Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (10-11 классы)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме

Белова Ольга Михайловна

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (10-11 классы)

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы   Н.Д. Угриновича с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

В соответствии с учебным планом программа курса «Информатика и ИКТ» рассчитана на преподавание в 10 классе всего 70 часов, из расчета 2 часа в неделю; в 11 классе всего 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10-11_2013-2014.docx57.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования  Плавский район

«Волхонщинская  средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАННО                        УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей                               зам. директора по УМР                                      директор школы

 естественно-математического цикла        ______________________________                _________________________________        

протокол №___ от «___» __________2013 г                  «___» сентября 2013 г.                «___» сентября 2013 г.                

                                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 КУРАСА

«ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

 10-11  КЛАССЫ

Составитель: Белова О.М.

2013-2014 уч. год

Пояснительная записка

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы   Н.Д. Угриновича с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины миры. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики и ИКТ.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Поэтому, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким-либо образом представить эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

 Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствии с классической методологией познания является моделью (соответственно, – информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны: тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектов.

Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме, доступной данному техническому устройству, например компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики и ИКТ – от информационных процессов к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. Тогда можно говорить об информационной технологии решения задачи, освоение которой является приоритетной задачей курса основной школы. Освоение этой задачи не следует смешивать с изучением конкретных программных средств. При этом следует отметить, что в основной школе решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики и ИКТ в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это обусловлено тем, что базовый уровень старшей школы ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой гуманитарной культуры, а не простое противопоставление естественнонаучному образованию. При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представление данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики и ИКТ основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и ИКТ, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  •  сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Курсы информатики и ИКТ основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: информационные процессы, информационные модели и информационные основы управления. В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или неявном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики и ИКТ с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем (АИС) в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • АИС хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.

Информационные процессы не существует сами по себе (как не существует движение само по себе – всегда существует «носитель» этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы ни рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы ни рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики и ИКТ является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступая в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа – разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе – также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом являются изучение информационных основ управления, которые являются неотъемлемым компонентом курса информатики и ИКТ. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированные информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.

Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строится по принципу «открытой автоматизированной системы», т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам, как информационное моделирование и информационные основы управления.

Обучение информатике и ИКТ в общеобразовательной школе целесообразно организовать «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких «витков» в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику и ИКТ в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики и ИКТ основной школы. С другой стороны, это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

        Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом программа курса «Информатика и ИКТ» рассчитана на преподавание в 10 классе всего 70 часов, из расчета 2 часа в неделю; в 11 классе всего 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Содержание программы

10 класс

Информация и информационные процессы (8 ч)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.

Практические работы (2 ч)

Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний

Определение количества информации с использованием алфавитного подхода

Компьютерные технологии представления информации (20 ч)

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятия о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Практические работы (8 ч)

Представление информации в компьютере.

Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (28 ч)

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Практические работы (20 ч)

    Создание и преобразование информационных объектов.

    Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.

Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для  наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей  (12 ч)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания веб-сайтов.

Практические работы (7 ч).

Компьютерные сети.

Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Express. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка веб-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания веб-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.

Гиперссылки на веб-страницах. Тестирование и публикация веб-сайта.

резерв учебного времени – 2 часа

  1. Итоговый тест по курсу.
  2. Итоговое занятие.

Всего – 70 часов

11 класс

Основы логики (10 ч)

Логика как наука. Формы мышления. Отношения между понятиями. Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.  Триггер.

Практические работы (4 ч).

Решение логических задач

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (4 ч)

Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Практические работы (4ч).

Встроенные функции: математические, статистические, логические. Сортировка и поиск данных. Построение диаграмм и графиков

Информационные системы (9 ч.)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы,  формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Практические работы (7 ч)

Информационные системы. СУБД.

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (12 ч)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Практические работы (8 ч)

Компьютер и программное обеспечение.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Алгоритмизация и программирование (18 ч.)

Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур. Основы объектно-ориентированного программирования. Объекты: свойства, методы, события. Форма, размещение на ней управляющих элементов. Тип, имя, значение переменной. Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание. Функции преобразования типов данных. Строковые функции. Графические возможности объекта. Модульный принцип построения проекта и программного кода. Массивы. Типы и объявление массивов. Заполнение массива. Поиск в массивах. Сортировка массива. Обработка одномерных массивов. Двумерные массивы и вложенные циклы. Обработка двумерных массивов.

Практические работы (9 ч).

Проект «Переменные». Проект «Калькулятор». Проект «Инженерный калькулятор». Функции ввода и вывода. Функции  даты и времени. Проект «График функции». Проект «Движение круга».

Моделирование и формализация (8 ч)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Практические работы (4 часа)

Моделирование и формализация.

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

Исследование моделей.

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

Информационные основы управления.

