Рабочая программа по русскому языку для 9 класса основного общего образования (базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Алагира
Рассмотрена на заседании МО ________Шотаева Л.А. Протокол № ____ «____»____________2019 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________ Сидамонидзе Ф.Н. «____»____________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 2 _____________Коченова Л.Ч. Приказ №____ от «___»______________2019 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
для 9 «А» класса
основного общего образования
(базовый уровень)
2019 – 2020 учебный год
Составитель: Кочиева Т.Х.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 2 г.Алагира
г.Алагир
2019
Пояснительная записка
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Закон «Об образовании в РФ».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786.
Учебный план МБОУ СОШ № 2 г. Алагира на 2019-2020 учебный год
4.Программа предназначена для работы по учебному комплексу:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 2-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 320 с.
Русский язык. Практика.9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Пименова, А П. Еремееева, А. Ю. Купалова и др.; под редакцией С. Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2016. – 241 с.
Русская речь. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2016. – 160 с.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
.
Календарно-тематический план
№ п\п | Дата | Тема | |
план | факт | ||
1 | Международное значение русского языка | ||
2 | Р.Р. Устная и письменная речь | ||
3 | Р.Р. Монолог и диалог | ||
4 | Р.Р.Стили речи | ||
5 | Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами | ||
6 7 | Предложения с обособленными членами | ||
8 9 | Р.Р. Описание по воображению и памяти | ||
10 | Предложения обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | ||
11 | Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в 5-8 классах» | ||
12 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | ||
13 | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений | ||
14 | Союзные и бессоюзные предложения | ||
15 16 | Р.Р. Сжатое изложение | ||
17 | Понятие о ССП. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП | ||
18 19 | Союзы и значения ССП. Знаки препинания в нем. | ||
20 | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | ||
21 | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | ||
22 23 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП | ||
24 | Контрольный диктант по теме: «Сложносочиненное предложение» | ||
25 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | ||
26 27 | Р.Р. Рассказ | ||
28 | Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей | ||
29 | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП | ||
30 31 | Роль указательных слов в СПП. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | ||
32 33 | Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста | ||
34 35 36 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | ||
37 | Виды придаточных предложений | ||
38 | Придаточные подлежащные. | ||
39 | Придаточные подлежащные | ||
40 | Придаточные сказуемные | ||
41 | Придаточные сказуемные | ||
42 43 |
| Придаточные определительные | |
44 45 | Придаточные дополнительные. Придаточные обстоятельственные | ||
46 47 | Р.Р. Воспоминание о книге. Рецензия на книгу | ||
48 49 50 | Обобщение и систематизация изученного по теме: «Сложноподчиненное предложение» | ||
51 | Контрольная работа по теме: «Сложноподчиненное предложение» | ||
52 | Анализ контрольной работы | ||
53 54 | Р.Р. Аннотация | ||
55 56 | Р.Р. Портретный очерк. Портретная зарисовка | ||
57 58 | Понятие о СБП. Интонация в СБП. Запятая и точка запятая в них | ||
59 60 | Тире в СБП | ||
61 62 | Двоеточие в СБП | ||
63 64 | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Бессоюзное предложение» | ||
65 66 | Р.Р. Сжатое изложение | ||
67 | Контрольный диктант по теме: «Сложные бессоюзные предложения» | ||
68 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | ||
69 70 | Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста | ||
71 72 73 | Сложные предложения с разными видами связи | ||
74 | Контрольный диктант по теме: «Сложные предложения с разными видами связи» | ||
75 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | ||
76 77 | Р.Р. Разговорный стиль речи | ||
78 79 | Р.Р. Научный и официально-деловой стили речи | ||
80 81 | Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | ||
82 | Предложения с прямой речью | ||
83 84 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | ||
85 | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании | ||
86 87 | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Способы передачи чужой речи» | ||
88 | Контрольная работа по теме: «Предложения с чужой речью» | ||
89 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | ||
90 91 | Р.Р. Публицистический и художественный стили речи | ||
92 | Лексикология. Лексика и фразеология | ||
93 | Морфология и орфография | ||
94 | Синтаксис. Словосочетание | ||
95 | Синтаксис простого предложения | ||
96 97 | Синтаксис сложного предложения. ССП и СПП | ||
