Рабочие программы учебного курса для 8-11 классов «Информатика и ИКТ». Базовый уровень. 2013-2014 учебный год
рабочая программа по информатике и икт по теме

Пархоменко Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская  средняя общеобразовательная школа №1

Утверждаю

                                                                Директор МАОУ Селятинской

средней общеобразовательной школы №1

 _____________Н.Н.Попова

«____»________________2013 г.

                                                                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса для 8 «А», «Б», «В» классов

«Информатика и ИКТ»

Базовый уровень

Составитель   Пархоменко Татьяна Алексеевна,

учитель информатики

2013 год

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) автор – Н.Д. Угринович,  рекомендованной Министерством образования РФ (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные  подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по основным содержательным линиям курса информатики и ИКТ;

- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

- освоение ключевых компетенций.

УМК :

  • «Информатика и ИКТ», учебник для 8 класса/ Угринович Н.Д. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Рабочая программа рассчитана на  34 учебных часа;  в неделю –  1 час.

Количество практических работ: 15.

Количество контрольных работ: 4.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные

Формы  текущего контроля ЗУН (ов):

  • фронтальный опрос;
  • практические и самостоятельные работы;
  • тестирование.

Формы  итогового контроля ЗУН (ов):

  • контрольная работа;
  • зачет.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать:

□  виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

а единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

□  основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

□  программный принцип работы компьютера;

□  назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

□  выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

□  оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

□  создавать информационные объекты, в том числе:

•   структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

•   создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

•   создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

•   создавать записи в базе данных;

•   создавать презентации на основе шаблонов;

 □ искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

□ создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

□  проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

□ создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

□  организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

□ передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Часы

Материал учебника

Дата проведения

Изменения

Информация и информационные процессы

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.

1

1.1.1-1.1.2

3.09

2

Информация в обществе и технике.

1

1.1.3-1.1.4

10.09

3

Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

1

Стр.126

17.09

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1

1.2

24.09

5

Количество информации. Определение количества информации. Практическая работа № 1.1. «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»

1

1.3.1-1.3.2

Стр.124

1.10

6

Алфавитный подход к определению количества информации. Решение задач по теме  «Количество информации».

1

1.3.3

15.10

7

Контрольная работа № 1. «Количество информации».

1

22.10

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

8

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера.

1

2.1

29.10

9

Процессор, память.

 Практическая работа № 2.2. «Форматирование диска».

1

2.2.1,2.2-4-2.2.5

Стр.133

5.11

10

Устройства ввода и вывода.

 Практическая работа № 2.3. Определение разрешающей способности мыши».

1

2.2.2-2.2.3

Стр.134

12.11

11

Файлы и файловая система.

1

2.3.1-2.3.2

26.11

12

Работа с файлами и дисками.

Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

2.3.3

Стр.130

3.12

13

Программное обеспечение компьютера.

1

2.4

10.12

14

Графический интерфейс операционных систем. Практическая работа 2.4. «Установка даты и времени на компьютере».

1

2.5-2.6

Стр.137

17.12

15

Компьютерные вирусы  и антивирусные программы. Практическая работа № 2.5. «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

1

2.7

Стр.140

24.12

16

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

2.8

7.01

17

Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

1

14.01

Коммуникационные технологии

18

Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.

1

3.1

21.01

19

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа № 3.1. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

1

3.2

Стр.143

28.01

20

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 3.2. «Подключение к Интернету».

 Практическая работа № 3.3. «География» Интернета».

1

3.3

Стр.144

Стр.149

4.02

21

Всемирная паутина. Электронная почта. Практическая работа № 3.4. «Путешествие во всемирной паутине». 

Практическая работа № 3.5. «Работа с электронной Web-почтой».

1

3.4.1-3.4.2

Стр.151

Стр.155

11.02

22

Файловые архивы. Практическая работа № 3.6. «Загрузка файлов из Интернета».

1

3.4.3

Стр.158

25.02

23

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1

3.4.4-3.4.6

4.03

24

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 3.7. «Поиск информации в Интернете».

1

3.5-3.6

Стр.161

11.03

25

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

1

37.1-3.7.2

18.03

26

Форматирование текста на Web-странице.

1

3.7.3

25.03

27

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

1

3.7.4-3.7.5

1.04

28

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на

Web-страницах.

