Турнир знатоков информатики на тему:"Устройство компьютера"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме
Открытый урок-турнир по информатике и ИКТ в 7 классе на тему:"Устройство компьютера. Интерфейс графического редактора".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turnir_znatokov_informatiki.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по информатике в 7 классе
Тема урока: Устройство компьютера. Интерфейс графических редакторов.
Тип урока: Турнир знатоков информатики.
Задачи:
- Теоретическое повторение изученного ранее материала и практическое его применение;
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- Развитие логических способностей;
- Вызвать интерес детей к информатике.
Цели мероприятия:
- Воспитательные: воспитание умения работать в команде, уважения к
сопернику, воспитание чувства ответственности;
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
воспитание дисциплинированности;
- Образовательные: теоретическое повторение ранее изученного материала
в увлекательной форме; вызвать интерес детей к информатике.
- Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли, умений применять свои знания на практике. Развитие воли, самостоятельности (инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой и действовать самостоятельно).
Оборудование и материалы:
- листы с заданиями конкурсов для команд и болельщиков;
- листы ответов для жюри
- оформление доски: плакаты, цветное название мероприятия, эпиграф (“Кто владеет информацией, тот управляет миром”);
- видеопроектор с компьютером;
- грамоты;
- презентация.
Организация мероприятия
- разделить класс на 2 команды;
- до начала турнира команды должны были придумать себе название, эмблему, выбрать капитана, составить приветствие соперникам;
- выбрать жюри – 4 человека из числа учеников и два помощника –Бит и Байт.
Ход урока
Организационный момент.
Бит:
Тем, кто учит информатику,
Тем, кто учит информатике,
Тем, кто любит информатику,
Тем, кто еще не знает,
Что может любить информатику,
Посвящается наш турнир.
Байт:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайтесь, что за гений?
Ну, конечно же, - (компьютер!)…
Вводное слово учителя
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста.
Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатоков информатики. И начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” А информация для человека – это, прежде всего, знания!
Я рада приветствовать всех вас сегодня на уроке информатики. Вы сегодня очень хорошо выглядите, все такие жизнерадостные и бодрые!
Я тоже хочу поделиться с вами своим хорошим настроением, надеюсь, что мы будем дружно работать, и у нас всё получится.
Сегодня у нас не обычный урок, а урок, который мы проведём в форме соревнования. Вам понадобится быстрота мысли, находчивость, смекалка, сообразительность. Тема нашей сегодняшней встречи «Устройство компьютера». А также мы с вами должны закрепить наши навыки работы в графическом редакторе Paint.
Команды в течение двух недель готовились к этому мероприятию: они учили, придумывали, рисовали, творили и сегодня мы по достоинству оценим их труд.
II. Представление жюри
Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).
Жюри будет оценивать и записывать результаты туров на переносной доске в баллах после каждого конкурса.
III. Представление команд.
Команды представляют свое название, эмблему, своего капитана, приветствие другой команде.
IV. Теоретическая часть – повторение темы «Устройство компьютера»
1 Тур – Разминка. Конкурс "Закончи стихотворение" (1 слово -1 балл) (3 мин)
Капитаны команд по очереди читают стихотворения, которые члены их команды должны закончить. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке -
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть ... М Ы Ш К А.
2. А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это ... Д Ж О Й С Т И К
3. Словно смелый капитан!
А на нем - горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается ... Д И С П Л Е Й.
4. Около дисплея - главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ... С И С Т Е М Н Ы М
5. По клавишам прыг да скок -
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово -
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это что? - ... К Л А В И А Т У Р А.
6. В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ... Д И С К Е Т А.
7. И компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил -
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется ... М О Д Е М.
8. Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые - строчка к строчке -
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ... П Р И Н Т Е Р.
2 Тур – Конкурс «Дальше, дальше, дальше…»
Учитель: « Сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать "дальше"». (1 балл за 1 правильный ответ) (Время 1 мин)
Вопросы для команды 1.
1. Назовите устройства, которые служили для облегчения вычислений до ЭВМ.
/Абак, счеты, суан-пан, логарифмическая линейка, арифмометр, калькулятор. /
2. Как называется город в Англии, ружье калибра 30 на 30 и один из элементов компьютера? /“винчестер”./
3. Назовите устройство, которое является «мозгом» компьютера /процессор/
4. Является ли принтер устройством ввода информации? /нет/
5.Как называется устройство ввода в ЭВМ информации непосредственно с листа бумаги. /сканер/
6. Какие устройства составляют основной комплект компьютера? /монитор, системный блок, клавиатура, мышь/
7. К устройствам ввода или вывода относится монитор? /вывода/
8. Где хранится программа, которую в данный момент обрабатывает процессор, в ОЗУ или в ПЗУ? /в ОЗУ/
9. Специальный индикатор, указывающий позицию на экране /курсор/
Вопросы для команды 2.
1. Как называется центральная трасса и набор проводов, связывающих все устройства компьютера? /магистраль/
2. Верно ли, что при отключении питания стирается вся информация, находящаяся в оперативной памяти? /верно/
3. В каком виде представляется и обрабатывается информация в компьютере?
