Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (10-11 классы)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (10-11 классы)
Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы Н.Д. Угриновича с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
В соответствии с учебным планом программа курса «Информатика и ИКТ» рассчитана на преподавание в 10 классе всего 70 часов, из расчета 2 часа в неделю; в 11 классе всего 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10-11_2013-2014.docx | 57.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования Плавский район
«Волхонщинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей зам. директора по УМР директор школы
естественно-математического цикла ______________________________ _________________________________
протокол №___ от «___» __________2013 г «___» сентября 2013 г. «___» сентября 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРАСА
«ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
10-11 КЛАССЫ
Составитель: Белова О.М.
2013-2014 уч. год
Пояснительная записка
Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы Н.Д. Угриновича с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины миры. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики и ИКТ.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Поэтому, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким-либо образом представить эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствии с классической методологией познания является моделью (соответственно, – информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны: тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектов.
Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме, доступной данному техническому устройству, например компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики и ИКТ – от информационных процессов к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. Тогда можно говорить об информационной технологии решения задачи, освоение которой является приоритетной задачей курса основной школы. Освоение этой задачи не следует смешивать с изучением конкретных программных средств. При этом следует отметить, что в основной школе решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики и ИКТ в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это обусловлено тем, что базовый уровень старшей школы ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой гуманитарной культуры, а не простое противопоставление естественнонаучному образованию. При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представление данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики и ИКТ основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и ИКТ, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Курсы информатики и ИКТ основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: информационные процессы, информационные модели и информационные основы управления. В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или неявном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики и ИКТ с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем (АИС) в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
- АИС хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
- АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
- АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
- АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существует сами по себе (как не существует движение само по себе – всегда существует «носитель» этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы ни рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы ни рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики и ИКТ является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступая в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа – разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе – также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом являются изучение информационных основ управления, которые являются неотъемлемым компонентом курса информатики и ИКТ. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированные информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строится по принципу «открытой автоматизированной системы», т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам, как информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатике и ИКТ в общеобразовательной школе целесообразно организовать «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких «витков» в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику и ИКТ в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики и ИКТ основной школы. С другой стороны, это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом программа курса «Информатика и ИКТ» рассчитана на преподавание в 10 классе всего 70 часов, из расчета 2 часа в неделю; в 11 классе всего 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Содержание программы
10 класс
Информация и информационные процессы (8 ч)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы (2 ч)
Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний
Определение количества информации с использованием алфавитного подхода
Компьютерные технологии представления информации (20 ч)
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятия о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практические работы (8 ч)
Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (28 ч)
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Практические работы (20 ч)
Создание и преобразование информационных объектов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (12 ч)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Инструментальные средства создания веб-сайтов.
Практические работы (7 ч).
Компьютерные сети.
Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Express. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка веб-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания веб-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на веб-страницах. Тестирование и публикация веб-сайта.
резерв учебного времени – 2 часа
- Итоговый тест по курсу.
- Итоговое занятие.
Всего – 70 часов
11 класс
Основы логики (10 ч)
Логика как наука. Формы мышления. Отношения между понятиями. Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.
Практические работы (4 ч).
Решение логических задач
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (4 ч)
Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
Практические работы (4ч).
Встроенные функции: математические, статистические, логические. Сортировка и поиск данных. Построение диаграмм и графиков
Информационные системы (9 ч.)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Практические работы (7 ч)
Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (12 ч)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практические работы (8 ч)
Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Алгоритмизация и программирование (18 ч.)
Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур. Основы объектно-ориентированного программирования. Объекты: свойства, методы, события. Форма, размещение на ней управляющих элементов. Тип, имя, значение переменной. Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание. Функции преобразования типов данных. Строковые функции. Графические возможности объекта. Модульный принцип построения проекта и программного кода. Массивы. Типы и объявление массивов. Заполнение массива. Поиск в массивах. Сортировка массива. Обработка одномерных массивов. Двумерные массивы и вложенные циклы. Обработка двумерных массивов.
