Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (7 класс)
рабочая программа (информатика и икт, 7 класс) по теме
Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии"
Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы Н.Д. Угриновича с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В соответствии с учебным планом программа курса «Информатика и ИКТ» рассчитана на преподавание в 7 классе – всего 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_2013-2014.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования Плавский район
«Волхонщинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей зам. директора по УМР директор школы
естественно-математического цикла ______________________________ ____________________________
протокол №___ от «___» __________2013 г «___» сентября 2013 г. «___» сентября 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРАСА
«ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
7 КЛАСС
Составитель: Белова О.М.
2013-2014 уч. год
Пояснительная записка
Статус документа
Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы Н.Д. Угриновича с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем; тематическое планирование учебного материала; требования к уровню подготовки выпускников; перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы; учебно-методический комплект.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Изучение информатики и ИКТ в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для 7 классов положены следующие идеи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в следующих классах;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения, т. е. включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых;
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для седьмых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом программа курса «Информатика и ИКТ» рассчитана на преподавание в 7 классе – всего 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Содержание программы
Информационные технологии (1 ч)
Информация. Информатика.
Устройство компьютера (6 ч)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Практические работы (1 ч)
Установка разрешающей способности монитора. Работа с дискетой.
Программное обеспечение (8 ч.)
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы (2,5 ч)
Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти. Работа с файловым менеджером. Знакомство с графическим интерфейсом Windows. Защита от вирусов: обнаружение и лечение
Технология обработки текстовой информации (2 ч.)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Практические работы (2 ч)
Работа с клавиатурным тренажером. Правила набора текста.
Технология обработки графической информации (16 ч.)
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы (10,5 ч)
Инструменты графического редактора. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint. Инструменты векторного графического редактора. Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word. Рисование трехмерных объектов. Рисование в векторном редакторе StarOfficeDraw. Сохранение изображения в различных графических форматах. Построение основных чертежных объектов. Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения. Ввод дополнительных цветов в палитру. Проект на свободную тему. Создание простой презентации. Создание презентации на основе шаблонов и макетов. Создание анимации, встроенной в презентацию. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера». Разработка презентации «История развития ВТ»
Резерв учебного времени – 2 часа
- Повторение по темам «Устройство компьютера», «Программное обеспечение», «Информационные технологии»
- Итоговый тест по курсу
Всего – 35 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(7 КЛАСС)
№ урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов |
1. | Введение. Информационные технологии. | Информация. Информатика. Техника безопасности. | 1 |
2. | Устройство компьютера. | История развития вычислительной техники. Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером» | 1 |
3. | Устройство компьютера. | Компьютер – универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера. Практическая работа №2 «Работа с клавиатурным тренажером» | 1 |
Технология обработки текстовой информации. | |||
4. | Устройство компьютера. | Процессор. Практическая работа № 3 «Правила набора текста» | 1 |
Технология обработки текстовой информации. | |||
5. | Устройство компьютера. | Устройства ввода информации. Практическая работа №4 «Правила набора текста» | 1 |
Технология обработки текстовой информации. | |||
6. | Устройство компьютера. | Устройства вывода информации. Практическая работа №5 «Установка разрешающей способности монитора» | 1 |
7. | Устройство компьютера. | Внутренняя и долговременная память компьютера | 1 |
8. | Устройство компьютера. | Носители информации. Практическая работа № 6 «Работа с дискетой» | 1 |
9. | Контрольная работа по теме «Устройство компьютера» | 1 | |
10. | Программное обеспечение. | Типы персональных компьютеров. Практическая работа № 7 «Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти» | 1 |
11. | Технология обработки графической информации | Растровая и векторная графика. | 1 |
12. | Программное обеспечение | Файлы и папки Практическая работа № 8 «Инструменты графического редактора» | 1 |
Технология обработки графической информации | |||
13. | Программное обеспечение | Файловая система Практическая работа № 9 «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint» | 1 |
Технология обработки графической информации | |||
14. | Программное обеспечение | Операции над файлами Практическая работа № 10 «Работа с файловым менеджером» | 1 |