1

3.7.6-3.7.7

15.04

29

Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

Стр.165

22.04

30

Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

Стр.165

29.04

31

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».

1

6.05

32

Повторение по теме «Информация и информационные процессы»

1

Глава 1

13.05

33

Повторение по теме «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»

1

Глава 2

20.05

34

Контрольная работа №4 «Итоговая контрольная работа за курс 8 класса»

1

27.05

Формы и средства контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, тестирование, доклады, работа по карточкам.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  1. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11: Методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  2. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы.-М.: ВАКО, 2008
  3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лабоатория Базовых Знаний, 2008г.
  4. ГиляроваМ.Г. Информатика. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. 8 класс».- Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
  5. Кузнецов А.А., Пугач В.И. Информатика. Тестовые задания. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2003г.
  6. Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике. – М. «Экзамен», 2007г.
  7.       www.1september.ru
  8. www.metodkopilka.ru
  9. www.uchportal.ru
  10. www.openklass.ru
  11. www.metodkabinet.ru
  12. www.school.edu.ru
  13. www.ipkps.bsu.edu.ru 

Согласовано                                                                                                                                    

Заместитель директора по УВР                                                                                              

 _________Т.В.Сазанова          

 «____» __________________2013 г.                                                                                                  

Согласовано

на заседании ШМО учителей математики, информатики, физики

Протокол от «____» __________________2013 г.   №___      



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская  средняя общеобразовательная школа №1

Утверждаю

                                                                Директор МАОУ Селятинской

средней общеобразовательной школы №1

 _____________Н.Н.Попова

«____»________________2013 г.

                                                                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса для 9 «А», «В» классов

«Информатика и ИКТ»

Базовый уровень

Составитель   Пархоменко Татьяна Алексеевна,

учитель информатики

2013 год

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) автор – Н.Д. Угринович,  рекомендованной Министерством образования РФ (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные  подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по основным содержательным линиям курса информатики и ИКТ;

- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

- освоение ключевых компетенций.

Изменения, внесенные в  программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.

В авторской программе изучение предмета ориентировано на ОС Windows.  В связи с переходом общеобразовательного учреждения на ОС Linux, в рабочей программе предусмотрено изучение  предмета на ее основе и ее прикладных программ,  т.е. содержание некоторых тем уроков и практических работ адаптировано на используемое программное обеспечение в общеобразовательном учреждении (Linux)».

УМК:

«Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса/ Н.Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. 

Рабочая программа рассчитана на  68 учебных часов;  в неделю –  2 часа.

Количество практических работ: 20

Количество контрольных работ: 6.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные

Формы  текущего контроля ЗУН (ов):

  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • практические и самостоятельные работы;
  • тестирование.

Формы  итогового контроля ЗУН (ов):

  • контрольная работа;
  • зачет;
  • тест

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать:

□  виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

а единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

□  основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

□  программный принцип работы компьютера;

□  назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

□  выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

□  оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

□  создавать информационные объекты, в том числе:

•   структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

•   создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

•   создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

•   создавать записи в базе данных;

•   создавать презентации на основе шаблонов;

 □ искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

□ создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

□  проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

□ создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

□  организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

□ передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


п/п

Тема

Часы

Материал учебника

Дата проведения

Изменения

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация

1

1.1.1

3.09

2

Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и  HSB.

Практическая работа № 1.1. «Кодирование графической информации».

1

1.1.2-1.1.3

5.09

3

Растровая и векторная графика.

1

1.2

10.09

4

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов.

1

1.3.1-1.3.2

12.09

5

Работа с объектами в векторных графических редакторах. 

Практическая работа № 1.3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

1

1.3.3

17.09

6

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. 

Практическая работа № 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

1

1.3.4

19.09

7

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа № 1.4. «Создание GIF - анимации».

1

1.4

24.09

8

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа № 1.4. «Создание flash-анимации».

1

1.4

26.09

9

Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа №1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации»

1

1.5

1.10

10

Цифровое фото и видео.

Практическая работа № 1.6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу». Практическая работа №1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с  использованием системы нелинейного видеомонтажа».

1

1.6

3.10

11

Решение задач по теме «Кодирование графической информации»

1

конспект

15.10

12

Контрольная работа № 1. «Кодирование графической информации».

