Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 6 класса, пропедевтический уровень (УМК Н.В.Макаровой)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы и программы Н.В.Макаровой на 2011-2012 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_11-12_nachalnyy.doc | 488.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17
г. Белая Калитва Ростовской области»
"Согласовано" Руководитель МО _____________Григорьева Н.М.. Протокол № ______ от «____» _________ 2011 г. | "Согласовано" Заместитель директора по УР МОУ СОШ № 17 г. Белая Калитва Ростовской области ______________ Елисеева С.В. «___» ___________ 2011__г. | "УТВЕРЖДАЮ" Директор МОУ СОШ № 17 г. Белая Калитва Ростовской области _______________ Шкондина О.И. Приказ № __________от «____» _________ 2011 __ г. |
Рабочая программа по начальному курсу (пропедевтическому уровню)
Предмет: «Информатика и ИКТ»
в 6 классе
учитель: Коваленко Елена Германовна (I категория, стаж работы по предмету – 14 лет)
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Количество часов всего: 35 ч.; в неделю – 1 ч.
Количество часов по четвертям: 1 четверть - 9 ч., 2 четверть - 7 ч., 3 четверть - 10 ч., 4 четверть - 9 ч.
Письменные контрольные работы .- 3
Практические работы с применением ПК – 10
Зачётные практические работы – 1
Письменные самостоятельные работы - 6
Количество контрольных работ:
1-я четверь: контрольных работ –1 , практических работ –1, сам.раб.- 4
2-я четверь: контрольных работ –1 , практических работ – 4, сам.раб.-0
3-я четверь: контрольных работ –1 , практических работ – 3, сам.раб-1
4-я четверь: контрольных работ –0 , практических работ – 2, сам.раб.-1, зачётная работа - 1
Планирование составлено на основе:
- Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ, 2004 г
- Федеральный перечень учебников 2010-2011. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 декабря 2009 г. № 822 г., Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»
- Методические рекомендации по использованию примерного учебного плана Ростовской области в общеобразовательных учреждениях. Информатика и ИКТ. /ИПК и ПРО
- Примерная рабочая программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 448 с.
- Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2008.
Учебно-методический комплект для учителя:
- Информатика и ИКТ. Начальный уровень /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Учебно-методический комплект для учащихся:
- Информатика и ИКТ. Начальный уровень /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008
Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office, Современные системы и среды для обучения основам алгоритмизации и программирования и т.д.
Обозначения:
ГР – графический редактор, ПО - программное обеспечение, ОС – операционная система, ПК – персональный компьютер, ТР – текстовый редактор
Тематическое планирование составлено учителем: Коваленко Е.Г.
Основные содержательные направления обучения на базовом уровне:
В дисциплине «информатика и ИКТ» для базового уровня предполагается выделить три фундаментальных направления обучения: Информационная картина мира (раздел Теоретическая информатика), Программное обеспечение информационной технологии (ИТ), Техническое обеспечение ИТ (раздел Информационные технологии). Эти системообразующие направления всего периода обучения, и развиваются они на основе концентрического подхода. Система понятий, вводимая на нижнем уровне получает развитие на последующих ступенях при изучении других объектов и моделей.
До 2011-2012 уч.г. пропедевтический курс ИИКТ в основной школе был реализован в 7 классе (занимал 35 часов), в текущем уч.г. в 6-7 кл. (70 часов, 1 час/нед.). Учащиеся 6 класса изучали предмет «Информатика» во 2-4 классе (Учебник-тетрадь по информатике для * класса / Тур С.Н., Бокучава Т.П.. – СПб.: БХВ-Петербург). На этом уровне учащиеся были познакомлены с такими темами курса Информатики, как: «Минимальный состав ПК», «Техника безопасности при работе с ПК», «Кодирование информации», «Моделирование» - 3 класс, «Множества», «Элементы логики» - 2 класс, «Алгоритмы и исполнители. Построение блок-схем различных структур (типов) алгоритма: линейный, разветвляющийся, циклический» - 4 класс. Это был учтено в рабочей программе для 6 класса 2011-2012 уч.г., полученные раннее знания были активизированы у учащихся, дополнены материалом на более высоком уровне и творческими заданиями. Так как понятие информации (единицы измерения, информационные процессы) являются одними из основных в курсе ИИКТ, учителем Коваленко Е.Г. в рабочую программу внесен раздел «Информация в жизни человека и ПК».
Цели обучения информатике и ИКТ:
- Формирование представления об основных понятиях информатики;
- Развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;
- Освоение начальных знаний по составу, назначению персонального компьютера;
- Освоение начальной технологии в системной среде Windows;
- Освоение технологии работы в графическом редакторе Paint:
- Освоение технологии работы с текстом в среде текстового редактора (процессора);
- Пропедевтика понятий и технологии моделирования в среде графического редактора и среде Алгоритмического языка.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
Методические основы преподавания пропедевтического курса в 6 классе:
Аудиторное время (работа в классе) организовано следующим образом: 50% отводится на изучение теоретического материала (20 минут) и 50% - на практическую работу на компьютере (не более 20 минут). Данная организация урочного времени учащихся соответствует санитарно-гигиеническим требованиям учебной деятельности с использованием компьютеров. При наполняемости группы по количеству учащихся превосходящей количество ПК, организуется разбиение на группы во время работы за ПК (исходя из условия: 1 ПК-1 учащийся).