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявления каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Информатизация общества (4 ч)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Резерв учебного времени – 5часов.

  1. Повторение по теме «Основы логики»
  2. Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование»
  3. Повторение по теме «Моделирование и формализация»
  4. Итоговый тест по курсу.
  5. Итоговое занятие.

Всего – 70 часов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 КЛАСС)

№ п/п

Наименование подраздела программы

Тема урока

Количество часов

1.

Введение

Правила техники безопасности. Вещественно-энергетическая и информационная картина мира

1

2.

Информационные технологии (обработка текстовой информации)

Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов. Практическая работа №1 «Создание и редактирование документов»

1

3.

Теоретическая информатика

Понятие «информация» и свойства информации

1

4.

Информационные технологии (обработка текстовой информации)

Практическая работа № 2 «Форматирование документа»

1

5.

Теоретическая информатика

Информация и знания. Единицы измерения количества информации.

1

6.

Практическая работа № 3 «Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний»

1

7.

Алфавитный подход к определению количества информации.

1

8.

Практическая работа  № 4 «Определение количества информации с использованием алфавитного подхода»

1

9.

Кодирование информации с помощью знаковых систем

1

10.

Информационные технологии (обработка текстовой информации)

Практическая работа № 5 «Создание, редактирование и форматирование документов»

1

11.

Теоретическая информатика

Контрольная работа №1 «Измерение информации, представление информации с помощью знаковых систем»

1

12.

Информационные технологии (обработка текстовой информации)

Практическая работа № 6 «Вставка в документ формул»

1

13.

Теоретическая информатика

Представление числовой информации с помощью систем счисления 

1

14.

Информационные технологии (обработка текстовой информации)

Гипертекст.

Практическая работа № 7 «Создание гипертекстового документа»

1

15.

Теоретическая информатика

Перевод чисел в десятичную систему счисления и из десятичной системы счисления

1

16.

Информационные технологии (обработка текстовой информации)

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 8«Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»

1

17.

Теоретическая информатика

Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую

1

18.

Информационные технологии (обработка текстовой информации)

Системы автоматизированного распознавания  документов. Практическая работа № 9 «Сканирование «бумажного» и распознание электронного текстового документа»

1

19.

Теоретическая информатика

Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная триада, двоичная триада.

1

20.

Информационные технологии (обработка графической  информации)

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

1

21.

Теоретическая информатика

Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Решение задач.

1

22.

Информационные технологии (обработка графической  информации)

Растровые и векторные редакторы. Практическая работа № 10 «Создание и редактирование изображения в растровом редакторе Paint»

1

23.

Теоретическая информатика

Арифметические операции в позиционных системах счисления

1

24.

Информационные технологии (обработка графической  информации)

Практическая работа № 11 «Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Word»

1

25.

Теоретическая информатика

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Решение задач

1

26.

Информационные технологии (обработка графической  информации)

Система автоматизированного проектирования

1

27.

Теоретическая информатика

Представление целых и вещественных чисел в компьютере. Формат с фиксированной и плавающей запятой

1

28.

Информационные технологии (обработка графической  информации)

Практическая работа № 12 «Построение основных чертежных объектов»

1

29.

Теоретическая информатика

Контрольная работа № 2 «Системы счисления»

1

30.

Теоретическая информатика

Двоичное кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита

1

31.

Теоретическая информатика

Практическая работа № 13 «Представление текста в различных кодировках».

 Практическая работа № 14 «Определение числового кода символа и ввод символа по числовому коду в текстовом редакторе»

1

32.

Информационные технологии

Практическая работа № 15 «Компьютерные презентации. Использование мультимедийных технологий»

1

33.

Практическая работа № 16 «Создание мультимедийных презентаций»

1

34.

Практическая работа № 17 «Создание анимации»

1

35.

Практическая работа № 18 «Использование гиперссылок в презентациях»

1

36.

Теоретическая информатика

Двоичное кодирование графической информации. Практическая работа № 19 «Установка графического режима экрана монитора»

1

37.

Информационные технологии

Электронные таблицы. Типы и формат данных

1

38.

Теоретическая информатика

Вычисление информационного объема растрового изображения (решение задач)

1

39.

Информационные технологии

Практическая работа № 20 «Создание таблицы, содержащей числа, текст, формулы»

1

40.

Относительные и абсолютные ссылки

1

41.

Практическая работа № 21 «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок»

1

42.

Теоретическая информатика

Двоичное кодирование звуковой информации

1

43.

Информационные технологии

Встроенные математические и логические функции

1

44.

Практическая работа № 22 «Приближенное решение уравнений»

1

45.

Теоретическая информатика

Практическая работа № 23  «Запись звукового файла с заданными частотой дискретизации и глубиной кодирования»

1

46.

Информационные технологии

Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков

1

47.

Практическая работа № 24 «Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов»

1

48.