/в виде нулей и единиц/
4. Является ли клавиатура устройством ввода? /да/
5. Верно ли утверждение, что работой процессора управляет оперативная память?
/нет, программа/
6. Как называется мышь с шариком сверху? /трекбол/
7. Что из себя представляет программа, которая может внедряться в другие программы ? /вирус/
8. Что является носителем информации: клавиатура, мышь, магнитный диск или
принтер? / магнитный диск/
9. Мышь – это устройство ввода или вывода информации? /ввода/
3 тур – Эстафета «Отыщи синонимы» (5 баллов)
В двух конвертах на карточках написаны слова. Ребята работают по очереди, за своим столом – какая команда вперед. Слова синонимы соединяют скрепкой. Результаты отдают жюри.
1. Винчестер
2. Дискета.
3. Лазерный диск.
4. Монитор.
5. ОЗУ.
6. Папка.
7. Пиктограмма.
8. ЭВМ.
1. CD-ROM
2. RAM.
3. Гибкий магн диск.
4. Иконка.
5. Каталог.
6. Жесткий магнитный диск.
7. Компьютер.
8. Дисплей.
4 Тур - «Конкурс – прочти слова» (время - 3 мин.)
Командам раздаются одинаковые задания - кто больше слов разгадает (1 слово-1 балл).
В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.
А | М | Ь | О | С | Р | |
П | Я | Т | Р | К | У | |
память | курсор | |||||
А | Л | О | Н | А | Ч | |
К | И | Г | З | К | О | |
логика | значок | |||||
Е | Н | С | П | Ч | А | |
Р | А | К | А | Д | Т |
сканер тачпад
Примечание: ответы каждая команда записывает на листочке со своим названием и сдает жюри, время сдачи учитывается.
5 Тур - Конкурс капитанов «Опознай пословицу».
Учитель: Команды хорошо поработали и могут немного передохнуть, пока капитаны соревнуются в эрудиции.
За каждую отгаданную пословицу команде начисляется 1 балл. Если капитан команды затрудняется дать ответ, он берет помощь команды. Если не могут, то команде-сопернице дается шанс угадать пословицу, за что она получает дополнительное очко. Вопросы задаются по очереди каждому капитану.
ЗАДАНИЯ | ОТВЕТЫ |
1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. | Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. |
2. Компьютер памятью не испортишь. | Кашу маслом не испортишь. |
3. Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. | Дареному коню в зубы не смотрят. |
4. В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. | В Тулу со своим самоваром не ездят. |
5. Погибающий за F1 хватается. | Утопающий за соломинку хватается. |
6. Бит байт бережет. | Копейка рубль бережет. |
7. Что из Корзины удалено, то насовсем стерто. | Что с возу упало, то пропало. |
8. Вирусов бояться – в Интернет не ходить. | Волков бояться – в лес не ходить. |
9. За одного хакера семь кандидатов наук дают. | За одного битого семь небитых дают. |
10.Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит. | Всяк кулик свое болото хвалит. |
6 Тур - Конкурс кроссвордов
Каждой команде даётся один и тот же кроссворд, нужно отгадать 10 слов. Время – 3- 5 мин.
По горизонтали:
1. 1. Как правило, она содержит от 101 до 104 клавиш.
2. Самая главная микросхема, мозг компьютера.
3. Специальное устройство для управления курсором, манипулятор.
По вертикали:
1. Устройства для хранения, обработки информации находятся в системном …
2. Устройство для быстрого ввода изображений.
3. Устройство для вывода информации на экран.
4. Он бывает матричный, струйный и лазерный.
5. Её делят на внешнюю и внутреннюю.
7 Тур – Умники и умницы (можно на экране вывести вопросы)
От каждой команды приглашается по одному участнику, претендующему на звание самого умного. Они получают карточки с цифрами 1, 2, 3. Прочитав определение им нужно поднять карточку с тем номером, вариант ответа которого не подходит к начальному понятию. (надо вырезать) стоят спиной к классу, лицом к экрану и поднимают номера.
- Сеть – это:
1. Соединённые между собой все устройства ПК
2. Рыболовная снасть
3. Несколько соединённых между собой ПК - Диск – это:
1. Носитель информации
2. Геометрическая фигура
3. Спортивный снаряд - Транзистор – это:
1. Устройство для прослушивания радиопередач
2. Вид компьютера
3. На этом устройстве работали компьютеры 2-го поколения - Мышка – это:
1. Маленький грызун серого цвета
2. Компьютерный манипулятор
3. Устройство для ввода информации в компьютер - Паскаль – это:
1. Язык программирования
2. Французский учёный, который изобрёл первую ЭВМ
3. Французский учёный, который изобрёл первую вычислительную машину
Физкультминутка:
Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз и два, и три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, взад, вперед,
Выполняй честной народ!
Не забудем и присесть –
(Раз, два, три, четыре,)
На счет пять – за парты сесть.
Крепко глазки мы зажмурим -
Раз, два, три, четыре, пять!
Вдаль посмотрим, удивимся -
Раз, два, три, четыре, пять!
