Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (7 класс)
рабочая программа (информатика и икт, 7 класс) по теме

Белова Ольга Михайловна

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии"

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы   Н.Д. Угриновича с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

В соответствии с учебным планом программа курса «Информатика и ИКТ» рассчитана на преподавание в 7 классе – всего 35 учебных часов, из расчета  1 час  в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_2013-2014.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования  Плавский район

«Волхонщинская  средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАННО                        УТВЕРЖДЕНО

        на заседании МО учителей                                зам. директора по УМР                                           директор школы

естественно-математического цикла                  ______________________________                ____________________________

протокол №___ от «___» __________2013 г                  «___» сентября 2013 г.                «___» сентября 2013 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 КУРАСА

«ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

 7 КЛАСС

                                                                       Составитель:    Белова О.М.

2013-2014 уч. год

Пояснительная записка

Статус документа

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы   Н.Д. Угриновича с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с  распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем; тематическое планирование учебного материала; требования к уровню подготовки выпускников; перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы; учебно-методический комплект.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Изучение информатики и ИКТ  в 7  классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для 7 классов положены следующие идеи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в следующих классах;
  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения, т. е. включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых;
  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем

        

         Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для седьмых  классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.

        При выполнении творческих работ  формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной  деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.

        Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом программа курса «Информатика и ИКТ» рассчитана на преподавание в 7 классе – всего 35 учебных часов, из расчета  1 час  в неделю.

Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Содержание программы

Информационные технологии (1 ч)

Информация.  Информатика.

Устройство компьютера (6 ч)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная         память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Практические работы (1 ч)

Установка разрешающей способности монитора. Работа с дискетой.

Программное обеспечение (8 ч.)

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели,  меню).

Практические работы (2,5 ч)

Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти. Работа с файловым менеджером. Знакомство с графическим интерфейсом Windows. Защита от вирусов: обнаружение и лечение

Технология обработки текстовой информации (2 ч.)

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Практические работы (2 ч)

Работа с клавиатурным тренажером. Правила набора текста.

Технология обработки графической информации (16 ч.)

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы (10,5 ч)

Инструменты графического редактора. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint. Инструменты векторного графического редактора. Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word. Рисование трехмерных объектов. Рисование в векторном редакторе StarOfficeDraw. Сохранение изображения в различных графических форматах. Построение основных чертежных объектов. Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения. Ввод дополнительных цветов в палитру. Проект на свободную тему. Создание простой презентации. Создание презентации на основе шаблонов и макетов. Создание анимации, встроенной в презентацию. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера». Разработка презентации «История развития ВТ»

Резерв учебного времени – 2 часа

  1. Повторение по темам «Устройство компьютера», «Программное обеспечение», «Информационные технологии»
  2. Итоговый тест по курсу

Всего – 35 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(7 КЛАСС)

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

1.

Введение. Информационные технологии.

Информация.  Информатика.

Техника безопасности.

1

2.

Устройство компьютера.

История развития вычислительной техники.

Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»

1

3.

Устройство компьютера.

Компьютер – универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера.

Практическая работа №2 «Работа с клавиатурным тренажером»

1

Технология обработки текстовой информации.

4.

Устройство компьютера.

Процессор.

Практическая работа № 3 «Правила набора текста»

1

Технология обработки текстовой информации.

5.

Устройство компьютера.

Устройства ввода информации.

Практическая работа №4 «Правила набора текста»

1

Технология обработки текстовой информации.

6.

Устройство компьютера.

Устройства вывода информации.

Практическая работа №5 «Установка разрешающей способности монитора»

1

7.

Устройство компьютера.

Внутренняя и долговременная память компьютера

1

8.

Устройство компьютера.

Носители информации.

Практическая работа № 6 «Работа с дискетой»

1

9.

Контрольная работа по теме «Устройство компьютера»

1

10.

Программное обеспечение.

Типы персональных компьютеров.

Практическая работа № 7 «Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти»

1

11.

Технология обработки графической информации

Растровая и векторная графика.

1

12.

Программное обеспечение

Файлы и папки

Практическая работа № 8 «Инструменты графического редактора»

1

Технология обработки графической информации

13.