1

17.10

Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации

13

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации».

1

2.1

22.10

14

Создание документов в текстовых редакторах.

1

2.2

24.10

15

Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов.

Практическая работа № 2.2. «Вставка в документ формул».

1

2.3-2.4

29.10

16

Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев».

1

2.5.1-2.5.2

31.10

17

Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков».

1

2.5.3

5.11

18

Таблицы. Практическая работа № 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

1

2.6

7.11

19

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

1

2.7

12.11

20

Системы оптического распознавания документа. Практическая работа № 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

1

2.8

14.11

21

Контрольная работа № 2  «Кодирование и обработка текстовой информации»

1

26.11

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации

22

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

1

3.1.1

28.11

23

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1

3.1.2

3.12

24

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

1

3.1.3

5.12

25

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

1

3.2.1

10.12

26

Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

1

3.2.2-3.2.3

12.12

27

Встроенные функции.

Практическая работа № 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

1

3.2.4

17.12

28

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов».

1

3.3

19.12

29

Базы данных в электронных таблицах.

1

3.4.1

24.12

30

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

1

3.4.2

26.12

31

Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации»

1

7.01

32

Повторение по теме «Кодирование и обработка информации»

1

9.01

Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

33

Техника безопасности в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.

1

4.1.1

14.01

34

Блок-схемы алгоритмов.

1

4.1.2

16.01

35

Выполнение алгоритмов компьютером.

1

4.1.3

21.01

36

Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор».

1

4.2.1-4.2.3

23.01

37

Алгоритмическая структура «цикл».

1

4.2.4

28.01

38

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.

1

4.3-4.4

30.01

39

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

1

4.5

4.02

40

Графический интерфейс среды QBASIC

1

Конспект

6.02

41

Операторы языка CLS, INPUT, PRINT

1

Конспект

11.02

42

Составление программ

1

Конспект

13.02

43

Операторы языка IF…THEN

1

Конспект

25.02

44

Составление программ

1

Конспект

27.02

45

Операторы организации циклов

1

Конспект

4.03

46

Составление программ

1

Конспект

6.03

47

Вложенные циклы

1

Конспект

11.03

48

Составление программ

1

Конспект

13.03

49

Одномерные массивы. Оператор DIM

1

Конспект

18.03

50

Составление программ

1

Конспект

20.03

51

Двумерные массивы.

1

Конспект

25.03

52

Составление программ.

1

Конспект

27.03

53

Подпрограммы.

1

Конспект

1.04

54

Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

1

3.04

Глава 5. Моделирование и формализация

55

Окружающий мир как иерархическая система.

1

5.1

15.04

56

Моделирование как метод познания.

1

5.2.1

17.04

57

Материальные и информационные модели.

1

5.2.2

22.04

58

Формализация и визуализация моделей.

1

5.2.3

24.04

59

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

5.3

29.04

60

Построение и исследование физических моделей

1

5.4

1.05

61

Приближенное решение уравнений.

1

5.5

6.05

62

Построение и исследование математических моделей

1

5.6

8.05

63

Информационные модели управления объектами.

1

5.7

13.05

64

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»        

1

15.05

Глава 6. Информатизация общества

65

Информационное общество.  Информационная культура.

1

6.1-6.2

20.05

66

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

1

6.3

22.05

67

Контрольная работа №6 « Информатизация общества »

1

27.05

68

Итоговое занятие

29.05

 


Формы и средства контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, зачет, тестирование, доклады, работа по карточкам.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  1. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11: Методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  2. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы.-М.: ВАКО, 2008
  3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лабоатория Базовых Знаний, 2008г.
  4. Кузнецов А.А., Пугач В.И. Информатика. Тестовые задания. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2003г.
  5. Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике. – М. «Экзамен», 2007г.
  6.       www.1september.ru
  7. www.metodkopilka.ru
  8. www.uchportal.ru
  9. www.openklass.ru
  10. www.metodkabinet.ru
  11. www.school.edu.ru
  12. www.ipkps.bsu.edu.ru 

Согласовано                                                                                                                                    

Заместитель директора по УВР                                                                                              

 _________Т.В.Сазанова          

 «____» __________________2013 г.                                                                                                  

Согласовано

на заседании ШМО учителей математики, информатики, физики

Протокол от «____» __________________2013 г.   №___      



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская  средняя общеобразовательная школа №1

Утверждаю

                                                                Директор МАОУ Селятинской

средней общеобразовательной школы №1

 _____________Н.Н.Попова

«____»________________2013 г.