Учебный материал представлен в виде четырёх разделов:
- Информация в жизни человека и ПК. Цель: освоение понятия информации, её видов, информационных процессов в жизни человека и в компьютере. Понятие об измерение (вес) информации.
- Учимся работать на компьютере. Цель: освоение состава и технологии работы на компьютере в системной среде и прикладном ПО: текстовый редактор Блокнот, графический редактор Paint, Калькулятор.
- Компьютерная графика. Цель: формирование основ системного мышления, развитие творческого потенциала. Часть этого раздела посвящена конструированию как одному из направлений моделирования.
- Среда программирования. Цель: развитие алгоритмического и логического мышления, творческого потенциала. Здесь учащиеся осваивают азы программирования и моделирования, выполняют сюжетные задания.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса (начальный уровень):
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества информации, понимать принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- технический и программный принцип работы компьютера;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, создавая абзацы, списки;
- переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов;
- пользоваться персональным компьютером и его основным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ: НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
РАЗДЕЛ 1: Информация в жизни человека (4 часа)
ТЕМА 1.1 Информация в жизни человека и ПК (4 часа)
Цель: освоение понятия информации, её видов, информационных процессов в жизни человека. Понятие об измерение (вес) информации.
Основные понятия: Информация, свойства информации, информационные процессы, виды информации (в жизни человека), наука информатика, единицы измерения информации.
- Понятие информации в жизни человека. Свойства информации. Действия с информацией (получение, передача, хранение, обработка) в жизни человека.
- Измерение информации: основные единицы, их соотношение, определение информационного веса в тексте.
- Информатика, как наука.
Учащиеся должны знать:
- что такое информации и её свойства;
- информационные процессы, как действия с информацией;
- каналы получения информации, способы передачи информации, хранение и обработка информации у человека;
- единицы измерения информации и приёмы перехода от одних единиц к другим;
- приёмы определения информационного веса текстового сообщения.
- что изучает наука Информатика и школьный предмет Информатика и ИКТ.
Учащиеся должны уметь:
- выделять этапы работы с информацией в жизни человека;
- определять вид информации по каналу её получения.
- Переводить одни единицы измерения информации в другие;
- измерять информационный объём текстового сообщения.
Контроль ЗУН по ТЕМЕ1.1/Разделу 1:
Письменная самостоятельная работа №1 «Основные требования техники безопасности и правил поведения учащегося при работе за ПК»- 10 мин. (урок 2)
Письменная самостоятельная работа №2 «Измерение информационного объёма в сообщении» - 10 мин. (урок 3)
Письменная контрольная работа №1 «Информация в жизни человека» - 1 ч. (урок 4)
РАЗДЕЛ 2: Учимся работать на компьютере (12 ч.)
Цель: освоение состава и технологии работы на компьютере в системной среде и прикладном ПО: текстовый редактор Блокнот, графический редактор Paint, Калькулятор.
ТЕМА 2.1. Освоение системной среды Windows
Основные понятия: Компьютер, системная среда, операционная система, интерфейс, окно, рабочий стол, файл, папка, программа.
- Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.
- Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочих столов. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.
- Освоение приёмов работы с мышью.
- Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с мышью.
- Понятие файла, папки, как о способе хранения информации на ПК. Представление о системе вложенности папок. Освоение приёмов выполнения действий с папками и файлами.
- Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершение работы программ.
- Представление об Окне как об объекте графического интерфейса. Технология работы с Окном.
Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.
Учащиеся должны знать:
- Назначение основных устройств ПК;
- Правила работы за ПК;
- Назначение Рабочего стола;
- Понятие графического интерфейса;
- Назначение компьютерного меню и Главного меню;
- Роль окна при работе в системной среде Windows;
- Назначение служебных клавиш на клавиатуре;
- Понятие файла и папки, основные действия с ними.
Учащиеся должны уметь:
- Работать с мышью;
- Выбирать пункты меню;
- Запускать программу и завершать работу с ней;
- Изменять размеры и расположение окна;
- Создавать папку и выполнять действия с ней, выполнять действия с файлом: переименовывать, удалять, восстанавливать, перемещать, копировать.
Контроль ЗУН по ТЕМЕ 2.1
Письменная самостоятельная работа №3 «Объекты ОС Windows»- 10 мин. (урок 8)
Письменная самостоятельная работа №4 «Файловая система» - 10 мин. /тест (урок 9)
Практическая работа №1 «Настройка Рабочего стола» - 0,5 (урок 3)(урок 7)
Практическая работа № 2 «Создание структуры папок» - 1 (урок 10)
ТЕМА 2.2 Простейшая технология работы с текстом – 3ч.
Основные понятия: Текстовый редактор, символ, текст, слово, строка, абзац, страница, фрагмент текста, текстовый файл, редактирование, форматирование, буфер обмена.
- Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора (ТР).
- Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.
- Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.
Учащиеся должны знать:
- Основные правила набора текста;
- Назначение Основного меню;
- Основные операции редактирования и форматирования;
- Назначение буфера обмена.