Практические работы (9 ч).
Проект «Переменные». Проект «Калькулятор». Проект «Инженерный калькулятор». Функции ввода и вывода. Функции даты и времени. Проект «График функции». Проект «Движение круга».
Моделирование и формализация (8 ч)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы (4 часа)
Моделирование и формализация.
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
Исследование моделей.
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
Информационные основы управления.
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявления каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информатизация общества (4 ч)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Резерв учебного времени – 5часов.
- Повторение по теме «Основы логики»
- Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование»
- Повторение по теме «Моделирование и формализация»
- Итоговый тест по курсу.
- Итоговое занятие.
Всего – 70 часов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 КЛАСС)
№ п/п | Наименование подраздела программы | Тема урока | Количество часов |
1. | Введение | Правила техники безопасности. Вещественно-энергетическая и информационная картина мира | 1 |
2. | Информационные технологии (обработка текстовой информации) | Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов. Практическая работа №1 «Создание и редактирование документов» | 1 |
3. | Теоретическая информатика | Понятие «информация» и свойства информации | 1 |
4. | Информационные технологии (обработка текстовой информации) | Практическая работа № 2 «Форматирование документа» | 1 |
5. | Теоретическая информатика | Информация и знания. Единицы измерения количества информации. | 1 |
6. | Практическая работа № 3 «Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний» | 1 | |
7. | Алфавитный подход к определению количества информации. | 1 | |
8. | Практическая работа № 4 «Определение количества информации с использованием алфавитного подхода» | 1 | |
9. | Кодирование информации с помощью знаковых систем | 1 | |
10. | Информационные технологии (обработка текстовой информации) | Практическая работа № 5 «Создание, редактирование и форматирование документов» | 1 |
11. | Теоретическая информатика | Контрольная работа №1 «Измерение информации, представление информации с помощью знаковых систем» | 1 |
12. | Информационные технологии (обработка текстовой информации) | Практическая работа № 6 «Вставка в документ формул» | 1 |
13. | Теоретическая информатика | Представление числовой информации с помощью систем счисления | 1 |
14. | Информационные технологии (обработка текстовой информации) | Гипертекст. Практическая работа № 7 «Создание гипертекстового документа» | 1 |
15. | Теоретическая информатика | Перевод чисел в десятичную систему счисления и из десятичной системы счисления | 1 |
16. | Информационные технологии (обработка текстовой информации) | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 8«Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика» | 1 |
17. | Теоретическая информатика | Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую | 1 |
18. | Информационные технологии (обработка текстовой информации) | Системы автоматизированного распознавания документов. Практическая работа № 9 «Сканирование «бумажного» и распознание электронного текстового документа» | 1 |
19. | Теоретическая информатика | Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная триада, двоичная триада. | 1 |
20. | Информационные технологии (обработка графической информации) | Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. | 1 |
21. | Теоретическая информатика | Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Решение задач. | 1 |
22. | Информационные технологии (обработка графической информации) | Растровые и векторные редакторы. Практическая работа № 10 «Создание и редактирование изображения в растровом редакторе Paint» | 1 |
23. | Теоретическая информатика | Арифметические операции в позиционных системах счисления | 1 |
24. | Информационные технологии (обработка графической информации) | Практическая работа № 11 «Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Word» | 1 |
25. | Теоретическая информатика | Арифметические операции в позиционных системах счисления. Решение задач | 1 |
26. | Информационные технологии (обработка графической информации) | Система автоматизированного проектирования | 1 |
27. | Теоретическая информатика | Представление целых и вещественных чисел в компьютере. Формат с фиксированной и плавающей запятой | 1 |