                                                                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса для 10 «А», «Б» классов

«Информатика и ИКТ»

Базовый уровень

Составитель   Пархоменко Татьяна Алексеевна,

учитель информатики

2013 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы   Угриновича Н.Д.   с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и  соответствует утвержденному Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312) и учебной программы Угриновича Н.Д. (базовый уровень).

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения  деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных  информационных систем в решении конкретных задач,  связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;  

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20012»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на  1 ч. в неделю, 34 часа за год.

Авторское содержание в рабочей программе  представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе  Windows, так и в операционной системе Linux.

 Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

 Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • понятия: информация, информатика;
  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
  • сущность алфавитного подхода к измерению информации
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
  • понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
  • назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

уметь:

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
  • выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
  • представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
  • создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

2. Структура  курса

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1

Информация и информационные процессы

2

2

Информационные технологии

13

3

Коммуникационные технологии

16

4

Повторение

3

ИТОГО:

34

3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Информационные технологии

1

2

Коммуникационные технологии

1

3

Итоговое тестирование по курсу

1

ИТОГО                                                                                  3 часа

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

Создание и форматирование документа.

1

Растровая графика.

1

Трехмерная векторная графика.

Создание флэш-анимации.

Разработка мультимедийной интерактивной презентации

1

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

1

Подключение принтера в локальной сети

1

Подключение к Интернету

1

Настройка браузера

1

Работа с электронной почтой

1

Общение в реальном времени

1

Работа с файловыми архивами

1

Геоинформационные системы

1

Разработка Web-сайта

1

ИТОГО                                                                                  14 часов                      


4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

   

№ урока

Дата проведения

Изменения

Тема урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся (знания/умения)

Кол-во

часов

Материал учебника

1

5.09

Техника безопасности и организация рабочего места.

Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики

Знать правила поведения и технику безопасности. Оказание первой помощи пострадавшим

1

конспект

2

12.09

Информация и информационные процессы.

Классификация информационных процессов.

Единица количества информации.

Знать различные виды и свойства информации.

Знать формулу определения информации.

Уметь определять объем количества информации в различных единицах измерения.

1

Введение

Информационные технологии

3

19.09

Кодирование текстовой информации. Создание и форматирование текстовых документов.

Текстовые редакторы. Атрибуты. Формат файла.

Знать возможности текстовых редакторов, свойства текстовых документов и способы их редактирования.

Уметь работать с текстовыми документами, задавать параметры страницы, абзаца, списка, таблицы и символов.

1

1.1.1-1.1.3

4

26.09

Практическая работа №1 Создание и форматирование документа.

Формат по образцу

Уметь производить форматирование документа по образцу и по требованиям к оформления.

1

Стр.25

5

3.10

Системы оптического распознавания документов

Цифровой компьютерный формат.

Знать различия в технологиях распознавания документов типографического качества и с низким качеством печати.

1

1.1.4-1.1.5

6

17.10

Кодирование графической информации. 

Практическая работа №2

Растровая графика.

Способы представления информации. Пространственная дискретизация. Система цветопередач.

Знать различия форматов растровых графических редакторов.

Уметь сохранять растровые изображения в различных графических форматах.

Уметь преобразовывать изображения в растровом графическом редакторе.

1

1.2.1-1.2.2

Стр.44

7

24.10

Векторная графика.

Практическая работа №3 Трехмерная векторная графика

Видимость объектов. Система векторной флеш-анимации.

Знать принцип формирования векторных изображений.

Уметь выполнять рисование различных трехмерных тел.

Уметь выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения.

1

1.2.3

Стр.57

8

31.10

Практическая работа №4 «Создание флэш-аниамации»

Флэш-анимация

Уметь создавать флеш-анимацию движения объекта по окружности.

1

Стр.69

9

7.11

Кодирование звуковой информации.

Временная дисктетизация. Оцифрованный звук.

Знать принцип двоичного кодирования звука.

Уметь высчитывать количество уровней громкости звука.