Учащиеся должны уметь:
- Запускать ТР Блокнот из Главного меню, через создание текстового файла в Контекстном меню.
- Вводить, редактировать и форматировать текст;
- Сохранять текстовый файл, редактировать текстовый файл, сохранять данные текстового файла под новым именем.
- Копировать, перемещать, удалять фрагмент текста.
Контроль ЗУН по ТЕМЕ 2.2:
Практическая работа № 3 «Создание, форматирование и редактирование текстового документа» - 0,5 ч. (урок 13)
ТЕМА 2.3 Вычисление на компьютере с помощью Калькулятора – 1ч.
Основные понятия:
- Исторические примеры различных приспособлений для вычисления арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.
Учащиеся должны знать:
- Назначение программы Калькулятор;
- Технологию работы с программой Калькулятор.
Учащиеся должны уметь:
- Приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчётов;
- Выполнять расчёты с помощью программы Калькулятор.
Контроль ЗУН по ТЕМЕ 2.3:
Практическая работа №4 «Определение значения выражения с помощью вычислений в среде ПО Калькуляторе» - 0,5 (урок 14)
ТЕМА 2.4 Представление о составном документе
Основные понятия: многооконный режим работы, составной документ.
Учащиеся должны уметь:
- Располагать окна на Рабочем столе и поочерёдно работать в них;
- Создавать составной документ.
Контроль ЗУН по ТЕМЕ 2.4:
Практическая работа №5 «Создание составного документа с помощью многооконного режима работы» - 1 ч. (урок 16)
Письменная контрольная работа №2 (тест) «Основы работы в среде ОС Windows и ТР Блокнот» - 1 ч. (урок 15)
РАЗДЕЛ 3: Компьютерная графика (10 ч)
Цель: формирование основ системного мышления, развитие творческого потенциала. Часть этого раздела посвящена конструированию как одному из направлений моделирования.
ТЕМА 3.1 Освоение среды графического редактора Paint – 2 часа
Основные понятия: компьютерная графика, изображение, графический файл, графический редактор (ГР), пиксель, растр.
- Понятие компьютерной графики. Основные возможности графического редактор Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Учащиеся должны знать:
- Назначение и возможности ГР;
- Назначение объектов интерфейса ГР;
- Состав изображения в растровом ГР;
- Что такое модель.
Учащиеся должны уметь:
- Запускать ТР через Главное меню и через команду создания точечного рисунка Контекстного меню.
- Настраивать Панель инструментов;
- Создавать, сохранять простейшие рисунки с помощью инструментов.
Контроль ЗУН по ТЕМЕ 3.1:
Практическая работа №6 «Создание простого рисунка» - 1 ч. (урок 18)
ТЕМА 3.2 Редактирование рисунков -
- Редактирование рисунка: использование команды Отменить, использование инструмента Ластик.
- Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения фрагмента рисунка и его перемещение. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Редактирование графического файла. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.
Учащиеся должны знать:
- Понятие фрагмента рисунка;
- Понятие графического файла.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять и перемещать фрагмент рисунка;
- Создавать графическую модель объект из типовых фрагментов;
- Сохранять рисунок в файле и открывать файл для редактирования и просмотра.
Контроль ЗУН по ТЕМЕ 3.2:
Практическая работа №7 «Редактирование рисунка» - 1 ч. (урок 20)
ТЕМА 3.3 Точные построения графических объектов – 1ч.
- Использование клавиши Shift для построения прямых, квадратов, кубов, кругов. Построение геометрических фигур.
- Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие программы. Создание и редактирование пиктограмм по пикселям.
Учащиеся должны знать:
- Точные способы построения геометрических фигур;
- Понятие пикселя;
- Понятие пиктограммы.
Учащиеся должны уметь:
- Использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift;
- Редактировать графический объект по пикселям;
- Рисовать пиктограммы.
ТЕМА 2.4. Представление об алгоритме – 1ч.
Основные понятия: алгоритм, исполнитель, система команд алгоритма (СКИ), линейный, разветвляющийся и циклический, вспомогательный алгоритмы.
- Понятие алгоритма, его исполнителя , СКИ. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.
- Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Представление о разветвляющемся, циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического, разветвляющегося и линейного алгоритмов.
- Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента.
Учащиеся должны знать:
- Понятие алгоритма, исполнителя, СКИ;
- Понятие линейного алгоритма;
- Понятие разветвляющегося алгоритма;
- Понятие циклического алгоритма;
Учащиеся должны уметь:
- Разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графические объекты;
- Использовать при создании объекта разветвляющийся, циклический алгоритмы.
Контроль ЗУН по ТЕМЕ 3.4:
Письменная самостоятельная работа № 5 «Разработка алгоритма для конкретного исполнителя» - 0,5 ч. (урок 23)
ТЕМА 3.5 Конструирование из мозаики - 1 ч.
- Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирование. Меню готовых форм – плоских и объёмных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
- Использование вспомогательных посторенний как работа с вспомогательном алгоритмом.
Учащиеся должны знать:
- Понятие вспомогательного алгоритма;
- Что такое конструирование;
- Технологию конструирования из меню готовых форм как пример использования вспомогательного алгоритма.
Учащиеся должны уметь:
- Создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);
- Разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм;
- Конструировать разнообразные графические объекты.
