Методическая разработка урока геометрии 8 класс Серединный перпендикуляр к отрезку и его свойства
учебно-методический материал по геометрии (8 класс) на тему
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника : Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.,Геометрия.7-9 класс,-М.: Просвещение , 2013.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы организации образовательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Данная технологическая карта может быть исспользована при подготовке к уроку и представляет собой методическую разработку урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Оксана Сергеевна Плотникова,
учитель математики ГБОУ школа №413
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Предмет: Геометрия
Класс: 8
Тема: Серединный перпендикуляр к отрезку и его свойства
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма организации образовательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Цели:
Образовательная: формирование понятия о серединном перпендикуляре к отрезку, доказательство теоремы о серединном перпендикуляре к отрезку, доказательство следствия 2, применение знаний при решении задач
Воспитательная: воспитание чувств коллективизма, взаимопомощи, ответственности, уважения к личности, индивидуальности, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Развивающая: формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД;
Уметь:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,
- делать моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей,
- способствовать эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений,
- проводить объективную самооценку и взаимооценку.
Регулятивные УУД:
Уметь:
- определять цели учебной деятельности,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- составлять алгоритм действий на уроке;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
Уметь:
- слышать, слушать и понимать партнера,
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность с учителем и друг с другом
- распределять роли,
- взаимно контролировать действия друг друга,
- договариваться, вести дискуссию,
- правильно выражать свои мысли,
- эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками.
Познавательные УУД:
Уметь:
-добывать новые знания,
-создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных задач
- находить нужную информацию в учебнике и других источниках,
- составлять алгоритм деятельности при решении проблемной ситуации,
- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Основные понятия: серединный перпендикуляр, равноудаленность
Ресурсы: Учебник: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.и др., Геометрия 7-9 классы,- М.: Просвещение, 2013
Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ожидаемые результаты учебного занятия:
Предметные: имеют систематические знания о плоских фигурах и их свойствах, развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Метапредметные:
регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
познавательные: уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; умение использовать наглядность для иллюстрации примеров, аргументация собственного суждения.
Личностные: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний
Используемая технология: технология системно-деятельностного подхода
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ФОУД | Формируемые УУД |
1-й этап. Организационный Цель этапа: настроить учащихся на сознательную учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | |||||
1 | Ребята, сегодня на уроке вы вновь откроете новые знания (выведено на экран) | Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Настраивает на сознательную учебную деятельность. | Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест, садятся за парты. | Ф | Л. Самоопределение, смыслообразование. К. Планирование учебного сотрудничества. |
2-й этап. Актуализация знаний. Цель этапа: активизировать мыслительные операции учащихся | |||||
2 | Проверка домашнего задания Сформулировать и доказать: а) теорему о биссектрисе угла б) теорему, обратную теореме о биссектрисе угла в) следствие из теоремы о биссектрисе угла На экран выведены решения №676(б), 678(б) Доказательство теорем | Приглашает желающих к доске (3 чел) и формулирует для них задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. Демонстрирует на экране решения д/з и предлагает остальным учащимся осуществить взаимопроверку д/з, оценить соседа по парте по предложенным критериям Слушает, анализирует Предлагает оценить работу учащихся у доски | Ученики на доске выполняют задание Остальные учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют правильность выполнения задания соседа по парте, по необходимости корректируют и в тетрадях соседа по парте и выставляют отметку за д-з в лист контроля Слушают доказательство, уточняют при необходимости Оценивают работу одноклассников у доски | И П Ф | П. Учатся извлекать информацию из иллюстраций, умение формулировать проблему и находить пути ее решения. К. Учатся слушать, вести диалог в соответствии целями и задачами общения. Р. Умение слушать, дополнять, уточнять высказанные мнения. Л. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. |
3 | 3-й этап. Изучение нового материала Цель этапа: построения нового знания: определение параллелограмма и доказательство его свойств | ||||
Записать дату урока в тетрадь №677 (на закрепление изученного материала) Построение серединного перпендикуляра к отрезку с помощью циркуля Теорема о серединном перпендикуляре и ее доказательство Следствия 1,2 | Предлагает записать дату урока в тетрадь Мотивирует на выполнение №677 Предлагает прочитать задание, записать условие в тетради, сделать рисунок в тетради. Приглашает желающего к доске для оформления задания и выполнения рисунка Приглашает желающего выполнить это задание Создает проблемную ситуацию: просит нарисовать в тетради отрезок АВ и с помощью циркуля построить серединный перпендикуляр Формулирует теорему о серединном перпендикуляре к отрезку и доказывает ее на доске Предлагает прочитать следствие 1,2 на стр. 175 учебника Выполняет доказательство следствия 2 на доске | Записывают дату и тему урока Оформляют условие, делают рисунок, сверяют с записями на доске Выполняют задание Работающий у доски комментирует свое решение, на местах выполняют задание, контролируют решение на доске, оказывают помощь друг другу и работающему на доске Выполняют задание Учащиеся записывают теорему в тетрадь, слушают доказательство теоремы, делают записи в тетради Читают следствия 1,2, записывают в тетрадь Слушают доказательство следствия учителем, делают записи в тетради Задают вопросы | Ф Ф | П. Самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ и синтез информации. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли. Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и того, что ещё неизвестно. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция. Л. Постепенное накопление учащимися информации (от простого к сложному), установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | |
4-й этап. Первичное закрепление изученного материала. Цель этапа: формирование практических навыков решения заданий. | |||||
4 | Выполнить письменно №679(б), №680
| Формулирует задание и контролирует работу учащихся. Приглашает к доске учащегося для решения №680 | Выполняют задания. После выполнения задания дают комментарии решения с места. Остальные проверяют свое решение. Выполняют самостоятельно №680 и сверяют свое решение с решением на доске. | И Ф | П. Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. К. Выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач. |
5 | Физкультминутка Цель: предупреждение утомляемости учащихся. | ||||
6 | 5 –й этап. Закрепление изученного и применение знаний в новой ситуации Цель: самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение изученного материала в новой ситуации | ||||
Раздаточный материал Выбрать верный ответ 1. Биссектриса неразвернутого угла: a) делит угол на два угла; b) биссектриса удалена от сторон угла; с) каждая точка биссектрисы равноудалена от его сторон. 2. Каждая точка, лежащая внутри угла и равноудаленная от сторон угла: a) делит медиану угла на две равные части; b) находится на высоте, проведенной к стороне угла; с) лежит на его биссектрисе угла. 3. В треугольнике АВС отрезки AN, BM и CL – биссектрисы, причем AN и BM пересекаются в точке К. Назовите точку пересечения биссектрис AN и CL. a) точка L; b) точка К; с) точка С. 4. Серединный перпендикуляр – это прямая, проходящая через середину отрезка и: a) перпендикулярная к нему; b) разделяющая данный отрезок пополам; c) равноудаленная от сторон угла. 5. Сколько точек пересечения имеют три серединных перпендикуляра, проведенных к сторонам треугольника? a) 3; b) 2; с) 1. | Предлагает выполнить задание самостоятельно, обводя верные ответы кружочком на карточках и проверить себя. Предлагает ключи для выполнения проверки. - У кого возникли затруднения при выполнении задания? Кто правильно выполнил задание? Оцените свою работу и сдайте карточки Сообщает критерии оценивания «5» - за 5 верновыполненых заданий, «4» - за четыре , и т.д. | Выполняют задания Проверяют ответы, исправляют допущенные ошибки, обсуждают решение с соседом по парте. Отмечают результаты выполнения задания в листе контроля. Самооцениваниваю и сдают карточки | П И | П. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. К. Взаимодействие с соседом по парте, учет позиции собеседника Р. Оценивают предложенные варианты, выбирают наиболее точный. Самооценивание | |
7 | 6-й этап. Информация о домашнем задании с комментированием Цель: обсудить и записать домашнее задание | ||||
Домашнее задание. П75. Знать теорему о серединном перпендикуляре к отрезку,следствия 1.2. Уметь доказывать теорему и свойство. В.17-19, с.185; 679(а),681 | Предлагает записать задание и даёт комментарии к домашнему заданию. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы | Ф | ||
8 | 8-й этап. Итоговый Цель : провести рефлексию и оценивание учащимися учебной деятельности на уроке | ||||
Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников: - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? Чему научились на уроке? - Проанализируйте свою работу. Предлагает заполнить индивидуальные листы контроля | Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями об уроке: что узнали нового, чему научились, какие сложности испытали во время урока, что удалось, что не удалось? Делятся планами на следующий урок. Осуществляют самооценивание и взаимооценивание и выставляют отметки за урок в лист контроля. | Ф | П. Поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме. Анализ и синтез информации. К. Умение полно и точно выражать свои мысли. Разрешение конфликтов. Р. Прогнозирование, саморегуляция, адекватная самооценка. Л. Нравственно-этическая ориентация. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Сокращения, используемые в столбце формируемые УУД (универсальные учебные действия):
П – познавательные
Л – личностные
К- коммуникативные
Р - регулятивные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида. 5 класс."Линии в круге".
Открытый урок на регинальном семинаре. Презентация к уроку опубликована на моем мини-сайте. Материал можно использовать как для объяснения понятий: радиус, диаметр, хорда, так и для обобщающего урока....
Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида.7 класс. "Симметрия"
Разработку можно использовать при объяснении нового материала и при повторении темы. варьируя задания....
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих по теме "Решение треугольников".
Главная цель решения задачи: развитие умений логически мыслить, выполнять чертеж, считывать информацию с чертежа, планировать свои действия, делать выводы....
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).
Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе "Теорема о трех перпендикулярах" (с применением методики УДЕ)
План урока геометрии в 10 классе с презентацией (учебник геометрии Атанасяна Л.С. и др.(М.: Просвещение)), но может быть использован и при работе по другим УМК. В разработке урока применяется методика...
Методическая разработка урока геометрии 8 класс Параллелограмм и его свойства
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС и является методической разработкой урока. Ожидаемые результаты учебного занятия:Предметные: уметь объяснять, какой четырехугольник явля...
Методическая разработка урока геометрии "Знакомьтесь - геометрия" 7 класс
Технологическая карта вводного урока по геометрии в 7 классе, математический диктант на понимание, карточка для рефлексии...