Методическая разработка урока геометрии в 10 классе "Теорема о трех перпендикулярах" (с применением методики УДЕ)
план-конспект урока по геометрии (10 класс) на тему
План урока геометрии в 10 классе с презентацией (учебник геометрии Атанасяна Л.С. и др.(М.: Просвещение)), но может быть использован и при работе по другим УМК. В разработке урока применяется методика УДЕ (укрупнения дидактических единиц) академика РАН Пюрви Мучкаевича Эрдниева при формулировке и доказательстве прямой и обратной теорем о трех перпендикулярах с использованием граф-схемы, которая позволяет достичь предельной наглядности доказательства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_geometrii_v_10_klasse_po_teme_ttp.docx | 121.55 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_geometrii_v_10_klasse_po_teme_ttp.pptx | 548.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Манджиева Надежда Ивановна
МБОУ «Зултурганская СОШ»
Урок геометрии в 10 классе
Тема урока:
Учитель математики Манджиева Н.И.
2014-2015 уч. год
п. Светлый
Учитель: Манджиева Н.И., МБОУ «Зултурганская СОШ»
Предмет: геометрия
Учебный план - 6 часов в неделю (из них 3 ч. - алгебра и начала анализа, 2 ч.- геометрия, 1 ч. – факультатив «Практикум решения задач по математике» (подготовка к ЕГЭ)).
Класс: 10
Тема: «Теорема о трех перпендикулярах» (с применением методики Укрупнения Дидактических Единиц академика РАН П.М.Эрдниева).
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Дидактическая:
- введение понятия расстояния от точки до плоскости;
- доказательство прямой и обратной теоремы о трех перпендикулярах (с применением методики академика РАН П.М.Эрдниева);
- применение теоремы при решении задач.
Развивающая:
- развитие пространственного воображения, памяти, познавательного интереса;
- вырабатывание умения анализировать и сравнивать;
- формирование математической речи;
- активация мыслительной деятельности,
- отработка навыков построения пространственного чертежа к задачам
- формирование умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии.
Воспитательная:
- воспитание самостоятельности в работе;
- приучение к эстетическому оформлению записи в тетради, умению выслушивать других;
- привитие аккуратность и трудолюбие.
Оборудование и материалы: персональный компьютер, проектор, презентация «Теорема о трех перпендикулярах», доска, цветные мелки, УМК Атанасян Л.С. Геометрия 10-11 классы
Этапы урока и их содержание | Деятельность | |
учителя | учащегося | |
I.Орг. момент | Организационная | Сообщают об отсутствующих |
II. Постановка цели Сегодня на уроке мы введем понятия расстояния от точки до плоскости, рассмотрим и докажем важнейшую теорему о трех перпендикулярах. В конце урока решим несколько задач с использованием теоремы о трех перпендикулярах. | Сообщает дату проведения урока, тему урока, цель урока. | Записывают в тетради. |
III Актуализация знаний. Устная работа: (слайд презентации № 2)
Ответ: Перпендикулярными
Ответ: Нет.
Ответ: … перпендикулярна двум пересекающимся прямым плоскости
Ответ: эти прямые параллельны
Ответ: параллельны друг другу
Ответ: как длина перпендикуляра, опущенного из данной точки на данную прямую.
А АН ┴ а, Н – основание перпендикуляра АМ- наклонная, М – основание наклонной A МН – проекция наклонной АМ на а М Н | Проводит беседу. | Принимают активное участие в устном опросе. |
IV. Изучение нового материала.
А АН ┴ α Н – основание перпендикуляра АМ- наклонная М – основание наклонной МН – проекция наклонной АМ на плоскость α М Н α | Проводит беседу с учащимися, основываясь на их знания планиметрии | Принимают активное участие в устном опросе. |
АН ┴ α , МН ϵ α => АН ┴ МН => < МНА = 900 => МНА – прямоугольный => АН – гипотенуза, МН – катет => АН < АМ. Вывод: Перпендикуляр, проведенный из данной точки к плоскости, меньше любой наклонной, проведенной из этой же точки к этой плоскости. (слайд № 5)
Теорема. Если из некоторой точки А проведены к плоскости α перпендикуляр АА1 и наклонная АВ, и в этой плоскости проведена прямая СD, перпендикулярная к , то данная прямая СD соответственно перпендикулярна к . (слайд 6) А β
C А1 В D α (Красным цветом обозначена прямая теорема, а синим – обратная теорема).