ТЕМА 3.6 Моделирование в среде ГР – 2 ч.
Основные понятия: объект, модель, процесс моделирования.
- Представление о моделях окружающего мира. Понятие моделирование. Примеры построения моделей в графическом редакторе.
Учащиеся должны знать:
- Что такое объект и его модель;
- В чём заключается суть моделирования.
Учащиеся должны уметь:
- Приводить примеры моделей из окружающей среды;
- Строить модели в графическом редакторе.
Контроль ЗУН по ТЕМЕ 3.6:
Практическая работа №8 «Создание модели объекта окружающего мира в среде ГР Paint» - 1 ч. (урок 25)
Письменная контрольная работа № 3 (тест) «Технология работы в ГР Paint» - 1ч./ по Разделу 3. (урок 26)
Раздел 4. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления
(7 ч.)
Среда программирования. Цель: развитие алгоритмического и логического мышления, творческого потенциала. Здесь учащиеся осваивают азы программирования и моделирования, выполняют сюжетные задания.
[В современной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ГОС, минимальными требованиями к знаниям и умениям учащихся по информатике и ИКТ в том или ином объёме изучаются элементы алгоритмизации и программирования. Задания и задачи по алгоритмизации и программированию составляют также существенную часть ЕГЭ по информатике и ИКТ. Существуют разнообразные системы, среды, языки программирования, которые могут быть использоваться в рамках этой содержательной линии в школьном курсе ИИКТ.
Следует отметить, что при использовании того или иного учебного исполнителя учитель должен придерживаться определённой методики обучения. Также для качественного и контролируемого формирования у школьников базовых алгоритмических понятий и представлений должны быть разработаны и обоснованы системы типовых учебных задач.
Анализ сопровождения учебных «исполнителей» представлен ниже.
Методическое обеспечение исполнителей
Учебный исполнитель | Наличие методики обучения | Наличие системы типовых учебных задач | Дифференцированность задач по уровням сложности |
ALGO | + | + | - |
КуМиры | + | + | - |
ЛогоМиры | + | + | - |
Модули исполнителей Робот и Чертёжник (Pascal.Net) | - | + | + |
Система «Исполнители» | + | + | + |
Исполнитель Стрелочка | + | + | + |
На основе анализа сопровождения «исполнителей» в 2011-2012 уч.году при изучении этой содержательной линии была выбрана система «Исполнители» (http://kpolyakov.narod.ru/scool/robots/robots.htm)
Система «Исполнители» — это учебная среда для начального обучения по теме «Алгоритмы и исполнители» в школьном курсе информатики. Исполнители (Робот, Чертежник и Черепаха) выполняют программу, которая вводится в текстовом ре дакторе (рис. 11).
Существуют также широкие возможности для создания независимых программ, не использующих исполнителей. Реализованы основные графические функции Windows.
Возможности системы:
- система может быть использована для решения задач по темам «Исполнитель и его команды», «Процедуры», «Функции», «Циклы», «Условные операто ры», «Переменные», «Арифметические выражения», «Логические операции и логические переменные», «Глобальные переменные», «Операторы ввода и вывода», «Символьные строки», «Массивы», «Матрицы» и др.;
- язык программирования в среде системы полностью русифицирован, програм мы набираются и редактируются с помощью встроенного редактора с подсвет кой синтаксиса;
- поддерживаются базовые конструкции языка Си;
- сообщения об ошибках при трансляции и выполнении выводятся на русском языке;
- существует встроенный отладчик с возможностью выполнения программ в пошаговом режиме с трассировкой процедур и функций. Значения пере менных можно контролировать во время выполнения программы в пошаго вом режиме;
- действия исполнителей отображаются на экране, используется анимация;
- для исполнителя Робот выполняется проверка правильности решения задачи после окончания работы программы.
Рис.1 Среда программирования системы «Исполнители»
Системные требования: программа работает под управлением 32-разрядных опе рационных систем линейки Windows — Windows 95, Windows 98, Windows NT, Windows 2000, Windows ХР и совместимых с ними; занимает около 1 Мбайт на жестком диске. После распаковки архива программа сразу же находится в работе способном состоянии и не требует никаких дополнительных настроек [6].][«Информатика и образование., №1-2011]
ТЕМА 4.1. ЗНАКОМСТВО СО СРЕДОЙ «ИСПОЛНИТЕЛИ» и ТЕХНОЛОГИЕЙ РАБОТЫ В НЕЙ – 3 ч.
Основные понятия: Команда, язык программирования, формальный язык. Интерфейс программы «Исполнители» и его основные объекты. Исполнители системы «Исполнители»: Робот и Чертёжник, Черепаха. Рабочее поле, основные команды исполнителя Черепаха, типы ошибок в СКИ Робот.