Теоретическая информатика

Вычисление информационного объема звукового файла

1

49.

Информационные технологии

Практическая работа № 25 «Электронные таблицы»

1

50.

Теоретическая информатика

Решение задач на кодирование текстовой информации.

1

51.

Решение задач на кодирование графической информации.

1

52.

Решение задач на кодирование звуковой информации.

1

53.

Контрольная работа № 3 «Представление информации в памяти компьютера»

1

54.

Информационные технологии

Практическая работа № 26 «Обмен данными между приложениями Word, Excel»

1

55.

Практическая работа № 27 «Обмен данными между приложениями Word, PowerPoint»

1

56.

Практическая работа № 28 «Обмен данными между приложениями Word,Excel,PowerPoint»

1

57.

Коммуникационные технологии

Передача информации. Локальные компьютерные сети

1

58.

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.

1

59.

Принципы маршрутизации и транспортировки данных

1

60.

Поиск информации в Интернете. Коммерция в Интернете.

1

61.

Практическая работа № 29  «Вставка изображений в Web- страницы»

1

62.

Компьютерные сети.

1

63.

Практическая работа № 30 «Гиперссылка на Web- страницы »

1

64.

Практическая работа № 31  «Списки на Web- странице»

1

65.

Практическая работа № 32 «Таблицы на Web- странице»

1

66.

Практическая работа № 33 «Формы на Web- странице»

1

67.

Практическая № 34 (часть 1) «HTML»

1

68.

Практическая № 34 (часть 2) «HTML»

1

69.

Итоговый тест по курсу.

1

70.

Итоговое занятие.

1

Общее количество часов

70

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (11 КЛАСС)

№ п/п

Наименование подраздела программы

Тема урока

Количество часов

1.

Введение

Правила техники безопасности. Структура курса.

1

2.

Основы логики

Логика как наука. Формы мышления

1

3.

Информационные технологии (обработка числовой информации)

Электронные таблицы.

Практическая работа № 1 «Встроенные функции: математические, статистические, логические»

1

4.

Основы логики

Отношения между понятиями.

1

5.

Информационные технологии (обработка числовой информации)

Практическая работа № 2 «Сортировка и поиск данных»

Практическая работа № 3 «Построение диаграмм и графиков»

1

6.

Основы логики

Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций

1

7.

Информационные технологии (обработка числовой информации)

Практическая работа (обобщение – часть 1) № 4 «Электронные таблицы»

1

8.

Основы логики

Логические законы и правила преобразования логических выражений

1

9.

Информационные технологии (обработка числовой информации)

Практическая работа (обобщение – часть 2) № 5 «Электронные таблицы»

1

10.

Основы логики

Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение задач.

1

11.

Информационные технологии (хранение информации)

Базы данных. Табличные, иерархические, сетевые базы данных

1

12.

Основы логики

Решение логических задач

1

13.

Информационные технологии (хранение информации)

Система управления базами данных Access.

Практическая работа № 6 «Создание базы данных»

1

14.

Основы логики

Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы

1

15.

Информационные технологии (хранение информации)

Практическая работа № 7 «Ввод и редактирование данных »

1

16.

Основы логики

Сумматор двоичных чисел.  Триггер.

1

17.

Информационные технологии (хранение информации)

Практическая работа № 8 «Поиск информации в БД»

1

18.

Основы логики

Контрольная работа № 1 «Логические основы компьютера»

1

19.

Устройство компьютера

Архитектура компьютера. Процессор (частота, разрядность, адресное пространство). Практическая работа № 9 «Тестирование процессора»

1

20.

Информационные технологии (хранение информации)

Практическая работа № 10 «Сортировка данных. Печать данных с помощью отчетов»

1

21.

Устройство компьютера

Оперативная и долговременная память. Практическая работа № 11 «Тестирование оперативной памяти»

1

22.

Информационные технологии (хранение информации)

Реляционные базы данных. Однотабличные и многотабличные базы данных.

1

23.

Устройство компьютера

Подключение периферийных устройств

1

24.

Информационные технологии (хранение информации)

Практическая работа № 12 «Связывание таблиц. Создание реляционной базы данных»

1

25.

Устройство компьютера

Контрольная работа № 2 «Устройство компьютера»

1

26.

Информационные технологии (хранение информации)

Практическая работа № 13 (часть 1) «Базы данных СУБД»

1

27.

Программное обеспечение компьютера

Данные и программы. Программное обеспечение компьютера. Операционная система

1

28.

Информационные технологии (хранение информации)

Практическая работа № 13 (часть 2) «Базы данных СУБД»

1

29.

Программное обеспечение компьютера

Графический интерфейс ОС и приложений.

Практическая работа № 14 «Настройка графического интерфейса операционной системы»

1

30.

Алгоритмизация и программирование

Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур.

1

31.

Программное обеспечение компьютера

Файлы и файловые системы

1

32.