28. | Информационные технологии (обработка графической информации) | Практическая работа № 12 «Построение основных чертежных объектов» | 1 |
29. | Теоретическая информатика | Контрольная работа № 2 «Системы счисления» | 1 |
30. | Теоретическая информатика | Двоичное кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита | 1 |
31. | Теоретическая информатика | Практическая работа № 13 «Представление текста в различных кодировках». Практическая работа № 14 «Определение числового кода символа и ввод символа по числовому коду в текстовом редакторе» | 1 |
32. | Информационные технологии | Практическая работа № 15 «Компьютерные презентации. Использование мультимедийных технологий» | 1 |
33. | Практическая работа № 16 «Создание мультимедийных презентаций» | 1 | |
34. | Практическая работа № 17 «Создание анимации» | 1 | |
35. | Практическая работа № 18 «Использование гиперссылок в презентациях» | 1 | |
36. | Теоретическая информатика | Двоичное кодирование графической информации. Практическая работа № 19 «Установка графического режима экрана монитора» | 1 |
37. | Информационные технологии | Электронные таблицы. Типы и формат данных | 1 |
38. | Теоретическая информатика | Вычисление информационного объема растрового изображения (решение задач) | 1 |
39. | Информационные технологии | Практическая работа № 20 «Создание таблицы, содержащей числа, текст, формулы» | 1 |
40. | Относительные и абсолютные ссылки | 1 | |
41. | Практическая работа № 21 «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок» | 1 | |
42. | Теоретическая информатика | Двоичное кодирование звуковой информации | 1 |
43. | Информационные технологии | Встроенные математические и логические функции | 1 |
44. | Практическая работа № 22 «Приближенное решение уравнений» | 1 | |
45. | Теоретическая информатика | Практическая работа № 23 «Запись звукового файла с заданными частотой дискретизации и глубиной кодирования» | 1 |
46. | Информационные технологии | Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков | 1 |
47. | Практическая работа № 24 «Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов» | 1 | |
48. | Теоретическая информатика | Вычисление информационного объема звукового файла | 1 |
49. | Информационные технологии | Практическая работа № 25 «Электронные таблицы» | 1 |
50. | Теоретическая информатика | Решение задач на кодирование текстовой информации. | 1 |
51. | Решение задач на кодирование графической информации. | 1 | |
52. | Решение задач на кодирование звуковой информации. | 1 | |
53. | Контрольная работа № 3 «Представление информации в памяти компьютера» | 1 | |
54. | Информационные технологии | Практическая работа № 26 «Обмен данными между приложениями Word, Excel» | 1 |
55. | Практическая работа № 27 «Обмен данными между приложениями Word, PowerPoint» | 1 | |
56. | Практическая работа № 28 «Обмен данными между приложениями Word,Excel,PowerPoint» | 1 | |
57. | Коммуникационные технологии | Передача информации. Локальные компьютерные сети | 1 |
58. | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. | 1 | |
59. | Принципы маршрутизации и транспортировки данных | 1 | |
60. | Поиск информации в Интернете. Коммерция в Интернете. | 1 | |
61. | Практическая работа № 29 «Вставка изображений в Web- страницы» | 1 | |
62. | Компьютерные сети. | 1 | |
63. | Практическая работа № 30 «Гиперссылка на Web- страницы » | 1 | |
64. | Практическая работа № 31 «Списки на Web- странице» | 1 | |
65. | Практическая работа № 32 «Таблицы на Web- странице» | 1 | |
66. | Практическая работа № 33 «Формы на Web- странице» | 1 | |
67. | Практическая № 34 (часть 1) «HTML» | 1 | |
68. | Практическая № 34 (часть 2) «HTML» | 1 | |
69. | Итоговый тест по курсу. | 1 | |
70. | Итоговое занятие. | 1 | |
Общее количество часов | 70 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (11 КЛАСС)
№ п/п | Наименование подраздела программы | Тема урока | Количество часов |
1. | Введение | Правила техники безопасности. Структура курса. | 1 |
2. | Основы логики | Логика как наука. Формы мышления | 1 |
3. | Информационные технологии (обработка числовой информации) | Электронные таблицы. Практическая работа № 1 «Встроенные функции: математические, статистические, логические» | 1 |
4. | Основы логики | Отношения между понятиями. | 1 |
5. | Информационные технологии (обработка числовой информации) | Практическая работа № 2 «Сортировка и поиск данных» Практическая работа № 3 «Построение диаграмм и графиков» | 1 |
