Рабочая программа по предмету ИИКТ курс 11 класса базовый уровень (УМК Н.В.Макаровой)
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме
Рабочая программа по предмету ИИКТ составлена на основе примерной рабочей программы и программы Н.В.Макаровой. Курс расчитан на 2 час в неделю 2011-2012 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 498.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17
г. Белая Калитва Ростовской области»
"Согласовано" Руководитель МО _____________Григорьева Н.М. Протокол № ______ от «____» _________ 2011 г. | "Согласовано" Заместитель директора по УР МОУ СОШ № 17 г. Белая Калитва Ростовской области ______________ Елисеева С.В. «___» ___________ 2011__г. | "УТВЕРЖДАЮ" Директор МОУ СОШ № 17 г. Белая Калитва Ростовской области _______________ Шкондина О.И. Приказ № __________от «____» _________ 2011 __ г. |
Рабочая программа базовый курс
Предмет: «Информатика и ИКТ»
в 11 классе
учитель: Коваленко Елена Германовна (I категория, стаж работы по предмету – 14 лет)
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе:
- Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, 2004 г
- Федеральный перечень учебников 2010-2011. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 декабря 2009 г. № 822 г., Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»
- Методические рекомендации по использованию примерного учебного плана Ростовской области в общеобразовательных учреждениях. Информатика и ИКТ. /ИПК и ПРО
- Примерная рабочая программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. /Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. –3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 448 с.
- Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2008.
Учащиеся изучают предмет информатика и ИКТ с 7-го класса (5 год);
Часов год – 70 (2 ч/нед)
Количество часов по четвертям: 1 полугодие – 32 ч., 2 полугодие - 38 ч.,
Контроль ЗУН учащихся:
Контрольные работы | Самостоятельные работы | Тестовые работы | Практические работы с применением ПК | Практикум | Зачётные практические работы | Проектная деятельность | |
1 полугодие | 5 | 4 | 1 | 4 | 0 | 1 | 0 |
2 полугодие | 2 | 3 | 0 | 5 | 5 | 1 | 0 |
Год | 7 | 7 | 1 | 9 | 5 | 2 | 0 |
Аттестация учащихся:
Форма – в форме ЕГЭ
Подготовка к аттестации выпускников:
- Решение задач по материалам ЕГЭ на уроках в рамках изучения тем;
- Дополнительные занятия с учащимися, определившимися с учебным предметом на ЕГЭ (информатика и ИКТ);
- Индивидуальные задания для самостоятельного выполнения с последующей проверкой и коррекцией ошибок;
- Он-лайн тестирование.
Источники информации и средства обучения:
I. Учебно-методический комплект для учащихся:
- Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
У – учебник, П – задачник-практикум: ПП – по программированию, ПМ – по моделировании., ПЕГЭ – подготовка к ЕГЭ.
II. Учебно-методический комплект для учителя:
- Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
- Информатика и ИКТ: Задачник по моделированию 9-11. Базовый уровень/ под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2007.
- Информатика и ИКТ: Практикум по программированию 10-11. Базовый уровень/ под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2007.
- Информатика и ИКТ: Подготовка к ЕГЭ. Базовый уровень / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Обозначения:
У – учебник, П – задачник-практикум
III. Технические средства обучения.
- Компьютер (Рабочее место учителя (РМП) и Рабочее место ученика (РМУ) – 9 комплектов)
- Проектор
- Принтер
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер.
- Локальная вычислительная сеть.
- Доступ к сети Интернет.
- Интерактивная доска SmartBoard.
IV. Рекомендуемые программные средства.
- Операционная система Windows ХР.
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar.
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003/2007.
- Редактор веб-сайтов FrontPage.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 10.0.
- Мультимедиа проигрыватель.
- Система программирования Visual Basic
- Система тестирования.
Тематическое планирование составлено учителем ИИКТ: Коваленко Е.Г.
Цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:
- Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
- Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.
- Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ. Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке Базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
- автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
- АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
- АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
- АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Концепция изучения информатики в школе рассчитана на 3 уровня:
На первом уровне, называемом пропедевтическим, учащийся знакомится с основными понятиями информатики и компьютером непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или текст. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д. Этот уровень не является обязательным в школьной программе и ориентирован на учащихся 3 – 4-х классов. На изучение пропедевтического курса отводится по 0,5 часа в неделю в 3 классе и по 0,5 часа в неделю в 4 классе. Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере.
Курс состоит из трех разделов:
- Обучение работе на компьютере.
- Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала.
- Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.
Второй уровень, названный базовым, полностью отражает содержание базового минимума, рекомендуемого Министерством образования РФ, с позиции системно-информационного подхода. Базовый уровень рассчитан на школьников 8-9 классов. На изучение курса отводится в 8 классе – по 1 часу в неделю (35 час в год), 9 классе по 2 часу в неделю (70 часов в год).
Третий уровень, в 10 11 классах предметная область информатики изучается на более глубоком базовом уровне. Это уже уровень профессионального пользователя компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы освоенной на предыдущем уровне обучения программных средах. При этом обучение происходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения проектов, где необходима коллективная форма работы. Кроме того учащиеся осваивают азы программирования. На изучение курса в 10 и 11 классе отводится по 2 часа в неделю (140 часов в год).
Стандарт среднего (полного) общего образования.
Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
- Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.
- Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных дисциплин.
- Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
- Приобретение опыта использования информационных технологий, в том числе проектной деятельности.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Информация и информационные процессы
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.
Передача информации в социальных , биологических и технических системах.
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Информационные модели и системы
Информационные (не материальные) модели. Использование информационных моделей в учебной познавательной деятельности.
Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модель для решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделировании (на примерах задач различных предметных областей).
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принцип работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных.
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Основы социальной информатики
Основные этапы становления информационного общества.[1]Этнические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате обучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
Базовые знания | Развитие познавательных умений | |
знать/понимать 1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация". 2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации. 3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;. 4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. 5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности 6. Назначение и функции операционных систем. | уметь 1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники. 2. Распознавать информационные процессы в различных системах. 3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования. 4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. 5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий. 6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые. 7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных. 8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр. 9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.) 10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 1. эффективной организации индивидуального информационного пространства; 2. автоматизации коммуникационной деятельности; 3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности. |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ в 11 классе
Техника безопасности – инструктаж. Актуализация и применение ЗУН учащихся за курс 10 класса – 3 часа
Контроль ЗУН учащихся:
Урок 3/3. Диагностическая контрольная работа №1
Часть 1. Информационная картина мира – 10 часов
Раздел 1. Информация и информационные процессы (7 час) - продолжение
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации в равновероятных и неравновероятных событиях. Вероятность.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил.