1

1.3

10

14.11

Компьютерные презентации

Дизайн, слайд, управляющая кнопка, гиперссылка.

Знать набор команд меню приложения MicrosoftPowerPoint

Уметь использовать анимационные и звуковые эффекты в презентации.

1

1.4

11

28.11

Практическая работа №5 Разработка мультимедийной интерактивной презентации по выбранным темам.

Макет слайдов, анимация, звук

Уметь использовать различные типы макетов слайдов, устанавливать анимационные и звуковые эффекты.

Уметь разрабатывать презентацию с использованием автопилота.

1

Стр.81

12

5.12

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Свернутая и развернутая форма записи числа. Числовой ряд степеней основания.

Знать алфавит различных систем счисления.

Уметь производить математические операции в системах счисления с дробной частью.

1

1.5.1

13

12.12

Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.

Диапазон ячеек. Тип и формат данных. Диапазон исходных данных.

Знать, как задается имя ячейки, какие типы данных и в каких форматах могут обрабатываться.

Уметь копировать в ячейку формулу, содержащую относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1

1.5.2-1.5.3

14

19.12

Практическая работа №6. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Уметь работать с относительными, абсолютными и смешанными ссылками при решении задач с помощью электронных таблиц.

1

Стр.99

15

26.12

Контрольная работа по теме «Информационные технологии»

1

Коммуникационные технологии

16

9.01

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа №7. «Подключение принтера в локальной сети»

Концентратор, коммутатор, маршрутизатор, витая пара, точка даступа.

Знать схемы соединения одноранговых локальных сетей различной топологии.

Знать схему объединения сегментов сети в единую локальную сеть.

Уметь устанавливать общий доступ к принтеру.

1

2.1

Стр.119

17

16.01

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернет.

Оптоволоконный и спутниковый каналы.

Знать принцип формирование доменной системы имен.

1

2.2

18

23.01

Подключение к Интернету.

Практическая работа №8. «Подключение к Интернету»

Интернет-провайдеры, модуляция и демодуляция.

Знать способы подключения к Интернету.

Уметь подключать телефон и устанавливать модем.

Уметь определять IP-адрес локального компьютера и сервера Интернет-провайдера.

1

2.3

Стр.138

19

30.01

Интернет служба World Wide Web. Всемирная паутина.

Практическая работа 9. «Настройка браузера»

URL-адрес, кэш-память, браузер.

Знать язык разметки гипертекста.

Уметь сохранять Web-страницы в различных форматах.

Уметь производить настройку браузера.

1

2.4

Стр.143

20

6.02

Электронная почта.

Практическая работа №10. «Работа с электронной почтой»

Адрес электронной почты. Спам.

Знать возможности электронной почты.

Знать, что такое спам и как с ним бороться.

Уметь создавать учетную запись почты, отправлять и получать сообщение.

1

2.5

21

13.02

Общение в Интернете в реальном времени.

Практическая работа №11. «Общение в реальном времени»

USB-порт, DV-порт, MMS-сообщения, Skype.

Знать различные виды общения в реальном времени.

Уметь пользоваться программой Skype.

Уметь создавать конференцию в реальном времени.

1

2.6

Стр.158

22

27.02

Файловые архивы.

Практическая работа №12. «Работа с файловыми архивами»

FTP-протокол, Off-line браузеры.

Знать преимущества загрузки файлов с помощью специализированных менеджеров загрузки.

Уметь производить загрузку и передачу файлов с локального компьютера на удаленный сервер.

1

2.7

Стр.171

23

6.03

Геоинформационные системы в Интернете

Практическая работа №13. «Геоинформационные системы»

ГИС, GPS, ГЛОНАСС

Знать отличия географических информационных систем от обычных карт.

1

2.8

Стр.182

24

13.03

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем.

Поисковые системы

Уметь осуществлять поиск в Интернете своего район, города с помощью интерактивной карты.

1

2.10

25

20.03

Электронная коммерция в Интернете.

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете

Хостинг, реклама, интернет-аукцион.

Электронная библиотека и электронная энциклопедия.

Знать примеры электронной коммерции в Интернете.

Знать отличия электронной библиотеки от электронной энциклопедии.

Уметь осуществить заказ в Интернет-магазине

1

2.11-2.12

26

27.03

Основы языка разметки гипертекста.