(Слайд № 7) АА1 ┴ α CD ┴ АВ
CD ┴ А1В Доказательство: (слайд № 8) АА1 ┴ α CD ϵ α
CD ┴ АА1 CD ┴ АВ
CD ┴ β АВ ϵ β
А1В ϵ β
CD ┴ А1В Словесное изложение доказательств обеих теорем, которое также можно записать совместно: (слайд № 9):
| Корректирует рассуждения учащихся. Объясняет, используя презентацию. (слайд презентации № 6). Использует граф-схему (Слайд №7), объясняет условие прямой и обратной теорем. Доказывает прямую теорему (сплошные стрелки красного цвета в граф-схеме), используя презентацию (Слайд № 8) Учитель при необходимости задает наводящие вопросы. (Слайд № 8) | Учащиеся рассуждают, используя знания планиметрии. Самостоятельно делают вывод, сравнивая длину наклонной и перпендикуляра, проведенных из одной точки к данной плоскости. Внимательно слушают объяснение учителя и записывают в тетрадь. Внимательно слушают объяснение учителя и записывают в тетради условия теорем. Учащиеся доказывают под руководством учителя обратную теорему (пунктирные стрелки синего цвета в граф-схеме). (Слайд № 8) После окончания доказательства обучающиеся отвечают на вопрос: «О каких же трех перпендикулярах идет речь?» |
V. Формирование умений и навыков учащихся 1. Применение знаний в стандартной ситуации.
Через вершину А прямоугольного треугольника АВС с прямым углом С проведена прямая AD, перпендикулярная к плоскости треугольника. а) Докажите, что CВD прямоугольный. D б) Найдите BD, если ВС = а, DC = b. Дано: АВС – прямоуг. в С = 900 В А АD ┴ (АВС) ВС = а, DC = b а а) Доказать: СВD - прямоугольный
б) Найдите BD С Решение: а)
ТТП
б) т. Пиф. 1. CВD - прямоугольный, ВD – гипотенуза = > ВD = √ CD2 + ВС2
ВD = √ b2 +а2 (ед.)
Ответ: СВD – прямоугольный;
ВD = √ b2 + а2 (ед.) | Следит за верностью рассуждений учащихся, проверяя ход решения задачи учеником у доски и учеников класса на местах. | 1 ученик решает эту задачу самостоятельно. Остальные решают в тетрадях. Проверяют верно ли они решили задачи. |
VII. Итог урока. Устно: 1. Ответить на вопросы: а) Сравните длины перпендикуляра и наклонной, проведенных из одной точки к заданной плоскости. б) Как формулируется прямая теорема о трех перпендикулярах? Почему она так называется? в) Как формулируется обратная теорема о трех перпендикулярах?
| Подводит итог урока, выставляет оценки. | Отвечают на вопросы |
VIII. Рефлексия | Оценивают свою деятельность на уроке. | |
IX. Домашнее задание. п.19-20, № 140, № 144 | Поясняет домашнее задание | Внимательно прослушав пояснение учителя, записывают домашнее задание. |
X. Конец урока |
Используемая литература
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Киселева Л.С. Геометрия. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
- П.М.Эрдниев, Б.П.Эрдниев Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М.: Просвещение, 1986.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для 7—11 классов. М.: Просвещение, 2008.
- Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. М.: Просвещение, 2010.
- ЗвавичЛ.И., Рязановский А.Р.} Такуш Е.В. Новые контрольные и проверочные работы по геометрии. 10—11 классы. М.: Дрофа, 2008.