15. | Технология обработки графической информации | Растровые и векторные редакторы Практическая работа № 11 «Инструменты векторного графического редактора» | 1 |
16. | Программное обеспечение | Тест по теме «Программное обеспечение» Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word» | 1 |
Технология обработки графической информации | |||
17. | Программное обеспечение | Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Практическая работа № 13 «Рисование трехмерных объектов» | 1 |
Технология обработки графической информации | |||
18. | Программное обеспечение | Прикладное программное обеспечение Практическая работа № 14 «Рисование в векторном редакторе StarOfficeDraw» | 1 |
Технология обработки графической информации | |||
19. | Программное обеспечение | Правовые основы распространения программного обеспечения Практическая работа № 15 « Сохранение изображения в различных графических форматах» | 1 |
Технология обработки графической информации | |||
20. | Программное обеспечение | Графический интерфейс операционных систем и приложений | 1 |
21. | Программное обеспечение | Практическая работа № 16 «Знакомство с графическим интерфейсом Windows» | 1 |
22. | Программное обеспечение | Компьютерные вирусы и антивирусные программы Практическая работа № 17 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» | 1 |
23. | Технология обработки графической информации | Системы компьютерного черчения Практическая работа № 18 «Построение основных чертежных объектов» | 1 |
24. | Технология обработки графической информации | Практическая работа № 19 «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения» | 1 |
25. | Технология обработки графической информации | Практическая работа № 20 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения» | 1 |
26. | Технология обработки графической информации | Практическая работа № 21 «Ввод дополнительных цветов в палитру. Проект на свободную тему» | 1 |
27. | Технология обработки графической информации | Контрольная работа по теме «Технология обработки графической информации» | 1 |
28. | Технология обработки графической информации | Компьютерные презентации Практическая работа № 22 «Создание простой презентации» | 1 |
29. | Технология обработки графической информации | Дизайн презентации и макеты слайдов Практическая работа № 23 «Создание презентации на основе шаблонов и макетов» | 1 |
30. | Технология обработки графической информации | Использование анимации и звука в презентации Практическая работа № 24 «Создание анимации, встроенной в презентацию» | 1 |
31. | Технология обработки графической информации | Мультимедийные интерактивные презентации Практическая работа № 25 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»» (начало) | 1 |
32. | Технология обработки графической информации | Демонстрация презентации Практическая работа № 25 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»» (завершение) | 1 |
33. | Технология обработки графической информации | Практическая работа № 26 «Разработка презентации «История развития ВТ»» | 1 |
34. | Повторение. | 1 | |
35. | Итоговый тест по курсу | 1 | |
Общее количество часов | 35 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать
- функциональную схему компьютера;
- как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
- состав и назначение программного обеспечения компьютера;
- назначение и основные функции операционной системы;
уметь:
- работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
- работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);
- соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
- объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;
- применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
- создавать мультимедийные компьютерные презентации;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
- иметь представление о назначении и возможностях систем компьютерного черчения;
- выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
- Аппаратные средства
- компьютер
- проектор
- принтер
- устройства вывода звуковой информации
- устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь)
- устройства для записи звуковой и визуальной информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера ит.д.)
- Программные средства
- операционная система
- файловый менеджер
- антивирусная программа
- программа – архиватор
- интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса "Информационные технологии в управлении"
Курс «Информационные технологии в управлении» изучается на стадии предпрофильной подготовки старшей степени обучения в средней школе и является элективным, т. е. относится к вариативной компоненте обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИнформационные технологии в профессиональной деятельностидля специальности:270837 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения...
Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 050503 Технология
Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...
Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 030503 Правоведение
Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии"
Программ учебной дисциплины для специальности "Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности: 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
Рабочая учебная программа дисциплины ОП.04. Информационные технологии в профессиональной деятельности вводится в соответствии с ФГОС СПО в качестве обязательной общепрофессиональной дисциплины професс...
Рабочая программа элективного курса "Информационные технологии" 11 класс
Курс «Информационные технологии» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требова...