Учащиеся должны знать/понимать:
- Понятие информации как меры уменьшения неопределённости знаний;
- Различные подходы к определению количества информации;
- Формулы Хартли, Шеннона;
- Понятия вероятность, событие, количество информации;
- Алгоритм использования формулы Хартли и Шеннона в содержательном подходе определения количества информации в равновероятных событиях;
- Алфавитный подход к определению количества информации;
- Понятие мощность алфавита;
- Степени числа 2 от 0 до 10;
- Алгоритм определения количества информации в равновероятных и неравновероятных событиях.
Учащиеся должны уметь:
- Строить алгоритм отгадывания числа из поставленного интервала;
- Определять количество информации в равновероятных событиях по известному количеству этих событий;
- Определять количество равновероятных событий по известному количеству информации при свершившемся событии;
- Определять количество информации в неравновероятных событиях, определять вероятность совершения одного из неравновероятных событий.
- Находить результат возведения в степень от 0 до 10 числа 2;
- Применять свойство степени числа 2 при громоздких вычислениях количества информации;
- Определять мощность алфавита и количество информации в текстовом сообщении;
- Определять количество информации при передаче данных по каналам связи (модему).
Контроль ЗУН учащихся:
Самостоятельные работы:
Измерение информации.
Урок 3/6 Сам.раб.№1 «Вероятностный подход к определению количества информации»
Урок 4/7 Сам.раб.№2 «Алфавитный подход к определению количества информации»
Урок 5/8 Сам.раб. №3 (самопроверка) «Различные подходы к определению количества информации в информационных процессах»
Контрольные работы:
Урок 7/10. Контрольная работа №2 «Определение количества информации в информационных процессах»
Раздел 2. Информационные системы и технологии – 3 часа
Тема 2.1 Информационные системы. – 1 час
Понятие системы. Представление об информационной системе. Процессы в информационной системе. Разомкнутая информационная система. Замкнутая информационная система. Понятие обратной связи. Типовые обеспечивающие подсистемы: техническая, информационная, математическая, программная, организационная, правовая.
Учащиеся должны знать:
- понятие информационной системы;
- отличие замкнутой информационной системы от разомкнутой;
- классификацию информационных систем по характеру использования информации;
- классификацию информационных систем по сфере применения;
- назначение типовых обеспечивающих подсистем.
Тема 2.2.Информационные технологии. – 1 час
Сопоставление понятий и целей технологии материального производства и информационной технологии. Особенности компьютерной технологии. Инструментарий информационной технологии. Как соотносятся между собой информационные технологии и системы. История развития информационной технологии.
Учащиеся должны знать:
- отличие информационной технологии от материальной;
- отличие информационной технологии от информационной системы;
- историю развития информационной технологии.
Контроль ЗУН учащихся:
Урок 3/ 12 Контрольная работа №3 «Информационные системы и технологии»
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий – 55 часов
Раздел 3. Информационная технология автоматизированной обработки текста. – 13 часов – продолжение
Тема 3.1 Автоматизация редактирования обработки текстовых документов – 5 часов
Аппаратный уровень поддержки: устройства ввода и вывода информации, устройства обработки и хранения информации. Программный уровень поддержки: обработка изображений, полиграфический дизайн, настольная издательская система. Пользовательский уровень поддержки.
Учащиеся должны знать:
- понятия форматирования и редактирования;
- инструменты автоматизированной обработки текста;
- возможности среды Word по автоматизации операций редактирования документа.
Учащиеся должны уметь:
- проверять правописание в документе и выполнять автоматическое исправление ошибок;
- выполнять автоматизированный поиск и замену символов;
- использовать инструменты автозамены текста и автотекста;
- выполнять автоматическую коррекцию отсканированного текста.
Контроль ЗУН учащихся:
Урок 2/15 Практическая работа №1 «Инструменты автоматизации редактирования. Проверка орфографии, автозамена, автотекст»
Урок 5/18 Практическая работа №2 «Обработка сканированного текста. Поиск и замена символов»
Урок 6/19 Тест №1 «Автоматизация редактирования текста»
Тема 3.2 Автоматизация форматирования обработки текстовых документов – 6 часов - продолжение
Автоперенос. Нумерация страниц. Стилевое форматирование. Функции панелей задач Стили и форматирование. Технология стилевого форматирования. Создание оглавления. Автоматическая нумерация таблиц и рисунков. Перекрестные ссылки в документе, в колонтитулах, на список литературы. Сортировка.
Учащиеся должны знать:
- возможности среды Word по автоматизации операций форматирования документа;
- понятие стилевого оформления;
- технологию использования стилевого оформления в документе;
- понятие перекрестной ссылки, ее назначение и технологию использования.
Учащиеся должны уметь:
- создавать и применять стилевое оформление в документе;
- автоматически нумеровать таблицы и рисунки;
- создавать оглавление в документе;
- использовать перекрестные ссылки в документе;
- выполнять сортировку списков и таблиц.
Контроль ЗУН учащихся:
Урок 8/21. Практическая работа №3 «Стилевое форматирование»
Урок 11/24. Практическая работа №4 «Оглавление, ссылки и нумерация объектов, перекрёстные ссылки»
+2 часа Контроль ЗУН по разделу 3.
Урок 12/25. Зачётная практическая работа №1 «Автоматизация редактирования и форматирования текстовых документов»
Урок 13/26. Контрольная работа №4 « Информационная технология автоматизированной обработки текста»
Раздел 4. Информационная технология хранения данных – 18 час - продолжение
Тема 4.1. Базы данных и модели данных. – 5 часов
Основные понятия: поле, запись, структурирование данных, база данных. Пример организации алфавитного и предметного каталога. Понятие СУБД – системы управления базой данных. Реляционная модель данных. Понятие ключа. Иерархическая модель данных. Понятие узла. Сетевая модель данных. Сравнительный анализ моделей баз данных.
Учащиеся должны знать:
- основные понятия базы данных;
- понятие поля и записи в БД;
- для чего необходимо структурирование данных;
- понятие структуры записи;
- виды моделей баз данных и их отличительные особенности.
Учащиеся должны уметь:
- представлять базу данных в виде таблицы;
- приводить примеры информационных систем.
Виды моделей данных.
Характеристика видов моделей данных: текстового, числового, дата/время, денежного, счетчика, логического, поля объекта OLE. Понятие модели данных. Типы связей между таблицами. Понятие ключа. Преобразование моделей.
Учащиеся должны знать:
- виды данных, используемые в базах данных;
- особенности сетевой модели данных;
- особенности иерархической модели данных;
- особенности реляционной модели данных;
- понятие ключа и его роль в реляционной модели данных;
- графическое обозначение реляционной модели.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры моделей для разных предметных областей;
- представлять иерархическую и сетевую модели данных в графической форме;
- приводить примеры и объяснение разных типов связей между таблицами реляционной модели данных;
- представлять реляционную модель данных в виде нескольких таблиц со связями;
Контроль ЗУН учащихся:
Урок 4/37. Сам.раб.№ 4 «Графическое обозначение БД и её связей»
Урок 5/31. Контрольная работа №5 «Базы данных. Модели данных»
Тема 4.2. Система управления базами данных Access – 13 часов - продолжение
Понятие системы управления базами данных (СУБД). Интерфейс среды СУБД Access. Этапы работы в СУБД. Основные группы инструментов СУБД. Понятие фильтра. Виды фильтров. Понятие запроса. Понятие отчета.
