"Турнир веселых информатиков"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Интеллектуальная игра для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_veselykh_informatikov.doc568 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • организовать условия для применения знаний учащихся в нестандартной ситуации;
  • развивать познавательную мотивацию к предмету Информатика и ИКТ, логическое мышление, культуру коллективного умственного труда у учащихся;

Задачи:

  • Образовательная: совершенствование навыков работы на компьютере, углубление, повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях

  • Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения быстро найти нужный вариант ответа, четко излагать мысли, моделировать ситуацию

  • Воспитательная: воспитать уважение к сопернику, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.

Тип занятия: интеллектуальная игра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация игры, карточки с заданиями, ребусы,  грамоты, призы.

Рекомендации к проведению мероприятия

В качестве членов жюри приглашаются старшеклассники. Члены команд выбирают капитанов, как правило, сильных учащихся.
Команды придумывают название, девиз.


План мероприятия: 

  1. Приветствие команд.
  2. Конкурс «Следы над бездной»
  3. Конкурс «Шаг в прошлое»
  4. Конкурс «Информационные джунгли»
  5. Конкурс «Осторожно вирусы»
  6. Конкурс «Инфо-кафе»
  7. Конкурс капитанов
  8. Конкурс «Закончи стихотворение»
  9. Конкурс «Змейка»
  10. Конкурс «Мудрецов»
  11. Конкурс «Комплимент»

ХОД мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя  (слайд 1)

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами встречаемся в необычной  обстановке: не на уроке, а на игре. Цель нашей встречи -  взглянуть на привычную  информатику с другой, немного необычной для нас, стороны.

 Любой изучаемый вами предмет – это целая страна. И информатика – не исключение. Чтобы путешествовать по этой стране, необходимо знать её правила, законы, языки, уметь решать задачи, составлять алгоритмы, знать устройство «коренных жителей»  и  многое  другое. Сегодня у нас есть возможность проверить, насколько вы «свой» в этой стране, показать уровень ваших накопленных знаний.

Впереди  несколько   конкурсов,  и то, как  вы справитесь с ними, поможет  выявить  и назвать в конце занятия победителей, которые станут почетными гражданами страны Информатика.

Тем, кто учит информатику,

Тем, кто учит информатике,

Тем, кто любит информатику,

Тем, кто еще не знает,

Что может любить информатику,

Посвящается наша игра.

Наблюдать за вашими успехами будет серьёзное, авторитетное жюри: (предоставление членов жюри):

Клятва жюри: «Мы, Судьи, волей и милостью здесь присутствующих, клянёмся судить честно и беспристрастно» (слайд 2)

Мы желаем вам успехов, пусть вами правят разумность, сдержанность и уважение друг к другу.

II.      Конкурсы

1 конкурс:  Приветствие команд. (слайд 3)

- Каждая команда приготовила небольшое приветствие, которое сейчас оценят и зрители, и конечно, наше жюри. Приветствие оценивается в 5 баллов.

Приглашаем капитанов команд. Жеребьевка определит, какая команда будет сегодня выступать первой.

Жеребьевка.

Замени одну букву и получи новое слово:

- болонка (колонка)

- интернат (интернет)

- вывоз (вывод)

- кит (бит)

- бант (байт)

В игре участвуют 2 команды по 6 человек + болельщики.

Клятва команд: Мы, участники игры «Турнир веселых информатиков»  торжественно клянемся, что будем честно и добросовестно бороться за честь своей команды.

2 конкурс  «Следы над бездной» (слайд 4)

- Приглашаются по одному представителю от каждой команды. (на полу нарисованы следы).

Участник команды, наступая на каждый след, должен ответить на вопрос.     Если участник затрудняется или неправильно ответил на вопрос, то право хода получает вторая команда.  Побеждает та команда, которая быстрее прошла все следы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Действие, производимое с клавишей (нажатие).
  2. Неправильная запись в программе (ошибка).
  3. Единица измерения информации (бит).
  4. Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (вирус).
  5. Адресуемый элемент памяти (ячейка).
  6. Строго определенная последовательность действий при решении задачи (алгоритм).
  7. Указание исполнителю (команда).
  8. Устройство ЭВМ, служащее для отображения текстовой и графической информации (монитор, дисплей).
  9. Символ - разделитель (пробел).
  10. Простейший прибор для вычислений (счеты).
  11. Гибкий магнитный диск (дискета). 
  12.  «Мозг» компьютера (процессор). 
  13. Взломщик компьютерных программ (хакер).
  14. Популярный среди школьников вид компьютерных программ (игра).
  15. Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы) (цикл). 
  16. Печатающее устройство (принтер).
  17. Указатель местоположения на экране (курсор). 
  18. Место хранения информации (память)
  19. Как на компьютерном жаргоне называется совокупность аппаратных средств (железо). 
  20. Всемирная глобальная сеть (Интернет).
  21. Как называется человек - фанат компьютерных игр (геймер).
  22. Числовое представление мнения преподавателя о работе ученика (оценка).

