

20.

Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

1

Раздел III.Коммуникационные технологии (14 ч.)

21.

Локальные компьютерные сети

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 6 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

1

22.

Глобальная компьютерная сеть Интернет

Состав Интернета.

Практическая работа № 7«Подключение к интернету»

1

23.

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

Практическая работа № 8«География Интернета»

1

24.

Информационные ресурсы Интернета

Всемирная паутина.

Практическая работа № 9«Путешествие по всемирной паутине»

1

25.

Электронная почта. Практическая работа №10 «Работа с электронной почтой»

1

26.

Файловые архивы. Практическая работа № 11 «Загрузка файлов из Интернета»

1

27.

Общение в интернете

1

28.

Поиск информации в интернете. Практическая работа  № 12 «Поиск информации в Интернете»

1

29.

Электронная коммерция в Интернете

Электронная коммерция в Интернете

1

30.

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML

Web-страницы и Web-сайты.

 Практическая работа № 13  «Создание и сохранение Web-страницы»

1

31.

Форматирование текста на Web-странице. Практическая работа № 14 «Форматирование созданной Web-страницы»

1

32.

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Практическая работа № 15 «Добавление изображений и гиперссылок на созданную ранее Web-страницу»

1

33.

Списки на Web-страницах.

1

Практическая работа  № 16 «Добавление списков на созданные страницы»

34.

Интерактивные формы на  Web-страницах. Практическая работа  №17 «Добавление интерактивных форм на созданную страницу»

1

35.

Итоговый тест по курсу

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(9 КЛАСС)

№ урока

Тема урока

Количество часов

1.

Введение. Структура курса. Техника безопасности при работе за компьютером.

1

2.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Определение количества информации.

1

Раздел I. Кодирование и обработка графической и мультимедийной  информации (13 часов)

3.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».

1

4.

Растровая и векторная графика.

1

5.

Создание графических примитивов в растровых и векторных редакторах Инструменты рисования растровых графических редакторов.

1

6.

Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

1

7.

Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.

1

8.

Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

1

9.

Растровая и векторная анимация.

1

10.

Практическая работа № 4 «Анимация».

1

11.

Кодирование звуковой информации.

1

12.

Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации»

1

13.

Цифровое фото и видео.

1

14.

Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу», Практическая работа № 7 «Запись и монтаж видеоклипа»

1

15.

Контрольная работа №1  «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

1

Раздел II.  Кодирование и обработка текстовой информации (10 часов)

16.

Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита. Практическая работа № 7 «Кодирование текстовой информации».

1

17.

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа.

Практическая работа № 8 «Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц».

1

18.

Сохранение и печать документов. Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул»

1

19.

Форматирование документа. Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».

1

20.

Форматирование документа. Практическая работа №  11 «Создание и форматирование списков».

1

21.

Таблицы. Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

1

22.

Практическая работа № 13 «Создание гипертекстового документа».

1

23.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текста. Практическая работа № 14 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

1

24.

Системы оптического распознавания текста. Практическая работа № 15 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

1

25.

Контрольная работа №2 «Кодирование и обработка текстовой информации»

1

Раздел III.  Кодирование и обработка числовой информации (13 часов)

26.

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Практическая работа № 16 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью Калькулятора».

1

27.

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Практическая работа № 17 «Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью Калькулятора».

1

28.

Представление чисел в компьютере.

1

29.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Основные параметры, типы и форматы данных.

1

30.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1

31.

Практическая работа № 18 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

1

32.

Встроенные функции.

1

33.

Практическая работа № 19 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

1

34.

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

1

35.

Практическая работа № 20 «Построение диаграмм различных типов».

1

36.

Базы данных в электронных таблицах.  Практическая работа № 21 «Создание простой базы данных «Записная книжка»».

1

37.

Сортировка данных. Практическая работа № 22 «Сортировка информации в базе данных».

1

38.

Контрольная работа  № 3 «Кодирование и обработка числовой информации»

1

Раздел IV.  Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (15 часов)

39.

Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов.

1

40.

Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, цикл) и их кодирование на языке программирования.

1

41.

Переменные в VisualBasic: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения

1

42.

Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.

1

43.

Функции в языке программирования VisualBasic.

1

44.

Основы объектно-ориентированного программирования.

1

45.

Практическая работа № 23 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».

1

46.

Практическая работа № 24 «Переменные»

1

47.

Практическая работа № 25«Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».

1

48.

Практическая работа № 26 «Проект «Ветвление. Проверка знаний»».

1

49.

Практическая работа № 27 «Проект «Выбор. Выставление оценок»».

1

50.

Практическая работа № 28  «Проект «Цикл. Коды символов»».

1

51.

Графические возможности VisualBasic.

1

52.

Практическая работа № 29 «Проект «Графический редактор»».

1

53.

Контрольная работа № 4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

1

Раздел V. Моделирование и формализация (8 часов)

54.

Окружающий мир как иерархическая система.

1

55.

Моделирование, формализация, визуализация.

1

56.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

57.

Построение и исследование физических моделей. Практическая работа № 30 «Проект «Бросание мячика на площадку»».

1

58.

Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей.

Практическая работа № 31«Проект «Графическое решение уравнения»».

1

59.

Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа № 32 «Проект «Распознавание удобрений»».

1

60.

Информационные модели управления объектами. Практическая работа № 30 «Проект «Модели систем управления»».

1

61.

Контрольная работа  № 5 «Моделирование и формализация»

1

Раздел VI. Информатизация общества (5 часов)

62.

Основные этапы развития средств информационных технологий

1

63.

Информационная культура.

1

64.

Правовая охрана информационных ресурсов.

1

65.

Информационная безопасность. Защита населения от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы.

1

66.

Информационная безопасность. Антивирусные программы.

1

67.

Повторение.

1

68.

Повторение.

1

69.

Итоговый тест по курсу.

1

70.

Итоговое занятие

1

Общее количество часов

70

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;  

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013»
  2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "Информационные технологии в управлении"

Курс «Информационные технологии в управлении» изучается на стадии предпрофильной подготовки старшей степени обучения в средней школе и является элективным, т. е. относится к вариативной компоненте обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИнформационные технологии в профессиональной деятельностидля специальности:270837 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения...

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 050503 Технология

Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 030503 Правоведение

Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии"

Программ учебной дисциплины для специальности "Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности: 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Рабочая учебная программа дисциплины ОП.04. Информационные технологии в профессиональной деятельности вводится в соответствии с ФГОС СПО в качестве обязательной общепрофессиональной дисциплины професс...

Рабочая программа элективного курса "Информационные технологии" 11 класс

Курс  «Информационные  технологии» является  преемственным  по  отношению  к  базовому  курсу  информатики  и  ИКТ,  обеспечивающему требова...