Программное обеспечение

Файловая система

Практическая работа № 9 «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»

1

Технология обработки графической информации

14.

Программное обеспечение

Операции над файлами

Практическая работа № 10 «Работа с файловым менеджером»

1

15.

Технология обработки графической информации

Растровые и векторные редакторы

Практическая работа № 11 «Инструменты векторного графического редактора»

1

16.

Программное обеспечение

Тест по теме «Программное обеспечение»

Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word»

1

Технология обработки графической информации

17.

Программное обеспечение

Программное обеспечение компьютера. Операционная система.

Практическая работа № 13 «Рисование трехмерных объектов»

1

Технология обработки графической информации

18.

Программное обеспечение

Прикладное программное обеспечение

Практическая работа № 14 «Рисование в векторном редакторе StarOfficeDraw»

1

Технология обработки графической информации

19.

Программное обеспечение

Правовые основы распространения программного обеспечения

Практическая работа № 15 « Сохранение изображения в различных графических форматах»

1

Технология обработки графической информации

20.

Программное обеспечение

Графический интерфейс операционных систем и приложений

1

21.

Программное обеспечение

Практическая работа № 16 «Знакомство с графическим интерфейсом Windows»

1

22.

Программное обеспечение

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Практическая работа № 17 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

1

23.

Технология обработки графической информации

Системы компьютерного черчения

Практическая работа № 18 «Построение основных чертежных объектов»

1

24.

Технология обработки графической информации

Практическая работа № 19 «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения»

1

25.

Технология обработки графической информации

Практическая работа № 20 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения»

1

26.

Технология обработки графической информации

Практическая работа № 21 «Ввод дополнительных цветов в палитру. Проект на свободную тему»

1

27.

Технология обработки графической информации

Контрольная работа по теме «Технология обработки графической информации»

1

28.

Технология обработки графической информации

Компьютерные презентации

Практическая работа № 22 «Создание простой презентации»

1

29.

Технология обработки графической информации

Дизайн презентации и макеты слайдов

Практическая работа № 23 «Создание презентации на основе шаблонов и макетов»

1

30.

Технология обработки графической информации

Использование анимации и звука в презентации

Практическая работа № 24 «Создание анимации, встроенной в презентацию»

1

31.

Технология обработки графической информации

Мультимедийные интерактивные презентации

Практическая работа № 25 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»» (начало)

1

32.

Технология обработки графической информации

Демонстрация презентации

Практическая работа № 25 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»» (завершение)

1

33.

Технология обработки графической информации

Практическая работа № 26 «Разработка презентации «История развития ВТ»»

1

34.

Повторение.

1

35.

Итоговый тест по курсу

1

Общее количество часов

35

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать

  •  функциональную схему компьютера;
  •  как характеристики основных устройств компьютера влияют на его   производительность;
  •  состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  •  назначение и основные функции операционной системы;

 уметь:

  •  работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  •  работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);
  • соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
  • объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;
  •  применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
  •  создавать мультимедийные компьютерные презентации;
  •  для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
  • иметь представление о назначении и возможностях систем компьютерного черчения;
  •  выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

  1. Аппаратные средства
  • компьютер
  • проектор
  • принтер
  • устройства вывода звуковой информации
  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь)
  • устройства для записи звуковой и визуальной информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера ит.д.)

  1. Программные средства
  • операционная система
  • файловый менеджер
  • антивирусная программа
  • программа – архиватор
  • интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса "Информационные технологии в управлении"

Курс «Информационные технологии в управлении» изучается на стадии предпрофильной подготовки старшей степени обучения в средней школе и является элективным, т. е. относится к вариативной компоненте обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИнформационные технологии в профессиональной деятельностидля специальности:270837 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения...

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 050503 Технология

Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 030503 Правоведение

Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии"

Программ учебной дисциплины для специальности "Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности: 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Рабочая учебная программа дисциплины ОП.04. Информационные технологии в профессиональной деятельности вводится в соответствии с ФГОС СПО в качестве обязательной общепрофессиональной дисциплины професс...

Рабочая программа элективного курса "Информационные технологии" 11 класс

Курс  «Информационные  технологии» является  преемственным  по  отношению  к  базовому  курсу  информатики  и  ИКТ,  обеспечивающему требова...