Учащиеся должны знать:
- что такое формальные языки, как способ представления алгоритмов;
- что такое программирование и этапы решения задачи на ПК;
- понятие программы и её структуры;
- понятие команды в программе и правила записи команд в программе;
- назначение среды «Исполнители»;
- основные объекты графического интерфейса среды «Исполнители»;
- понятие команды и входных параметров;
- назначение и основные команды исполнителя Черепаха;
- типы основных ошибок в СКИ;
- структуру программы для исполнителя Черепаха;
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры представления алгоритмов на формальном языке;
- представлять алгоритмы на формальном языке (в блок-схеме, графически, с помощью пиктограмм);
- разрабатывать план решения задач;
- разбивать план решения задачи на команды для конкретного исполнителя;
- запускать ПО «Исполнители»;
- выбирать нужного исполнителя;
- управлять движением Черепахи;
- использовать шаблоны для ввода команд Черепахи;
- запускать программу на исполнение;
- выполнять отладку программы;
- сохранять программу на диске;
- находить ошибки в тексте программе;
- рисовать Ры;;;простейшие фигуры, реализуя линейные алгоритмы.
Контроль ЗУН по ТЕМЕ 4.1:
Письменная самостоятельная работа №6 «Разработка алгоритма» - 10 мин. (урок 28)
Практическая работа №9 «Разработка и программирование в среде исполнителя Черепаха простейшего линейного алгоритма рисования» - 0,5 ч. (урок 29)
ТЕМА 4.2 РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СТРУКТУР В РАБОТЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ ЧЕРЕПАХА.
Основные понятия: цикл, вложенный цикл, тело цикла.
Учащиеся должны знать:
- команды исполнителя Черепаха простого цикла;
- структуру исполнителя Черепаха вложенного цикла;
Учащиеся должны уметь:
- составлять программу с повторяющимися действиями;
- организовывать вложенный цикл.
Контроль ЗУН по ТЕМЕ 4.2:
Практическая работа №10 «Разработка и программирование в среде исполнителя Черепаха простейшего циклического алгоритма» - 1ч. (урок 32)
Зачётная практическая работа № 1 «Создание программы для исполнителя Черепаха в среде «Исполнители»» - 1 ч. (урок 33)
Резерв – 2 часа
Тематическое планирование учебного материала 6-й класс
(пропедевтический уровень) – 1 ч/нед., 35 ч./год
Номер урока | Название темы | Количество часов | Сроки изучения | ||
Все-го | Тео-рия | Прак-тика | |||
1 полугодие | 16 | ||||
Раздел 1. Введение в информатику. Информация в жизни человека – 4 ч. | 4 | ||||
1.1 Человек и компьютер. | 4 | 3 | 0 | ||
1-4 | ТБ. Информатика как наука. Информация в жизни человека: свойства, виды. | 1 | 1 | 0 | |
Действия с информацией. Единицы измерения информации. | 2 | 2 | 0 | ||
4 | Контрольная работа №1 по разделу 1. | 1 | 1 | --- | |
Раздел 2. Обучение работе на компьютере(12) | 12 | 5.5 | 5.5 | ||
5-16 | 2.1 Компьютер и Освоение системной среды Windows | 6 | 3 | 3 | |
2.2 Простейшая технология работы с текстом | 3 | 1,5 | 1,5 | ||
2.3 Вычисления на ПК с помощью калькулятора | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
15 | Контрольная работа №2 по разделу 2 | 1 | --- | --- | |
16 | 2.4 Многооконный способ работы | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 полугодие | 19 | ||||
Раздел 3. Компьютерная графика как средство творческого потенциала (10) | 10 | 4 | 5 | ||
17-26 | 3.1 Освоение среды графического редактора Paint | 2 | 1 | 1 | |
3.2 Редактирование рисунков | 2 | 1 | 1 | ||
3.3 Точные построения графических объектов | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
3.4 Представление об алгоритме | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
3.5 Конструирование из мозаики | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
3.6 Моделирование в среде графического редактора | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
26 | Контрольная работа №3 по разделу 3 | 1 | 1 | --- | |
Раздел 4. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления (7) | 7 | 2.5 | 3.5 | ||
27-33 | 4.1 Знакомство с системой «Исполнители». | 3 | 1 | 2 | |
4.2 Реализация базовых структур для исполнителя Черепаха. | 3 | 1,5 | 1,5 | ||
33 | Зачётная практическая работа №1 по разделу 4. | 1 | --- | 1 | |
34-35 | Резерв | 2 | |||
Общее количество часов: Контр .раб.- 3 Практ. работы – 10 Зачёт.практ.работы – 1 Самостоят.работы -6 | 35 | 15 | 18 |
Календарно-тематическое планирование курса ИИКТ (пропедевтический) в 6 класса/1 час/нед., 2 полугодия, 35 ч/год
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учеников | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Д/З | Дата проведения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
1 | Раздел 1. Введение в информатику. Информация в жизни человека – 4 часа | Техника безопасности в кабинете. Информация и информационные процессы. (1\4) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Информация. Роль информации в жизни людей. Свойства и виды информации в жизни человека. Действия с информацией. | Знать: -правила работы за компьютером; -виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации. - иметь представление о роли информации и информационных объектов в жизни людей (быту, технике и т.д.) | Наука информатика. | конспект урок 1 | |||