Алгоритмизация и программирование

Основы объектно-ориентированного программирования

1

33.

Программное обеспечение компьютера

Логическая структура дисков, форматирование гибких дисков.

Практическая работа № 15 «Форматирование и дефрагментация гибкого диска»

1

34.

Алгоритмизация и программирование

Объекты: свойства, методы, события

1

35.

Программное обеспечение компьютера

Практическая работа № 16 «Работа с файлами и каталогами с помощью файлового менеджера».

Практическая работа № 17 «Архивация и разархивация файлов»

1

36.

Алгоритмизация и программирование

Форма, размещение на ней управляющих элементов

1

37.

Программное обеспечение компьютера

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 18 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

1

38.

Практическая работа № 19 «Операции с файлами»

1

39.

Контрольная работа № 3«Программное обеспечение компьютера»

1

40.

Алгоритмизация и программирование

Тип, имя, значение переменной. Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание. Практическая работа № 20 «Проект «Переменные»»

1

41.

Практическая работа № 21 «Проект «Калькулятор»»

1

42.

Функции преобразования типов данных.

1

43.

Практическая работа № 22 «Проект «Инженерный калькулятор»»

1

44.

Контрольная работа № 4 «Алгоритмизация и программирование»

1

45.

Моделирование и формализация

Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели

1

46.

Алгоритмизация и программирование

Строковые функции.

Практическая работа № 23 « Функции ввода и вывода. Функции  даты и времени»

1

47.

Моделирование и формализация

Типы информационных моделей

1

48.

Алгоритмизация и программирование

Графические возможности объекта.

Практическая работа № 24 «Проект «График функции»»

1

49.

Моделирование и формализация

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

50.

Алгоритмизация и программирование

Практическая работа № 25 «Проект «Движение круга»»

1

51.

Модульный принцип построения проекта и программного кода

1

52.

Моделирование и формализация

Практическая работа № 26 «Проект «Графическое решение уравнения»»

1

53.

Практическая работа № 27 «Проект «Распознавание химических веществ»»

1

54.

Алгоритмизация и программирование

Массивы. Типы и объявление массивов. Заполнение массива

1

55.

Моделирование и формализация

Практическая работа №28 «Проект «Система управления без обратной связи»»

1

56.

Алгоритмизация и программирование

Поиск в массивах. Сортировка массива.

1

57.

Моделирование и формализация

Практическая работа № 29 «Система управления с обратной связью»

1

58.

Моделирование и формализация

Контрольная работа № 5 «Моделирование и формализация»

1

59.

Алгоритмизация и программирование

Обработка одномерных массивов. Решение задач.

1

60.

Алгоритмизация и программирование

Двумерные массивы и вложенные циклы

1

61.

Алгоритмизация и программирование

Обработка двумерных массивов. Решение задач.

1

62.

Информатизация общества

Информационное общество, образовательные информационные ресурсы

1

63.

Информационная культура

1

64.

Правовая охрана информационных ресурсов

1

65.

Защита информации

1

66.

Повторение   по теме «Основы логики»

1

67.

Повторение по теме  «Алгоритмизация и программирование»

1

68.

Повторение по теме «Моделирование и формализация»

1

69.

Итоговый тест по курсу.

1

70.

Итоговое занятие

1

Общее количество часов

70

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения информатики и информационных технологий  на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • для автоматизации коммуникационной деятельности;
  • для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

  1. Аппаратные средства
  • компьютер
  • проектор
  • принтер
  • телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети
  • устройства вывода звуковой информации
  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь)
  • устройства для записи звуковой и визуальной информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера ит.д.)

  1. Программные средства
  • операционная система
  • файловый менеджер
  • антивирусная программа
  • программа – архиватор
  • интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы
  • звуковой редактор
  • простейшая система управления базами данных
  • программа – переводчик
  • система оптического распознавания текста
  • система программирования
  • почтовый клиент
  • браузер

Учебно-методический комплект:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович –

4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013»

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович –

4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "Информационные технологии в управлении"

Курс «Информационные технологии в управлении» изучается на стадии предпрофильной подготовки старшей степени обучения в средней школе и является элективным, т. е. относится к вариативной компоненте обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИнформационные технологии в профессиональной деятельностидля специальности:270837 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения...

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 050503 Технология

Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 030503 Правоведение

Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии"

Программ учебной дисциплины для специальности "Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности: 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Рабочая учебная программа дисциплины ОП.04. Информационные технологии в профессиональной деятельности вводится в соответствии с ФГОС СПО в качестве обязательной общепрофессиональной дисциплины професс...

Рабочая программа элективного курса "Информационные технологии" 11 класс

Курс  «Информационные  технологии» является  преемственным  по  отношению  к  базовому  курсу  информатики  и  ИКТ,  обеспечивающему требова...