И зажмурим их опять!
Раз, два, три, четыре, пять -
Снова нужно открывать! (Повторить 2-3 раза)
V. Практическая часть урока
8 Тур – Геометрия на компьютерах
Посмотрите вокруг, сколько компьютеров, какую разнообразную работу они умеют выполнять. В компьютерной стране они стоят на заводах и фабриках, в магазинах и банках, в больницах и учреждениях, и, конечно, в школах. Давайте проверим, что они умеют делать.
Сели за компьютеры и тут…Компьютерный вирус врывается в класс, страшный, грозный, движется от компьютера к компьютеру, обходя все рабочие места учеников и громко говорит: «А вот и я! Ну здравствуйте, тут, похоже, про меня-то и забыли, но я сейчас вам всем покажу! Я – страшный компьютерный вирус. Я испорчу сейчас все ваши программы, вы и глазом моргнуть не успеете, как я проникну в ваши файлы. Я заражу компьютеры всех ваших друзей и знакомых, и скоро весь мир будет в моих руках! Пока я маленький – я невидим и незаметен, но чем больше программ я «съедаю», тем больше моей власти и уже не вы управляете компьютером, а я, я, я!»
Учитель: «Ребята! Как нам справиться с вирусом? (позвать доктора Касперского).»
Входит доктор и делает вирусу инъекцию «Антивирусной программы». Вирус убегает.
Учитель: «Ну вот, теперь можно и поработать на компьютерах. С помощью ЭВМ можно решать различные задачи, в том числе и геометрические задачи.»
По одной задаче лежит перед каждым компьютером, ученики выполняют построения. Примеры геометрических задач:
1. В графическом редакторе Paint выполнить построение угла равного заданному углу.
2. В графическом редакторе Paint выполнить построение перпендикуляра к отрезку в заданной точке.
3. В графическом редакторе Paint выполнить построение деление отрезка на две равные части.
4. В графическом редакторе Paint выполнить построение биссектрисы заданного угла.
5. В графическом редакторе Paint выполнить построение треугольника по заданным стороне и двум прилежащим к ней углам.
VI. Рефлексия.
Дайте ответы на следующие вопросы:
- Что вам удалось сделать на уроке?
- Какие умения и навыки были нужны вам для работы?
- Какие у вас были трудности при выполнении задания?
- Как вы с ними справлялись?
- Были ли вы успешны во время урока?
Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
Когда мы говорим с кем-то по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу… При разговоре мы передаем собеседнику не только слова, но и эмоциональную информацию, которая не выражается словами.
Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство - это текст, набранный на экране компьютера. Собеседник не видит лица и не слышит голоса. Поэтому ему бывает трудно понять весь смысл послания.
Для того, чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики. Смайлик - это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение.
Большинство смайликов - это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок.
Учитель предлагает выбрать детям смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке и прикрепить их на свой плакат. Наклеить на липкую цветную бумагу.
:-) - радостное лицо (те, кто считает, что усвоил тему и удачно поработал на уроке)
:-? - те, кто считает, что недостаточно поработал на уроке.
:-( - те, кто считает, что ему еще нужно много работать над темой.
VII. Итоги урока.
Оценки. Домашнее задание.
Слово жюри: «Победителем нашего сегодняшнего «Турнира знатоков информатики» стала команда…»
Учитель объявляет оценки за урок!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (резерв времени)
Заморочки из бочки
1. Волк, коза и капуста.
Один человек должен был перевести через реку волка , козу и капусту . Но его лодка была такая маленькая , что он при каждом переезде мог взять с собой или одно животное или капусту. Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог ее съесть . Нельзя было так же допустить, чтобы коза оставалась одна с капустой , т.к. она могла ее съесть , как при этих условиях перевести все на другой берег?
Составьте алгоритм переправы на другой берег.
2. Переливашка.
Имеются 2 кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Составьте алгоритм, выполняя который, можно набрать в бочку из речки 7 л воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по информатике по теме "Устройство компьютера"
Данная работа стала призером I Всероссийского интернет-конкурса "Лучший IT-учитель России".Разработку урока вы можете скачать полностью, перейдя по ссылке http://b4.uralschool.ru/?category=33&cla...
Разработка урока по информатике на тему: "Устройство компьютера"
Цели урока: Обучающая: изучить основные устройства компьютера, функциональные возможности компьютера, виды компьютер...
Кроссворд по информатике на тему "Устройство компьютера"
Небольшой кроссворд, который можно применить в качестве контроля по теме...
Материал для урока информатики по теме: "Устройство компьютера"
Данный материал содержит презентацию и кроссворд по теме: "Устройство компьютера"...
Интерактивный кроссворд по информатике на тему "Устройство компьютера"
Материал содержит:1. файл кроссворда (формат html)2. файл кроссворда (формат .jcw)3. файл кроссворда (формат SCORM 1.2)...
Конспект урока информатики по теме Устройство компьютера
Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Устройство компьютера» и научить детей новым способам п...
Конспект урока по информатике на тему «Устройство компьютера»
Конспект урока по информатике на тему «Устройство компьютера»...