Рабочая программа Факультативного курса: «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» Базовый уровень 10-11 класс
рабочая программа по химии (10, 11 класс)
Пояснительная записка
Данный элективный курс составлен на основе программы ОС Габриеляна и Н.В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства Дрофа – 2018 г. Программа рассчитана на 17 часов.
Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 10-11 классов и носит предметно-ориентированный характер. В связи с сокращением программы на 1 час в 10 и 11 классах, сократилось и количество часов, отведённых на решение задач. Вследствие этого выпускники 10- 11 классов очень слабо решают задачи. Данный курс позволяет обучить выпускников решению расчётных задач разных типов и различными методами.
На занятиях данного электива применяются: познавательная деятельность обучающихся; методы научного познания; умения характеризовать, объяснять и классифицировать задачи разных типов. Элективный курс развивает умения полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе и индивидуально, сообщать информацию в письменной и устной форме, вступать в диалог.
Цель данного курса: помочь обучающимся точно сориентироваться в выборе профиля; восполнить пробелы их предыдущей подготовки; дать возможность им получить реальный опыт решения сложных задач по химии; проявить себя, добиться успеха и ответить на вопросы: «Могу ли я?», «Хочу ли я?»
Задачи данного элективного курса:
- проверить готовность 10-11 классов, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по предмету;
- устранить имеющиеся пробелы в знаниях;
- познакомить обучающихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы.
Формами отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:
1) олимпиады по решению задач;
2) составление авторских задач обучающимися ;
3) составление творческих расчётных задач по различным темам.
4) зачёт по решению задач.
Данный элективный курс поможет обучающимся привить самостоятельность в приобретении знаний по химии и даст возможность лучше подготовиться к итоговой аттестации по предмету. Они смогут решать задачи повышенного уровня сложности из учебника и сборников задач на базе знаний выпускников основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_10-11_2016g.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнесаянтуйская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
Факультативного курса:
«Решение задач по химии
повышенного уровня сложности»
Базовый уровень 10-11 класс
2016-2017 учебный год
Автор: Муруева Р.Д.
Учитель химии МБОУ
«Нижнесаянтуйская СОШ»
Пояснительная записка
Данный элективный курс составлен на основе программы ОС Габриеляна и Н.В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства Дрофа – 2018 г. Программа рассчитана на 17 часов.
Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 10-11 классов и носит предметно-ориентированный характер. В связи с сокращением программы на 1 час в 10 и 11 классах, сократилось и количество часов, отведённых на решение задач. Вследствие этого выпускники 10- 11 классов очень слабо решают задачи. Данный курс позволяет обучить выпускников решению расчётных задач разных типов и различными методами.
На занятиях данного электива применяются: познавательная деятельность обучающихся; методы научного познания; умения характеризовать, объяснять и классифицировать задачи разных типов. Элективный курс развивает умения полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе и индивидуально, сообщать информацию в письменной и устной форме, вступать в диалог.
Цель данного курса: помочь обучающимся точно сориентироваться в выборе профиля; восполнить пробелы их предыдущей подготовки; дать возможность им получить реальный опыт решения сложных задач по химии; проявить себя, добиться успеха и ответить на вопросы: «Могу ли я?», «Хочу ли я?»
Задачи данного элективного курса:
- проверить готовность 10-11 классов, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по предмету;
- устранить имеющиеся пробелы в знаниях;
- познакомить обучающихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы.
Формами отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:
1) олимпиады по решению задач;
2) составление авторских задач обучающимися ;
3) составление творческих расчётных задач по различным темам.
4) зачёт по решению задач.
Данный элективный курс поможет обучающимся привить самостоятельность в приобретении знаний по химии и даст возможность лучше подготовиться к итоговой аттестации по предмету. Они смогут решать задачи повышенного уровня сложности из учебника и сборников задач на базе знаний выпускников основной школы.
Информационно-методическое обеспечение:
- Лидина Р.А. Дидактические материалы»Решение задач по химии», Москва, Дрофа, 2017 г.
- Цитович И.К., Протасов П.Н. «Методика решения расчётных задач по химии», Москва, Просвещение, 2014г.
- Ушакова В.Н., Ионидис Н.В. «Репетитор по химии», Москва, Просвещение, 2009 г.
- Радецкий А.М., Курьянова Т.Н., «Дидактический материал по общей химии», Москва, Просвещение, 2013г.
- Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. «2400 задач по химии», Москва, Дрофа, 2014 г.
- Медведев Ю.Н. «Химия. Реальные тесты. ЕГЭ – 2013-2015.
- Добротин Д.Ю., Каверина А.А. «Химия. ГИА – 2017», Астрель, Москва, 2011 г.