Учащиеся должны знать:
- назначение СУБД;
- технологию описания структуры таблиц;
- назначение инструментов СУБД Access для создания таблиц;
- назначение инструментов СУБД Access для управления видом представления данных;
- назначение инструментов СУБД Access для обработки данных;
- назначение инструментов СУБД Access для вывода данных;
- понятие и назначение формы;
- понятие и назначение фильтра;
- понятие и назначение запроса;
- понятие и назначение отчета.
Этапы разработки базы данных (урок 1/32)
I этап – постановка задачи; II этап – проектирования БД; III этап – создание БД в СУБД; IV этап – управление БД в СУБД. Понятие формы и таблицы. Инструменты работы - Мастер и Конструктор. Работа с базой данных по стадиям: поиск необходимых сведений; сортировка данных; отбор данных; вывод на печать; изменение и дополнение данных.
Учащиеся должны знать:
- последовательность этапов при создании базы данных;
- задачи, решаемые на каждом этапе.
Практикум 1. Теоретические этапы разработки базы данных. Урок 9/40
Постановка задачи – разработка базы данных «Географические объекты». Цель – создание БД. Проектирование базы данных «Географические объекты». Разработка ведется в соответствии с выделенными этапами и стадиями для конкретной постановки проблемы.
Учащиеся должны знать:
- правила постановки задачи;
- этапы и технологию создания базы данных.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объекты предметной области;
- задавать информационную модель объекта в виде структуры таблицы;
- выделять в таблицах ключи;
- устанавливать тип связи между таблицами.
Практикум 2. «Создание файла и связанных таблиц БД, ввод данных» Создание базы данных СУБД Access. Урок 10/41
Технологию создания таблицы «Континенты». Создание структуры таблицы. Изменение свойств таблицы. Вставка рисунков в таблицу. Редактирование структуры таблицы. Технология создания таблицы «Страны». Технология создания таблицы «Населенные пункты». Установление связей между таблицами. Использование Мастера подстановок. Ввод данных в связанные таблицы.
Учащиеся должны знать:
- понятие целостности данных;
- технологию создания и редактирования структуры таблицы.
Учащиеся должны уметь:
- создавать и редактировать структуру базы данных;
- вводить данные в таблицы;
- устанавливать связи между таблицами;
- вставлять рисунки в таблицу;
- изменять свойства таблицы.
Практикум 3-4. Управление базой данных СУБД Access: формы, сортировка и отбор данных, создание запросов, создание отчётов» (урок 11/42-12/43)
Технология создания и редактирования форм для таблиц «Континенты», «Страны», «Населенные пункты». Создание и редактирование составной формы. Ввод данных с помощью форм. Сортировка данных в таблице. Разработка фильтра и фильтрация «по маске». Технология работы с запросами. Создание запроса разных видов. Технология создания и редактирования отчета.
Учащиеся должны знать:
- структуру и назначение простой и составной форм;
- технологию создания отчетов;
- правила и технологию формирования условий в запросах;
Учащиеся должны уметь:
- создавать и редактировать простые и составные формы ввода данных;
- сортировать данные в таблицах;
- создавать запросы разной сложности;
- создавать и редактировать отчеты.
Контроль ЗУН учащихся:
Урок 6/37 Сам.раб №4 «Опредление результата запроса на выборку»
Урок 4/35. Практическая работа № 5 «Обработка данных в СУБД: сортировка и фильтрация»
Урок 7/38. Практическая работа №6 «Обработка данных в СУБД с помощью запросов»
Урок 9/40. Практикум № 1 «Этапы разработки БД»
Урок 10/41. Практикум № 2 «Создание файла и связанных таблиц БД, ввод данных»
Урок 11/42. Практикум № 3 «Управление БД в СУБД Access: формы»
Урок 12/43. Практикум № 4 «Управление БД в СУБД Access: Сортировка и отбор данных, создание запросов и отчётов»
Урок 13/44. Контрольная работа №6 «Информационная технология хранения данных»
Практические работы (оценивание каждого учащегося не обязательно, для отработки теоретических ЗУН)
- Система управления базами данных Access. Назначение, интерфейс, инструменты.
- Теоретические этапы разработки базы данных Географические объекты.
- Проектирование базы данных Географические объекты.
- Создание файла базы данных.
- Создание таблиц.
- Связи между таблицами и ввод данных в связанные таблицы.
- Формы.
- Сортировка и отбор данных.
- Создание запросов.
- Создание отчетов.
Раздел 5. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети – 15 часов
Подключение к Интернету. Регистрация почтового ящика. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
Тема 5.1 Компьютерные сети – 5 часов - продолжение
Виды компьютерных сетей. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Назначение сетевых адаптеров. Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сетях. Сервисы сети Интернет. Этика сетевого общения.
Учащиеся должны знать:
- Классификацию компьютерных сетей и назначение каждого вида;
- Характеристики каналов связи;
- Назначение сетевых адаптеров и модемов;
- Понятие протоколов передачи данных.
- Назначение и роль Интернета в развитии общества;
- Назначение программы-браузера и ее управляющих элементов;
- Технологию поиска информации в Интернете;
- Иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса;
Учащиеся должны уметь:
- Работать в браузере;
- Сформировать адрес в сети;
- Искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;
- Пользовать электронной почтой.
Контроль ЗУН учащихся:
Урок 2/46 Сам.раб №6 «Разновидности компьютерных сетей, сервисы Интернета»
Урок 5/49. Контрольная работа №7 «ИКТ работы в компьютерной сети»
Тема 5.2 Коммуникации в глобальной сети Интернет. Хранение информации: веб-страницы и веб-сайты – 10 часов
Язык разметки гипертекста HTML. Редактор веб-сайтов Front Page. Веб-страница с гиперссылками. Веб-страница с графическими объектами.
Учащиеся должны знать:
- Назначение языка HTML;
- Основные теги;
- Технологию оформления веб-документов;
- Иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса;
- Технологию организации телеконференции.
Учащиеся должны уметь:
- Работать в браузере;
- Включать графическую иллюстрацию в веб-документ;
- Сделать гиперссылку в веб-документе;
Контроль ЗУН учащихся:
Урок 9/53. Сам.раб.№6 «Основы языка разметки HTML»
Урок 10/54. Практическая работа №7 «Создание и связывание веб-страниц на языке разметки HTML»
Урок 14/58. Практическая работа № 8 «Создание, редактирование и форматирование веб-сайта»
Урок 15/59. Зачётная работа №2 «Создание проекта веб-сайта «Мой город»»
Раздел 6. Основы программирования в среде Visual Basic – 9 часов
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записи алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.
Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры.
Тип, имя и значение переменной. Присваивание.
Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования.
Графические возможности языка программирования.
Знать/понимать:
- Классы языков программирования;
- Возможности языков объектно-ориентированного программирования;
- Интерфейс ЯОП Visual Basic, основные приёмы создания приложения;
- Методы, процедуры, операторы в Visual Basic.
Уметь:
- работать в среде объектно-ориентированного программирования Visual Basic
- строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя среду объектно-ориентированного программирования Visual Basic
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий
Практические работы (оценивание каждого учащегося не обязательно, для отработки теоретических ЗУН)
- Интегрированная среда разработки языка Visual Basic.
- Интерфейс среды.
- Назначение основных вкладок.
- Технология работы с окнами.
- Разработка первого проекта.
- Создание приложения Калькулятор.
- Построение компьютерной модели.
- Исследование модели.
- Анализ результатов и корректировка модели
Контроль ЗУН учащихся:
Урок 7/66. Практическая работа №9 «Создание диалогового приложения»
Урок 9/68. Практикум №5 «Разработка приложения для ОС Windows в среде ОЯП Visual Basic»
Резерв – 2часа
Подготовка к ЕГЭ
Рекомендации к планированию диагностической работы по оценке уровня достижений обязательных результатов обучения
Для успешного достижения учащимися предусмотренных стандартом обязательных результатов обучения необходимо использовать такие формы занятий, которые стимулируют учащихся к интенсивной работе на уроке и дома, обеспечивают регулярный и объективный контроль результатов обучения. Эффективной формой организации освоения курса является модульно-рейтинговая технология обучения, предусматривающая текущий контроль по каждому модулю, рубежный контроль после изучения группы связанных модулей и итоговый контроль в конце курса.
Контроль знаний учащихся открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения. Наиболее точно и качественно оценивать знания учащихся позволяет разнообразие видов и форм контроля.
Специфика информатики как учебной дисциплины заключается в наличии двух составляющих: теоретической и практической. Наиболее точно и качественно оценивать знания учащихся позволяют разнообразие видов и форм контроля, как традиционных, так и нетрадиционных (Таблица 5).
В качестве эффективной формы итогового контроля может выступать защита проекта, позволяющая оценить как теоретическую базу, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.
Таблица 5. Формы оценивания уровня достижений учащихся по информатике и ИКТ
Традиционные формы контроля | Безмашинные | Смешанные | Машинные |
|
|
| |
Нетрадиционные формы контроля |
|
|
|
Тематическое планирование учебного материала
в старшей школе для базового уровня 11-й класс (2 час в неделю)
№ урока | Часть, раздел, тема, контроль | Часы, всего | Теория | Практика (контроль ЗУН+закреп-ление теории) | Сам.работа |
1-3 | Техника безопасности. Актуализация ЗУН за курс 10 класса. Контрольная работа №1 | 3 1 | 3 + | - | - |
Часть 1. Информационная картина мира | 10 | 10 | - | 3+ | |
4-10 10 | Раздел 1. Информация и информационные процессы | 7 | 7 | - | 3 |
Контрольная работа «Определение количества информации в информационных процессах»№2 | 1 | + | |||
11-13 13 | Раздел 2. Информационные системы и технологии | 3 | 3 | -- | -- |
Контрольная работа №3 «Информационные системы и технологии | 1 | + | |||
14- 68 Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий | 55 | 16 | 16+15,5=31,5 | 4 | |
14-26 13-17 15 18 19 19-24 21 24 25 26 | Раздел 3. Информационная технология автоматизированной обработки текста | 13 | 4,5 | 5+3,5=8,5 | ---- |
Тема 3.1 Автоматизация редактирования обработки текстовых документов | 5 | 1,5 | 2+1,5=3,5 | ---- | |
Практическая работа №1 «Инструменты автоматизации редактирования. Проверка орфографии, автозамена, автотекст» | 1 | + | |||
Практическая работа №2 «Обработка сканированного текста. Поиск и замена символов» Тест №1 «Автоматизация редактирования текста» | 1 | + | + | ||
Тема 3.2 Автоматизация форматирования обработки текстовых документов. | 6 | 2 | 2+2=4 | ||
Практическая работа №3 «Стилевое форматирование» | 1 | + | |||
Практическая работа №4 «Оглавление, ссылки и нумерация объектов, перекрёстные ссылки» | 1 | + | |||
Зачётная практическая работа по разделу 3. №1 «Автоматизация редактирования и форматирования текстовых документов» | 1 | + | |||
Контрольная работа по разделу 3. №4 « Информационная технология автоматизированной обработки текста» | 1 | + | |||
27-44 | Раздел 4. Информационная технология хранения данных | 18 | 9 | 6+3=9 | 2 |
27-31 | Тема 4.1. Базы данных и модели данных | 5 | 5 | - | 1 |
31 | Контрольная работа по теме 4.1. №5 «Базы данных. Модели данных» | 1 | + | ||
32-44 | Тема 4.2. Система управления базами данных Access. | 13 | 4 | 6+3 | 1 |
35 | Практическая работа № 5 «Обработка данных в СУБД: сортировка и фильтрация» | 1 | |||
38 | Практическая работа №6 «Обработка данных в СУБД с помощью запросов» | 1 | |||
40 | Практикум № 1 «Этапы разработки БД» | 1 | |||
41 | Практикум № 2 «Создание файла и связанных таблиц БД, ввод данных» | 1 | |||
42 | Практикум № 3 «Управление БД в СУБД Access: формы» | 1 | |||
43 | Практикум № 4 «Управление БД в СУБД Access: Сортировка и отбор данных, создание запросов и отчётов» | 1 | |||
44 | Контрольная работа по теме 4.2. №6 «Информационная технология хранения данных» | 1 | + | ||
45-68 | Раздел 5. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети | 15 | 6,5 | 3+5,5=8,5 | 2 |
45-49 | Тема 5.1 Компьютерные сети. | 5 | 3 | 0+2 | 1 |
49 | Контрольная работа №7 «ИКТ работы в компьютерной сети» | 1 | + | ||
50-68 | Тема 5.2 Коммуникации в глобальной сети Интернет. Хранение информации: веб-страницы и веб-сайты. | 10 | 3,5 | 3+3,5 | 1 |
54 | Практическая работа №7 «Создание и связывание веб-страниц на языке разметки HTML» | 1 | + | ||
58 | Практическая работа № 8 «Создание, редактирование и форматирование веб-сайта» | 1 | + | ||
59 | Зачётная работа №2 «Проект – сайта «Мой город»» | 1 | + | ||
60 | Раздел 6. Основы программирования в среде Visual Basic – 9 часов | 9 | 3,5 | 2+3,5=5,5 | |
66 | Практическая работа №9 «Создание диалогового приложения» | 1 | |||
68 | Практикум №5 «Разработка приложения для ОС Windows в среде ОЯП Visual Basic» | 1 | |||
69-70 | Резерв: подготовка к ЕГЭ | 2 | 2 | -- | -- |
ВСЕГО: | 70 | 36,5+2 резерв | 16+15,5=31,5 | 7 |
Поурочное планирование курса 11 класса