2 | Действия с информацией. Единицы измерения информации. (2\4) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Фиксирование аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего. Единицы измерения информации. Определение объёма информации в сообщении. | Знать: - виды информационных процессов; - примеры источников и приемников информации; -единицы измерения количества информации; Уметь: - оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; характеризовать информационные сообщения по свойствам; -Выделять информационные объекты; -переводить объём информации из одних единиц в другие; -определять объём информации в тесктовом сообщении. | -Письменная сам.раб №1 «Техника безопасности и правила поведения в компьтерном классе». Фронтальный опрос. | конспект 2, примеры, определить информационный объём в тексте своей фамилии и имени | ||||
3 | Единицы измерения количества информации (3\4) | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Понятие количества информации. Единицы измерения количества информации. | Знать: - виды информационных процессов; - примеры источников и приемников информации; -единицы измерения количества информации; Уметь: -характеризовать информационные сообщения по свойствам; -Определять вид воспринимаемой информации; -Выделять информационные объекты; -переводить объём информации из одних единиц в другие. | письменная сам.раб №2 «Работа с единицами измерения объёма информации» (самопроверка) | подготовиться к контрольной работе, конспект урок 1-3 | ||||
4 | Контрольная работа №1 «Информация в жизни человека» (4\4) | 1 | Контроль ЗУН | Письменная Контрольная работа | Нет | ||||||
5 | Раздел 2.Учимся работатьь на компьютере – 12 ТЕМА 2.1. Компьютер и основение системной среды Windows (6) | Человек и компьютер. Состав ПК (1\6) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Понятие компьютера.. Состав базового комплекта ПК. Назначение основных устройств по работе с информацией. Устройства памяти. Периферийные устройства. | Знать: -Области применения ПК в жизни человека; - Состав и функции устройств ПК и их взаимосвязь; Уметь: -визуально определять внешнее устройство ПК; -работать с мышью; -Включать, перезагружать и выключать ПК | фронтальный опрос | История ВТ. Типы компьютеров. | конспект 5, мини сочинение «Компьютер - друг в моей семье» | ||
6 | Операционная система Windows: основные объекты интерфейса. (2\6) | 1 | Комбинированный урок | Понятие программы; Операционной системы и её функции. ОС Windows: объекты графического интерфейса и действия с ними. | Знать: -Понятие программа, ОС, графический интерфейс, объекты управления ОС. Уметь: -находить и называть основные объекты Рабочего стола Windows. -Открывать папки; -Выбирать пункт меню (Главного и контекстного); -перемещать значки, панель задач; -Настраивать внешний вид Рабочего стола (Обои) | работа по карточкам | Интерфейс ОС Linux | конспект 6, ответить на вопрос : «Какие объекты есть на моём рабочем столе и на компьютерном?» | |||
7 | Окно- основной объект Windows. (3\6) | 1 | Комбинированный урок | Окно, элементы окна, виды окон, действия с окнами. | Знать: -Назначение и виды окон; -элементы окна; -действия с окном. Уметь: - Открывать, закрывать, распахивать, сворачивать, перемещать окно,; -работать с объектами окна (кнопками, переключателями, списками и т.д); -настраивать заставку Рабочего стола. | -фронтальный опрос, -практическая работа №1«Настройка Рабочего стола» | конспект 7 | ||||
8 | Клавиатура (4\6) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Клавиши, состав клавиатуры, назначение основных клавиш клавиатуры. | Знать: -группы клавиш клавиатуры и их назначение; Уметь: -правильно располагать руки на клавиатуре; -набирать текст с использованием 10 пальцев; -редактировать набранный текст. | письменная сам.работа №3 «Объекты ОС Windows» | конспект 8 | ||||
9 | Файловая система. (5\6) | 1 | Комбинированный урок | Файлы и файловая система. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях. | Уметь: - создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях | Письменная самостоятельная работа №4 «Файловая система» - 10 мин. /тест | конспект 9 | ||||
10 | Практическая работа №2 «Создание структуры папок» (6\6) | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). | Уметь: -оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; -пользоваться меню и окнами. | компьютерная практическая работа | |||||
11 | ТЕМА 2.2. Простейшая технология работы с текстом. -3 | Текстовый редактор Блокнот: интерфейс, назначение и возможности, области применения. (1\3) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов). Знакомство с приёмами квалифицированного письма. | Знать: -основные объекта текста (символ, слово, строка, фрагмент); -назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий Уметь запускать текстовый редактор Блокнот; - набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры; - выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы); -сохранять файл на диске. | Текстовые редакторы и процессоры | конспект 11 | |||
12 | Приемы редактирования. (2\3) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). | Знать: -технологию создания и редактирования простейших текстовых документов. | Фронтальный опрос | конспект 12 | ||||
13 | Практическая работа № 3 «Создание, форматирование и редактирование текстового документа» (3\3) | 1 | Урок применения знаний и умений. | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). | Уметь: -структурировать текст, используя технологию создания и редактирования простейших текстовых документов. | Компьютерный практикум | записать математическое выражение (5 операций), ответ | ||||