- Н.П. Хомченко «Решение задач» 2013г.
Содержание разделов элективного курса
Данный элективный курс содержит три раздела.
I раздел . Требования к расчётным задачам по химии (1 час)
В этом разделе обучающие получают элементарные сведения по химии, необходимые для решения задач, а также определённые требования к оформлению задач (правильная запись условия, решения с пояс нениями, соблюдение размерности в расчётах, выписывание ответов и их округление).
II раздел . Методы решения расчётных задач (4 часа)
Решение задач любой сложности должно подчиняться главной цели – приобретению учащимися химических знаний и развитию логического мышления при изучении химических явлений. Для осуществления этой цели большое значение играет выбор методов решения. Метод решения и ход рассуждений должен способствовать раскрытию сущности изучаемого явления. В данном курсе используются различные методы решения задач. Учитываются знания, приобретённые, обучающимися не только на химии, но и на уроках физики и математики.
Основные методы, применяемые при решении задач:
- решение задач с использованием пропорции;
- решение задач методом приведения к единице;
- решение задач алгебраическим способом;
- решение задач с использованием межпредметных связей и счётно-вычислительной техники.
III раздел . Типы решения расчётных задач (12 часов)
1.Расчёты с использованием понятия «моль»:
1) вычисления по химическим формулам;
2) относительная плотность газов;
3) молярный объём газов
2.Вычисления по химическим уравнениям:
1) вычисление массы вещества по известному количеству вещества, массе или объёму;
2) вычисление массы вещества, когда одно из реагирующих веществ взято в избытке;
3) вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе вещества, содержащей примеси;
4) расчёт выхода продукта реакции, от теоретически возможного;
5) задачи на растворы;
6 ) решение комбинированных типов задач.
Учебно-методическое планирование
Тема занятия | Цели | Часы | План занятий | Деятельность обучающихся |
I раздел. Требования к расчётным задачам по химии | Познакомить обучающихся с правильным оформлением условий задач, решением с пояснениями, правилами округления ответов | 1 | 1. Знакомство с требованиями и образец оформления задач 2. Решение задач | 1. Фронтальная беседа 2. Решение задач |
II раздел. Методы решения расчётных задач | 4 | |||
1(2). Решение задач методом пропорции | Научить решать задачи данным методом | 1 | 1.Решение задач методом пропорции | 1.Фронтальная беседа 2.Решение задач |
2(3). Решение задач методом приведения к единице | Научить составлять уравнения реакций, решать задачи методом приведения к единице | 1 | 1.Решение задач нового типа | 1.Фронтальная беседа 2.Решение задач |
3(4). Решение задач алгебраическим способом | Дать новый метод решения задач | 1 | 1.Решение задач на нахождение объёма газа данным методом | 1.Фронтальная беседа 2.Решение задач |
4(5). Решение задач с использованием межпредметных связей и счётно-вычислительной техники | Научить решать задачи, применяя физические и математические формулы | 1 | 1.Нахождение массы и объёма газа по формуле Менделеева-Клайперона | 1.Фронтальная беседа 2.Дискуссия 3.Решение задач |
III раздел. Типы решения расчётных задач | 12 | |||
Расчёты с использованием понятия «моль» 1(6). Вычисления по химическим формулам | Расширить знания учащихся о понятии «моль», «Молярная масса». | 1 | 1.Нахождение массы и количества вещества по формулам | 1.Фронтальная беседа 2.Решение задач |
2(7). Относительная плотность газов | Закрепить умения обучающихся решать задачи данного типа | 1 | 1.Определение относительной плотности газов | 1.Фронтальная беседа 2.Решение задач |
3 (8). Молярный объём газов | Закрепить знания учащихся о молярном объёме | 1 | 1.Нахождение объёма газа по формуле | 1.Фронтальная беседа 2.Решение задач |
Вычисления по химическим уравнениям | 9 | |||
1(9). Вычисление массы вещества по известному количеству, массе и объёму одного из реагирующих веществ | Научить составлять уравнения реакций, решать задачи с применением пропорции | 1 | 1.Нахождение массы по количеству вещества 2.Нахождение массы по объёму 3.Нахождение массы по известной массе вещества | 1.Фронтальная беседа 2.Мозговой штурм 3.Решение задач |
2(10). Вычисление массы вещества, когда одно из реагирующих веществ взято в избытке | Дать понятие «избыток» и «недостаток» | 1 | 1.Решение задач на избыток | 1.Фронтальная беседа 2.Самостоятельное решение задач |
3, 4(11, 12). Задачи на содержание примесей | Дать понятие «чистое вещество» и «примесь», научить решать задачи данного типа | 2 | 1.Нахождение примесей и массы чистого вещества 2.Нахождение объёма вещества | 1.Фронтальная беседа 2.Дискуссия 3.Решение задач |
5,6(13,14). Расчёт выхода продукта реакции от теоретически возможного | Дать понятие «теоретический и практический выход» | 2 | 1.Нахождение теоретического выхода вещества 2.Нахождение практического выхода в % по формуле и через пропорцию | 1.Фронтальная беседа 2.Мозговой штурм 3.Решение задач |
7(15). Задачи на растворы | Научить вычислять процентную и молярную концентрацию растворённого вещества | 1 | 1.Нахождение процентной концентрации 2.Нахождение молярной концентрации | 1.Фронтальная беседа 2.Решение задач |
8,9(16,17). Решение комбинированных типов задач | Закрепить умения обучающихся решать задачи изученных типов | 2 | Контрольное (олимпиадное ) решение задач | 1.Фронтальная беседа 2.Решение задач |
Приложение к программе элективного курса «Решение расчётных задач по химии повышенного уровня сложности»
Занятие № 3. Решение задач методом приведения к единице
Цель: познакомить обучающихся с новым типом решения задач по химии
Ход занятия
- Организационный момент. Актуализация знаний обучающихся:
- Какой тип решения задач мы изучили на прошлом занятии?