6. | Основы логики | Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций | 1 |
7. | Информационные технологии (обработка числовой информации) | Практическая работа (обобщение – часть 1) № 4 «Электронные таблицы» | 1 |
8. | Основы логики | Логические законы и правила преобразования логических выражений | 1 |
9. | Информационные технологии (обработка числовой информации) | Практическая работа (обобщение – часть 2) № 5 «Электронные таблицы» | 1 |
10. | Основы логики | Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение задач. | 1 |
11. | Информационные технологии (хранение информации) | Базы данных. Табличные, иерархические, сетевые базы данных | 1 |
12. | Основы логики | Решение логических задач | 1 |
13. | Информационные технологии (хранение информации) | Система управления базами данных Access. Практическая работа № 6 «Создание базы данных» | 1 |
14. | Основы логики | Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы | 1 |
15. | Информационные технологии (хранение информации) | Практическая работа № 7 «Ввод и редактирование данных » | 1 |
16. | Основы логики | Сумматор двоичных чисел. Триггер. | 1 |
17. | Информационные технологии (хранение информации) | Практическая работа № 8 «Поиск информации в БД» | 1 |
18. | Основы логики | Контрольная работа № 1 «Логические основы компьютера» | 1 |
19. | Устройство компьютера | Архитектура компьютера. Процессор (частота, разрядность, адресное пространство). Практическая работа № 9 «Тестирование процессора» | 1 |
20. | Информационные технологии (хранение информации) | Практическая работа № 10 «Сортировка данных. Печать данных с помощью отчетов» | 1 |
21. | Устройство компьютера | Оперативная и долговременная память. Практическая работа № 11 «Тестирование оперативной памяти» | 1 |
22. | Информационные технологии (хранение информации) | Реляционные базы данных. Однотабличные и многотабличные базы данных. | 1 |
23. | Устройство компьютера | Подключение периферийных устройств | 1 |
24. | Информационные технологии (хранение информации) | Практическая работа № 12 «Связывание таблиц. Создание реляционной базы данных» | 1 |
25. | Устройство компьютера | Контрольная работа № 2 «Устройство компьютера» | 1 |
26. | Информационные технологии (хранение информации) | Практическая работа № 13 (часть 1) «Базы данных СУБД» | 1 |
27. | Программное обеспечение компьютера | Данные и программы. Программное обеспечение компьютера. Операционная система | 1 |
28. | Информационные технологии (хранение информации) | Практическая работа № 13 (часть 2) «Базы данных СУБД» | 1 |
29. | Программное обеспечение компьютера | Графический интерфейс ОС и приложений. Практическая работа № 14 «Настройка графического интерфейса операционной системы» | 1 |
30. | Алгоритмизация и программирование | Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур. | 1 |
31. | Программное обеспечение компьютера | Файлы и файловые системы | 1 |
32. | Алгоритмизация и программирование | Основы объектно-ориентированного программирования | 1 |
33. | Программное обеспечение компьютера | Логическая структура дисков, форматирование гибких дисков. Практическая работа № 15 «Форматирование и дефрагментация гибкого диска» | 1 |
34. | Алгоритмизация и программирование | Объекты: свойства, методы, события | 1 |
35. | Программное обеспечение компьютера | Практическая работа № 16 «Работа с файлами и каталогами с помощью файлового менеджера». Практическая работа № 17 «Архивация и разархивация файлов» | 1 |
36. | Алгоритмизация и программирование | Форма, размещение на ней управляющих элементов | 1 |
37. | Программное обеспечение компьютера | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 18 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» | 1 |
38. | Практическая работа № 19 «Операции с файлами» | 1 | |
39. | Контрольная работа № 3«Программное обеспечение компьютера» | 1 | |
40. | Алгоритмизация и программирование | Тип, имя, значение переменной. Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание. Практическая работа № 20 «Проект «Переменные»» | 1 |
41. | Практическая работа № 21 «Проект «Калькулятор»» | 1 | |
42. | Функции преобразования типов данных. | 1 | |
43. | Практическая работа № 22 «Проект «Инженерный калькулятор»» | 1 | |
44. | Контрольная работа № 4 «Алгоритмизация и программирование» | 1 | |
45. | Моделирование и формализация | Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели | 1 |