14 | ТЕМА 2.3. Вычисления на ПК с помощью Калькулятора -1 ч. | Вычисления с помощью Калькулятора. (1\1) | 1 | Комбинированный урок | Числовая информация; Назначение клавиш Калькулятора. | Знать и уметь: -выполнение простейших вычислений с помощью Калькулятор; | Практическая работа №4 «Определение значения выражения с помощью вычислений в среде ПО Калькуляторе» | конспект 6-14, подготовиться к контрольной работе | |||
15 | Письменная контрольная работа №2 (тест) «Основы работы в среде ОС Windows и ТР Блокнот» | 1 | Урок контроля ЗУН учащихся | Знать: -Понятия: компьютер, состав ПК, ОС, интерфейс, файл, папка. -состав ПК (базовый комплект) и их назначения: -Основные объекты Windows и приёмы работы с ними; -клавиши клавиатуры; -основные приёмы работы с текстом; -назначение и приёмы работы в программе Калькулятор. | письменная контрольная работа с элементами теста. | ||||||
16 | ТЕМА 2.4 Многооконный способ работы – 1 ч. | Многооконный способ работы (1\1) | 1 | Комбинированный урок | Многооконный способ работы; | Знать и уметь: -организация работы с несколькими окнами (программами); | Практическая работа №5 «Создание составного документа с помощью многооконного режима работы» |
17 | Раздел. 3. Компьютерная графика как средство творческого потенциала (10) ТЕМА 3.1 Освоение среды графического редактора Paint -2 ч | Графический редактор Paint:. (1\2) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Компьютерная графика, запуск программы, интерфейс, инструменты рисования, палитра и их настройка, рабочий лист, сохранение файла на диск. | Знать: - назначение г.р. Paint и его возможности; -алгоритм запуска приложения; -основные объекты интерфейса приложения и приёмы их настройки; Уметь: - запускать г.р.; -настраивать панель инструментов, выбирать нужный инструмент, настраивать палитру. -создавать простейшее изображение и сохранять его на диск. | Виды компьютерной графики. | Конспект 17, рисунок Объекта окружающего мира | ||
18 | Практическая работа №6 «Создание простого рисунка» (2\2) | 1 | Урок применения знаний и умений. | Создание простейшего рисунка в среде г.р.Paint | Уметь: -использовать возможности г.р. для создания изображения; -сохранять изображение в файл на диск. | Практическая работа на ПК | ||||
ТЕМА 3.2. Редактирование рисунков (2) | ||||||||||
19 | Редактирование компьютерного рисунка (1\2) | 1 | Комбинированный урок | Внесение изменений в рисунок, действия с фрагментом рисунка. | Знать: -понятие редактирования как действия и фрагмента рисунка; -алгоритмы редактирования рисунка и фрагмента рисунка; Уметь: - выполнять действия по редакции рисунка (удаление, копирование, вставка, перемещение) | фронтальный опрос | Конспект 19 | |||
20 | Практическая работа №7 «Редактирование компьютерного рисунка» (2\2) | 1 | Урок применения знаний и умений. | Внесение изменения в графический файл Paint согласно требованиям и шаблону. | Знать и уметь: -использовать инструменты и команды редактирования рисунка (ластик, Отменить); -работать с фрагментом рисунка. | компьютерный практикум | ||||
21 | . 3.3. Точные построения графических объектов – 1ч. (1\1) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Пиксель, растр, вспомогательные построения, пиктограмма | Знать: -пиксель, растр, растровая графика, приёмы точных построений с помощью вспомогательных построений. Уметь: -создавать точные изображения с помощью клавиши Shift и вспомогательных линий. | фронтальный опрос | Конспект 21 | |||
22 | 3.4. Представление об алгоритме – 1 ч. (1\1) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Алгоритм, шаг, команда, свойства алгоритма, виды алгоримов. | Знать: -понятие алгоритма, команды, свойства алгоритма, способа представления; Уметь: -выполнять нанесение надписи в рисунок. | фронтальный опрос | Конспект 22, решить задачу «Переправа», составить собственный алгоритм | |||
23 | 3.5 Конструирование из мозаики – 1 ч (1\1) | 1 | Комбинированный урок | Повторяющиеся действия в алгоритмах. Вспомогательные алгоритмы в построениях изображений на примере мозики; . | Знать: -приёмы создания из мозаики из повторяющихся элементов; Уметь: -выполнять рисунок, состоящий из повторяющихся элементов. | Письменная самостоятельная работа № 5 «Разработка алгоритма для конкретного исполнителя» | Конспект 23 | |||
24 | 3.6. Моделирование в среде графического редактора.- 2ч. (1\2) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Понятие модели и моделирования; примеры моделей | Знать: -модели и моделирование, объект моделирования; Уметь: -создавать в г.р. планы; | Выборочный опрос | Конспект 24, привести примеры объекта-модели | |||
25 | 3.6. Моделирование в среде г.р. Создание учебной модели. Практическая работа №8 «Создание модели объекта окружающего мира в среде ГР Paint» (2\2) | 1 | Урок применения полученных ЗУН |
| Знать: -основные приёмы работы с изображением в г.р.; -понятия модели и моделирования, объекта моделирования; Уметь: -создавать учебные модели в среде г.р., используя возможности г.р. Paint и полученные ЗУН. | Практикум компьютерный | Конспект 17-24, подготовиться к контрольной работе | |||
26 | Контрольная работа по разделу 3 | Письменная контрольная работа № 3 (тест) «Технология работы в ГР Paint» - 1ч./ по Разделу 3. | 1 | Контроль ЗУН |