- Смирнова И.М. 150 задач по геометрии в рисунках и тестах. 10—11 классы. М.: Аквариум, 2001
- В. А. Яровенко «Поурочные разработки по геометрии 11 класс». М: ВАКО, 2010
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответить на вопросы: Угол между прямыми равен 90 0 . Как называются такие прямые ? Верно ли утверждение: «Прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна некоторой прямой, лежащей в этой плоскости. Продолжите предложение: «Прямая перпендикулярна плоскости, если она …» Что можно сказать о двух прямых, перпендикулярных к одной плоскости? Две прямые, перпендикулярные третьей прямой, … Как определяется расстояние от точки до прямой на плоскости? Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна плоскости, то … Две прямые, перпендикулярные одной и той же плоскости, … Если плоскость перпендикулярна одной из двух параллельных прямых, то …
Вспомним, как называются отрезки АН , АМ , НМ , точки Н и М . А М Н Н – основание перпендикуляра М – основание наклонной АН - перпендикуляр АМ - наклонная
α А М Н АН ┴ α Н – основание перпендикуляра АМ- наклонная М – основание наклонной МН – проекция наклонной АМ на плоскость α
Вывод : Перпендикуляр , проведенный из данной точки к плоскости, меньше любой наклонной , проведенной из этой же точки к данной плоскости.
Сформулируем одновременно и прямую, и обратную теорему, используя методику Укрупнения Дидактических Единиц (УДЕ): Если из некоторой точки А проведены к плоскости α перпендикуляр АА 1 и наклонная АВ, и в этой плоскости проведена прямая С D , перпендикулярная к , то данная прямая С D соответственно перпендикулярна к
Условия прямой и обратной теорем АА 1 ┴ α CD ┴ АВ CD ┴ А 1 В
АА 1 ┴ α CD ϵ α CD ┴ АА 1 CD ┴ АВ CD ┴ β АВ ϵ β А 1 В ϵ β CD ┴ А 1 В
Словесное изложение доказательств обеих теорем Так как по условию прямая АА1 перпендикулярна плоскости α, то она перпендикулярно любой прямой, лежащей в этой плоскости, в частности и прямой CD. Прямая CD, перпендикулярная двум прямым , перпендикулярна к плоскости β = =( АА 1 В), образуемой этими прямыми. Но в плоскости β лежит третья , к которой будет перпендикулярна прямая СD.
BD AC => В 1 D AC Как доказать, что диагональ куба В 1 D перпендикулярна прямой AC ?
Я конечно не ленился, но и очень не трудился Ай-да я, ай-да молодец! Скажу опять, что я не понял Рефлексия
Спасибо за работу, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида. 5 класс."Линии в круге".
Открытый урок на регинальном семинаре. Презентация к уроку опубликована на моем мини-сайте. Материал можно использовать как для объяснения понятий: радиус, диаметр, хорда, так и для обобщающего урока....
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).
Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока геометрии в 8 классе "ПЛОЩАДЬ ТРАПЕЦИИ" с применением ИКТ
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ...
Методическая разработка урока геометрии по теме "Применение теоремы синусов и косинусов при решении практических задач", 9 класс
На уроке разбирается решение задачи измерения высоты недоступного объекта различными способами: с использованием подобия, теорем синусов и др....
Методическая разработка урока геометрии "Знакомьтесь - геометрия" 7 класс
Технологическая карта вводного урока по геометрии в 7 классе, математический диктант на понимание, карточка для рефлексии...
Методическая разработка урока геометрии 8 класс Серединный перпендикуляр к отрезку и его свойства
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника : Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.,Геометрия.7-9 класс,-М.: Просвещение , 2013.Тип урока: урок изучения и первичного зак...
Методическая разработка урока английского языка по теме "My family" с применением сингапурской методики обучения.
Урок английского языка с применением сингапурской методики обучения....