HTML-код, Web-страница.

Знать простейшие тэги, присутствующие в HTML-документе.

Знать логическую структуру Web-страницы.

Знать интерактивные формы Web-страниц.

Уметь создавать Web-страницу.

Уметь форматировать текст Web-страницы.

Уметь вставить изображение на Web-страницу.

Уметь создавать гиперссылки на Web-странице.

Уметь создавать интерактивные форма Web-страниц.

1

2.13

27

3.04

Разработка Web-сайтов. Структура Web-страницы.

1

2.13

28

17.04

Форматирование текста на Web – странице.

Вставка изображений в Web-страницы.

Гиперссылки на Web-страницах.

Интерактивные формы на Web-страницах.

1

2.13

29

24.04

Практическая работа №14 «Разработка Web-сайта».

Web-страница, сайт

Уметь разрабатывать Web-сайт.

1

2.13

30

1.05

Практическая работа №14 «Разработка Web-сайта».

Web-страница, сайт

Уметь разрабатывать Web-сайт.

1

2.13

31

8.05

Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии»

1

32

15.05

Повторение. Информационные технологии.

Уметь работать с документами, создавать презентации, работать с графическими редакторами.

1

Глава 1

33

22.05

Повторение. Коммуникационные технологии

Уметь работать в Интернете: поиск информации, электронная почта, создание сайта.

1

Глава 2

34

29.05

Итоговое тестирование по курсу

1


5. Список учебной и методической литературы по предмету

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 10 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  2. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11: Методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  3. Кузнецов А.А., Пугач В.И. Информатика. Тестовые задания. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2003г.

  1. Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике. – М. «Экзамен», 2007г.

  1. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лабоатория Базовых Знаний, 2008г.

  1. О.А.Житкова, Е.К.Кудрявцева. Основы информатики и вычислительной техники. (Тематический контроль по информатике). – М.Интеллект-Центр. 1999г.

  1. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2008
  2. www.1september.ru
  3. www.metodkopilka.ru
  4. www.uchportal.ru
  5. www.openklass.ru
  6. www.metodkabinet.ru
  7. www.school.edu.ru
  8. www.ipkps.bsu.edu.ru 

Согласовано                                                                                                                                    

Заместитель директора по УВР                                                                                              

 _________Т.В.Сазанова          

 «____» __________________2013 г.                                                                                                  

Согласовано

на заседании ШМО учителей математики, информатики, физики

Протокол от «____» __________________2013 г.   №___      



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская  средняя общеобразовательная школа №1

Утверждаю

                                                                Директор МАОУ Селятинской

средней общеобразовательной школы №1

 _____________Н.Н.Попова

«____»________________2013 г.

                                                                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса для 11 «А», «Б» классов

«Информатика и ИКТ»

Базовый уровень

Составитель   Пархоменко Татьяна Алексеевна,

учитель информатики

2013 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы   Угриновича Н.Д.   с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и  соответствует утвержденному Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312) и учебной программы Угриновича Н.Д. (базовый уровень).

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения  деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных  информационных систем в решении конкретных задач,  связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;  
  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20012»;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на  1 ч. в неделю, 34 часа за год.

Авторское содержание в рабочей программе  представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе  Windows, так и в операционной системе Linux.

 Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

 Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • понятия: информация, информатика;
  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
  • сущность алфавитного подхода к измерению информации
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
  • понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
  • назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

уметь:

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
  • выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
  • представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
  • создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

2. Структура  курса

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

Моделирование и формализация.

9

Основы логики и логические основы компьютера.

5

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

7

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД).

6

Информационное общество.

2

Повторение, подготовка к ЕГЭ.

5

ИТОГО                                                                                34 часа

3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

Моделирование и формализация.

1

Основы логики и логические основы компьютера.

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

1

Системы управления базами данных.

1

Итоговое тестирование по курсу.

1

ИТОГО                                                                                  5 часов                                                    

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

Виртуальные компьютерные музеи.

1

Сведения об архитектуре компьютера.

1

Значки и ярлыки на Рабочем столе..

1

Биометрическая защита.

1

Защита от компьютерных вирусов.

1

Создание табличной базы данных.

1

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

1

Сортировка и создание отчета в табличной базе данных.

1

Создание генеалогического древа семьи.