| Знать: -области применения компьютерной графики; -Назначение и возможности г.р. Paint; -основные приёмы работы по созданию моделей в среде г.р. -интерфейс г. р., ; -способы работы в графических редакторах. | Письменная контрольная работа с элементами теста. | |||
27 28 | Раздел 4. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления (7 ч.) | Т. 4.1 Знакомство с системой «Исполнители» - 3 ч. (1\3) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Понятие алгоритма и исполнителя, СКИ, программа. Формы представления алгоритмов. Назначение, возможности, интерфейс среды «Исполнители». Выбор исполнителя Черепаха. СКИ и.Черепаха. структура программы в системе «исполнители» для и.Черепаха. | Знать: -алгоритм, исполнитель, СКИ; -запуск системы «исполнители»; -основные объекты интерфейса системы «исполнители»; -структура программы; Уметь: -разрабатывать простейшие линейные алгоритмы для и.Черепаха; -запускать ПО; -выбирать исполнителя; -вставлять команды из шаблона; -сохранять файл. | Конспект 27, алгоритм написания любой буквы | |||
Разработка программы для и.Черепаха. (2\3) | 1 | Комбинированный урок | Уметь: -Разрабатывать алгоритм создания изображения для и.Черепаха. Работа с цветом пера. -запускать программу на исполнение; -Редактировать текст программы. | Письменная самостоятельная работа №6 «Разработка алгоритма» - 10 мин. | Конспект 28, составить алгоритм рисования домика | |||||
29 | Практическая работа №9 «Разработка и программирование в среде исполнителя Черепаха простейшего линейного алгоритма рисования» (3\3) | 1 | Урок применения полученных ЗУН | Уметь: -Разрабатывать алгоритм создания изображения для и.Черепаха. Работа с цветом пера. -запускать программу на исполнение; -Редактировать текст программы. | компьютерный практикум. | |||||
30 | Тема 4.2 Реализация базовых структур в среде и.Черепаха | Т.4.2. Повторяющиеся действия. Простой цикл. – 2 ч. (1\3) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Команды простого цикла в среде алгортмического языка для исполнителя Черепаха; | Знать: -цикл; -команды цикла для и.Черепаха. Уметь: -разрабатывать, вводить и сохранять циклические программы для и.Черепаха. | Фронтальный опрос | Конспект 30, составить алгоритм | ||
31 | Т.4.2 Повторяющиеся действия . Вложенный цикл. (2\3) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Команды вложенного цикла в среде алгортмического языка для исполнителя Черепаха; | Знать: -вложенный цикл; -команды вложенного цикла для и.Черепаха. Уметь: -разрабатывать, вводить и сохранять циклические программы для и.Черепаха. | фронтальный опрос | Конспект 31, составить алгоритм | |||
32 | Практическая работа №10 «Разработка и программирование в среде исполнителя Черепаха простейшего циклического алгоритма» | 1 | Урок применения полученных знаний и умений. | Знать: -Понятие алгоритм, исполнитель, свойства исполнителя, СКИ Черепаха. Уметь: -разрабатывать алгоритм для конкретного исполнителя; -программировать действия исполнителя в конкретной среде; -тестировать и отлаживать программу. | практическая работа за ПК | Составить собственную программу для м.Черепаха, записать алгоритм в тетради | ||||
33 | Зачётная практическая работа № 1 «Создание программы для исполнителя Черепаха в среде «Исполнители»» - 1 ч. | 1 | Урок контроля ЗУН уч-ся | Алгоритм, исполнители в среде исполнителя Черепаха системы «Исполнители» | Знать: -Понятие алгоритм, исполнитель, свойства исполнителя, СКИ Черепаха. Уметь: -разрабатывать алгоритм для конкретного исполнителя; -программировать действия исполнителя в конкретной среде; -тестировать и отлаживать программу. | компьютерный практикум | ||||
34-35 | Резерв - 2 ч. | Исполнитель Робот | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 7 класса (УМК Н.В.Макаровой)
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по информатике и ИКТ и программы Н.В.Макаровой. Курс расчитан на 2 часа в неделю. 2011-2012 гг....
Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 8 класса базовый уровень (УМК Н.В.Макаровой)
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по предмету ИИКТ и программы Н.В.Макаровой. Курс расчитан на 2 часа в неделю. 2011-2012 гг....
Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 9 класса базовый уровень (УМК Н.В.Макаровой)
Рабочая программа по предмету ИИКТ составлена на основе примерной рабочей программы и программы Н.В.Макаровой. Курс расчитан на 2 часа в неделю. 2011-2012 гг....
Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 10 класса базовый уровень (УМК Н.В.Макаровой)
Рабочая программа по предмету ИИКТ составлена на основе примерной рабочей программы и программы Н.В.Макаровой. Курс расчитан на 2 часа в неделю. 2011-2012 гг....
Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 11 класса базовый уровень (УМК Н.В.Макаровой)
Рабочая программа по предмету ИИКТ составлена на основе примерной рабочей программы и программы Н.В.Макаровой. Курс расчитан на 2 час в неделю 2011-2012 гг....
Рабочая программа по предмету «Математика» 5 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по математике. Планирование разработано в соответствии с Примерной программой ...
Рабочая программа по предмету математика 11 класс( профильный уровень автор учебника Мордкович А.Г.)
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Данная рабоча...