№ урока | Раздел, тема, тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Содержание | Требования к ЗУН уч-ся | Дом. задание | Дата |
1. | 1. ТБ-инструктаж. Программное и техническое обеспечение ИТ. Повторение | 1 | Актуализация и применение полученных ЗУН | Фронтальный опрос | Устройства компьютера, программное обеспечение, назначение и принципы работы с прикладным ПО, обработка табличных данных в ЭТ Excel и СУБД Access | Знать/понимать: -Состав компьютера (основное и периферийное аппаратное обеспечение); -Назначение и возможности прикладного ПО; -Принципы работы с табличными данными в ЭТ (обработка числовой информации, представление числовой информации в диаграммах); -Понятие БД и её основных объектов. Уметь: -определять значение ячейке ЭТ (принцип абсолютной, относительной и смешанной адресации); -определять тип диаграммы по числовым значениям ячеек; -определять результат сортировки, поиска данных в БД по указанным условиям (запросам). | ||
2 | 2. Кодирование информации в компьютере – повторение | 1 | Актуализация и применение полученных ЗУН | Фронтальный опрос | Представление числовой информации в компьютере – работа с системами счисления; Кодирование и декодирование информации. | Знать/понимать: -Принцип кодирования информации в компьютере, основные алгоритмы перевода чисел в различных системах счисления, выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления. Уметь: -выполнять переводы чисел в различных системах счисления; -сравнивать двоичные числа; -выполнять операции сложения и умножения двоичных чисел. | ||
3 | 3. Диагностическая контрольная работа №1 | 1 | Контроль ЗУН | Письменная контрольная работа по материалам ЕГЭ | ||||
Часть 1. Информационная картина мира – 10 часов | ||||||||
Раздел 1. Информация и информационные процессы – 7 часов | ||||||||
4 | 1. Информация как мера уменьшения неопределённости | 1 | Ознакомления с новым материалом | ---- | Информация, знания, неопределённость знаний, вероятность, формула Хартли, стратегия игры «Угадай число» | Знать/понимать: -понятие информации как меры уменьшения неопределённости знаний, понятие вероятности, равновероятных событий, формулу Хартли, зависимость количества информации от количества событий; алгоритм игры «Угадай число». Уметь: -Применять формулу Хартли в работе с равновероятными событиями; -Определять количество информации и кол-во равновероятных событий; -составлять алгоритм отгадывания числа из интервала 1-N (по известному N). | Конспект, составить алгоритм отгадывания числа из интервала 1-32, задача | |
5 | 2. Содержательный подход к определению объёма информации. | 1 | Применения и закрепления ЗУН | Фронтальный опрос | Решение задач на определение кол-ва информации или кол-ва событий в равновероятных событиях по формуле Хартли | Знать/понимать: -понятие информации как меры уменьшения неопределённости знаний, понятие вероятности, равновероятных событий, формулу Хартли, зависимость количества информации от количества событий; алгоритм игры «Угадай число». Уметь: -Применять формулу Хартли в работе с равновероятными событиями; -Определять количество информации и кол-во равновероятных событий; -составлять алгоритм отгадывания числа из интервала 1-N (по известному N). | Задача | |
6 | 3. Алфавитный подход к определению объёма информации. | 1 | Комбинированный урок | Сам.раб.№1 «Вероятностный подход к определению количества информации» | Алфавит, мощность алфавита, зависимость кол-ва информации в текстовом сообщении от мощности алфавита | Знать/понимать: Алгоритм применения формулы Хартли при определении кол-ва информации в текстовом сообщении, а также мощности алфавита по известному инф.весу одного символа сообщения. Уметь: Определять кол-во информации в сообщении согласно алфавитному подходу. | Конспект, задача | |
7 | 4. Определение количества информации при передаче/получении, хранении данных. | 1 | Комбинированный урок | Сам.раб.№2 «Алфавитный подход к определению количества информации» | Единицы измерения информации, перевод единиц измерения информации с использованием свойств степеней (при громоздких вычислениях); Определение кол-ва информации при передаче данных по каналам передачи. | Знать/уметь: -алгоритм нахождения кол-ва информации при передаче по каналам связи (модем) и хранении; -алгоритм упрощения громоздких вычислений по средствам применения свойств степени числа 2; Уметь: -определять кол-во информации при передаче информации по каналам связи и хранении; -переводить единицы измерения информации. | Значения степени числа 2 от 0 до 10 знать наизусть, задача | |
8 | 5.Неравновероятные события. | 1 | Освоения нового материала | Фронтальный опрос | Вероятность, неравновероятные события, формула Шеннона, зависимость количества информации от величины вероятности совершения события | Знать/понимать: -алгоритм определение количества информации в неравновероятных событиях, определения вероятности по формуле Шеннона. Уметь: | Задача | |
9 | 6. Решение задач уровня ЕГЭ | 1 | Применение и коррекция ЗУН | Сам.раб. №3 (самопроверка) «Различные подходы к определению количества информации в информационных процессах» | Измерение информации, различные подходы; | Знать/понимать: -кол-во информации как мера уменьшения неопределённости знаний; -формула Хартли; -содержательный и алфавитный подход к измерении информации; -значения возведения в степень число 2. Уметь: -применять формулу Хартли в равновероятных событиях при содержательном подходе к измерении информации; -определять кол-во информации в текстовом сообщении (алфавитный подход); -применять полученные ЗУН при решении заданий уровня ЕГЭ. | Подготовиться к контрольной работе по конспектам урока 4-7. | |
10 | 7. Контрольная работа №2 «Определение количества информации в информационных процессах» | 1 | Контроля ЗУН | Письменная контрольная работа | ---- | |||
Раздел 2. Информационные системы и технологии – 3 часа | ||||||||
11 | 1. Информационные системы | 1 | Освоение нового материала | --- | Понятие системы. Представление об информационной системе. Процессы в информационной системе. Разомкнутая информационная система. Замкнутая информационная система. Понятие обратной связи. Типовые обеспечивающие подсистемы: техническая, информационная, математическая, программная, организационная, правовая. |
| Тема 2.1 | |
12 | 2. Информационные технологии | 1 | Урок освоения нового материала | Фронтальный опрос | Сопоставление понятий и целей технологии материального производства и информационной технологии. Особенности компьютерной технологии. Инструментарий информационной технологии. Как соотносятся между собой информационные технологии и системы. История развития информационной технологии. |