- Сколько данных необходимо для составления пропорции?
- Сколько данных берётся из условия? Из уравнения?
- Изучение нового типа решения задач
Учитель: сегодня, ребята, мы познакомимся ещё с одним типом решения задач. При решении задач этим методом вычисления сводятся к тем же действиям, что и в случае пропорции, но значительно сокращается ход рассуждений и время на выполнение расчётов. В этом преимущество метода приведения к единице перед методом пропорции.
Этот метод малопригоден для решения задач на первом этапе изучения химии, так как предполагает упрощённый ход рассуждений. Он вам пригодится в старших классах, когда у вас будут более развиты навыки логического мышления.
Условие задачи:
Формула этилового спирта С2Н6О. Каково число молей сгоревшего спирта, если при этом образовался оксид углерода (IY) массой 22 г?
Форма сокращённой записи:
Дано: m (СО2) = 22 г;
Найти: n (С2Н6О) =?
План решения:
- Составляем уравнение реакции горения спирта и подписываем все данные:
Х 22г
С2Н5О + 3О2 = 2СО2 + 3Н2О
n 1 моль 2 моль
М 46г/моль 44г/моль
m 46 г 88 г
Ход рассуждений при вычислениях:
СО2 массой 44 г соответствует количеству вещества 1 моль, следовательно,
СО2 массой 1 г соответствует количеству вещества, в 44 раза меньше, т.е. 1/44 моль,
а 22 г СО2 соответствует количеству вещества большему в 22 раза:
n = 1 моль х 22 г : 44 г = 0,5 моль СО2
по уравнению реакции при сгорании этилового спирта количеством вещества 1 моль образуется оксид углерода (IY) количеством вещества 2 моль. Следовательно, для для образования 1 моль СО2 потребуется спирта в 2 раза меньше, а для образования 0,5 моль СО2 потребуется спирта в 0,5 раза больше:
n = 1моль х 0,5 моль : 2 моль = о,25 моль С2Н6О
Ответ: при образовании 22 г углекислого газа сгорает 0, 25 моль этилового спирта.
- Закрепление
Обучающимся предлагается самостоятельно прорешать ряд задач
- Вычислите массу углерода, необходимую для полного восстановления оксида железа (II,III) массой 696 т, если в результате реакции получается оксид углерода (II).
- Вычислите, сколько молей углекислого газа получается при обработке 30 г карбоната кальция избытком хлороводородной кислоты.
- Какая масса свободной меди получается из оксида меди (II) массой 20 г при восстановлении его оксидом углерода (II)?
Занятие № 4. Решение задач алгебраическим способом
Цель: познакомить обучающихся с данным типом решения задач
Ход занятия
1.Организационный момент. Актуализация знаний обучающихся:
- Сколько методов решения задач вы уже знаете?
- Какой тип задач для вас наиболее понятен?
- Решаете ли вы пропорции на уроках математики?
- Как вы думаете, можно ли решить задачу по химии, применив арифметический способ?
- Изучение нового типа решения задач
Учитель: алгебраический метод решения расчётных задач используется в теме «Растворы». Рассмотрим на конкретном примере.
Задача: из смеси сульфатов калия и натрия массой 24,5 г получили сульфат бария массой 34,95 г. Каковы массы сульфатов калия и натрия в смеси?
Форма сокращённой записи:
Дано: m(К2SO4 + Na2SO4) = 24,5 г
m(BaSO4) = 34,95 г
Найти: m(K2SO4) = ?
m(Na2SO4) = ?