3 конкурс «Шаг в прошлое»  (слайд 5)

- Нарисовать на листе формата А4  простейшее и самое древнее приспособление для счета.

Ответ: РУКА

4 конкурс «Информационные джунгли» (слайд 6)

- Расшифруйте  высказывание:

1… трппудннных пппредмннетов ннент, нно еннсттть беттздннна вннещттей, коннторттых мнны нтте знннаем, и еттще боннльттше тттакнних, коттторынне знннаем дурттно, дннаже лоттжннно. И эттти-тнно лттожннные сттведеннния етщне бннольттше нттас остттанннавливают и сбнниваттют, чннем ттте, коттторнных мны снновсттем нтте знннаеттм. А. И. Ггггерценнн

(трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, даже ложно. И эти-то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. А. И. Герцен)

- Пока команды трудятся, болельщики ответят на шуточные вопросы:

 1. О какой компьютерной программе идет речь в песне:
Он мне дорог с давних лет,
И его милее нет,
Этих окон негасимый свет.
(Операционная система Windows).

2. Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера? (Все они связаны со словом "винчестер").

3. У фирмы «Ауди» это 4 кольца, у фирмы «Peugeots» - медвежонок. А что  это у компьютерной фирмы «Apple»? (яблоко)

4. Разновидность носителя информации — спортивный снаряд для метания. (диск). 

5. Синоним понятия "оператор в программе" — спортивный коллектив. (команда)

6. Позиция в записи числа — категория в спорте. (разряд)

5 конкурс «Осторожно вирусы» (слайд 7)

- Необходимо уничтожить злой вирус стрелами Касперского, попав в него с расстояния. 
Число попаданий = числу баллов.  Стрелы необходимо заработать, для этого предложенную измененную пословицу вы должны интерпретировать в русскую народную пословицу. Пословицы находятся в надувных шарах, их необходимо проткнуть и найти пословицы за 30 секунд. За каждый правильный ответ вы получаете стрелу Касперского. На перевод пословиц 4 минуты.

Пословицы для перевода в русскую народную:

Задания

Ответы

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Компьютер памятью не испортишь.

Кашу маслом не испортишь.

Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Дареному коню в зубы не смотрят.

В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят.

В Тулу со своим самоваром не ездят.

Утопающий за F1 хватается.

Утопающий за соломинку хватается.

Бит байт бережет.

Копейка рубль бережет.

Что из Корзины удалено, то пропало.

Что с возу упало, то пропало.

Вирусов бояться – в Интернет не ходить.

Волков бояться – в лес не ходить.

За одного хакера семь кандидатов наук дают.

За одного битого семь небитых дают.

Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.

Всяк кулик свое болото хвалит.

- Во время работы команды проходит игра со зрителями:

1 человек изображает мимикой и жестами, остальные отгадывают: (принтер,  компьютер завис,  мышь, мальчика, играющего в компьютерную игру).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (слайд 8)

- Для того, чтобы отдохнуть от тяжелой умственной работы и повеселится сейчас мы пропоем частушки, подготовленные вами дома. (ученики исполняют частушки про компьютер  и пританцовывают).

Эстафету начинает учитель:

В школе мне компьютер дали,
Я теперь в сомнении:
На уроке я учитель,  
Или приложение?

6 конкурс "Инфо-кафе" (слайд 9 - 10)

- Дойдя до 6 конкурса мы успели проголодаться и поэтому мы приглашаем вас в «Инфо-кафе» и хотим предложить наши фирменные блюда:

Участникам команд – «Клавиатурный коктейль».

Выдаются карточки с выделенными клавишами. Учащиеся пронумеровывают и описывают функции этих клавиш. (Приложение 2).

Болельщикам - «Microsoft Word под шубой».

Зачитываются вопросы. Принимается ответ у учащегося, быстрее всех, поднявшего руку (не выкрикивая). Жюри прибавляет баллы  команде, за которую болеют эти учащиеся.

Раздел - Устройства компьютера:

1) Основное устройство визуального отображения информации.

2) Устройство, вращающее диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию.

3) Устройство для вывода информации на бумагу.

Раздел - Информация:

1) Сколько байт в одном Кбайте.

2) Какие системы счислений существуют.

3)Перечислите 3 основных информационных процесса.

Раздел - Компьютерные программы:

1)Программа, осуществляющая процесс преобразования информации в файле, который приводит к уменьшению объема памяти хранения.

2) В office программа есть

Для расчетов создана,

И бухгалтерам нужна.

Ты скажи дружок быстрее

Как же названа она.

7 конкурс «Вперед,  капитаны» (слайд 12-13)

КРОССВОРД     За скорость выполнения – 1 балл, за каждый правильный ответ – 1 балл.