| Тема 2.2, 2.1; подготовиться к контрольной работе | |
13 | 3. Контрольная работа №3 «Информационные системы и технологии» | 1 | Контроля ЗУН | Письменная контрольная работа - тест | ---- | |||
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий – 55 часов | ||||||||
Раздел 3. Информационная технология автоматизированной обработки текста – 13 часов | ||||||||
Тема 3.1 Автоматизация редактирования обработки текстовых документов | 5 | |||||||
14 | 1. Инструменты автоматизации редактирования. Проверка орфографии, автозамена, автотекст | 1 | Освоения нового материала | Фронтальный опрос | Редактирование и форматирование, документ, орфография, автозамена, автотекст | Знать:
Уметь:
| Тема 3.1, стр.69-76 | |
15 | 2. Практическая работа №1 «Инструменты автоматизации редактирования. Проверка орфографии, автозамена, автотекст» | 1 | Применения и контроля полученных ЗУН | Практическая работа на ПК | Уметь:
использовать инструменты автозамены текста и автотекста; | |||
16 | 3. Поиск и замена символов. | 1 | Освоения нового материала | Фронтальный опрос | Поиск, замена, регистр символа | Уметь: -выполнять автоматизированный поиск и замену символов; | Тема 3.1, стр.77-79 | |
17 | 4. Обработка сканированного текста. | 1 | Освоение нового материала | Фронтальный опрос | Сканер, разрешение сканера, программа распознавания текста | Знать: -разновидности, возможности, назначение программ распознавания текста; -интерфейс ПО Fine Reader 10; -Алгоритм сканирования и распознавания текста; Уметь: выполнять автоматическую коррекцию отсканированного текста. | Тема 3.1 стр.79-80 | |
18 | 5. Практическая работа №2 «Обработка сканированного текста. Поиск и замена символов» | 1 | Применения и контроля полученных ЗУН | Практическая работа на ПК | Знать: -разновидности, возможности, назначение программ распознавания текста; -интерфейс ПО Fine Reader 10; -Алгоритм сканирования и распознавания текста; Уметь: выполнять автоматическую коррекцию отсканированного текста. | Вопросы стр.81, подготовиться к тесту | ||
Тема 3.2 Автоматизация форматирования обработки текстовых документов. | 6 | |||||||
19 | 1/6. Инструменты автоматизированного форматирования. Автоперенос. Нумерация страниц. | 1 | Комбинированный | Тест№1 «Автоматизация редактирования текста» | Форматирование, перенос, нумерация страниц | Знать: • возможности среды Word по автоматизации операций форматирования документа; Уметь: • расставлять переносы в документе; -вставлять номера страниц. | Тема 3.2, стр.82-83 | |
20 | 2/7. Стилевое форматирование. Стандартные стили .Создание нового стиля | 1 | Освоения нового материала | Фронтальный опрос | Стиль, стилевое оформление, создание стиля, стандартные стили. | Знать: -понятие стилевого оформления; • технологию использования стилевого оформления в документе; Уметь: -создавать и применять стилевое оформление многостраничного документа; | Тема 3.2, стр 84-90 | |
Тема 3.2 стр.91-95 | ||||||||
21 | 3/8. Практическая работа №3 «Стилевое форматирование» | 1 | Применения и контроля полученных ЗУН | Практическая работа на ПК | ---- | |||
22 | 4/9. Создание оглавления. Нумерация таблиц и рисунков. | 1 | Освоения нового материала | ----- | Оглавление, список, таблица, рисунок | Уметь: -создавать оглавление в документе; • автоматически нумеровать таблицы и рисунки; • сортировать список. | Тема 3.2 стр.95-99 | |
23 | 5/10. Перекрестные ссылки | 1 | Освоения нового материала | Выборочный опрос | Ссылки, гипертекст | Знать: -понятие перекрестной ссылки и ее назначение; • технологию использования перекрестных ссылок в документе. Уметь: -использовать перекрестные ссылки в документе; | Тема 3.2 стр.99-103 | |
24 | 6/11. Практическая работа №4 «Оглавление, ссылки и нумерация объектов, перекрёстные ссылки» | 1 | Применения и контроля ЗУН | Практическая работа на ПК | Тема 3.2, подготовиться к зачётной работе | |||
25 | 12. Зачётная практическая работа №1 «Автоматизация редактирования и форматирования текстовых документов» | 1 | Контроль ЗУН | Практическая работа на ПК | Тема 3.2, вопросы стр.105, подготовиться к контр.работе | |||
26 | 13. Контрольная работа №4 « Информационная технология автоматизированной обработки текста» | 1 | Контроль ЗУН | Письмена контрольная работа с элементами теста | ---- | |||
Раздел 4. Информационная технология хранения данных – 18 час | ||||||||
Тема 4.1. Базы данных и модели данных. | 5 | |||||||
27 | 1. Представление о базах. | 1 | Освоение нового материала | -- | Информационная система, предметная область, информационная модель, объект, структурирование данных, база данных, поле, запись, структура записи | Знать: • понятие базы данных; • цель создания информационной системы и роль в ней базы данных; • назначение процесса структурирования данных; • понятия поля и записи в базе данных; • понятие структуры записи Уметь: • приводить примеры информационных систем; • представлять параметры объектов конкретной предметной области в виде таблицы; • указывать в таблице данные о параметрах объектов «поле» и «запись», а также структуру записи. | Тема 4.1, вопросы стр.113, составить БД из предметной любой области | |
28 | 2. Виды моделей данных | 1 | Освоения нового материала | Фронтальный опрос, проверка дом.задания | Модель данных, иерархическая модель данных, сетевая модель данных, реляционная модель данных и их свойства | Знать: • особенности иерархической модели, сетевой модели и реляционной модели данных; Уметь: • приводить примеры моделей для разных предметных областей. | Тема 4.2, стр 114-123, привести примеры различных моделей данных | |
29 | 3. Связи между таблицами реляционной модели данных и её графическое обозначение. | 1 | Освоения нового материала | Выборочный опрос, проверка домашнего задания | Связи в реляционной модели данных и их типы, графическое обозначение реляционной модели | Знать: -типы связей в реляционной модели данных; • понятие ключа и его роль в реляционной модели данных. Уметь: -представлять иерархическую и сетевую модели данных в графической форме; • приводить примеры и объяснение разных типов связей между таблицами реляционной модели данных; • представлять реляционную модель данных в виде нескольких таблиц со связями. | Тема 4.2, стр. 123-128 | |
30 | 4. Преобразование иерархической и сетевой моделей данных к реляционной. | 1 | Комбинированный | Сам.раб.№ 4 «Графическое обозначение БД и её связей» | Уровень (класс) сетевой и иерархической БД, корневой уровень. | Уметь: -преобразовывать иерархическую или сетевую модель данных в реляционную. | Тема 4.2, подготовиться к контрольной работе | |