1

ИТОГО                                                                                      9                      


4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

   № урока

Дата проведения

Изменения

Тема урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся (знания/умения)

Кол-во

часов

Материал учебника

Моделирование и формализация

Техника безопасности и организация рабочего места.

Первая помощь, техника безопасности

Знать правила поведения и техники безопасности в кабинете информатики.

1

конспект

Моделирование как метод познания.

Объект, модель, моделирование.

Знать виды моделей описания объекта.

Уметь описывать объект различными моделями.

1

2.1

Системный подход в моделировании.

Статические и динамические информационные модели

Знать различия статической и динамической модели

1

2.2

Формы представления моделей.

Материальные и информационные модели.

Знать типы информационных и алгоритмических моделей.

1

2.3

Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Формальные и визуальные информационные модели.

Знать, что такое формализация.

Уметь приводить примеры материальных и информационных моделей.

1

2.4-2.5

Исследование физических и астрономических моделей.

Описательная, формальная и интерактивная компьютерная модели.

Уметь проводить компьютерные эксперименты с интерактивными физическими и астрономическими моделями.

1

2.6.1-2.6.2

Исследование алгебраических и геометрических моделей.

Формальная и интерактивная компьютерная модели.

Уметь проводить компьютерные эксперименты с интерактивными математическими и стереометрическими моделями.

1

2.6.3-2.6.5

Исследование химических и биологических моделей.

Описательная, формальная и интерактивная компьютерная модели.

Уметь проводить компьютерные эксперименты с интерактивными химическими и биологическими моделями.

1

2.6.6-2.6.7

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

1

Основы логики и логические основы компьютера

Основы логики. Формы мышления. Алгебра высказываний.

Понятие, высказывание, умозаключение, предикат, доказательство

Уметь различать все понятия

1

КОНСПЕКТ

Логические выражения и таблицы истинности

Логические выражения,  таблицы истинности

Уметь упрощать логические выражения и составлять таблицы истинности

1

КОНСПЕКТ

Логические законы и правила преобразования логических выражений

Логические законы

Уметь применять логические законы в логических выражениях

1

КОНСПЕКТ

Логические основы устройства компьютера.

Конъюнктор, дизъюнктор и инвертор

Уметь составлять логические схемы по логическим функциям

1

КОНСПЕКТ

Контрольная работа по теме «Основы логики и логические основы компьютера»

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

История развития вычислительной техники.

Практическая работа №1 «Виртуальные компьютерные музеи».

Доэлектронная эпоха. ЭВМ.

Знать историю развития отечественной и зарубежной вычислительной техники.

1

1.1

Стр.15

Архитектура персонального компьютера.

Практическая работа №2 «Сведения об архитектуре компьютера».

Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

Знать магистрально-модульный принцип построения компьютера.

Уметь получать сведения об архитектуре компьютера и отдельных его устройств.

1

1.2

Стр.23

Операционные системы.

Практическая работа №3 «Значки и ярлыки на Рабочем столе»».

Процессор, драйверы, интерфейс.

Знать состав и функции операционных систем.Уметь получать сведения о логических разделах дисков.

Уметь устанавливать нужные значки и ярлыки на Рабочем столе.

1

1.3

Стр.34

Защита от есанкционированного доступа к информации.

Практическая работа №4 «Биометрическая защита».

Биометрические системы идентификации.

Знать какие существуют биометрические методы защиты информации.

1

1.4

Физическая защита данных на дисках.

RAID-контроллер, RAID-массив.

Знать какие существуют массивы дисков RAID.

1

1.5

Защита от вредоносных программ.

Практическая работа №5 «Защита от компьютерных вирусов».

Типы вредоносных программ.

Знать признаки заражения компьютера вирусом.

Уметь лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов.

1

1.6

Стр.56

Контрольная работа по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов».

Статические и динамические информационные модели.

Знать различия статической и динамической информационной модели.

1

3.2.4-3.2.5

Системы управления базами данных

Табличные базы данных.

База данных, поле, запись.

Знать типы полей, присутствующих в базе данных.

1

3.1

Система управления базами данных. Основные объекты.

Практическая работа №6 «Создание табличной базы данных».

СУБД, таблицы, запросы, формы, отчеты.

Знать основные объекты СУБД и, какие функции они выполняют.