По вертикали:

  1. Устройство ввода в ЭВМ информации непосредственно с листа.
  2. Устройство ввода информации.
  3. Набор символов алфавита русского языка.

По горизонтали:

  1. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации.
  2. Программа для подключения внешней памяти.
  3. Минимальная единица измерения количества информации.

Ответы:

По вертикали:  1. Сканер; 2. Клавиатура; 3. Бит.
По горизонтали: 1. Информатика; 2. Драйвер; 3. Кириллица.

8  конкурс "Закончи стихотворение" (слайд 14 – 20)

В то время когда капитаны решаю кроссворд командам по очереди читаются стихотворения, которые они должны закончить. За правильный ответ команда получает 1 балл.

  • Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке -

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть ... М Ы Ш К А.

  • А теперь, друзья, загадка!

Что такое: рукоятка,

Кнопки две, курок и хвостик?

Ну конечно, это ... Д Ж О Й С Т И К

  • Словно смелый капитан!

А на нем - горит экран.

Яркой радугой он дышит,

  • И на нем компьютер пишет

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

Наверху машины всей

Размещается ... Д И С П Л Е Й.

  • Около дисплея - главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут ...

 С И С Т Е М Н Ы М

  • По клавишам

прыг да скок -

Бе-ре-ги но-го-ток!

Раз-два и готово -

Отстукали слово!

Вот где пальцам физкультура

Это вот - ... К Л А В И А Т У Р А.

  • В ней записаны программы

И для мамы, и для папы!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится ... Д И С К Е Т А.

  • И компьютеры порой

Говорят между собой,

Но для этого одна

Им штуковина нужна.

К телефону подключил -

Сообщение получил!

Вещь, известная не всем!

Называется ... М О Д Е М.

  • Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит

И сейчас же буквы, точки,

Запятые - строчка к строчке -

Напечатает картинку

Ловкий мастер

Струйный ... П Р И Н Т Е Р.

9 конкурс «Змейка» (слайд 21)

Даются зашифрованные слова в прямоугольниках, их необходимо расшифровать.
Кто быстрее угадал, тот поднимает руку и за правильный ответ дается команде 1 балл.

10 конкурс «Мудрецов» (слайд 22)

 - Решить ребус - значит прочесть слово. (по 3 ребуса каждой команде)

(дисплей, компьютер, передача, курсор, память, клавиша)

11 конкурс «Комплимент» (слайд 23)


Команда за отведенное время (3 мин.)  должна придумать речь, состоящую из самых изысканных комплиментов в адрес жюри от юных любителей информатики, с использованием специальных терминов.
Например:
Ваши глаза светятся, как самые дорогие жидкокристаллические мониторы

За один комплимент - 1 балл. 


Пока команды сочиняют речь, болельщики исполняют переделанную песню.

(Мотив: “Ой, цветёт калина”, слова – слайд 24)

Ой цветёт калина в поле у ручья,

В компьютер мы играли Вася, Оля, я,

В Интернет мы вышли – на свою беду!

И теперь в кино я видно не пойду.

Программы на Паскале, ох как тяжелы,

Столько изучали, что с ума свели.

Правила, команды, алгоритмов жуть,

Очень трудно выбрать самый верный путь!

Очень постараться сами мы должны

Отыскать дорогу в Интернет-миры

А пока учиться будем мы на пять

И по информатике “отлично” получать!

       III.   Подведение итогов. Награждение команд.

- Ну, что ж ребята, вот и закончилась наша игра. Жюри, выслушав комплименты, готовы подвести итоги. (жюри подсчитывает очки и выявляет победителя).

Ребята, я хочу вас поблагодарить за интересную игру, за находчивость, которую вы проявили и за активное участие.

Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир знатоков информатики на тему:"Устройство компьютера"

Открытый урок-турнир по информатике и ИКТ в 7 классе на тему:"Устройство компьютера. Интерфейс графического редактора"....

«Турнир по информатике».

Турнир проводится в течение 1 часа и предполагает проведение 8 различных конкурсов для команд классов. В каждой команде 8 человек....

Внеклассное мероприятие по математике"Турнир веселых и смекалистых" для 5 класса

Внеклассное мероприятие соревновательного характера для пятиклассников с целью повышения интереса к математике....

Внеклассное мероприятие по информатике и ИКТ "Турнир любителей информатики"

План проведения:Вступительное слово учителяСценкаКонкурсы:ребусыкроссвордзашифрованные слова в приведенном текстеКонкурс капитанов – расшифровать текст, при помощи сеткиугадай фамилию (с элементами иг...

Игра "Турнир веселых и начитанных"

Игру можно провести к Дню смеха или на Неделе Детской книги....

Викторина по информатике "Веселая информатика"

Разработка мероприятия по информатике, протекающего в форме игры....