31 | 5. Контрольная работа №5 «Базы данных. Модели данных» | 1 | Контроль ЗУН | Письменная контрольная работа с элементами теста | ||||
Тема 4.2. Система управления базами данных Access. | 13 | |||||||
32 | 1. Система управления базами данных Access. Интерфейс, основные объекты, инструменты создания таблиц. | 1 | Освоения нового материала | Фронтальный опрос | СУБД, инструменты СУБД Access, объекты СУБД, интерфейс СУБД Access | Знать: • назначение СУБД; • назначение инструментов СУБД Access для создания таблиц; • назначение инструментов СУБД Access для управления видом представления данных, для обработки данных, для вывода данных; • понятие и назначение формы, фильтра, запроса и отчета. • задачи, решаемые на каждом этапе работы в СУБД Access. -понятие целостности данных; • технологию создания и редактирования структуры таблицы. Уметь: • выделять объекты предметной области; • задавать информационную модель объекта в виде структуры таблицы; • выделять в таблицах ключи; • устанавливать тип связи между таблицами. создавать и редактировать структуру таблицы; • вводить данные в таблицы; •устанавливать связи между таблицами; • вставлять рисунки в таблицу; • изменять свойства таблицы. | Тема 4.3, стр.131-138 | |
33 | 2. Инструменты СУБД для обработки данных. Сортировка записей. | 1 | Освоения нового материала | Выборочный опрос | Сортировка, фильтр, группировка записей | Уметь: •сортировать данные в таблицах. | Тема 4.3 стр.139 | |
34 | 3. Обработка данных в СУБД. Фильтрация. | 1 | Освоения нового материала | Выборочный опрос | Фильтр | Уметь: организовывать группировку данных БД с помощью фильтров. | Тема 4.3 стр.139-140 | |
35 | 4. Практическая работа № 5 «Обработка данных в СУБД: сортировка и фильтрация» | 1 | Применения и контроля ЗУН | Практическая работа на ПК | ||||
36 | 5. Обработка данных в СУБД. Запросы. | 1 | Освоения нового материала | Фронтальный опрос | Запрос, условие | Знать: • правила формирования условий в запросах. Уметь: • создавать запросы, формируя в них разные условия отбора данных. | Тема 4.3 стр. 141 | |
37 | 6. Обработка данных в СУБД. Запросы. | 1 | Комбинированный урок | Сам.раб №5 «Опредление результата запроса на выборку» | Знать: • правила формирования условий в запросах. Уметь: • создавать запросы, формируя в них разные условия отбора данных. | |||
38 | 7. Практическая работа №6 «Обработка данных в СУБД с помощью запросов» | 1 | Применения и контроля УН | Практическая работа на ПК | ||||
39 | 8. Представление данных БД: формы и отчёты. Этапы разработки БД. | 1 | Освоения нового материала | Фронтальный опрос | Формы, отчёты, этапы разработки БД | Знать: • структуру и назначение простой и составной формы. • основные этапы работы в СУБД Access; Уметь: • создавать и редактировать простую форму ввода данных; • создавать и редактировать составную форму ввода данных. -создавать и редактировать отчеты. | Тема 4.3 стр.138-139, стр. 142. Тема 4.4 стр.143-146 | |
40 | 9. Практикум № 1 «Этапы разработки БД» | 1 | Применение и Контроль ЗУН | Практикум на ПК | Постановка задачи – разработка базы данных «Географические объекты». Цель – создание БД. Проектирование базы данных «Географические объекты». Разработка ведется в соответствии с выделенными этапами и стадиями для конкретной постановки проблемы. |
| Тема 4.5 | |
41 | 10. Практикум № 2 «Создание файла и связанных таблиц БД, ввод данных» | 1 | Применения и контроля ЗУН | Компьютерный практикум | Технологию создания таблицы «Континенты». Создание структуры таблицы. Изменение свойств таблицы. Вставка рисунков в таблицу. Редактирование структуры таблицы. Технология создания таблицы «Страны». Технология создания таблицы «Населенные пункты». Установление связей между таблицами. Использование Мастера подстановок. Ввод данных в связанные таблицы. | Учащиеся должны знать: понятие целостности данных; технологию создания и редактирования структуры таблицы. Учащиеся должны уметь: создавать и редактировать структуру базы данных; вводить данные в таблицы; устанавливать связи между таблицами; вставлять рисунки в таблицу; изменять свойства таблицы. | ---- | |
42 | 11. Практикум № 3 «Управление БД в СУБД Access: формы» | 1 | Применение и контроль ЗУН | Компьютерный практикум | Технология создания и редактирования форм для таблиц «Континенты», «Страны», «Населенные пункты». Создание и редактирование составной формы. Ввод данных с помощью форм. Сортировка данных в таблице. Разработка фильтра и фильтрация «по маске». Технология работы с запросами. Создание запроса разных видов. Технология создания и редактирования отчета. |
| ||
43 | 12. Практикум № 4 «Управление БД в СУБД Access: Сортировка и отбор данных, создание запросов и отчётов» | 1 | Применение и контроль ЗУН | Компьютерный практикум | Тема 4.4-4.6, подготовиться к контрольной работе | |||
44 | 13. Контрольная работа №6 «Информационная технология хранения данных» | 1 | Контроля ЗУН | Письменная контрольная работа с элементами теста | Реферат с сопровождением презентацией «Сервисы сети Интернет», работа по группам | |||
Раздел 5. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети – 15 часов | ||||||||
Тема 5.1 Компьютерные сети. | 5 | |||||||
45 | 1. Разновидности компьютерных сетей. Сервисы Интернета. | 1 | Комбинированный | Защита реферата | Сеть, коммуникации,, виды сетей, сервисы Интернет | - знать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей | Конспект | |
46 | 2. ИТ передачи информации через Интернет | 1 | Комбинированный | Сам.раб №6 «Разновидности компьютерных сетей, сервисы Интернета» | Протокол, соглашение, модем, сетевая плата, IP-адрес, браузер | Конспект, тема 1.4 стр.28-48 (по группам с докладом) – самост.изу-чение | ||
47 | 3. Этика сетевого общения и информационная безопасность. | 1 | Урок-Дискуссия | Контроля знаний | Правовое регулирование деятельности людей, право собственности на информационный продукт, этические нормы, информационная безопасность, информационные угрозы, защита информации от информационных угроз, информационная безопасность для пользователей компьютерных сетей | Знать: Основное содержание Законов РФ: «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных систем» и т.д. Цели и задачи информационной безопасности; Информационные угрозы и их проявление; Методы защиты информации от информационных угроз; Уметь: Соблюдать основные законы РФ по защите информации; Соблюдать этичность в общении в сети; | тема 1.4 стр.28-48 | |
48 | 4. ИТ поиска информации в Интернет | 1 | Освоения нового материала | Выборочный опрос | Знать:
Уметь:
| Конспект, подготовиться к контрольной работе | ||