Уметь создавать табличные базы данных в системе управления базами данных.

1

3.2.1

Стр.106

Использование формы для просмотра и редактирования записей. Поиск записей.

Практическая работа №7 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов».

Дизайн формы, элементы управления.

Простой и сложный фильтра, поиск записей.

Знать разницу между представлением табличной базы данных с помощью таблиц и форм.

Уметь создавать формы для табличных баз данных.

Уметь осуществлять поиск записей в табличной базе данных с использованием фильтров и запросов.

1

3.2.2-3.2.3

Стр.114

Сортировка записей. Печать данных.Практическая работа №8 «Сортировка и создание отчета в табличной базе данных»

Виды сортировок.

Уметь осуществлять сортировку записей в табличной базе данных.

Уметь создавать отчеты в табличной базе данных.

1

3.2.4-3.2.5

Стр.118-119

Иерархическая и сетевая модель данных.

Практическая работа №9 «Создание генеалогического древа семьи»

Корень иерархической модели.

Уровни иерархической модели.

Знать характерные особенности иерархических моделей данных.

Знать особенности сетевой модели данных.

Уметь создавать генеалогическое древо семьи.

1

3.3-3.4

Стр.125

Контрольная работа по теме «Системы управления базами данных».

1

Информационное общество

Право в Интернете.

Этика в Интернете.

Правовые проблемы.

Этические правила общения.

Знать основные правовые проблемы в Интернете.Знать основные этические правила при общении по электронной почте, чатах и форумах.

1

1

4.1

4.2

Перспективы развития ИКТ.

Этапы развития ИКТ.

Знать коммуникационные и информационные технологии, соответствующие различным этапам развития технологий.

1

4.3

Повторение

Повторение.Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение.

Знать единицы измерения информации.Знать устройство компьютера, безопасность и технические условия эксплуатации, назначение и функции операционной системы.Уметь определять количество информации различными подходами.

Уметь производить математические операции в различных системах счисления.

1

Тема 1,2

Повторение. Алгоритмизация и программирование.

Знать основные алгоритмические структуры.

Уметь производить формальное исполнение простого и сложного алгоритма.

Уметь составлять программу на языке программирования.

1

Тема 3

Повторение. Моделирование и формализация.

Знать виды моделей.

Уметь создавать геометрические модели.

1

Тема 5

Повторение. Информационные и коммуникационные  технологии.

Знать технологии обработки текстовой, графической и числовой информаций.

Уметь создавать базу данных с помощью СУБД. Знать способы подключения к Интернету. Уметь создавать простейшие web-страницы.

1

Тема 6,7

Итоговое тестирование по курсу.

1


5. Список учебной и методической литературы по предмету

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 11 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  2. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11: Методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

  1. Кузнецов А.А., Пугач В.И. Информатика. Тестовые задания. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2003г.

  1. Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике. – М. «Экзамен», 2007г.

  1. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лабоатория Базовых Знаний, 2008г.

  1. О.А.Житкова, Е.К.Кудрявцева. Основы информатики и вычислительной техники. (Тематический контроль по информатике). – М.Интеллект-Центр. 1999г.

  1. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы.-М.: ВАКО, 2008

  1. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2008
  2. www.1september.ru
  3. www.metodkopilka.ru
  4. www.uchportal.ru
  5. www.openklass.ru
  6. www.metodkabinet.ru
  7. www.school.edu.ru
  8. www.ipkps.bsu.edu.ru 

Согласовано                                                                                                                                    

Заместитель директора по УВР                                                                                              

 _________Т.В.Сазанова          

 «____» __________________2013 г.                                                                                                  

Согласовано

на заседании ШМО учителей математики, информатики, физики

Протокол от «____» __________________2013 г.   №___      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( 6 часов в неделю) на 2013-2014 уч. год.

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для 5–9 классов М.Т.Баранова,...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса ( 4 часа в неделю) на 2013-2014 уч. год.

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса основного общего образования (базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программапо русскому языкудля 10 классаосновного общего образования(базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год...

Рабочая программа Факультативного курса: «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» Базовый уровень 10-11 класс

Пояснительная запискаДанный элективный курс составлен на основе программы ОС Габриеляна и  Н.В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства  Дрофа – 2018 г. Программа рассчитан...