План решения:
- Рассчитаем молярные массы веществ:
M(K2SO4) = 174 г/моль; M(Na2SO4) = 142 г/моль; M(BaSO4) = 233 г/моль
2.Вводим алгебраические значения:
Пусть масса K2SO4 будет х, тогда масса Na2SO4 , будет (24,5 – х).
из 174 г K2SO4 получается 233 г BaSO4 ; из 1 г K2SO4 его получится в 174 раза меньше, а из х – в х раз больше: 233: 174 × х .
Тогда из (24,5 – х) Na2SO4 получится: 233: 142 × (24,5 – х).
- Составляем алгебраическое уравнение:
233 : 174 х + 233 : 142 (24,5 – х) = 34,95
- Решаем уравнение:
1,34 х + 40,18 – 1,64 х = 34,95
0,3 х = 5,23
х = 17,4 г – это масса K2SO4
- Вычисляем содержание Na2SO4 в смеси по разности: 24,5 – 17,4 = 7,1г
- Ответ: m(K2SO4) = 17,4 г, m(Na2SO4) = 7,1 г.
- Закрепление
Обучающимся предлагается прорешать ряд задач, используя данный метод
- Необходимо приготовить 350 г раствора с массовой долей серной кислоты 15% путём смешивания растворов с массовыми долями 7,5% и 60%. Какие потребуются массы того и другого растворов?
(Ответ:300 г 7,5% раствора и 50 г 60% раствора)
- Какие массовые доли (%) изотопов неона 2010 Ne и 2210 Ne в природном неоне, средняя относительная атомная масса которого равна 20,2?
(Ответ: 10% и 90%)
- К раствору, содержащему бромид калия массой 1,6 г, прибавили бромид-сырец массой 6 г, имеющий примесь хлора. Смесь выпарили и остаток высушили. Масса остатка 1,36 г. Вычислите массовую долю (%) хлора в броме-сырце.
(Ответ: 3,17%)
Рецензия
на адаптационную авторскую разработку элективного курса
«Решение расчётных задач по химии повышенного уровня сложности» для учащихся 9-х классов
учителя химии МОУ СОШ № 85 г. Тайшета
Никитюк Любови Фёдоровны
Программа данного элективного курса «Решение расчётных задач по химии повышенного уровня сложности» соответствует областному Положению об экспериментальных и авторских разработках.
Пояснительная записка содержит цель, задачи и формы отчётности по изучению данного элективного курса. Программа содержит полное описание разделов элективного курса. В учебно-методическом планировании указана цель каждого занятия, план его проведения и деятельность учащихся. К программе прилагаются методические разработки двух занятий.
Новизной данного курса является рассмотрение методов решения задач, которые не изучаются в школьной программе.
Мотивирующий потенциал курса – помочь учащимся точно сориентироваться в выборе профиля и ликвидировать пробелы по предмету.
Содержание учебного материала раскрыто достаточно полно, прослеживается систематичность содержания учебного материала в программе. Вначале учащиеся знакомятся с более простым методом решения задач – по формулам, а затем более сложными – методом пропорции и алгебраическим способом.
Программа курса содержит три раздела. В каждом разделе чётко указаны умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся.
Методы обучения соответствуют поставленным в программе целям.
Решение задач по химии расширяет кругозор учащихся за счёт межпредметных связей с математикой и физикой, развивает умение логически мыслить и помогает преодолеть трудности в учении в целом.
Учащиеся, освоившие программу курса в полном объёме, смогут решать задачи на школьных, районных и областных олимпиадах.
Учитель первой квалификационной категории
МОУ СОШ № 1 г. Тайшета
Тарасова О.Г. / /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Решение задач по генетике повышенной сложности", 10 класс
Элективный курс "Решение задач по генетике повышенной сложности", 10 класс...
Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный язык» ( английский язык) (базовый уровень) 5-9 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный язык» ( английский язык) (базовый уровень)...
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (Музыка и ИЗО)» (базовый уровень) в 9 классах
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (Музыка и ИЗО)» (базовый уровень) в 9 классах...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Обществознание"(базовый уровень)для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Обществознание»(включая экономику и право)(базовый уровень)для 10 класса...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Обществознание"(базовый уровень)для 11 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Обществознание»(включая экономику и право)(базовый уровень)для 11 класса...
Решение задач ЕГЭ высокого уровня сложности.
Карточки составлены из заданий 2 части ЕГЭ профильного уровня: №15 "Неравенства" и №17 "Финансовая математика"....
Рабочая программа курса "Решение задач повышенной сложности в курсе математики 6 кл"
Основная цель изучения курса: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познават...