49 | 5. Контрольная работа №7 «ИКТ работы в компьютерной сети» | 1 | Контроль ЗУН по теме | Письменная контрольная работа с элементами теста | ||||
Тема 5.2 Коммуникации в глобальной сети Интернет. Хранение информации: веб-страницы и веб-сайты. | 10 | |||||||
50 | 6. Технология создания веб-страниц и веб-сайтов. Объекты веб-сайтов. | 1 | Освоения нового материала | --- | Веб-страница, веб-сайт, объекты веб-страницы | Знать: -понятия веб-сайта, веб-страницы и их основные объекты; Уметь: -использовать инструменты создания информационных объектов для Интернета, методы и средства создания и сопровождения сайта | Конспект | |
51 | 7. Основы создания веб-страницы на языке разметки HTML. | 1 | Освоения нового материала | Фронтальный опрос | Программные средства создания веб-сайта; язык гипертекстовой разметки; теги. Вставка текста: абзац, абзац, списки. Их формат. | Знать: Средства создания веб-сайтов; Уметь: Создавать и сохранять простую веб-страницу на языке HTML; | Конспект. | |
52 | 8. Веб-страница с графическими объектами. | 1 | Освоения нового материала | Выборочный опрос | Вставка изображения, положение на странице изображения. | Знать: -основные тэги вставки картинок в веб-странцу. Уметь: -вставлять изображение в веб-страницу. -использовать инструменты создания информационных объектов для Интернета, методы и средства создания и сопровождения сайта | Конспект | |
53 | 9. Веб-страница с гиперссылками. | 1 | Комбинированный | Сам.раб.№7 «Основы языка разметки HTML» | Теги вставки гиперссылок, связывание страниц | Знать: -основные теги вставки гиперссылок в страницу; Уметь: -связывать страницы по средствам гиперссылок. | ||
54 | 10. Практическая работа №7 «Создание и связывание веб-страниц на языке разметки HTML» | 1 | Применения и контроля ЗУН | Практическая работа на ПК | Знать: -технологию создания веб-страниц на языке HTML; -технологию организации связывания веб-страниц (создания веб-сайта) на языке HTML. Уметь: -создавать веб-сайт; Вставлять изображения и списки. | |||
55 | 11. Редактор веб-сайтов Front Page. Возможности, интерфейс, инструменты. | 1 | Освоения нового материала | --- | Редактор веб-сайтов Front Page: назначение, интерфейс, инструменты, режимы работы, технология (этапы) создания веб-сайта, редактирование шаблона, сохранение веб-сайта, просмотр. | Знать: Редактор веб-сайтов Front Page: назначение, интерфейс, инструменты, режимы работы, технология (этапы) создания веб-сайта, редактирование шаблона, сохранение веб-сайта, просмотр. Уметь: -запускать программу Front Page; -работать с интерфейсом программы; Создавать веб-сайт по шаблону; -редактировать веб-сайт по шаблону; -сохранять веб-сайт. | конспект | |
56 | 12. Создание структуры веб-сайта через шаблон. | 1 | Освоения нового материала | Выборочный опрос | Формат объектов веб-сайта | Уметь: -изменять формат веб-сайта из шаблона. | ||
57 | 13. Вставка графических и динамических объектов. | 1 | Освоения нового материала | Фронтальный опрос | Динамические объекты | Уметь: -вставлять, редактировать и форматировать динамические объекты. | Материал к зачётной работе в электронном виде на тему «Мой город» | |
58 | 14. Практическая работа № 8 «Создание, редактирование и форматирование веб-сайта» | 1 | Применения и контроля ЗУН | Практическая работа на ПК | Материал к зачётной работе в электронном виде на тему «Мой город» | |||
59 | 15. Зачётная работа №2 «Проект – сайта «Мой город»» | 1 | Контроль ЗУН | Проект | Веб-сайт | Уметь: -искать, отбирать информацию по запросу; -создавать веб-сайт в редакторе; -сохранять, редактировать и форматировать веб-сайт; -защищать проект. | ---- | |
Раздел 6. Основы программирования в среде Visual Basic – 9 часов | ||||||||
60 | 1. Основные понятия и инструментарий среды Visual Basic | 1 | Освоения нового материала | --- | Возможности ОЯП Visual Basic;Примеры написания программ. | Знать: -возможности ОЯП Visual Basic; -уметь работать в среде объектно-ориентированного программирования Visual Basic. | Конспект | |
61 | 2. Технология работы с формой и графическими методами | 1 | Освоения нового материала | Выборочный опрос | Форма, проект, редактор кода, панель инструментов, свойства и методы объектов. | Знать: -технологию создания нового проекта и его сохранение; -Запуск проекта на тестировании; Уметь: -создавать файл проекта; -размещать на форме графические объекты. | Конспект. | |
62 | 3. Технология работы с формой и графическими методами | 1 | Освоения нового материала | Фронтальный опрос | Конспект, задача | |||
63 | 4. Оператор присваивания и ввод данных | 1 | Освоения нового материала | --- | Присваивание, диалоговое окно. | Уметь: Организовывать ввод данных через диалоговое окно и присваивание | Конспект | |
64 | 5. Управляющие элементы: метка, текстовое окно, кнопка | 1 | Освоения нового материала | Фронтальный опрос | Метка, текстовое окно, кнопка | Знать: -методы вставки и работы с объектами метка, текстовое поле; Уметь: -Размещать на форме управляющие элементы, программировать их код; | ||
65 | 6. Управляющие элементы: метка, текстовое окно, кнопка | 1 | Применения и закрепления полученных ЗУН | Фронтальный опрос | ||||
66 | 7. Практическая работа №9 «Создание диалогового приложения» | 1 | Применения и контроля ЗУН | Практическая работа на ПК | Повторить типы и операторы массивов | |||
67 | 8. Массивы в Visual Basic. | 1 | Освоения нового материала | Фронтальный опрос | Разработать и описать собственное приложение (тест, обучающее или диалоговое приложение) | |||
68 | 9. Практикум №5 «Разработка приложения для ОС Windows в среде ОЯП Visual Basic» | 1 | Контроль ЗУН по теме | Компьютерный практикум | ||||
69 | Резерв: подготовка к ЕГЭ | |||||||
70 | Резерв: подготовка к ЕГЭ |
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Математика» 5 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по математике. Планирование разработано в соответствии с Примерной программой ...

Рабочая программа учебного предмета « алгебра, 9 класс, базовый уровень».
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Феде...

Рабочая программа учебного предмета « геометрия, 9 класс, базовый уровень».
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Фе...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» 7 класс, базовый уровень
Рабочая программа к УМК Колягина Ю.М. Программа рассчитана на 3,5 часа в неделю; 4 часа в первом полугодии и 3 часа во втором. Программа базовая....

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11 классов и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11 классов и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...