46. | Алгоритмизация и программирование | Строковые функции. Практическая работа № 23 « Функции ввода и вывода. Функции даты и времени» | 1 |
47. | Моделирование и формализация | Типы информационных моделей | 1 |
48. | Алгоритмизация и программирование | Графические возможности объекта. Практическая работа № 24 «Проект «График функции»» | 1 |
49. | Моделирование и формализация | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 |
50. | Алгоритмизация и программирование | Практическая работа № 25 «Проект «Движение круга»» | 1 |
51. | Модульный принцип построения проекта и программного кода | 1 | |
52. | Моделирование и формализация | Практическая работа № 26 «Проект «Графическое решение уравнения»» | 1 |
53. | Практическая работа № 27 «Проект «Распознавание химических веществ»» | 1 | |
54. | Алгоритмизация и программирование | Массивы. Типы и объявление массивов. Заполнение массива | 1 |
55. | Моделирование и формализация | Практическая работа №28 «Проект «Система управления без обратной связи»» | 1 |
56. | Алгоритмизация и программирование | Поиск в массивах. Сортировка массива. | 1 |
57. | Моделирование и формализация | Практическая работа № 29 «Система управления с обратной связью» | 1 |
58. | Моделирование и формализация | Контрольная работа № 5 «Моделирование и формализация» | 1 |
59. | Алгоритмизация и программирование | Обработка одномерных массивов. Решение задач. | 1 |
60. | Алгоритмизация и программирование | Двумерные массивы и вложенные циклы | 1 |
Алгоритмизация и программирование | Обработка двумерных массивов. Решение задач. | 1 | |
62. | Информатизация общества | Информационное общество, образовательные информационные ресурсы | 1 |
63. | Информационная культура | 1 | |
64. | Правовая охрана информационных ресурсов | 1 | |
65. | Защита информации | 1 | |
66. | Повторение по теме «Основы логики» | 1 | |
67. | Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование» | 1 | |
68. | Повторение по теме «Моделирование и формализация» | 1 | |
69. | Итоговый тест по курсу. | 1 | |
70. | Итоговое занятие | 1 | |
Общее количество часов | 70 |
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем;
уметь
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- для автоматизации коммуникационной деятельности;
- для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
- Аппаратные средства
- компьютер
- проектор
- принтер
- телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети
- устройства вывода звуковой информации
- устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь)
- устройства для записи звуковой и визуальной информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера ит.д.)
- Программные средства
- операционная система
- файловый менеджер
- антивирусная программа
- программа – архиватор
- интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы
- звуковой редактор
- простейшая система управления базами данных
- программа – переводчик
- система оптического распознавания текста
- система программирования
- почтовый клиент
- браузер
Учебно-методический комплект:
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович –
4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013»
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович –
4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса "Информационные технологии в управлении"
Курс «Информационные технологии в управлении» изучается на стадии предпрофильной подготовки старшей степени обучения в средней школе и является элективным, т. е. относится к вариативной компоненте обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИнформационные технологии в профессиональной деятельностидля специальности:270837 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения...
Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 050503 Технология
Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...
Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 030503 Правоведение
Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии"
Программ учебной дисциплины для специальности "Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности: 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
Рабочая учебная программа дисциплины ОП.04. Информационные технологии в профессиональной деятельности вводится в соответствии с ФГОС СПО в качестве обязательной общепрофессиональной дисциплины професс...
Рабочая программа элективного курса "Информационные технологии" 11 класс
Курс «Информационные технологии» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требова...