98 99 | Синтаксис сложного предложения. СБП | ||
100 101 | Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ | ||
102 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
Перечень контрольных работ
№ п\п | Тема | Дата проведения |
1. | Контрольная работа №1 Диктант по теме «Повторение» | |
2. | Контрольная работа №2 Контрольно-диагностическая работа в формате ОГЭ | |
3. | Контрольная работа №3 Контрольно-диагностическая работа в формате ОГЭ | |
4. | Контрольная работа №4 Контрольно-диагностическая работа в формате ОГЭ | |
5. | Контрольная работа №5 Диктант по теме «Сложные предложения с разными видами связи» | |
6. | Контрольная работа №6. Сжатое изложение | |
7 | Контрольная работа №7 Сочинение на лингвистическую тему. «Что такое вводное слово?» | |
8. | Контрольная работа №8 Итоговый контрольный диктант. | |
9. | Контрольная работа № 9 Контрольно-диагностическая работа в формате ОГЭ |
Перечень творческих работ
№ п\п | Тема | Дата проведения |
1. | Обучение написанию сжатого изложения на основе текстов Демоверсий вариантов экзаменационных работ 2015 года | |
2. | Cочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Зачем нужны знаки препинания» | |
3. | Cочинение-рассуждение на лингвистическую тему ( задание 15.1 ) | |
4. | Сжатое изложение | |
5. | Сжатое изложение | |
6. | Cочинение-рассуждение по интерпретации фрагмента прочитанного текста ( задание 15.2) | |
7. | Сочинение-рассуждение на понимание значения слова (задание 15.3) | |
8. | Сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужно двоеточие?» |
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
Учебно-методический комплект учащихся:
Русский язык. Теория 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2010
Русский язык. Практика. 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др., под ред. Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа, 2010
Русская речь. Развитие речи. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений Е.И. Никитина. М.: Дрофа, 2010
Дополнительные пособия:
Г.Т. Егораева. Русский язык. ГИА 2013 9 класс. Типовые тестовые задания. М.: «Экзамен», 2013
Н.А. Сенина Русский язык. ГИА Подготовка к ГИА – 2013 9 класс. М.: «Легион», 2012
И.П.Цыбулько. Русский язык. ОГЭ 2015 Типовые экзаменационные варианты . М. : «Народное образование», 2015
Учебно-методический комплект учителя:
1. Русский язык. Теория 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2010
2. Русский язык. Практика. 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др., под ред. Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа, 2010
3. Русская речь. Развитие речи. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений Е.И. Никитина. М.: Дрофа, 2010
2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006
3.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999
4. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2009.
5 Е.С. Симакова. Русский язык.40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА. 9 класс. – М.: АСТ Астрель,2009
6 Угроватова Т. Ю. Русский язык. 9 класс: материалы для подготовки к итоговой аттестации. – М.: Просвещение, 2006
7 С. Хазанова, Л.В. Цвайг. Русский язык Практическое руководство в двух частях. Часть 2. – М.: Владос,1995
8.Г.М. Шипицына, С.С. Петровская. Русский язык. 8-11. Дидактические материалы- М.: Дрофа, 2006
9. Коллекция цифровых образовательных ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в 8 классе основного общего образования, базовый уровень на 2012 - 2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программ:Алгебра. 7-9 классы, авторы-составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - 2 изд., испр. и доп. - М.:Мнемозина, 2009.Программы общеобразовательных учр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 8 класс основное общее образование, базовый уровень Составлена на основе авторской общеобразовательной программы «Технология» (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д Симоненко) по направлению «
Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по технологии Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, авторской програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 9 класс основное общее образование, базовый уровень Составлена на основе авторской общеобразовательной программы «Технология» (авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д Симоненко) по направлению «
Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по технологии Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования «Технология. Cель...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 9 класс основное общее образование
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 8 класс основное общее образование
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации....
Рабочая программа предмета «Русский язык» за курс основного общего образования 5 – 9 классы
В работе используется предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2012г.) Данная программа конкре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 9в класс (основное общее образование) Количество часов:105
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку9в класс(основное общее образование)Количество часов:105...